Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров в системе источников международного таможенного права
(Корф Д. В.) ("Реформы и право", 2010, N 3) Текст документаМЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ГАРМОНИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОПИСАНИЯ И КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
Д. В. КОРФ
Корф Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры финансового права Государственного университета Высшей школы экономики, научный сотрудник Центра публично-правовых исследований.
В статье проанализирована история создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров в системе источников международного таможенного права, рассмотрена структура Гармонизированной системы и основные правила ее интерпретации.
Ключевые слова: международное таможенное право, таможенная номенклатура, гармонизированная система описания и кодирования товаров.
International Convention on the Harmonized Commodity Description and Coding System in the System of Sources of International Customs Law D. V. Korf
Key words: international customs law, customs nomenclature, the Harmonized Commodity Description and Coding System.
The article analyzes the history of establishing the Harmonized Commodity Description and Coding System in the system of sources of international customs law. The structure of the Harmonized System and the general rules of its interpretation are also reviewed.
15 декабря 1950 года в Брюсселе одновременно с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества стороны подписали Конвенцию о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах <1>, ставшую прообразом современной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Эта конвенция вступила в силу 11 сентября 1959 г. <2>. Впоследствии ее стали именовать Брюссельской таможенной номенклатурой (БТН), а последняя редакция брюссельской номенклатуры 1978 года уже называлась Номенклатура Совета таможенного сотрудничества (НСТС). -------------------------------- <1> Оригинальный текст (на английском языке) опубликован в "Australian treaty series". 1978. N 18. <2> Эта дата согласно статье XII Брюссельской конвенции 1950 г. определена следующим образом: "через три месяца после сдачи на хранение Министерству иностранных дел Бельгии седьмой ратификационной грамоты".
С начала 1970-х гг. новую редакцию таможенно-тарифной номенклатуры готовил исключительно Совет таможенного сотрудничества (СТС) <3>, признанный на одном из совещаний Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) наиболее подходящей организацией для изучения и практической реализации вопросов, связанных с описанием и кодированием товаров, обращающихся во внешней торговле. Таким образом, это переименование отнюдь не случайно. -------------------------------- <3> В 1994 году СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию.
В преамбуле Конвенции 1950 г. о Брюссельской таможенной номенклатуре указано, что подписавшие ее договаривающиеся стороны создали БТН, "желая содействовать международной торговле, осознавая возросшую роль таможенно-тарифного регулирования в условиях постепенной отмены количественных ограничений внешней торговли, желая облегчить международные переговоры по вопросам таможенных тарифов и улучшить сопоставимость данных внешнеторговой статистики путем применения единой таможенно-статистической номенклатуры, убежденные, что указанные цели могут быть достигнуты только с помощью установления единой международной основы для классификации товаров в таможенных целях". Эти принципы впоследствии лягут в основу Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Юридическая привязка Брюссельской конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах 1950 г. к Конвенции о создании СТС установлена в ст. XIV Конвенции о Брюссельской номенклатуре 1950 г., согласно которой к ней могут присоединиться только стороны, присоединившиеся к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества, а отказ участвовать в СТС означает невозможность подписания Конвенции о БТН. Кроме того, согласно ст. XI ратификационные грамоты от стран, не являющихся членами СТС, не принимаются на хранение до тех пор, пока не будет сдана ратификационная грамота о присоединении к Конвенции о создании СТС. В связи с этим многие государства применяли БТН de facto, не участвуя в Конвенции. Для юридических целей собственно под "номенклатурой" Конвенция о БТН (ст. I) понимала товарные позиции с соответствующими им номерами (именно номерами, а не кодами), примечания к разделам и группам и Основные правила интерпретации, установленные в Приложении к Конвенции, которое являлось ее неотъемлемой частью. БТН получила распространение в большинстве развитых стран мира в том виде, в котором ее публиковал Совет таможенного сотрудничества, включая поправки, внесенные в 1959, 1965 и 1972 годах. Однако отсутствие международно-правовой обязанности государств и таможенных союзов вносить в свою номенклатуру соответствующие поправки часто порождало проблему отставания национальной таможенно-статистической редакции от текущего варианта международно-правовой основы. Классификационный критерий, заложенный в основу первоначальной редакции БТН, - характер материалов, из которых изготовлен товар, впоследствии вызвал определенные затруднения, связанные с тем, что для публикации статистической отчетности данные необходимо было перегруппировывать в соответствии с обобщенными экономико-статистическими критериями, которые требовали группировать товары по степени их обработки и по отраслевому происхождению <4>. Таким образом, дальнейшие работы по корректировке первоначальной редакции БТН проводились в направлении сближения ее со Стандартной международной торговой классификацией ООН (СМТК ООН), которая на тот момент являлась основной статистической товарной номенклатурой. -------------------------------- <4> Основы таможенного дела: Учебник / Под общей редакцией Г. Драганова: Рос. тамож. акад. ГТК РФ. М.: Экономика, 1998. 253 - 254.
Результатом явилось создание в 1978 году Номенклатуры СТС, с формально-юридической точки зрения - лишь редакции БТН, а с содержательной - принципиально новой номенклатуры. В отличие от первоначального варианта классификационная схема НСТС сочетала в себе группировку товаров по степени их обработки, по происхождению, а также по назначению и химическому составу. В структуру НСТС входили 21 раздел, 99 групп товаров и 1011 товарных позиций. При образовании групп был заложен принцип степени обработки. Однако для построения товарных позиций в разных группах применялась различная последовательность трех основных признаков: степень обработки, назначение и сырьевой материал, из которого изготовлен товар <5>. -------------------------------- <5> Борисов К. Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 1997. С. 62.
К 1985 году около 150 государств, таможенных и экономических союзов применяли НСТС в качестве основы построения своих таможенных тарифов и внешнеторговых статистических классификаторов. Теперь основной задачей СТС-Всемирной таможенной организации при разработке новой, более детализированной, товарной номенклатуры для таможенных и статистических целей стало не только совершенствование классификационных критериев, но и обеспечение перехода большинства стран, использующих БТН и НСТС, на новую номенклатуру, что требовалось в условиях еще большего усложнения структуры международной торговли во второй половине XX века. Этому во многом способствовала инициатива Совета таможенного сотрудничества по привлечению как можно большего числа участников в новую международную конвенцию, и новых членов в Совет, ведь только с помощью международно-правовых механизмов закрепления обязанностей государств и таможенных союзов отслеживать и вовремя изменять свои таможенно-статистические номенклатуры можно было добиться действительно высокой степени гармонизации и унификации национальных и региональных классификационных систем, используемых для таможенно-статистических целей. В 1960 - 80-х годах в СССР полным ходом шла работа по созданию своеобразной альтернативы БТН и НСТС. Вопрос о создании единой номенклатуры Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) впервые подняли в марте 1959 года на совещании специалистов-статистиков внешней торговли стран-членов СЭВ, на котором странам СЭВ с 1960 года в статистических и таможенных целях рекомендовалось использовать Единую товарную номенклатуру внешней торговли Министерства внешней торговли СССР 1954 года с внесением необходимых изменений, обусловленных сдвигами в структуре внешней торговли. Однако эти сдвиги даже в рамках внутренней (в пределах СЭВ) торговли оказались столь значительными, что решено было выработать новую единую товарную номенклатуру. И такая номенклатура была создана. В начале 1960-х годов единую номенклатуру СЭВ подготовил Отдел статистики Секретариата СЭВ, и в 1962 году Секретариат СЭВ принял эту номенклатуру и опубликовал ее под окончательным названием - Единая товарная номенклатура внешней торговли стран - членов СЭВ (ЕТН ВТ СЭВ) <6>. -------------------------------- <6> Единая товарная номенклатура внешней торговли стран-членов Совета экономической взаимопомощи. Совет экономической взаимопомощи, Секретариат. М., 1962.
В ЕТН ВТ СЭВ последней редакции 1984 года было введено семизначное кодовое обозначение: первый знак - номер раздела, первые два - номер группы, первые три - подгруппы, первые пять - товарной позиции, а все семь знаков - субпозиции. В подгруппах и товарных позициях было много свободных номеров и номенклатуру можно было дополнять. Такая структура позволяла вести учет не только в пределах товарных наименований, но и, когда это было необходимо, выделять виды, сорта и марки товаров. Товары в ЕТН ВТ СЭВ распределялись по разделам, группам и подгруппам по признаку назначения или происхождения, либо по материалам, из которых они изготовлены. Такая классификация давала возможность группировать товары на средства производства и потребления, на основные и оборотные средства, на изделия промышленности и сельского хозяйства, а также проводить дополнительные группировки экспорта и импорта товаров по различным экономическим критериям. ЕТН ВТ СЭВ как таможенно-статистическая классификация была приспособлена лишь к структуре международной торговли внутри стран-членов СЭВ, что предопределило ее неприспособленность для эффективной тарифной защиты в условиях демонополизации внешней торговли и ограниченные возможности использования ЕТН ВТ СЭВ в таможенно-тарифных целях в новых социально-экономических условиях. Несмотря на это, ЕТН ВТ СЭВ использовалась для построения Таможенного тарифа СССР <7> продолжительное время, и была заменена новой Гармонизированной системой лишь в конце 1990 года, но еще в масштабе СССР. Для более плавного перехода от ЕТН ВТ СЭВ к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, а точнее, к европейской детализации Гармонизированной системы - Комбинированной номенклатуре, которую СССР, а впоследствии и Россия решила взять за основу своей таможенной номенклатуры, в 1990 г. Госкомстат СССР совместно с Министерством внешних экономических связей СССР и Главным управлением Государственного таможенного комитета СССР разработали таблицы переходов от одной классификации к другой. Однако это позволяло добиться лишь ограниченной сопоставимости. Зачастую даже в случаях, когда наименования товарных групп разных номенклатур текстуально совпадали, содержание их могло оказываться различным <8>. -------------------------------- <7> См.: Постановление СМ СССР от 27 апреля 1981 г. N 394 "Об утверждении Таможенного тарифа СССР" // Собрание постановлений Правительства СССР. 1981. N 17. Ст. 101. <8> Григорук Н. Е. Статистика внешнеэкономических связей. М., 1993. С. 109.
Усложнение структуры международной торговли к концу XX века, потребности международных организаций и государств в качественно новых инструментах международного контроля за трансграничным перемещением определенных товаров, в том числе представляющих опасность для человека, необходимость осуществления постоянного мониторинга внешней торговли биологическими видами, находящимися под угрозой исчезновения, лавинообразное нарастание объема международного товарооборота и внедрение компьютерных технологий в таможенном деле и ускорение таможенных процедур - все эти, а также некоторые другие факторы обусловили необходимость принятия новой, более детализированной и приспособленной прежде всего для таможенных целей, международной товарной номенклатуры - Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (далее - ГС). Работа над созданием номенклатуры, призванной заменить БТН и НСТС, были начаты в 1970-х гг. экспертами СТС при активной поддержке ЕЭК ООН и содействии Статистического отдела ООН, хотя первоначально в состав специально созданного Комитета по ГС входили лишь представители таможенных служб разных стран. На первых заседаниях рабочей группы решено было увязать новую номенклатуру не только с НСТС и СМТК, но и с другими международными и даже отдельными национальными классификаторами товаров. Поэтому в состав рабочей группы Комитета по ГС вошли представители свыше 60 стран и более 20 международных и национальных организаций и институтов. Заинтересованные стороны сначала вносили замечания и предложения в Комитет, а уже оттуда они передавались на проработку в рабочую группу, где решения принимались простым большинством голосов <9>. -------------------------------- <9> Огнивцев В., Хоциалов В. О гармонизированной системе описания и кодирования товаров // Внешняя торговля. 1987. N 1.
При подготовке номенклатуры ГС было использовано около 14 других товарных классификаторов, в числе которых, помимо НСТС и СМТК, необходимо выделить Единую товарную номенклатуру Международного Союза железных дорог, Всемирную классификацию авиагрузов Международной Ассоциации воздушного транспорта, Фрахтовый тариф Ассоциации Вест-индских трансатлантических пароходных линий, Стандартизированный товаротранспортный код, Товарную номенклатуру внешней торговли ЕЭС (NIMEXE), а также таможенную номенклатуру Японии, представлявшую собой детализацию БТН, и до того момента самостоятельно развивавшиеся таможенно-тарифные номенклатуры США и Канады. Для того чтобы тот или иной товар получил в новой номенклатуре самостоятельное описание (отдельную базисную позицию) необходимо соблюдение одновременно двух условий: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств. Этот интерес необходимо было обосновывать, причем наиболее весомым аргументом в пользу создания отдельной товарной позиции или субпозиции являлись данные международной и национальной статистики об объеме международной торговли каждым конкретным товаром. В ходе подготовки номенклатуры ГС внутри СТС сосуществовали и тесно взаимодействовали одновременно два комитета: Комитет по номенклатуре, который был уполномочен вести действовавшую на тот момент НСТС и ежегодно вносить в нее необходимые изменения и Комитет по ГС, который в то время занимался лишь работой по подготовке новой номенклатуры. С введением в действие ГС функции Комитета по номенклатуре в соответствии с нормами новой Конвенции перешли к Комитету по ГС. Новая система классификации приобрела конкретные очертания лишь к 1981 году и стало понятно, что это была не просто очередная редакция НСТС, а принципиально новая система описания, основанная на шестизначном кодировании товаров и претендующая на доминирование не только в ряду международных таможенно-статистических товарных номенклатур, но и среди транспортно-экспедиторских товарных классификаторов. К июню 1983 года был выработан согласованный рабочей группой текст новой номенклатуры, учтены все мнения и возражения, а также, что самое существенное, появилась международная конвенция о внедрении этой классификационной системы. 14 июня 1983 года в Брюсселе на 61/62 Сессиях СТС был утвержден окончательный вариант Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - Конвенции о ГС) <10>. Согласно статье 13 первоначального варианта Конвенции предполагалось, что она будет введена в действие 1 января 1985 года. Это объяснялось необходимостью подготовки Пояснений СТС к Гармонизированной системе, которые были бы наиболее успешными лишь в случае выявления проблем в ходе фактического применения ГС. Ряд стран перешли на ГС сразу же после утверждения окончательного варианта Конвенции, и за два года накопилось немало полезного опыта. Для отслеживания практики применения и подготовки Пояснений к ГС в переходный период на тех же 61/62 сессиях СТС решено было создать Временный Комитет по ГС. -------------------------------- <10> Текст на русском языке см.: Таможенные ведомости. 1996. N 8. С. 73 - 85.
Другая важная проблема заключалась в необходимости согласования перевода на номенклатуру ГС переговорных процедур в рамках ст. XXVIII Генерального Соглашения по тарифам и торговле (Всемирной торговой организации, далее - ГАТТ/ВТО). Введение в действие Конвенции о ГС, очевидно, затягивалось, и 24 июня 1986 года на 67/68 сессиях СТС был утвержден Протокол поправок к Конвенции о ГС, который внес изменения в статью 13 Конвенции. Таким образом, предусматривалось вступление Конвенции в силу "по истечении не менее трех месяцев после того, как не менее семнадцати государств, таможенных или экономических союзов подпишут ее без оговорки о ратификации или передадут на хранение свои документы о ратификации или присоединении, но не ранее 1 января 1988 года". Указанное число участников набралось лишь к сентябрю 1987 года, таким образом, окончательная дата вступления Конвенции в силу - 1 января 1988 года - оказалась на три года позже запланированной. Конвенция о ГС действует бессрочно. Создатели Конвенции о ГС поставили более амбициозные цели по сравнению с теми, которые были заявлены в Конвенции о БТН 1950 г. В преамбуле к Конвенции о ГС указано, что новая номенклатура предназначена для широкого применения не только для построения таможенно-статистических номенклатур, но и для построения на ее основе транспортных тарифов и даже производственных классификаторов. Сближение внешнеторговых статистических классификаторов и производственных - эта новая задача, которую призвана решать Гармонизированная система. Однако в первую очередь Гармонизированная система служит упрощению и развитию внешней торговли, уменьшению расходов частных лиц и других институтов, вызванных повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли. Обращается также внимание на необходимость адекватно отвечать на технологические сдвиги в международной торговле путем принятия новой номенклатуры, поскольку НСТС, особенно прежняя система кодирования, не отвечала этим потребностям. Еще одно качество Гармонизированной системы заключается в использовании ее как инструмента международных торговых переговоров, преимущественно в рамках ГАТТ/ВТО. В Конвенции о ГС специально подчеркивается, что достижение этой и других указанных целей не может осуществляться иначе, как с помощью заключения универсальной международной конвенции, вводящей всеобщие стандарты и принципы классификации товаров. В настоящее время практически все таможенно-статистические номенклатуры мира основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Номенклатура ГС приведена в Приложении к Конвенции о ГС. Согласно статье 2 Приложение является неотъемлемой частью Конвенции, а любая ссылка на эту Конвенцию равно означает и ссылку на Приложение. Номенклатура ГС включает в себя следующие элементы: а) товарные позиции, субпозиции; б) относящиеся к товарным позициям и субпозициям цифровые коды; в) примечания к разделам, группам и субпозициям; г) основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы (Основные правила интерпретации ГС). Два экземпляра Конвенции о ГС, на английском <11> и французском языках, сданы на хранение Генеральному секретарю СТС. Все участники Конвенции о ГС получают заверенные копии. Кроме того, Генеральный Секретарь СТС обязан официально уведомить стороны и Генерального Секретаря ООН: -------------------------------- <11> http://www. wcoomd. org/files/1.%20Public%20fMes/PDFandDocuments/Conventions/Hsconve21.pdf
1) об уведомлениях развивающихся стран о частичном применении ГС; 2) о подписаниях, ратификациях и присоединениях к Конвенции о ГС; 3) о моменте вступления Конвенции в силу; 4) о денонсации Конвенции любой из сторон; 5) о поправках к Конвенции о ГС; 6) о несогласии с рекомендуемыми поправками какой-либо из сторон и о снятии этого возражения; 7) о принятых поправках к Конвенции о ГС. Поправки могут касаться как самого текста Конвенции о ГС, так и текста Приложения, то есть номенклатуры ГС. Значительные поправки в номенклатуры ГС вносились в 1996, 2002 и 2007 годах. Принятые поправки влекут международно-правовую обязанность каждого участника Конвенции в установленные сроки привести в соответствие с дополненной Гармонизированной системой свою статистическую и таможенно-тарифную либо единую таможенно-статистическую номенклатуры. Текст номенклатуры ГС в последней редакции 2007 года на английском языке можно найти на сайте Всемирной таможенной организации <12>. -------------------------------- <12> http://www. wcoomd. org/home_hsoverviewboxes_tools_and_instruments_hsnomenclaturetable2007.php
Россия присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.) вместе с Протоколом о внесении поправки в Конвенцию (Брюссель, 24 июня 1986 г.) 1 января 1997 г. <13>. До этой даты номенклатура ГС вместе с ГС-производной Комбинированной номенклатурой ЕС применялась в России де-факто, так как на ее основе 3 ноября 1995 года была создана девятизначная Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), введенная в действие Соглашением о единой ТН ВЭД СНГ <14>. Официальный текст конвенции на русском языке приведен в Таможенных ведомостях. 1996. N 8. С. 73 - 85 <15>. -------------------------------- <13> Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1619. <14> Российская газета (Ведомственное приложение). 1996. 3 февраля. N 22. <15> Текст приложения к Конвенции о ГС на русском языке официально не опубликован. Существует издание ГС-производной номенклатуры - ТН ВЭД СНГ на русском языке. См.: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ). Изд-е 2-е. М., 1996.
Международная конвенция о ГС содержит преамбулу, 20 статей, Протокол о внесении поправки в Международную конвенцию о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 24 июня 1986 г.), обширное приложение к Конвенции о ГС, содержащее, помимо прочего, основные правила интерпретации ГС, примечания к разделам, группам и субпозициям; редакции номенклатуры ГС, принятые СТС. Стороны, присоединившиеся к Конвенции, обязуются применять ГС в качестве основы своей таможенно-статистической номенклатуры. В этом понятии объединены номенклатура таможенного тарифа и статистическая номенклатура. В данном случае "номенклатура таможенного тарифа" означает ту номенклатуру, которую при декларировании импортируемых товаров предписывает применять внутреннее законодательство участника, а под "статистической номенклатурой" понимается система классификации товаров, которая в соответствии с внутренним законодательством участника Конвенции используется для сбора статистических данных по экспорту и импорту. При построении вышеуказанных классификаторов участнику Конвенции о ГС запрещается произвольно удалять отдельные товарные позиции и субпозиции ГС, изменять и дополнять кодировку ГС на уровне первых шести цифр, а также корректировать установленные в Приложении базовые правила применения ГС. Номенклатуру ГС можно детализировать с помощью внесения в нее дополнительных подразделов, кодированных по большему числу знаков, чем в Гармонизированной системе. В Конвенции о ГС согласно статье 11 вправе участвовать государства-члены СТС, таможенные и экономические союзы (примером является Европейский союз), а также государства, которым Генеральный Секретарь СТС направит приглашение по указанию Совета. Очень важно, чтобы при построении других классификационных систем ГС использовалась в полном объеме, поэтому при подписании или присоединении к Конвенции никакие оговорки не допускаются. С 1 января 1987 года Конвенция о ГС открыта только для присоединения, при этом документ о присоединении вручается Генеральному Секретарю СТС <16>. Конвенцию можно также денонсировать, но денонсация вступит в силу лишь спустя один год после уведомления Генерального Секретаря. -------------------------------- <16> Россия присоединилась к Конвенции о ГС только 1 января 1997 года. Присоединению предшествовало Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1619).
Отличительной чертой классификационной схемы Гармонизированной системы является комплексность. Так, разделы I, II и V построены по принципу происхождения, разделы IV, XI, XII, XVII, XVIII, XIX, XX и XXI - по функциональному назначению, разделы III, VI, VII - по химическому составу, а разделы VIII, IX, X, XIII, XIV и XV - по виду материала, из которого товар изготовлен. При перечислении групп реализован другой принцип - степень обработки товара (упрощенно это выглядит так: живые животные классифицированы в группе 1, шкура и кожи животных - в группе 41, а кожаная обувь - в группе 64). Согласно ст. 1 п. "а" Конвенции о ГС Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы, приведенные в приложении к Конвенции. Структура номенклатуры ГС иерархична и представляет собой 21 раздел (обозначаются римскими цифрами, номер раздела не кодируется), в которые входят 97 групп (нумерация от 01 до 97, также в ГС присутствуют некодируемые подгруппы, всего их 33), группы делятся на товарные позиции (1241), многие товарные позиции, в свою очередь, состоят из двух видов субпозиций - с одним дефисом и более мелких с двумя дефисами (субпозиций в ГС первоначально было 5019 <17>). -------------------------------- <17> См.: Берлин Э. А., Иванов Н. А. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ. ФОРУМ: Методологический сборник. Вып. 2. М.: РИО РТА, 1996. С. 84.
Группа 77 в номенклатуре ГС (далее - НГС) оставлена пустой для возможного использования в будущем в самой Гармонизированной системе, однако она структурно входит в НГС и при построении ГС-производной товарной номенклатуры эту группу также следует оставлять пустой. Любопытно, что группа 77 входит в раздел XV "недрагоценные металлы и изделия из них". О 98-й и 99-й группах в НГС ничего не сказано, но очевидно, что кодирование в них не должно противоречить и искажать юридический текст Конвенции о ГС (текст Конвенции вместе с текстом Приложения). Определенная практика построения национальных ГС-производных номенклатур, получившая распространение в некоторых государствах, может свести на нет все усилия СТС-ВТО по установлению единых принципов интерпретации и распространению ГС для упрощения международной торговли товарами. 98 и 99 группы часто используются таким образом, что фактически некоторые положения номенклатуры ГС, которые эти государства как участники Конвенции обязались сохранять при построении своих номенклатур в неизменном виде, искажаются настолько, что вновь появляется проблема, которая вроде бы уже успешно была решена введением ГС-переклассификации товара. Утверждения о том, что группы 98 и 99 можно использовать в национальных тарифах для кодирования "особых" положений можно встретить даже в трудах отечественных исследователей <18>. Если же проанализировать содержание этих дополнительных групп, окажется, что они устанавливают изъятия из НГС и приводят к существенному ограничению этого общепризнанного международного стандарта классификации товаров. -------------------------------- <18> См.: Основы таможенного дела: Учебник / Под общей редакцией В. Г. Драганова. М., 1998. С. 257.
Например, Гармонизированный таможенный тариф США (далее - ГТТ) содержит обе дополнительные группы <19>. Группа 98 "специальные положения о классификации", действительно, классифицирует объекты, которые сложно отнести к товарам, например "стоимость произведенного ремонта" или "стоимость гарантийного ремонта за рубежом" применительно к товарам, которые возвращаются в США. -------------------------------- <19> Таможенный тариф США 2004 г. (информация получена на официальном сайте Комиссии США по международной торговле: http://hotdocs. usitc. gov/tariff_chapters_current/toc. html).
В 99 группе ГТТ США можно встретить необычный критерий классификации - стоимость единицы товара. Определенные молочные продукты, обычно классифицируемые в подсубпозициях 0404.90.50, 1901.90.43, 1901.90.47, или 2105.00.40, изымаются из НГС и классифицируются в подгруппах, относящихся к 99 группе ГТТ. Товары, стоимость которых составляет менее 30 центов за килограмм классифицируются в подсубпозиции 9904.04.67 с соответствующей ставкой пошлины, а те же продукты, стоимость которых составляет от 1,1 до 1,3 доллара США за килограмм, классифицированы уже в другой подсубпозиции - 9904.04.72, причем чем выше цена за единицу товара, тем ставка таможенной пошлины меньше. Специфические дополнительные группы содержат таможенные тарифы Канады (например, в товарной позиции 99.89 классифицируются "товары (за исключением предметов антиквариата возрастом более 100 лет, духов и вин), возраст которых на дату подачи декларации превышает 50 лет"), Малайзии (980000100 - "почтовые мешки"), Брунея (980210300 - "образцы коммерческих изделий"), Папуа Новой Гвинеи (98.01 "багаж пассажира"), а также Мексики, Новой Зеландии и некоторых других стран <20>. Тем не менее большинство государств и таможенных союзов все же предпочитают строить свои таможенно-статистические номенклатуры с использованием другого приема развития НГС - детализации, который не наносит ущерба международной основе и позволяет так же гибко регулировать внешнеэкономическую деятельность с помощью тарифных и нетарифных мер. -------------------------------- <20> Информация о таможенных тарифах приводится по базе данных Стран азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (http://egs. apec. org/resources/apec-tariff).
В Гармонизированной системе применяется шестиразрядное кодирование. Код читается следующим образом: первые две цифры обозначают номер группы, первые четыре соответствуют номеру товарной позиции внутри группы, первые пять - субпозиции с одним дефисом, принадлежащей к определенной товарной позиции, все шесть цифр - конечной субпозиции с двумя дефисами, принадлежащей к субпозиции первого уровня (с одним дефисом). Например, код ГС 5202.91 означает, что кодированный товар относится к группе 52 "Хлопок", к товарной позиции 52.02 "Отходы хлопкового волокна (включая прядильные отходы и расщипанное сырье)" этой группы, далее, к субпозиции с одним дефисом 5202.9 "отходы прядильные прочие" и к конечной товарной субпозиции с двумя дефисами 5202.91 "сырье расщипанное", которая входит в товарную позицию 52.02. В случае если соответствующая товарная позиция ГС не делится на субпозиции, пятая и шестая цифры кода обращаются в ноль. Если же субпозиция с одним дефисом не делится на субпозиции с двумя дефисами, то в ноль обращается только шестая цифра кода товара (в вышеуказанной позиции 52.02 такой "неделящейся" субпозицией с одним дефисом является субпозиция 5202.1 "отходы прядильные (включая путанку)", таким образом, шестая цифра обращается в ноль и код этого товара записывается так: 5202.10). Из 1241 товарной позиции ГС на субпозиции подразделяются чуть более 930, в остальных случаях пятая и шестая цифра обозначаются нулями. Номенклатура ГС охватывает все возможные виды товаров. Это означает, что даже если для какого-либо конкретного товара в НГС не выделена отдельная субпозиция, ему все равно можно присвоить шестизначный классификационный код ГС. Это возможно благодаря использованию т. н. "корзиночных" товарных позиций ("basket provisions") или "остаточных" субпозиций (обозначаются словом "прочие") <21>, в которых классифицируются товары, в других группах особо не поименованные. -------------------------------- <21> См.: What Every Member of the Trade Community Should Know About: Tariff Classification. Информационная публикация Таможенной службы США. Февраль 2001. С. 4 (получена на официальном сайте Службы защиты государственных и таможенных границ США в сети Интернет: http://www. customs. gov).
Например, в товарной позиции 01.06 "живые животные прочие" классифицируются, помимо прочих, лисицы, песцы, соболи, норки. Для них существует "остаточная" субпозиция 0106.19. "Остаточные" позиции есть и в группах, например, в группе 65 классифицируются головные уборы, при этом для особо не поименованных в данной группе товаров, например, касок, существует товарная позиция 65.06 "головные уборы прочие, с подкладкой или без подкладки, с отделкой или без отделки". Развивающимся странам разрешается применять ГС не в полном объеме в течение практически неограниченного переходного периода, который может потребоваться, однако при определенных условиях. Развивающаяся страна, которая частично применяет Гармонизированную систему, применяет либо все субпозиции с двумя дефисами, относящиеся к одной и той же субпозиции с одним дефисом, либо ни одну из них, а также либо все субпозиции с одним дефисом, относящиеся к одной и той же товарной позиции, либо ни одну из них. В таких случаях шестой знак или пятый и шестой знаки, соответствующие неиспользуемой части кода ГС, заменяются "0" или "00" соответственно (ч. 3 ст. 4 Конвенции о ГС). В настоящее время особых трудностей с применением номенклатуры ГС в полном объеме у развивающихся государств не возникает. Большую проблему представляет необходимость детализации номенклатуры ГС, что объясняется потребностями эффективной тарифной защиты и проведения государством более гибкой фискальной политики. Классификация товара по номенклатуре ГС означает поэтапное определение его классификационного кода, то есть установление группы, товарной позиции и, в конечном счете, товарной субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода. Именно система кодирования, введенная Приложением к Конвенции о ГС, составляет одно из основных отличительных свойств этой номенклатуры по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по ГС - конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре. Вся процедура заключается в применении Основных правил интерпретации ГС для однозначного отнесения товара к субпозиции ГС. Классификацию товаров по ГС наиболее часто осуществляет Комитет по ГС Совета таможенного сотрудничества. Национальные таможенные органы, таможенные лаборатории, декларанты и их консультанты, иные участники внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, суды и другие государственные органы чаще всего имеют дело с классификацией товаров в соответствии с ГС-производными номенклатурами, в которые, помимо положений ГС, входят и иные установления, относящиеся к детализации некоторых субпозиций Гармонизированной системы и даже отдельных подсубпозиций национальной номенклатуры. Правильность интерпретации Гармонизированной системы имеет решающее значение, поскольку именно на основе кода в первую очередь устанавливается ставка таможенной пошлины и применяются меры нетарифного регулирования. Соответственно, ошибочная интерпретация может привести к определению неправильного кода товара, а это, в свою очередь, может повлечь самые неблагоприятные последствия в первую очередь для декларанта-импортера. Можно выделить два вида средств интерпретации номенклатуры ГС - внутренние или официальные и внешние или рекомендательные. К первым относятся Основные правила интерпретации, содержащиеся в Приложении к Конвенции о ГС, а также примечания к разделам, группам и субпозициям. Ко второму виду прежде всего относятся Пояснения к ГС, издаваемые на французском и английском языках Всемирной таможенной организацией, а также Сборник (так называемый "компендиум") классификационных решений Комитета по ГС. Основные правила интерпретации должны применяться всякий раз, когда товар классифицируется по Гармонизированной системе. Следовательно, Основные правила представляют собой набор международно-правовых принципов, регулирующих процедуру определения кода товара по ГС. Правил шесть: первые пять применяются последовательно, подобно методам определения таможенной стоимости (если не подходит правило 1, проверяется правило 2, если не 2 - то 3 и так далее) и позволяют определить четырехзначную товарную позицию, к которой относится данный товар. Шестое правило позволяет найти шестизначную субпозицию, а также субпозицию или подсубпозицию ГС-производной номенклатуры, поскольку ни одна товарная номенклатура не может считаться ГС-производной, если в нее не включены в неизменном виде все шесть Основных правил интерпретации. Правило 1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования номенклатуры ГС; для юридических целей классификация товаров по ГС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями: (предусмотрены правилами 2 - 6). Основное правило интерпретации 1 имеет приоритет над остальными правилами. Оно требует, чтобы товар сначала классифицировался в соответствии с предписаниями товарных позиций НГС и связанными с ними примечаниями к разделам и группам. При применении данного правила наиболее часто встречающаяся проблема заключается в разночтениях, вызванных специальной терминологией, которая используется при обозначении товара. Причем значения и термины, используемые в разных странах, могут различаться как по объему, так и по сфере их употребления. Самый трудный случай - отсутствие обычного коммерческого наименования, когда тождество между товаром, указанным в субпозиции ГС, и ввозимым товаром приходится устанавливать исходя, к примеру, из действующего научного значения <22>. -------------------------------- <22> См. дело "Russell Stadelman & Co. v. United States" N. 96 - 08-01911 от 21 декабря 1999 г., слушавшееся в Суде США по международной торговле. Судья самостоятельно установил тождество между импортированным товаром и описанием Гармонизированного таможенного тарифа США, и отказал декларанту в иске, встав на сторону ответчика. Спор возник относительно классификации на уровне субпозиций ГС в пределах товарной позиции 44.12 (электронная копия решения суда получена на странице в сети Интернет по адресу: http://www. cit. uscourts. gov/slip_op/Slip_op99/99-139.pdf).
Пример 1. Из первого правила следует, что если текст товарной позиции точно и полно описывает какой-либо товар, то такой товар должен быть отнесен к указанной товарной позиции (к примеру, свежий виноград должен быть классифицирован по товарной позиции 08.06 "виноград, свежий или сушеный"). В приведенном примере товар классифицирован исходя из текста товарной позиции. Пример 2. Примечание 3 к разделу XVI Гармонизированной системы предписывает классифицировать комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, по "основной функции", выполняемой данной машиной. Согласно Правилу 1 эти изделия необходимо классифицировать в соответствии с Примечанием 3 к разделу XVI. В этом примере товар классифицирован исходя из примечания к разделу <23>. -------------------------------- <23> В статье использован авторский перевод пояснений к Основным правилам интерпретации, приведенным в: What Every Member of the Trade Community Should Know About: Tariff Classification. Информационная публикация Таможенной службы США. Февраль 2001. С. 6 - 16 (получена на официальном сайте Службы защиты государственных и таможенных границ США в сети Интернет: http://www. customs. gov). Более подробные пояснения см.: Пояснения к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации 2002 (в 4-х томах). Официальное издание ГТК России. Том 1. М.: Ростаможинформ, 2002.
Правило 2 (а). Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде. Правило 2 (а) состоит из двух частей. Первая часть устанавливает порядок классификации товаров, ввозимых в некомплектном или незавершенном виде, вторая часть - импортируемых в несобранном или разобранном виде. Пример 1. Керамическая статуэтка, изготовленная и ввозимая для последующей раскраски, после этой операции в целом сохранит "основные свойства" керамической статуэтки, относящиеся к изделиям товарной позиции 69.13 "статуэтки и прочие декоративные изделия из керамики" (то есть после раскраски все еще можно идентифицировать данное изделие как керамическую статуэтку), поэтому этот товар в соответствии с Правилом 2 (а) следует классифицировать по товарной позиции 69.13 как завершенное изделие. Пример 2. Груз в виде несобранного велосипеда (в который входят все части и компоненты, необходимые для сборки готового велосипеда) должен классифицироваться по товарной позиции 87.12 как комплектное, готовое изделие, то есть как если бы велосипед ввозился в собранном виде. 2 (б). Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3. Пример 2. Согласно Правилу 2 (б) стальная нержавеющая столовая вилка, рукоятка которой облицована пластмассой, будет классифицирована по товарной позиции 73.23 как "изделие столовое, кухонное из черных металлов", несмотря на пластмассовую облицовку ручки (поскольку это изделие сохраняет основное свойство столового или кухонного изделия из стали, о котором идет речь в позиции 73.23). Тем не менее, если в состав вилки входит равное количество металла и пластмассы, например, острая часть вилки полностью состоит из пластмассы, а рукоятка полностью состоит из стали, то такую вилку можно отнести одновременно к двум товарным позициям (то есть и к товарной позиции 39.24 как "посуда столовая, кухонная, предметы домашнего обихода прочие из пластмасс" и к товарной позиции 73.23 как "изделие столовое, кухонное для бытовых нужд из черных металлов"). Второй случай в отличие от первого свидетельствует о том, что вилка, состоящая поровну из нержавеющей стали и пластмассы, утрачивает основную характеристику изделия, описанного в товарной позиции 73.23. В подобной ситуации Правило 2 (б) предписывает для классификации указанного продукта руководствоваться Правилом 3. Правило 3. В случае если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: 3 (а). Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара. Пример. Пример ситуации, когда описание в одной товарной позиции четче идентифицирует изделие, а потому является более конкретным по сравнению с описанием в другой товарной позиции, где то же изделие идентифицируется менее полно, следующий: "не заключенное в раму безосколочное стекло из многослойного стекла определенной формы для применения в самолетах" более точно описано в товарной позиции 70.07 "стекло безопасное, включая стекло упрочненное (закаленное) или многослойное", чем в позиции 88.03 "части летательных аппаратов товарной позиции 88.01 или 88.02" (самолетов и космических аппаратов соответственно). Случай, описанный во втором предложении Правила 3 (а), означает необходимость рассматривать Правило 3 (б). 3 (б). Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим. Пример 1 ("Смеси"). Примером, иллюстрирующим Правило 3 (б), является смесь ячменя (товарная позиция 10.03) и овса (10.04) в равных пропорциях. Чтобы применялось Правило 3 (б) товар должен состоять из двух и более ингредиентов, каждый ингредиент может быть классифицирован отдельно по соответствующей товарной позиции, а относительно того, как нужно классифицировать эту смесь, в ГС не содержится особых указаний. Пример 2 ("Многокомпонентный товар"). Примером "многокомпонентного товара" к Правилу 3 (б) может служить портативный фонарик (товарная позиция 85.13) со встроенным радиоприемником (85.27) в одном корпусе. В подобных примерах товар должен состоять из двух единиц или компонентов, объединенных в одном корпусе, при условии, что каждый компонент может быть классифицирован отдельно по соответствующей товарной позиции, а относительно того, каким образом нужно классифицировать в целом этот многокомпонентный товар, в ГС особых указаний не содержится. Пример 3 ("Товар, представленный в виде набора для розничной продажи"). Рассмотрим парикмахерский набор, состоящий из двух машинок для стрижки волос (товарная позиция 85.10), расчески (товарная позиция 96.15), двух ножниц (82.13) и щетки (96.03). В этом примере товар состоит более чем из одного предмета или изделия, каждый составляющий товар может быть классифицирован по соответствующей товарной позиции, а в ГС не содержится особых указаний относительно того, по какой конкретно товарной позиции необходимо классифицировать этот товар, представленный в виде набора. В парикмахерском наборе изделия собраны вместе с целью удовлетворить конкретную потребность или выполнить определенную работу, а именно, осуществлять уход за волосами. Во всех трех примерах определяющим будет тот ингредиент, вещество, компонент или изделие, которое придает многокомпонентному товару основное свойство. Соответственно, многокомпонентный товар в этом случае будет классифицирован как если бы он был целиком сделан или полностью состоял из этого ингредиента, вещества, компонента или изделия. Что считать в данном случае основным свойством? Значение термина "основное свойство" (или "основная характеристика") изделия, используемое в Основных правилах интерпретации ГС, в самой ГС не определено. Однако этот термин определен в Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров <24> (Пояснения являются внешним средством интерпретации ГС, о них будет сказано ниже), где указано, что фактор, определяющий основное свойство изделия, будет различным для разного вида товаров (то есть в каждом конкретном случае может быть различным). Основное свойство изделия, к примеру, может определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, его стоимостью или ролью составного материала или изделия, которую он (оно) играет в использовании комбинированных товаров. Кроме того, при определении основного свойства товара могут приниматься во внимание и другие факторы. -------------------------------- <24> Пояснения к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации 2002 (в 4-х томах). Официальное издание ГТК России. Том 1. М.: Ростаможинформ, 2002. С. 9 - 10.
Однако не всегда удается определить тот ингредиент, который определяет основное свойство многокомпонентного товара. В этом случае необходимо классифицировать товар в соответствии с Правилом 3 (в). 3 (в). Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров. Пример. Допустим, что в приведенном выше примере смеси, в равных пропорциях состоящей из ячменя и овса, основное свойство какой-либо из двух составляющих выявить невозможно. В случае если ни один из двух этих компонентов не может рассматриваться как определяющий основное свойство данной смеси, то в соответствии с Правилом 3 (в) этот товар необходимо классифицировать в позиции 10.04 как если бы он полностью состоял из овса, поскольку товарная позиция, относящаяся к овсу (одному из компонентов смеси), по сравнению с ячменем стоит последней в порядке возрастания кодов (10.03 - ячмень, 10.04 - овес). Правило 4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами. Данное правило применяется крайне редко, поскольку правила 1 - 3 позволяют классифицировать почти любой товар. Сходство или близость товаров может зависеть от многих факторов, в том числе таких, как вид, характерная особенность, специфическое назначение. Правило 5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила: 5 (а). Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара, имеющая специальную форму или приспособленная для размещения соответствующего изделия или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должны классифицироваться совместно с упакованными в них изделиями, если такого вида тара обычно поступает в продажу вместе с данными изделиями. Однако данное Правило не применяется к таре, которая, образуя с упакованным изделием единое целое, придает последнему основное свойство. Согласно правилу 5 (а) упаковка или тара, ввозимая вместе с изделиями, для которых эта тара и предназначена, должна классифицироваться совместно с упакованными в нее изделиями, если такого вида упаковка обычно поступает в продажу вместе с указанными товарами (например, чехол для фотоаппарата и сам фотоаппарат, чехол или футляр для музыкального инструмента и сам этот инструмент). Но Правило 5 (а) не должно применяться к таре, которая придает изделию основное свойство (например, серебряная чайница или посуда, внутри которой находится чай или декоративная керамическая чаша с конфетами или сладостями внутри). Указанная тара должна классифицироваться отдельно от содержимого по соответствующей товарной позиции. 5 (б). Согласно положениям вышеприведенного Правила 5 (а) упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования. Правило 5 (б) указывает, что тара и упаковочные материалы, обычно непригодные для повторного использования, классифицируются вместе с представленными или импортируемыми товарами (например, картонные коробки или контейнеры, в которые упакованы продукты питания). Однако это правило не может применяться к упаковочным материалам и контейнерам, которые однозначно пригодны для повторного использования (например, металлические ящики для упаковки сушеных фруктов либо цистерны из черных металлов для сжатого или сжиженного газа). Такая тара должна также классифицироваться отдельно от перевозимого в ней товара. Правило 6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. В шестом правиле указано, что основные правила 1 - 5 применяются mutatis mutandis (т. е. с соответствующими изменениями) и для классификации товаров на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции. Таможенное приравнивание товаров по данному правилу должно осуществляться на уровне одной и той же товарной субпозиции (т. е. выбор должен производится между субпозициями, кодируемыми одинаковым числом знаков) в пределах одной и той же товарной позиции, установленной согласно правилам 1 - 5. Сравнимы лишь субпозиции одного уровня в пределах одной и той же товарной позиции (то есть не должны приниматься во внимание описания и указания, содержащиеся в какой-либо иной субпозиции более низкого уровня, когда решается вопрос о выборе между двумя субпозициями данного уровня). Пример. Набор садовника, состоящий из лопаты, вил и кирки, должен классифицироваться в товарной позиции 82.01, поскольку каждый предмет в отдельности прямо удовлетворяет описанию данной позиции. В пределах товарной позиции 82.01 лопаты охватываются субпозицией 8201.10, вилы - 8201.20, а кирки - субпозицией 8201.30. Исходя из шестого правила, для классификации этого набора необходимо воспользоваться Правилом 3, чтобы в пределах товарной позиции 82.01 классифицировать данный набор на уровне субпозиции. По правилу 3 (б) для этого необходимо определить, какой из трех товаров придает набору основное свойство. Если окажется, что ни одно изделие из трех не придает набору основное свойство, то указанный набор следует классифицировать в субпозиции 8201.30, что предписано Правилом 3 (в), поскольку эта товарная субпозиция является последней в порядке возрастания кодов среди других товарных субпозиций. Таким образом, в соответствии с Основными правилами интерпретации ГС, сначала определяется товарная позиция, потом в пределах выбранной товарной позиции в соответствии с правилами с 1 по 5, выбирается субпозиция первого уровня (с одним дефисом), далее субпозиция второго уровня (между субпозициями с двумя дефисами), и так далее применительно к ГС-производным номенклатурам, уровень за уровнем, пока не будет достигнут последний уровень и не установлен окончательно n-значный код товара. Основные правила интерпретации используются во всех случаях, когда речь идет о таможенной классификации товаров, особенно часто в работе Комитета по ГС, национальных таможенных органов, лабораторий и декларантов, реже - в работе судов, экспедиторов. Иногда встречаются трудные случаи, когда таможенные органы разных государств по-разному предписывают классифицировать один и тот же товар. Естественно, что это не способствует единообразному применению НГС, поэтому для этих сложных случаев существуют авторитетные органы международного уровня, которые разрешают подобные противоречия, а также вспомогательные публикации, способствующие единообразному пониманию и применению номенклатуры ГС и производных таможенно-статистических номенклатур. Согласно статье 10 Конвенции о ГС споры между сторонами относительно толкования или применения ГС разрешаются по мере возможности посредством переговоров между ними. Споры, которые не урегулированы таким путем, передаются в Комитет по Гармонизированной системе, который рассматривает их и дает рекомендации по урегулированию спора. Если Комитету по ГС урегулировать спор не удается, то он передается на рассмотрение Совету, который также вправе давать рекомендации. Необходимо отметить, что до этих споров доходит крайне редко. Гораздо чаще имеют место латентные споры, когда таможенные администрации двух государств по-разному предписывают классифицировать одни и те же товары. Такие скрытые споры, разумеется, разрешаются в национальных судах, а не Комитетом по ГС, однако в СТС частные лица, в принципе, могут инициировать обсуждение проблемы через Международную торговую палату (МТП), которая приглашается как представитель частного сектора для участия во всех заседаниях Комитета по ГС в качестве наблюдателя. Международная торговая палата регулярно консультирует Комитет по вопросам классификации товаров и предоставляет иную техническую информацию <25>. -------------------------------- <25> См.: The Harmonized System: The language of international trade // Публикация получена на официальном сайте СТС-ВТО в сети Интернет в разделе, посвященном Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (http://www. wcoomd. org/ie/En/TopicsJssues/HarmonizedSystem/harmonizedsystem. htm).
Пояснения к ГС и Сборник (Компендиум) классификационных решений Комитета по ГС относятся к вспомогательным, но авторитетным источникам толкования НГС, они вырабатываются в рамках СТС-ВТО. Пояснения к ГС - это четыре тома комментариев к НГС, публикуемых Всемирной таможенной организацией на двух официальных языках СТС-ВТО - английском и французском <26>. Пояснения представляют собой официальное толкование СТС-ВТО содержания всех товарных позиций и субпозиций ГС, причем это толкование имеет международно-правовое значение. -------------------------------- <26> См., например, The Harmonized Commodity Description and Coding System Explanatory Notes - Second Edition. Brussels: Customs Co-operation Council, 1996.
Хотя Пояснения не являются юридически обязательными для участников Конвенции и не рассматриваются как источник международно-правового регулирования отношений по интерпретации ГС, общепринята точка зрения, что Пояснения должны приниматься во внимание и рассматриваться при толковании ГС как "убедительный прецедент" <27>. В отдельных странах Пояснениям к ГС придается та же юридическая сила, что и самой номенклатуре ГС - в силу репликации или прямого указания на это в национальном таможенном тарифе. -------------------------------- <27> What Every Member of the Trade Community Should Know About: Tariff Classification / Указ. публикация. С. 16.
Другое вспомогательное средство интерпретации номенклатуры ГС - Сборник (Компендиум) классификационных решений Комитета по ГС - представляет собой компиляцию решений (мнений), вынесенных Комитетом по ГС относительно классификации конкретных товаров. Необходимость их принятия обычно вызвана различными затруднениями при классификации, а также разногласиями между таможенными органами разных государств. Решения издаются в форме классификационных заключений Комитета по ГС и периодически публикуются СТС-ВТО на английском и французском языках в форме дополнений, которые вносят изменения в Сборник классификационных заключений Комитета по ГС. Хотя в суде Сборник имеет определенное доказательственное значение, в нем самом содержится предупреждение, что он носит рекомендательный характер и импортерам при ввозе товара надежнее получить предварительное классификационное решение у таможенной администрации страны назначения. Распространена и еще одна форма публикации классификационных решений Комитета по ГС - в форме ссылки на вынесенное решение в докладах, принимаемых на Сессии Комитета. Гармонизированная система по замыслу ее создателей всегда должна отвечать требованиям времени и меняющейся структуре международной торговли. С этой целью в Конвенции о ГС предусмотрена специальная процедура внесения поправок как в саму Конвенцию, так и в Приложение к ней. Еще на 1-й Сессии Комитета по ГС стороны условились обновлять НГС не реже, чем раз в четыре-пять лет. Технологические изменения, а также сдвиги в структуре международной торговли, о которых говорится в Преамбуле Конвенции, отслеживает Комитет по ГС. По итогам этого мониторинга Комитет в соответствии с п. 1 (a) ст. 7 Конвенции предлагает любые поправки к ней, которые представляются ему желательными, с учетом, в частности, потребностей пользователей, а также изменений в технологии и структуре международной торговли. Международно-правовая основа внесения поправок в НГС - статья 16 Конвенции. Механизм, введенный этой статьей, отражает, с одной стороны, используемый в СТС принцип консенсуса при разрешении всех противоречий (путем общего согласия и учета различных мнений), а с другой стороны, жестко устанавливает сторонам сроки, в которые участники Конвенции о ГС обязаны привести в соответствие с поправками к НГС свои таможенно-статистические товарные номенклатуры. Проекты поправок готовит Комитет по ГС, учрежденный Конвенцией (ст. 6). Комитет состоит из представителей каждой стороны Конвенции, а также представителей остальных государств-членов Всемирной таможенной организации, которые не являются участниками Конвенции о ГС. В него также могут входить представители государств, не являющихся членами СТС-ВТО, представители соответствующих межправительственных и международных организаций и эксперты, если их участие признано необходимым. Комитет по ГС собирается два раза в год в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в Брюсселе. Решения по вопросам, вынесенным на рассмотрение Комитета по ГС, принимаются путем голосования, которому предшествует обсуждение и прения. Право голоса принадлежит только стороне Конвенции о ГС, так что если от имени нескольких государств стороной Конвенции является таможенный или экономический союз, то совместно все страны этого союза имеют в Комитете, как и в Совете, только один голос <28>. Поправки к НГС принимаются, если за них проголосовало большинство в две трети. Однако прежде чем предложенные поправки к ГС вступят в силу, они должны быть приняты и рекомендованы участникам Конвенции о ГС Советом. -------------------------------- <28> Сандровский К. К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2000. С. 350.
Роль Совета таможенного сотрудничества заключается в рассмотрении предложенных Комитетом по ГС поправок и рекомендации их сторонам Конвенции о ГС. Совет обязан вернуть поправки на повторное рассмотрение в Комитет по ГС, если этого потребует хотя бы один член СТС ВТО. Первоначально несогласная сторона может снять свое возражение. Любая рекомендованная поправка считается принятой по истечении шести месяцев с момента уведомления Генеральным Секретарем об указанной поправке при условии, что до конца этого периода не было выдвинуто никаких возражений. Если несогласный член СТС-ВТО успел снять свои возражения до истечения этих шести месяцев с момента уведомления, то рекомендация о поправках считается принятой. Сроки вступления принятой поправки в силу для каждой стороны начинают течь с момента получения уведомления от Генерального Секретаря СТС-ВТО о рекомендованных поправках. Если уведомление о рекомендуемой поправке получено до 1 апреля, то поправка вступает в силу для этой стороны с 1 января очередного года по истечении года с момента уведомления. В случае, когда уведомление о рекомендуемой поправке получено 1 апреля или позднее - с 1 января очередного года по истечении двух лет с момента уведомления. Вступление поправки в силу для данной стороны означает необходимость внести соответствующие изменения в свою статистическую и таможенную либо в таможенно-статистическую номенклатуру. Сторона, которая присоединяется к Конвенции, обязана применять НГС полностью со всеми поправками, вступившими в силу на момент присоединения к Конвенции о ГС. Техническая сторона обновления ГС связана с деятельностью не только Комитета по ГС. Так, каждая сессия Комитета предваряется заседанием рабочей группы, которая проверяет юридическое содержание предложенных поправок к ГС и проектов классификационных решений (заключений), которые были одобрены в целом на предыдущей сессии Комитета по ГС. Проверенные таким образом тексты поправок и заключений направляются на рассмотрение и окончательное утверждение на очередном заседании Комитета. Для изучения вопросов обновления ГС в структуре Комитета создан Подкомитет по пересмотру ГС. Подкомитет обобщает предложенные проекты поправок к НГС, которые внесены сторонами Конвенции и отражают изменения в технологии и структуре международной торговли, предлагает собственные поправки и дает заключения. Подкомитет по пересмотру ГС состоит из тех же представителей, что и Комитет по ГС, собирается два раза в год в штаб-квартире СТС-ВТО в Брюсселе. Подкомитет по пересмотру работает по принципу консенсуса. Если по какому-либо вопросу не удается прийти к общему мнению, то разные подходы к решению проблемы вместе с обосновывающими их доводами выносятся на рассмотрение Комитета по ГС. Все поправки, предлагаемые Подкомитетом по пересмотру ГС, направляются в Комитет по ГС для утверждения. Подкомитет по научным вопросам, являющийся консультативным органом Всемирной таможенной организации по проблемам, требующим специальных познаний в области химии, техники и в других научных областях, также принимает активное участие в разработке проектов поправок к НГС. Значительную часть штата этого подкомитета составляют сотрудники таможенных лабораторий при исполнительных органах государств-участников Конвенции о ГС. Подкомитет по научным вопросам по просьбе Комитета по ГС предоставляет необходимые консультации и разъяснения технических вопросов и собирается на заседания раз в год в штаб-квартире СТС-ВТО. Важное место занимает Секретариат Совета, а точнее, Отдел по номенклатуре и классификации. Этот отдел занимается координацией деятельности Комитета по ГС и двух вышеуказанных подкомитетов, а также готовит материалы для обсуждения на заседаниях этих органов СТС. В дополнение к этому отдел дает неофициальные разъяснения представителям таможенных органов различных стран по вопросам классификации товаров по ГС. В номенклатуру ГС поправки вносились в 1996, 2002 и 2007 годах. Последние по времени поправки к ГС приняты на 103/104 Сессиях СТС-ВТО, проходивших в Брюсселе с 24 по 26 июня 2004 года, они вступили в силу 1 января 2007 года как следствие Рекомендации СТС-ВТО от 26 июня 2004 г. <29>. -------------------------------- <29> http://www. wcoomd. org/files/1.%20Public%20files/PDFandDocuments/HarmonizedSystem/HS2007-net-Eng[1].pdf
Поправки к НГС 2007 года, общим количеством 354, были, в частности, вызваны следующими факторами: технологическим прогрессом; сдвигами в структуре международной торговли; необходимостью более ясного изложения некоторых положений для единообразного применения НГС; необходимостью учета сложившейся практики международного товарообмена; социальными и экологическими нуждами и потребностями мониторинга: а) внешней торговли определенными видами рыб; б) внешней торговли товарами из бамбука; в) оборота пестицидов и ядохимикатов (Роттердамская конвенция); г) оборота озоноразрушающих веществ (Монреальский протокол); д) внешней торговли веществами и материалами, содержащими асбест. После 2007 года в НГС изменились номера отдельных товарных позиций и субпозиций. Для удобства перехода от предыдущей к последней редакции СТС-ВТО разработал переходные таблицы, которые были разосланы в печатном виде сторонам Конвенции <30>. -------------------------------- <30> Их электронную версию можно найти на официальном сайте СТС-ВТО: http://www. wcoomd. org/home_wco_topics_hsoverviewboxes_tools_and_instruments_hscorrelationtables20022007.php.
Подкомитет по пересмотру ГС на своих сессиях готовит проекты поправок к номенклатуре ГС и передает сторонам Конвенции о ГС сводную таблицу предлагаемых изменений, а представители участников Конвенции сейчас высказывают свои мнения о том, какие товарные позиции и субпозиции следует сохранить. Кроме дополнений часто предполагается удаление отдельных товарных позиций и субпозиций. Для того чтобы предполагаемое удаление позиции или субпозиции из НГС не состоялось, необходимо, чтобы как минимум две стороны Конвенции выступили против исключения соответствующих положений из ГС. Основной критерий, которым руководствуется Подкомитет по пересмотру ГС, проводя объединение и укрупнение позиций и субпозиций - ежегодный объем международной торговли конкретным товаром, который не должен быть ниже порогового значения в 50 млн. долларов США. Объем международной торговли товарами определяется на основе данных Статистического отдела ООН о международной торговле. Все доводы в пользу сохранения тех или иных положений НГС необходимо аргументировать. Все современные таможенно-статистические номенклатуры товаров, санкционированные международным договором, основаны на использовании ГС. Гармонизированная система дает много преимуществ и одним из главных является возможность ее развивать и дополнять описаниями товаров, которые должны кодироваться за пределами первых шести знаков. Национальная таможенно-статистическая товарная номенклатура России, как и многих других государств, основана не только на международной Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, но и на международных ГС-производных товарных номенклатурах, применяемых в таможенно-статистических целях, прежде всего на Комбинированной номенклатуре ЕС, детализирующей НГС до восьмого знака (де-факто), а также на ТН ВЭД СНГ, которая является детализацией НГС до девятого знака (де-юре). Номенклатура ТН ВЭД СНГ не была лишена недостатков, причем, как ни странно, недостатки вызваны именно недостаточной детализацией. Несмотря на довольно широкие возможности развития НГС, которые предоставила ТН ВЭД СНГ, эта номенклатура не позволяла кодировать отдельные категории изделий, в результате чего достаточное количество описаний товаров не имели соответствующего кода (т. н. "изовские" подсубпозиции). Этот недостаток был исправлен в ТН ВЭД ЕврАзЭС, а затем в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), которая является детализацией номенклатуры ГС до десятого знака. Применение ТН ВЭД ТС установлено Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" <31>. С 1 января 2010 года в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 132 на территории России, Белоруссии и Казахстана применяется Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) <32>, номенклатура и кодирование которого основаны на ГС-производной ТН ВЭД ТС. Таможенный тариф Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718) <33> также основан на номенклатуре ГС. -------------------------------- <31> Российская газета. 2009. 30 ноября. N 227. <32> Российская газета. 2009. 30 ноября. N 227/1 (первоначальный текст документа). <33> Российская газета. 01.12.2006. N 271/1 (первоначальный текст документа), по состоянию на 6 января 2010 г. по данным СПС "КонсультантПлюс".
Гармонизированная система описания и кодирования товаров является международной и общепризнанной номенклатурой для построения подавляющего большинства таможенных тарифов и основой многих статистических товарных номенклатур, включая Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Название документа