Подписан Протокол к Соглашению между РФ и Кипром об избежании двойного налогообложения
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Налоговая практика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
ПОДПИСАН ПРОТОКОЛ К СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ РФ И КИПРОМ
ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Налоговая практика)
Информационное письмо N 177
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 11 октября 2010 года
Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что 7 октября 2010 года подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кипра об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года. Протокол составит неотъемлемую часть Соглашения, вступит в силу после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур и будет применяться с начала календарного года, следующего за годом его вступления в силу.
К наиболее существенным нововведениям Протокола (согласно его тексту, прилагаемому к распоряжению Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1431-р) можно отнести следующие.
Облагается реализация акций, более 50% стоимости которых относится к недвижимости.
Доходы от реализации акций компании, более 50% стоимости которой составляет недвижимое имущество в Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом у источника в этом государстве. Из этих доходов исключаются доходы по акциям, полученным в ходе реорганизации компании или котирующимся на зарегистрированной фондовой бирже, а также если получателем дохода является пенсионный фонд, фонд обеспечения персонала или правительство государства. Данная норма будет применяться с начала года по истечении четырех лет с даты вступления Протокола в силу, то есть в любом случае не ранее 2015 года. Обращаем внимание, что указанное положение буквально может применяться к реализации не только российских, но и иностранных долей и акций.
Допускается применение правил недостаточной капитализации.
В качестве дивидендов стали рассматриваться доходы, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, даже если они получены в форме процентов. Одновременно такие дивиденды исключены из понятия "проценты". Все это позволит применять к российским компаниям с кипрским участием правила п. 2 ст. 269 Налогового кодекса РФ о переквалификации выплат контролируемой процентной задолженности в дивиденды. Вместе с тем пока не ясно, будет ли этого достаточно для применения на практике правил недостаточной капитализации, так как не вносится никаких изменений в статью 24 "Недискриминация" Соглашения, на основании положений которой суды в прошлом нередко отказывали в применении данных правил (см. Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2009 N КА-А40/9453-09-2, ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2009 по делу N А26-6967/2008).
Налоги у источника распространяются на доходы из паевых фондов.
Протокол устанавливает, что доходы паевых фондов недвижимости облагаются налогом у источника как доходы от недвижимого имущества. Также уточняется, что в качестве дивидендов рассматриваются выплаты по паям паевых инвестиционных фондов или аналогичных коллективных форм инвестирования.
Расширяются возможности по обмену информацией и помощи в сборе налогов.
Вводятся новые редакции статей 26 "Обмен информацией" и 27 "Помощь в сборе налогов" Соглашения, которые существенно расширяют возможности РФ и Кипра по обмену информацией и взысканию налогов. При этом статья 27 вступит в силу с момента принятия Кипром необходимого законодательства. Изменения полностью соответствуют тексту Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в отношении налогов на доходы и капитал.
Предусматривается обмен информацией и помощь по взысканию налогов (включая применение обеспечительных мер) не только по налогам, предусмотренным Соглашением, но и по любым иным налогам, установленным от имени Договаривающегося государства, при условии, что они не противоречат Соглашению. При этом оговорено, что Сторона может не предоставлять запрошенную информацию, которая раскрывала бы какую-либо коммерческую, предпринимательскую, промышленную или профессиональную тайну либо торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы публичному порядку (ordre public), а также информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычной административной практики этого Договаривающегося государства.
Требование о размере вложений для льготной ставки дивидендов устанавливается в 100000 евро.
В настоящее время Соглашение предусматривает, что сниженная 5% ставка налога на дивиденды применяется, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100000 долларов США. Протоколом сумма изменяется на 100000 евро.
Определение места эффективного управления.
Статья 4 Соглашения об определении резидентства дополняется уточнением, что, если место эффективного управления лица, не являющегося физическим лицом, не может быть определено, компетентные органы Договаривающихся государств будут стремиться определить место эффективного управления в каждом конкретном случае, приняв во внимание все факторы, которые они сочтут имеющими к этому отношение.
Норма об отказе в предоставлении льгот.
Вводится норма о том, что если в результате консультаций Стороны придут к мнению, что одной из главных целей создания организации-резидента было получение льгот по Соглашению, в предоставлении таких льгот будет отказано. Отметим, что согласно Протоколу данная норма будет распространяться только на компании, не зарегистрированные в Договаривающемся государстве, то есть не будет применяться к компаниям, учрежденным на Кипре или в России. Исходя из буквального прочтения, эта норма предназначена для компаний, не зарегистрированных на Кипре, но являющихся резидентами Кипра (например, в силу места управления на Кипре). Такая практика до этого не получала значительного распространения в отношении доходов из России, поэтому можно предположить, что данное нововведение будет иметь ограниченное практическое значение.
Новый критерий постоянного представительства в случае оказания услуг через физических лиц.
Уточняются критерии возникновения постоянного представительства компании для целей налогообложения в случае оказания услуг в другом Договаривающемся государстве через физическое лицо, иное чем агент, брокер или другое лицо с независимым статусом. По новым правилам постоянное представительство возникает в случае, если услуги оказываются:
- через физическое лицо, которое находится в этом другом государстве в совокупности более 183 дней в любом двенадцатимесячном периоде, и в течение этого времени более чем 50% валового дохода от активной предпринимательской деятельности предприятия приходится на услуги, оказанные в этом другом государстве через это физическое лицо, или
- в течение в совокупности более 183 дней в любом двенадцатимесячном периоде, и эти услуги оказываются в рамках одного проекта или связанных проектов одним или несколькими физическими лицами, которые присутствуют и оказывают такие услуги в этом другом государстве.
Услуги, оказанные физическим лицом от имени одного предприятия, будут считаться оказанными через это физическое лицо другим предприятием, если только это другое предприятие осуществляет надзор, управление и контроль над способом оказания таких услуг этим физическим лицом, а также если это лицо имеет и обычно использует в этом государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия, за исключением случаев, когда лицо осуществляет только указанную в п. 4 ст. 5 Соглашения вспомогательную и подготовительную деятельность.
Можно предположить, что эти правила могут потенциально использоваться российскими налоговыми органами для обоснования создания постоянного представительства в России кипрскими компаниями, фактически (по мнению контролирующих органов) управляющимися из России. Во избежание налоговых рисков данные правила будет необходимо учитывать при планировании структуры управления и деятельности кипрских холдинговых компаний, ведущих деятельность, связанную с активами в России.
Прочие изменения.
Среди других изменений Протокол вводит критерий места эффективного управления для налогообложения международных перевозок, а также вносит некоторые другие изменения, сближающие текст Соглашения с вышеупомянутой Модельной конвенцией ОЭСР.
Название документа