Государственная энергетическая стратегия Азербайджанской Республики
(Керимов А. Д.) ("Энергетическое право", 2010, N 2) Текст документаГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
А. Д. КЕРИМОВ
Керимов А. Д., доктор юридических наук, профессор Государственной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Юридическая сила программных документов существенно возросла в первое десятилетие нового века. Даже практикующие юристы, традиционно придерживающиеся позитивистских взглядов на право и формального подхода к источникам права, признают за программными документами если не руководящую роль, то, во всяком случае, принимают их к сведению при применении норм действующего законодательства. Ранее нормы о планировании различных видов и сторон хозяйственной деятельности, в частности нормы, регламентирующие разработку, составление, взаимную увязку, утверждение, доведение до исполнителей, реализацию планов, составляли основу советского хозяйственного законодательства <1>. -------------------------------- <1> См.: Мамутов В. К. Совершенствование правовых форм планирования // Правоведение. 1979. N 6. С. 20 - 29.
Существенно изменилась юридическая природа плановых актов, а также соотношение плана с актами властного характера, плана и хозяйственного договора. Как отмечал М. И. Клеандров, "степень влияния конституционно-правовых отношений на жизнедеятельность нефтегазового комплекса решающе велика: в конституционно-правовое поле входят все отрасли законодательства, включая, естественно, те, что регулируют как отношения в нефтегазовом комплексе, так и отношения, в которые вступают или в которых находятся структуры нефтегазового комплекса за его пределами" <2>. -------------------------------- <2> Клеандров М. И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука, 1999. С. 20.
Распоряжениями Президента Азербайджанской Республики от 14 февраля 2005 г. N 635 <3> и от 21 октября 2004 г. N 462 <4> соответственно утверждены Государственная программа по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики (2005 - 2015 годы) и Государственная программа по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджанской Республике. -------------------------------- <3> Азербайджан. 2005. 15 фев. N 35. <4> Азербайджан. 2004. 22 окт. N 246.
Ограниченность запасов нефти и газа в сочетании с необходимостью максимально полной выработки каждого месторождения; высокий уровень потенциальной экологической опасности; необходимость поиска новых месторождений нефти и газа; возрастающая потребность мировой экономики в энергии и необходимость максимальной диверсификации ее источников являются на сегодняшний день основными катализаторами изменения политики Азербайджанской Республики в сфере топливно-энергетического комплекса. В начале 1990-х годов Азербайджан не имел материально-технической базы для реализации новых углеводородных проектов. Именно техническое перевооружение основных производственных фондов нефтегазовой отрасли, создание современной транспортной инфраструктуры и стали главными условиями привлечения инвестиций ведущих зарубежных нефтегазовых компаний <5>. -------------------------------- <5> Нефтегазовая вертикаль. 2006. N 8. С. 5.
В основном модернизация коснулась проекта "Азери - Шираг - Гюнешли" - была осуществлена модернизация плавучих полупогруженных установок "Деде Горгуд", строительство новых ППБУ "Гейдар Алиев" и самоподъемной буровой установки "Гуртулуш" <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 22.
Нельзя не заметить, что модель законодательства о добыче нефти и газа, избранная Азербайджаном, несколько нестандартна для современной мировой практики. В основу формирования благоприятного инвестиционного климата были положены соглашения о разделе продукции (СРП). Общие нормы законодательства Азербайджана, основывающиеся на Законе Азербайджанской Республики от 13 февраля 1998 г. N 439-IQ "О недрах" <7>, в принципе не предусматривают каких-либо договорно-правовых форм пользования недрами. -------------------------------- <7> Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики. 1998. N 4. Ст. 224 (в ред. от 25.12.2007).
Указанные выше СРП подлежат обязательной ратификации Милли Меджлисом Азербайджанской Республики. Эти соглашения приобретают силу закона и приоритет над остальными законами Азербайджанской Республики (за исключением прав контракторов в ст. ст. 11 - 15 Закона Республики Азербайджан от 15 января 1992 г. N 57 "О защите иностранных инвестиций" <8>). В частности, это гарантия правовой защиты иностранных инвестиций; гарантия от национализации и реквизиции; гарантия перевода доходов и иных сумм в иностранной валюте; гарантия использования прибыли <9>. Кроме того, в них закреплена специфическая оговорка о применимом к данному соглашению праве - стороны соглашений руководствуются общими принципами правовых систем Великобритании и Азербайджана, а при их отсутствии - общим правом провинции Альберта (Канада). На эти соглашения распространяется принцип международного права pacta sunt servanda (международные договоры должны соблюдаться) (ст. 23 Соглашения о совместном развитии и разделе продукции месторождений Азери и Шираг, а также глубоководной части месторождения Гюнешли в азербайджанском секторе Каспийского моря <10> и ст. 23 Соглашения о поисково-разведочных работах, разработке и разделе продукции перспективного участка Шах-Дениз в азербайджанском секторе Каспийского моря <11>). -------------------------------- <8> Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1992. N 4. Ст. 81 (в ред. от 05.03.2010). <9> См.: Курбанов Р. А. Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности. М.: Юриспруденция, 2005. С. 67. <10> URL: http:// subsites. bp. com/ caspian/ ACG/ Eng/ agmt1/ agmt1.pdf. <11> URL: http:// subsites. bp. com/ caspian/ SHA/ Eng/ agmt1/ SD%20PSA_final. pdf.
Азербайджанское законодательство об использовании энергетики развивается комплексно, как единая отрасль. В его основе - Закон Азербайджанской Республики от 24 ноября 1998 г. N 541-IQ "Об энергетике" <12>. Данный Закон сосредотачивает в себе наиболее общие правовые основы государственного регулирования нефтяной, газовой и электроэнергетической отраслей. То же самое можно сказать и в отношении Закона Азербайджанской Республики от 30 мая 1996 г. N 94-IQ "Об использовании энергетических ресурсов" <13>. -------------------------------- <12> Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 1999. N 2. Ст. 53 (в ред. от 30.05.2006). <13> Азербайджан. 1996. 20 нояб. N 222.
Единство правового регулирования объясняется взаимосвязанностью этих отраслей ТЭК. Закон "Об энергетике" устанавливает систему договорных отношений между государством и инвестором в случае осуществления последним деятельности в области энергетики. Данные договоры сконструированы в форме договоров подряда. Государственная программа по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики (2005 - 2015 годы) представляет собой план мероприятий по сдаче в эксплуатацию ряда объектов нефтегазовой инфраструктуры <14>. Кроме того, серьезное внимание уделяется развитию сервисного обслуживания нефтегазовых месторождений - подготовке месторождений к эксплуатации; бурению скважин; воздействию на пласт и призабойную зону для повышения нефтеотдачи пластов; строительству, ремонту и перестройке гидротехнических сооружений для обеспечения добычи нефти и газа из морских месторождений; модернизации газлифтных систем, системы сбора и транспортировки на берег газа низкого давления и др. -------------------------------- <14> Строительство и сдача в эксплуатацию Основного экспортного трубопровода "Баку - Тбилиси - Джейхан"; строительство и сдача в эксплуатацию Южно-Кавказского трубопровода "Баку - Тбилиси - Эрзерум"; строительство платформы "Центральный Азери" и начало нефтедобычи; осуществление Проекта увеличения темпа добычи на платформе "Чыраг-1"; строительство и сдача в пользование газопровода для доставки газа из Сангачальского терминала в Сангачальские главные установки; строительство нефтегазопроводов с месторождения "Азери" на берег; строительство газокомпрессорной и водонагнетательной платформы на месторождении "Азери"; строительство 2 нефтяных резервуаров и вспомогательных объектов на Сангачальском терминале для приемки нефти, добыча которой ожидается из месторождения "Азери"; строительство платформы "Западный Азери" и начало нефтедобычи; строительство платформы "Восточный Азери" и начало нефтедобычи; начало нефтедобычи из глубоководной части месторождения "Гюнешли" в рамках проекта "Фаза-3"; строительство и сдача в эксплуатацию газовых и конденсатных проводов от месторождения "Шах-дениз" к Сангачальскому терминалу; строительство и сдача в эксплуатацию платформы ТРG-500 на месторождении "Шах-дениз"; транспортировка первичного газа и конденсата из месторождения "Шах-дениз" в Сангачальский терминал.
Другим направлением развития ТЭК Азербайджанской Республики является строительство трубопроводов и оборудование подземных хранилищ газа (ПХГ): - трубопровода для транспортировки газа высокого давления на "Нефтяные Камни"; - использование месторождения "Бахар" в качестве подземного газохранилища; - магистрального газопровода высокого давления "Джульфа - Нахчыван" диаметром 530 мм, с прокладкой через реку Араз; - восстановление газопровода "Астара - Газы - магомед"; - строительство магистральных газопроводов и контрольно-измерительных узлов с целью повышения надежности обеспечения Азербайджанской ГРЭС и Али-Байрамлинской ГРЭС; - строительство магистрального газопровода "Дигях - Сумгайыт". Такие уже упоминавшиеся глобальные объективные причины, как высокий уровень экологической опасности нефтегазового производства, необходимость диверсификации источников энергии, а также труднодоступность ряда регионов Азербайджана (в особенности Нахчыванской области), обусловили необходимость развития электроэнергетической составляющей ТЭК Азербайджана. В структуре потребления электрической энергии за последнее время произошли сильные изменения. Так, если ранее 48 процентов потребленной энергии приходилось на долю промышленности, а 8 процентов - на долю населения, в настоящее время объем потребленной населением энергии увеличился и достиг 60 процентов, а доля промышленности снизилась до 16 процентов. Анализ графика нагрузки энергетической системы показывает, что в часы пик дневной график нагрузки системы в осенне-весенние месяцы - 30 - 40 процентов мощности, требующейся потребителям, расходуется на отопление жилых и административных зданий. Согласно расчетам в период до 2015 г. ожидается увеличение потребности в электроэнергии ежегодно в среднем на 4,7 процента, а в 2015 г. в сравнении с 2004 г. - в 1,7 раза. Предусматривается, что до 15 процентов электрической энергии, которая будет использоваться в будущем, будет производиться за счет гидроэлектростанций и альтернативных источников энергии, а остальная часть (85 процентов) будет производиться на тепловых электростанциях. Агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии было учреждено Указом Президента Азербайджанской Республики от 16 июля 2009 г. N 123 <15>. Оно будет регулировать, организовывать и осуществлять государственный контроль над соответствующей деятельностью. Ему поручена, в частности, подготовка предложений по стимулированию и финансированию проектирования, строительству и эксплуатации соответствующих объектов, включая производство необходимого оборудования. К альтернативным и возобновляемым источникам энергии при этом отнесены солнечная, ветряная, биологическая, геотермальная, водная и иные виды энергии. Агентство будет вести учет их применения на всех видах предприятий, разрабатывать и применять государственные стандарты. -------------------------------- <15> Указом Президента Азербайджанской Республики от 10 ноября 2009 г. N 182 утверждено Положение о государственном агентстве по альтернативным и возобновляемым источникам энергии // Республика. 2009. 11 нояб. N 246.
Азиатский банк развития подготовил для Азербайджана концепцию развития альтернативной и возобновляемой энергии <16> и готов был предоставить до 30 млн. долларов кредита на ее реализацию. -------------------------------- <16> URL: http:// www. adb. org/ Clean-Energy/ documents/ AZE-Country-Report. pdf.
В январе - сентябре 2009 г. в Азербайджане было выработано около 14 миллиардов киловатт-часов электроэнергии против 15,7 миллиарда за соответствующий период 2008 г. В настоящее время в Азербайджане наблюдается переизбыток электроэнергии. В складывающейся ситуации азербайджанское правительство могло бы совершить прорыв в сфере электроэнергетики, развивая выработку от альтернативных и возобновляемых источников электроэнергии. По мнению министра промышленности и энергетики Азербайджана Н. Алиева, в перспективе в стране на альтернативные и возобновляемые источники может приходиться до 5 - 7% производства электроэнергии и до 10% тепловой энергии <17>. -------------------------------- <17> См.: Роль альтернативных источников энергии будет возрастать // Зеркало. 2009. Июнь.
Диверсификация источников энергии выразилась в планировании строительства и модернизации ряда объектов электроэнергетики. Распоряжением Президента Азербайджанской Республики утверждена Государственная программа по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии в Азербайджанской Республике и, в частности, путем: - строительства новых линий электропередачи (ЛЭП); - реабилитации электропередающих систем; - строительства новых подстанций. Именно электроэнергетика занимает первое место среди экологически чистых альтернативных (возобновляемых) источников энергии. В результате исследований, проведенных в рамках проекта "Оценка возобновляемых энергетических ресурсов Азербайджана", осуществленного при содействии Европейского банка реконструкции и развития, было установлено, что природно-климатические условия Азербайджана способствуют экономической и экологической рентабельности энергии Солнца. Так, если в США и Средней Азии продолжительность солнечных дней в году составляет порядка 2,5 - 3 тыс. часов, на территории Азербайджана данный показатель равен 2,5 - 3,2 тыс. часов <18>. То же исследование подтвердило возможность создания работающих на солнечной энергии электростанций мощностью 100 - 150 и 500 кВт. Технический потенциал энергии ветра на Апшеронском полуострове соответствует 3 тыс. МВт. Для производства тепловой энергии эффективным является использование ресурсов термальных вод Азербайджана, прогнозируемые запасы которых на Большом и Малом Кавказе, Апшеронском полуострове, Талышской предгорной зоне составляют 245,6 тыс. кв. м в сутки. -------------------------------- <18> См.: Есьман В. И., Ализаде А. С. Ветроэнергетические ресурсы Азербайджана. Баку: Азэнергия, 1966.
Координатором мероприятий по обеим программам является Министерство промышленности и энергетики Азербайджанской Республики.
Название документа