Правовая природа соглашений о разделе продукции
(Саидов С. К.)
("Энергетическое право", 2010, N 2)
Текст документа
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
С. К. САИДОВ
Саидов С. К., юридический консультант, Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР).
Соглашение о разделе продукции (СРП)
1.1. Правовая природа и порядок заключения соглашений
о разделе продукции
Не буду углубляться в юридическую терминологию касательно природы и основных правовых принципов и источников, из которых происходит правовая природа СРП, потому что спорить и доказывать именно по этому вопросу можно бесконечно, и при этом каждый оппонент, отстаивающий свою позицию, будет по-своему прав, но делу это не поможет. Поэтому я остановлюсь лишь на том, что СРП является универсальным соглашением, объединяющим в себе принципы и нормы права нескольких отраслей права и регулирующим все основные аспекты деятельности сторон по разведке, добыче, транспортировке, продаже, налоговому учету природных ресурсов.
Если следовать букве закона, опираясь на Гражданский кодекс, то с уверенностью можно декларировать, что СРП является гражданско-правовым договором сродни договору аренды, по которому арендодатель передает арендатору во временное пользование контрактную площадь, на которой он намеревается производить углеводородные операции, т. е. разведку, добычу и прочие операции, которые сочтет необходимыми для осуществления углеводородной деятельности.
Но при этом СРП одновременно является и административным договором, по которому государство - одна из сторон СРП предоставляет подрядной стороне(-ам) право нефтегазовых операций на территории, принадлежащей государству со всеми природными ресурсами, содержащимися в ней.
Государство предоставляет гарантии и принимает на себя в соответствии с положениями СРП определенные обязательства и дает подрядчику гарантии.
Пункты СРП могут изменяться только по согласию сторон СРП.
Также следует отметить, что в Азербайджане СРП, пройдя ратификацию в высшем законодательном органе Азербайджанской Республики, приобретает статус закона, действующего на территории Азербайджана, со всеми вытекающими последствиями, которые устанавливают гражданско-правовые, налоговые, финансовые, таможенные и другие административные правоотношения, очерченные рамками СРП. Все, что не затрагивается предметом и положениями СРП и находится за рамками СРП, регулируется или действующим законодательством страны пребывания, или по соглашению сторон может быть выбрано устраивающее стороны законодательство или нормы права других государств.
Необходимо отметить, что первое СРП в Азербайджане было составлено в нелегкие времена: помимо того что шел переходный период и существовали, мягко говоря, неразбериха в обществе, неопределенность в законодательстве и прочие проблемы, тогдашний президент Азербайджанской Республики господин Гейдар Алиев принял мудрое решение по направлению развития СРП в Азербайджанкой Республике. В то время мнения правоведов разделились, каким путем пойти при развитии СРП в Азербайджане: либо это путь универсального соглашения, имеющего статус закона и обязательного для исполнения рамками СРП, либо запутанная система комбинаций различных договоров, связанных с нефтегазовой деятельностью, или договора о совместной деятельности по месторождениям и т. п. Благо профессионалы, которым было поручено заниматься подготовкой проекта универсального соглашения, оказались более убедительны и прагматичны, за что весь Азербайджан им и благодарен.
Порядок заключения СРП несколько упрощен и действует, как швейцарский хронометр.
Отношения в СРП между сторонами равноправные. Согласовав с представителем интересов государства положения договоренностей, стороны договариваются подготовить проект соглашения, до этого согласовать контрактную площадь и ее статус, т. е. разведанные, но не подтвержденные, разведанные и подтвержденные, разведанные, размер участия в СРП, период разработки, разведочный период, ответственность и арбитражные правила при судебных разбирательствах и т. п. технические аспекты. Положения СРП, определяющие налоговые, финансовые, таможенные и другие специфические аспекты, определяются по согласованию с соответствующими министерствами государства.
Наличие нескольких государственных структур в области нефти и газа и отсутствие между ними связующего звена в определении универсального соглашения с правом специального режима привело к тому, что СРП не получило распространения и поддержки.
Несомненно, СРП не панацея от всех проблем и не может объять необъятное, но грамотный подход в управляющей вертикали субординационной лестницы и алгоритм исследования стоящей задачи для решения и принятия по ней решения и последовательность исполнения избавляют от многих проблем в процессе развития месторождения. Вспоминая слова Черчилля и перефразируя их, хочу обратить внимание читателя на такой факт, как нельзя сравнивать два разных народа с разной историей и этногенезом, нельзя взять опыт Азербайджана в области СРП и топорно скопировать его на сибирские месторождения России, необходимо учесть российскую специфику, и СРП в России будет работать куда лучше, чем в Азербайджане, Казахстане и Нигерии, вместе взятых. СРП на сегодня самая прогрессивная форма развития месторождений не только в области нефтегазового сектора, его можно с огромным успехом использовать во всей системе энергетики и добычи полезных ископаемых. Ведь СРП - это как отдельный город-государство посреди существующего города, и живет он по своим специальным правилам, не отрываясь от основных, где он размещен.
1.2. Смешанный характер СРП
СРП является гражданско-правовым соглашением и одновременно является законом государства. Именно в этом кроется смешанный характер СРП.
Выдача лицензии на недропользование и система государственного надзора за пользованием недр не предусматриваются в СРП, в соглашении оговариваются местоположение и координаты контрактной площади, срок ее передачи во временное пользование, экологические требования и т. д.
В советское время до появления частной собственности, когда все принадлежало СССР, промышленные территории отделялись горным разделом, носили гриф "Совершенно секретно" и хранились в 1-м отделе.
Теперь почти в каждой нефтяной компании есть свои картографы, оснащенные современным оборудованием, позволяющим безошибочно определять угловые координаты своих "владений".
Эскиз контрактной площади на карте с указанием угловых координат в СРП является основанием для предоставления беспрепятственного права пользования этой контрактной территорией. Если морская - то на ней по согласованию будет установлена морская платформа, если на суше - то соответствующие мероприятия по подготовке к новым бурениям и реабилитаций старых скважин, коммуникации и т. п.
1.3. Участники соглашения
Участниками СРП могут быть любые организации, имеющие подготовленный персонал, соответствующий офис, опыт работы в нефтегазовом секторе.
Разумеется, финансовое положение и статус кандидата на подрядчика - немаловажный фактор, необходимо быть уверенным, что подрядчик имеет необходимую финансовую базу для осуществления подъема и развития такого серьезного проекта, как углеводородное месторождение.
1.4. Предпосылки заключения
Предпосылками заключения является желание на свой страх и риск осуществить комплекс мероприятий, связанных с углеводородной деятельностью, по разведке, добыче, складированию, транспортировке, купле-продаже добытых углеводородов и диверсификации в выбранном регионе или государстве. В частности, нашу нефть в Европе и России не называют азербайджанская нефть, нас обобщили под термином "каспийская нефть и каспийский газ". Хотя производятся они на родине нефти в Азербайджане, откуда пошла вся история нефтегаза, в стране, которая научила весь мир пользоваться бензинами, углеводородами и нефтехимией.
1.5. Порядок заключения соглашения о разделе продукции
Порядок заключения соглашения представлен на графике 1.
Порядок подписания СРП
Инициативная группа Государство
Проект СРП
Согласование СРП, внесение
дополнительных изменений.
Окончание редакция СРП
Согласование финансовых,
технических, налоговых,
таможенных аспектов
положений СРП
Подписание соглашения
Порядок утверждения СРП
Подписанный Высший
сторонами СРП законодательный орган
(ратификация)
Издание закона
(придание СРП
статуса закона)
Вступление СРП в силу
Раздел продукции
Углеводороды (нефть, конденсат, X Текущая цена
природный газ, сжиженный газ)
Поступления от продажи углеводородов
Осуществление всех выплат по СРП: расходов,
компенсаций и восполнений
Чистая прибыль
Подрядная сторона СРП Государство
1.6. Финансово-налоговые условия исполнения соглашения,
платежи за право пользования недрами
По существующей практике, которая установлена в универсальных СРП, роялти отсутствуют, они применяются лишь в тех случаях, когда местный подрядчик пожелает взять месторождение в пользование и будет получать лицензию на недропользование в установленном порядке и подпадать под действующее законодательство, не приобретая специального режима, как в случае с СРП.
Поакровые платежи при получении и пользовании месторождения по СРП. Роялти возможны при эксплуатации месторождения по договору о совместном предприятии, при работе по СРП роялти отсутствуют.
1.7. Налогообложение
В соответствии с положениями СРП подрядная сторона облагается налогами по специальному режиму.
В частности, по согласованию сторон государство предоставляет подрядчику преференции, устанавливая специальный режим выплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении углеводородной деятельности по СРП по ставке 0%. Обращаю ваше внимание: не освобождение от уплаты НДС, а именно выплату по ставке 0%.
Такое же правило действует при выплате экспортно-импортных пошлин и налогов по ставке 0%. Указанный специальный режим регулируется отдельным протоколом, составляемым между подрядчиком и соответствующим фискальным органом государства, определяющим процедуру предоставления права платить налоги по ставке 0%, порядок подачи заявления на получение сертификата об оплате НДС и экспортно-импортных налогов по ставке 0%, а также ответственность за нарушение установленных правил. Также при осуществлении экспортно-импортных операций по соглашению определяется сетка таможенных выплат в зависимости от ценности грузов, товаров и услуг, определяется перечень товаров и услуг, не подпадающих под ставку 0%, и порядок ведения учета таких операций.
Остальные налоги, которые стороны сочтут применимыми к СРП, выплачиваются в соответствии с действующим законодательством государства.
1.8. Организационное взаимодействие участников
Организационное взаимодействие партнеров по проекту осуществляется на основании тесного взаимовыгодного сотрудничества, порой переходящего в совместное управление.
Разумеется, проект управляется совместными органами управления. Как правило, создаются совместные руководящие органы, состоящие из равного количества представителей участников проекта, порядок такой же, как и в совместных предприятиях на паритетных основах, при этом есть ключевая оговорка, что руководящие органы СРП не могут попасть в ситуацию противоречия: какие бы противоречия ни возникали при совещании и обсуждении, эти органы должны принять решение; если же решение принять не представляется возможным и противоречия заходят очень далеко, препятствуя работе проекта, их передают в вышестоящий орган управления, который действует тоже в соответствии с упомянутой выше оговоркой касательно принятия решения.
Стороны в соответствии с положениями СРП создают совместную операционную компанию на бесприбыльной основе, которая будет управлять проектом и развитием месторождения на основании совместного операционного соглашения (СОС). Это полноценная компания с юридическим лицом, но она не имеет права получать прибыль от своих операций и имеет только специализированное назначение - работать по проекту.
Государство должна представлять государственная компания, имеющая опыт соответствующий оборудованный офис и специалистов в области нефтегазовых операций, которая может принимать участие в совместных операциях и принятии решений. Достаточно часто в различных государствах возникают проблемы между государственной нефтегазовой компанией и Министерством энергетики и промышленности государства. В Азербайджане этот вопрос решен опять же исходя из принципов взвешенного прагматизма, и интересы государства в проектах представляет Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР), при этом прерогатива решать стратегические государственный интересы в энергетическом секторе принадлежит Министерству энергетики и промышленности.
Представители ГНКАР получают рабочие программы, отчеты, расчеты и прочую необходимую документацию по использованию месторождения и его развитию, анализируют и участвуют в рабочем процессе развития месторождения, соединяя в себе роль партнера по проекту и государственного наблюдателя. Практика показывает, что такая модель сотрудничества и партнерства является достаточно применимой и эффективной.
1.9. Условия выполнения работ
Работы выполняются на основании принятых подрядчиками совместных с государством рабочих программ и бизнес-планов развития месторождения, в соответствии с которыми и устанавливается бюджетирование проекта.
Также в СРП устанавливаются соответствующие обязательства, например, подрядчик обязуется в течение трех лет увеличить размер добычи на месторождении на столько-то процентов, и т. п. В случае если не удалось достичь высоких показателей добычи, вопрос будет обсуждаться сторонами на предмет его дальнейшего развития или прекращения отношений.
После всех согласований подрядчик начинает разведочный период и производит в соответствии с принятой международной практикой в нефтегазовом бизнесе все необходимые разведочные работы.
Как только разведочный период дал результаты, т. е. произошло открытие месторождения, начинается его коммерческая эксплуатация и продолжается ровно столько, сколько указано в СРП. Каждая стадия работ по СРП имеет свой статус, который стороны оговаривают при заключении СРП, и эти положения являются гиперконфиденциальными и оглашению не подлежат даже после прекращения каких-либо сношений между подрядчиком и государством.
При этом подрядчик имеет возможность "заднего хода" при исполнении своих обязательств по СРП.
В случае если разведочный период подрядчика не имел результатов и он решил прекратить работы и свернуть деятельность в регионе, он может это сделать в строгом соответствии с положениями СРП. В случае если у подрядчика пропал интерес к месторождению или изменилось финансовое положение в худшую сторону, не позволяющее ему продолжать искать и добывать углеводороды, он имеет право по установленной процедуре переуступить свою часть в СРП третьему лицу.
1.10. Раздел продукции, реализация продукции
и правовой режим выручки от продажи углеводородов
После того как углеводороды добыты и отражены в отчетах о добыче, стороны получают от операционной компании право на пользование частью добычи, причитающейся в соответствии с действующим СРП с указанием места хранения количества и качества.
Реализация добытой продукции происходит по согласованной схеме.
Стороны, получив техническую документацию, указывающую на размер ежемесячной добычи, должны определиться с агентом по продажам товара, который будет продавать углеводороды от своего имени по поручению клиента.
Далее право распоряжаться добытыми углеводородами, находящимися и подготовленными к продаже, передается агенту, который и осуществляет физически транспортировку и продажу углеводородов на рынки, где традиционно трейдуют этими товарами на ФОБ безопасный порт или другим доступным базисом поставки товара. Денежный поток, полученный от продажи углеводородов, идет на счет агента после агентской очистки, поступает на банковский счет операционной компании, где после выплаты всех обязательных платежей и соответствующих компенсаций и восполнений в соответствии с правилами бухгалтерского учета и порядка разделения восполнения капитальных и операционных затрат и прочих расходов, поддерживающих деятельность операционной компании, происходит разделение чистой прибыли по установленной сторонами модели.
1.11. Правовой режим распределения имущества и продукции.
Право собственности
Право собственности на месторождение принадлежит государству. Месторождение по СРП передается контрактору во временное пользование.
Право собственности на все оборудование, приобретенное для реализации проекта, является совместным имуществом, имущество, принесенное или привезенное партнерами, либо имущество, приобретенное для проекта и временно ввезенное в государство для проведения работ, является собственностью того, кто владеет этим имуществом или правами на это имущество или собственность.
Заключение
Необходимо признать, что процесс глобализации национальных и мировых рынков, товаров, капиталов и услуг значительным образом влияет на содержание и применение соглашения о разделе продукции, национального инвестиционного законодательства, смещая акценты в национальной правительственной политике с внутренних нужд на интересы и потребности международных организаций и корпораций.
Экономическая концепция иностранных инвестиций должна соблюдать приоритет на основании актуального взвешенного прагматизма и становиться реальной движущей силой общества, которому и принадлежат природные ресурсы. Интеграция мирового капитала, его проникновение на территории, ранее бывшие для него закрытыми, и, разумеется, его диверсификация, приносящая новые методы работы и соответствующую культуру производства, являющуюся превосходной и передовой на момент интеграции, неминуемы. Прогрессивные общества со своими капиталами и технологиями приходили и будут приходить на новые рынки природных ресурсов, и наиболее прогрессивной формой сотрудничества владельцев природных ресурсов и иностранных инвесторов была и остается форма соглашения о долевом разделе продукции. Каждая страна, беря наработанный опыт других стран, должна четко ощущать время, в которое все происходит, и сама определять приоритетные направления развития природопользования в государстве на ближайшую и дальнюю перспективу.
При этом Азербайджану в этом направлении повезло, потому что в его истории был такой великий человек, как Гейдар Алиев, который стоял у истоков государственной политики независимого Азербайджана, в том числе и политики недропользования в Азербайджане. Его сын Ильхам Алиев - нынешний Президент Азербайджанской Республики - в период становления нефтяной отрасли Азербайджана занимал руководящий пост в ГНКАР и принимал активное участие в создании универсальной системы комплексного правового регулирования при заключении СРП, обеспечивающей эффективные и надежные гарантии интересов всех сторон соглашения, в первую очередь защищая и оберегая национальные интересы Азербайджанской Республики на момент заключения соглашения и на будущую перспективу.
Главным гарантом соблюдения интересов при создании этого комплекса был господин Гейдар Алиев, а в настоящее время продолжателем установленных гарантийный традиций является нынешний Президент Ильхам Алиев. Наличие отлаженного механизма правовых обеспечений и устоявшихся совокупных гарантий создает наиболее привлекательную обстановку для иностранных инвесторов, которые, проявляя особый интерес к каспийским энергоресурсам, продолжают вносить вклад в развитие страны и отрасли.
Название документа