Экономическое содержание Конституции Аргентинской Республики

(Сороковая Е. А.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 6) Текст документа

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ АРГЕНТИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ <*>

Е. А. СОРОКОВАЯ

Сороковая Екатерина Андреевна, аспирантка Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Данная статья анализирует текст Конституции Аргентинской Республики на предмет того, насколько детально в нем освещаются социально-экономические вопросы. Выводы, сделанные автором, показывают, насколько базовые принципы регулирования социально-экономической жизни воплотились в тексте указанного Основного закона.

Ключевые слова: экономический анализ, Конституция, Аргентинская Республика.

The present article analyses the text of the Constitution of the Republic of Argentina with regard to social-economy issues. The author's conclusions show how basic principles of regulation of social-economy life are manifested in the text of the said Fundamental Law.

Key words: economic analysis, Constitution of the Republic of Argentina.

Соотношение конституционного права и экономики является одним из ключевых вопросов для экономического и конституционного развития. Конституции всех государств в той или иной степени обращаются к вопросам экономики. Как правило, практически все разделы основных законов государств имеют отношение к экономической системе страны, задавая базовую логику ее развития. В этой связи можно говорить как минимум о двух подходах к рассмотрению данного вопроса. Во-первых, возможен узкий взгляд на предмет, т. е. рассмотрение лишь тех разделов Конституции, которые прямо регулируют экономические проблемы - свободу предпринимательства, конкуренцию и бюджетные вопросы, экономические функции ветвей власти и органов государственного управления всех уровней. Второй подход может заключаться в анализе различных положений Конституции с точки зрения того, как они влияют на осуществление экономических процессов. Помимо собственно экономических статей Основного закона здесь важно обратить внимание на общие принципы его построения, значимость политических и социальных прав для формирования и функционирования рыночной экономики, а также на проблемы федерализма и соотношения роли различных институтов, так или иначе регулирующих отношения в экономической сфере <1>. -------------------------------- <1> См.: Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006.

Именно второй подход положен в основу анализа Конституции Аргентинской Республики. Прежде чем начинать анализировать действующую Конституцию Аргентинской Республики, необходимо несколько слов сказать об аргентинской политической истории. Важно понимать, что с момента получения Аргентиной независимости от Испании вплоть до 1983 г. в государстве практически постоянно происходили перевороты, сменявшиеся различными диктатурами. Первые конституционные документы, принятые с момента провозглашения независимости, были общего характера. В них даже отсутствовало упоминание о форме правления. Первая Конституция в полном и привычном для нас смысле этого слова была принята в 1826 г. Спустя девять лет она была отменена пришедшим к власти диктатором, и на 20 лет политическая и экономическая жизнь государства вернулась назад в колониальную эпоху. Затем, в 1853 г., после свержения либералами диктатуры, была принята Конституция, действовавшая в своем либеральном виде также недолго (хотя, по большому счету, это был самый длительный период конституционной стабильности). Следующая конституционная реформа произошла уже в 1949 г. Именно она частично положена в основу действующей Конституции, принятой в августе 1994 г., несмотря на то, что в 1955 г. была отменена очередным военным диктатором. Опираясь на вышесказанное, важно понимать, что в отсутствии стабильного политического и экономического развития практически невозможно выработать свой собственный уникальный гармоничный для конкретного государства, конкретной нации и менталитета подход к написанию основного Закона. Ведь очевидно, что "для того, чтобы Конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях Конституция - юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания. Она закрепляет существующий каркас общественного и государственного строя, устанавливает основы политического процесса в обществе" <2>. При этом конституция - самый "неподвижный" нормативно-правовой акт, которому крайне сложно реагировать на быстрые и резкие изменения общественного строя, политической ситуации, поэтому все изменения такого рода не идут на пользу конституционному развитию, а часто лишь вносят сумбур. -------------------------------- <2> Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2008.

Первая же статья в тексте действующей Конституции Аргентинской Республики декларирует республику в качестве формы правления. Как известно, ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства, а главное - указанной форме правления обычно присуща демократия в качестве политического строя. "Демократия, как равная для всех свобода, дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности" <3>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <3> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2000.

Дальнейший анализ текста Конституции покажет, как базовые принципы регулирования социально-экономической жизни воплотились в Конституции Аргентинской Республики. Прежде всего обратимся к социально-экономической сфере, а именно к перечню основных экономических принципов и прав. Здесь стоит отметить, что в тексте главы первой, которая называется "Декларации, права и гарантии", никак не выделены и не объединены те принципы, которые носят экономический характер. Вместе с тем к таким принципам можно отнести принцип единства экономического пространства на всей территории Республики. Статьи 9, 10, 11 и 12 Конституции детализируют его, обозначая единство таможенной зоны на территории всего государства, свободное обращение всех видов товаров, прошедших таможенное оформление на внешних таможнях, отсутствие каких бы то ни было обязанностей, связанных с перемещением товаров внутри всей территории государства. Экономические права в тексте Конституции представлены правом работать и заниматься любым законным производством, правом плавать и торговать, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, правом на защиту экономических интересов и конкуренции от всех форм нарушения рыночных отношений. Без всего этого невозможно предпринимательство, а следовательно, невозможна и реализация права частной собственности. Кроме того, на конституционном уровне гарантируется защита прав трудящихся: справедливые и равные условия труда, ограниченный рабочий день, оплачиваемый отдых и отпуска, минимальная заработная плата не ниже прожиточного уровня, равная оплата за равный труд, участие в доходах предприятия, контроль за производством и содействием в управлении, защита от увольнения в судебном порядке. Также представляются гарантии трудовым коллективам и возможности социального страхования для граждан Аргентинской Республики. Помимо этого декларируется равенство всех жителей перед законом и трудоустройство на равных условиях при равной профессиональной пригодности. Отдельная статья посвящена институту права собственности. Вместе с провозглашением неприкосновенности собственности Конституция Аргентинской Республики предусматривает ограничение указанного права, а также владения, пользования и распоряжения собственностью, правда, при условии, что такое ограничение осуществляется в общественных интересах и после предварительной компенсации убытков. В ст. 25 первой главы Конституции указывается, что федеральное Правительство должно поощрять иммиграцию из Европы и не может запрещать, ограничивать и облагать пошлинами въезд на территорию Аргентины иностранцев, целью которых является возделывание земли, улучшение производства, развитие или преподавание науки и искусства. Упоминание такого положения в основном законе весьма нехарактерно, однако четко указывает на то, что экономическая политика государства направлена на привлечение инвестиций в интеллектуальный капитал и иностранной рабочей силы. В статье 39 второй главы Конституции Аргентинской Республики, которая также заключает в себе права и гарантии, говорится о праве граждан представлять проекты законов в Палату депутатов. При этом оговаривается, что не могут быть объектами общественной инициативы проекты, касающиеся конституционной реформы, международных договоров, налогов, бюджета и уголовной ответственности. В ст. 42 декларируется право на защиту экономических интересов. Далее конкретизируется, что власти должны обеспечить защиту этих прав, информирование потребителей, защиту конкуренции от всех форм нарушения рыночных отношений, контроль за естественными и законными монополиями, качество и эффективность публичных служб, содействовать созданию объединений потребителей и пользователей. Что касается экономических функций органов государственной власти, то таковыми в соответствии с текстом Конституции наделен прежде всего Конгресс (законодательное регулирование вопросов таможни, введение косвенных и прямых налогов, ежегодное утверждение государственного бюджета и прочее) и главный национальный контрольный орган, являющийся техническим вспомогательным органом Конгресса, который осуществляет внешний контроль за деятельностью государственного публичного сектора в части, касающейся имущественных, экономических, финансовых вопросов и вопросов оперативного управления. А также глава Кабинета министров, который в соответствии с п. 7 ст. 100 обеспечивает сбор налогов и исполнение Закона о бюджете. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экономическая сфера освещена в Конституции Аргентинской Республики крайне скудно. Так, в разделе, посвященном основным правам и свободам, ни слова не говорится о приоритете прав личности перед государством. Также ничего не говорится о равенстве форм собственности, как, впрочем, и вообще о существующих в государстве формах собственности. Кроме того, в тексте Конституции Аргентинской Республики отсутствует раздел, посвященный экономической проблематике. Как уже говорилось выше, перечень основных экономических прав также отсутствует. Также никак не регламентированы вопросы функционирования отдельных институтов, непосредственно связанных с осуществлением экономических полномочий, и, помимо этого, в тексте Конституции вопрос о разграничении предметов ведения между федерацией и субъектами также не поднимается, что также свидетельствует о крайне низком уровне освещения экономических вопросов в анализируемом Основном законе.

Название документа