Проблемы совершенствования налогово-правовых отношений с участием иностранных организаций

(Кобзарь-Фролова М. Н.) ("Финансовое право", 2010, N 11) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ <*>

М. Н. КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА

Кобзарь-Фролова М. Н., доцент кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина России, кандидат юридических наук.

В условиях мирового финансового кризиса Правительство Российской Федерации предпринимает активные меры по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику. Однако деятельность иностранных инвесторов по извлечению прибыли на территории России осложнена рядом проблем правового характера. Автор предлагает отдельные пути по совершенствованию налогово-правовых отношений с участием иностранных организаций.

Ключевые слова: налоги, инвестиции, иностранные организации, юридическое лицо, международные соглашения, постоянное представительство, налоговые правоотношения, прибыль, соглашения.

In conditions of world financial crisis the Government of the Russian Federation undertakes active measures aimed at attraction of foreign investments into Russian economy. However the activity of foreign investors aimed at getting profit on the territory of Russia remains difficult due to a number of problems of legal character. The author proposes certain ways aimed at improvement of tax-law relations with participation of foreign organizations.

Key words: taxes, investments, foreign organizations, juridical person, international treaties, permanent representation, tax legal relations, profit, treaties.

Величина притока инвестиций в экономику страны во многом зависит от ее имиджа за рубежом. Сегодня иностранные инвесторы при выборе проектов с постоянным представительством в России проявляют крайнюю осторожность. Тому способствует устойчиво сложившееся мнение о России как о стране с крайне негативными условиями для ведения предпринимательской деятельности. По данным Росстата, объемы инвестиций по сравнению с докризисным 2007 г. сократились на 14,2%. В абсолютных величинах эта сумма составила 103,8 млрд. долл.<1>. -------------------------------- <1> Профиль. Еженедельный журнал. 2009. N 7.

По оценкам специалистов Института современного развития (ИнСоР), в течение ближайших 5 - 10 лет Россия рискует оказаться на обочине мировой экономики, несмотря на свое сырьевое богатство <2>. В ИнСоРе был представлен доклад "Экономические интересы и задачи России в СНГ", в котором отмечается деградация экономических связей России со странами СНГ из-за конкуренции со стороны ЕС, США, Китая, Турции и Ирана. "Россия более не является безальтернативным стратегическим партнером для совместного развития стран Содружества. Экономически эту роль готовы взять на себя прежде всего Китай и Евросоюз", - отмечают эксперты института. По мнению Е. Гонтмахера, несколько лет для реформ у России в запасе есть. Важно лишь эффективно их использовать <3>. -------------------------------- <2> Гонтмахер Е. Доклад "Россия XXI века: образ желаемого завтра". Обзор актуальных новостей // Налоги. 2010. N 12. С. 3 - 9. <3> Там же.

Налоговая политика России конца 90-х - начала 2000-х гг. отличалась пассивным инерционным инструментом мобилизации доходов в бюджет государства. В условиях мирового финансового кризиса и жесткой конкуренции между странами в борьбе за капитальные инвестиции необходимо направить усилия государства на выработку такой налоговой политики, которая отличалась бы стабильностью, способствовала привлечению иностранного капитала на российский рынок, а иностранные организации ощущали бы себя защищенными и уверенными в завтрашнем дне. Как подчеркнул в своем выступлении на Азиатском финансовом форуме в Гонконге Министр финансов Российской Федерации А. Кудрин, в пик кризиса следует обратить внимание как на внутренние, так и на внешние резервы. С самого начала формирования российской налоговой системы нормы о налогообложении иностранных юридических лиц отличались наличием существенных коллизий. До введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации особенности налогообложения предприятий с иностранным капиталом были отражены в ряде несистематизированных нормативных актов, большинство положений которых в настоящее время утратило силу <4>. -------------------------------- <4> Закон РФ N 1992-1 от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 11. Ст. 525. Инструкция Госналогслужбы РФ N 34 от 16 июня 1995 г. "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц; Инструкция Госналогслужбы РФ N 37 от 10 августа 1995 г. "О порядке исчислений и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"; О некоторых вопросах налогообложения иностранных инвестиций см. письмо Госналогслужбы РФ N ВГ-4-06/68н от 2 июня 1994 г.; Закон РСФСР N 2116-1 от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость" (в настоящее время утратили силу).

В настоящее время правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ (в ред. 29 апреля 2008 г.) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <5>. Закон закрепляет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации и др. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В соответствии со ст. 2 указанного Закона иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 4 правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации (ст. 5). В соответствии с указанным Законом, а также Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" <6>, государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества разрабатывает и реализует Правительство РФ. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Правительство Российской Федерации: - утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов; - разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций; - определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации; - определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации; - осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов; - осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций и другое. Обычно, регулируя в соответствии с требованиями времени некие правовые отношения, законодатель ограничивается нормами о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов. В п. 1 ст. 26 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <7> содержится норма, согласно которой "Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации" предложено "привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом". -------------------------------- <7> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

Рассмотренный нами Закон является актом гражданско-правового характера и не может относиться к законодательству о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ, "законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах". Возможно, именно поэтому ни Налоговый кодекс РФ не был приведен в соответствие с рассматриваемым Законом, ни Закон "Об иностранных инвестициях." не был приведен в соответствие с НК РФ. Закон вообще не включает ключевые понятия, относящиеся к гражданско-правовому и налогово-правовому статусу иностранных инвесторов. В нашем представлении это одна из причин, приводящих к возникновению налоговых конфликтов, связанных с налогообложением иностранных организаций и инвестиционной привлекательностью России. Еще в 2004 г. автор настоящего исследования указывал на те обстоятельства, что указанный Закон имеет существенные недостатки и "по отдельным позициям представляет собой шаг назад, по сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулирования иностранных инвестиций" <8>. -------------------------------- <8> Кобзарь-Фролова М. Н. Налогово-правовой статус иностранных юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 165 - 167.

Учитывая направления налоговой политики на ближайшие 2010 - 2012 гг. и на долгосрочную перспективу, необходимость принятия срочных мер по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику, создание стабильных, благоприятных условий для деятельности иностранных организаций на территории России и российских предприятий за рубежом, Правительство РФ предприняло попытку урегулировать отдельные конфликты по уплате налога на прибыль и имущество иностранных организаций. В феврале 2010 г. Правительством РФ было одобрено представленное Министерством финансов Российской Федерации согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Еще в 2004 г. автором настоящего исследования было внесено предложение о необходимости подготовки и принятия такого документа <9>. Эта мысль была развита в монографии "Налогово-правовые отношения и налоговые деликты с участием иностранных юридических лиц" <10>. Без инвестирования средств иностранными инвесторами в экономику страны, даже получая за рубежом на самых льготных условиях кредиты, поднять российскую экономику на должный уровень будет достаточно сложно, тем более что существенного роста отечественных инвестиций в экономику страны в ближайшее время ожидать не приходится. -------------------------------- <9> Там же. С. 175. <10> Кобзарь-Фролова М. Н. Налогово-правовые отношения и налоговые деликты с участием иностранных юридических лиц. М.: ВГНА, 2008. 201 с.

Среди основных препятствий привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций следует выделить: - нестабильное, часто меняющееся российское законодательство о налогах и сборах; - несоответствие российского законодательства о налогах и сборах нормам международных договоров и связанные с этим конфликты с участием иностранных организаций; - многочисленные административные, налоговые экономические и иные реформы, отражающиеся на результатах деятельности всех хозяйствующих субъектов; - отсутствие стимулирования предпринимательской деятельности иностранных организаций; - налоговое законодательство Российской Федерации по своей "привлекательности" является неконкурентоспособным по сравнению с условиями иных развивающихся стран; - остаются неурегулированными вопросы правового положения иностранных организаций по законодательству о налогах и сборах; - не соответствует международной практике порядок регистрации иностранных организаций; - истребование налоговыми органами чрезмерного объема документов; - существует разница между налоговым и бухгалтерским учетом и др. Для преодоления вышеуказанных препятствий необходимы системные преобразования, направленные на совершенствование налогового администрирования, совершенствование правовых и административных основ деятельности иностранных организаций, основанных на унификации налоговых норм. Наряду с применением принципа национального режима необходимо также широкое применение принятых в международной практике принципов: недискриминации; стимулирования деятельности; создание режима наибольшего благоприятствования (РНБ) инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др.; поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая импорт новых технологий; поддержка мелких и средних иностранных компаний и др. <11>. -------------------------------- <11> См. подробнее: Кобзарь-Фролова М. Н. Налогово-правовые отношения и налоговые деликты с участием иностранных юридических лиц: Монография. М.: ВГНА, 2008. С. 140 - 160.

Вопросам урегулирования налоговых конфликтов с участием иностранных организаций будут способствовать следующие мероприятия: - налоговая политика государства в рассматриваемой области должна быть сосредоточена на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров в предпринимательской деятельности иностранных организаций; выработке комплекса гарантий, ориентированных на специфику деятельности иностранных организаций; приведении норм российского инвестиционного и налогового законодательства в соответствие с нормами международных договоров; адаптации национального законодательства к условиям участия в международных проектах; развитии практики двух - и многосторонних соглашений о гарантиях, недискриминации, взаимной защите инвестиций, избежании двойного налогообложения и др. В целях совершенствования налогового и инвестиционного законодательства предлагается: 1) разработать проект Федерального закона "О правовом механизме налогового стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации", в котором предусмотреть возможность существенного снижения налоговых ставок по налогу на прибыль и НДС на особо важное технологическое оборудование и запчасти к нему, производимые иностранными предприятиями на территории РФ; 2) разработать пакет предложений о государственных гарантиях инвестиционной деятельности (гарантии стабильного налогообложения, гарантии поощрения и льгот для инвесторов, направляющих свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др.; гарантии о поощрении отдельных, важных для экономики России видов деятельности, включая импорт новых технологий и др.); 3) разработать положение, регламент и учредить страховую компанию с участием Российской Федерации по страхованию иностранных инвестиций, кредитных, некоммерческих и иных государственно значимых рисков (например, рисков новых технологий); 4) разработать дополнения в часть вторую НК РФ о льготном налогообложении поставок в Россию из-за рубежа товаров инвестиционного назначения. В условиях мирового экономического кризиса, нам видится, последнее предложение не малозначимым для экономики Российской Федерации; 5) разработать проект Федерального закона "Об основных направлениях правового регулирования инвестиционных инвестиций в субъектах Российской Федерации". Привести его положения в соответствие с нормами НК РФ; 6) упростить систему бухгалтерского учета, выработать механизм их объединения, сократить количество форм налоговой отчетности; 7) перейти от разрешительной к уведомительной системе постановки на учет в качестве налогоплательщиков иностранным организациям; 8) привести в соответствие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, нормы инвестиционного законодательства, в том числе Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", нормы утвержденного Правительством РФ Типового соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество и учесть эти изменения при заключении международных соглашений.

Список использованной литературы

1 Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340. 4. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493. 5. Закон РФ N 2116-1 от 27 декабря 1991 г "О налоге на прибыль предприятий и организаций" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 11. Ст. 525 (в настоящее время утратил силу). 6. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество" // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1078. 7. Гонтмахер Е. Доклад "Россия XXI века: образ желаемого завтра". Обзор актуальных новостей // Налоги. 2010. N 12. 8. Кобзарь-Фролова М. Н. Налогово-правовой статус иностранных юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВГНА, 2004. 9. Кобзарь-Фролова М. Н. Налогово-правовые отношения и налоговые деликты с участием иностранных юридических лиц. М.: ВГНА., 2008. 201 с. 10. Профиль. Еженедельный журнал. 2009. N 7.

Название документа