О воздействии Закона Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур" на процессы формирования таможенного законодательства таможенного союза

(Кунаев К. А.)

("Таможенное дело", 2010, N 3)

Текст документа

О ВОЗДЕЙСТВИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2009 ГОДА N 141-IV "О РАТИФИКАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ УПРОЩЕНИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ

ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР" НА ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

К. А. КУНАЕВ

Кунаев К. А., заместитель начальника Управления правового обеспечения Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.

В докладе, во-первых, кратко о становлении национального таможенного законодательства, во-вторых, о последних изменениях и проводимых реформах в соответствии с международной практикой в сфере таможенного дела, а также влиянии Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур на национальное таможенное законодательство Республики Казахстан и на процессы формирования таможенного законодательства таможенного союза.

На первых этапах формирования самостоятельной таможенной структуры в Республике Казахстан, а также в период стабилизации экономики внешнеэкономический товарооборот в Республике с 1995 по 2003 год регулировался Законом Республики Казахстан от 20 июля 1995 года N 2368 "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Если говорить о существенных отличиях данного Закона от современного законодательства, то данный Закон не только регулировал порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, их таможенное оформление и таможенный контроль, но и содержал в себе положения об ответственности за какое-либо нарушение таможенных правил, а также детальный процессуальный порядок рассмотрения дел о нарушении таможенных правил.

Регулирование Законом правоотношений, которые не связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, было существенным отличием Закона от современного национального таможенного законодательства и положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Также кардинальным отличием Закона являлось то, что данный Закон содержал в себе более 70 отсылочных норм, предоставляющих компетенцию центральному таможенному органу утверждать соответствующий порядок, регулирующих те или иные отношения.

Так, например, центральный таможенный орган вправе был утвердить нормативные правовые акты, регулирующие следующие отношения:

- порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан;

- порядок определения страны происхождения товара;

- порядок возврата уплаченных таможенных платежей;

- упрощенный порядок таможенного оформления срочных поставок и случаи его применения;

- порядок внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию, а также ее отзыва определяется центральным таможенным органом Республики Казахстан;

- порядок периодического и предварительного декларирования товаров определяется центральным таможенным органом Республики Казахстан;

- порядок включения в реестр товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, определяется центральным таможенным органом Республики Казахстан.

В данный Закон было внесено 19 изменений и дополнений отдельными законами РК, при этом из них по правоприменительной практике изменения и дополнения вносились единожды.

Далее, в 2001 - 2002 годах современное состояние законодательной базы в сфере таможенного дела поставило вопрос о необходимости пересмотра основных позиций.

Стремительные изменения в национальном законодательстве, в международной торговле, глобализация и информационные технологии потребовали изменения процедур и правил на основе происходящих перемен, с учетом международных конвенций и других документов, предназначенных для гармонизации и упрощения таможенных процедур.

Кроме того, в целом организация деятельности таможенных органов должна была соответствовать уровню развития и интересам государственной экономической политики.

Процесс интеграции Казахстана в систему мировых экономических отношений потребовал новых подходов и методов для решения возникающих проблем, совершенствования нормативной правовой базы, в том числе по вопросам организации и осуществления таможенного дела. Внесение изменений или дополнений в Закон РК "О таможенном деле в Республике Казахстан" не могло дать того результата, который требовался на том этапе.

В связи с этим реализацией данных проблем стал ныне действующий Таможенный кодекс Республики Казахстан, принятый в мае 2003 года, который отразил в себе направления совершенствования законодательства в сфере таможенного дела в целях создания благоприятных внешнеэкономических условий, с учетом выгодного географического расположения Казахстана.

Таможенный кодекс был разработан с учетом систематизации нормативных правовых актов в сфере таможенного дела, в целях избежания противоречий между актами разного уровня, их единообразного применения, а также необходимости четкого определения круга вопросов, по которым будут приниматься подзаконные акты. Такими актами стали регулироваться только вопросы таможенного администрирования, порядок утверждения форм деклараций, их заполнения и т. д.

Все это привело к сокращению количества неправомерных действий должностных лиц таможенных органов и устранению возможностей для их незаконного вмешательства в процесс таможенного оформления и контроля по сравнению с действующей таможенной практикой.

Основу Таможенного кодекса РК составили Закон РК "О таможенном деле в Республике Казахстан" и устоявшиеся нормы подзаконных актов с учетом детального регламентирования, прозрачности, последовательности и доступности процедур при таможенном оформлении.

В целях унификации основных положений проекта Таможенного кодекса РК в рамках участия в ЕврАзЭс при разработке проекта учитывался современный опыт РФ.

Для обеспечения интеграции в международное таможенное пространство были использованы основные правила Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, таких, как оценка рисков, создание режима таможенного благоприятствования для добросовестных участников ВЭД и усиление таможенного контроля к тем, кто нарушает таможенное законодательство.

Новеллой проекта Таможенного кодекса РК являлась разработка следующих норм, не отраженных в действующем таможенном законодательстве:

- прав и обязанностей участников ВЭД, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, свободных и таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также таможенных органов и механизма регулирования их деятельности для эффективного взаимодействия с участниками ВЭД, повышения качества процедуры таможенного обслуживания и снижения издержек;

- критериев оценки рисков в сфере таможенного дела, являющихся ключевым элементом и неотъемлемой частью программы таможенного контроля, с определением режима таможенного благоприятствования для добросовестных участников ВЭД и усиления контроля в отношении лиц, совершающих правонарушения в сфере таможенного дела;

- специальных таможенных процедур таможенного оформления для отдельных товаров, представляющих угрозу и опасность для населения и окружающей среды, таких, как: продукция атомной промышленности, взрывчатые вещества и т. п.;

- исчерпывающего перечня документов для осуществления таможенного оформления, при котором полное, достоверное и правильное заполнение основных позиций является основанием для проведения всех таможенных процедур в максимально сжатые сроки, а в случае нерассмотрения должностным лицом таможенного органа в установленные сроки - обязательного предоставления участнику ВЭД мотивированного объяснения о причинах нерассмотрения;

- форм и видов таможенного контроля с переходом от исключительных форм таможенного контроля за передвижением к таможенному контролю, основанному преимущественно на аудите, что позволит таможенному органу в содействии развитию торговли;

- таможенных процедур при вывозе товаров за пределы таможенной территории РК (сроки фактического вывоза и нахождения под таможенным контролем, соблюдение установленных требований к вывозимым товарам);

- критериев для основания продления сроков таможенных процедур при оформлении деклараций, лицензий на осуществление деятельности в сфере таможенного дела и т. п.;

- процедуры выпуска товаров до подачи таможенной декларации и (или) завершения операций по таможенному оформлению;

- таможенного аудита по вопросам независимой таможенной оценки и экспертизы товаров с установлением прав и обязанностей;

- порядка обеспечения уплаты таможенных платежей в форме залога или банковской гарантии;

- метода применения условной цены при отсутствии документов, подтверждающих цену товара, в целях определения таможенной стоимости товара;

- информационной среды в сфере таможенного дела с применением электронного документооборота, являющейся решающим моментом для эффективного и производительного таможенного контроля;

- современных информационных технологий, контроля за управлением рисками и таможенного контроля, основанного на аудите;

- полномочий саморегулируемых организаций по защите прав участников ВЭД в сфере таможенного дела.

В целом в отличие от Закона о таможенном деле Таможенный кодекс стал законом прямого действия и содержит в себе лишь около 40 отсылочных норм, определяющих компетенцию уполномоченного государственного органа по вопросам таможенного дела по регулированию соответствующих отношений. Как ранее мной было отмечено, в Законе о таможенном деле было 70 отсылочных норм.

При разработке действующего Таможенного кодекса Республики Казахстан (2003 год) были учтены многие положения Генерального приложения Киотской конвенции, максимально использованы принципы и подходы в регулировании отдельных таможенных процедур.

Именно поэтому вопросы оценки и управления рисками впервые нашли свое отражение в Таможенном кодексе РК (2003 год) и в настоящее время наблюдается активный процесс накопления "национального" опыта. Можно отметить, что за эти годы не только нарабатывался практический опыт внедрения системы управления рисками, но и росло понимание применения "рисков" как основной философии таможенного контроля.

Поэтому на сегодняшний день таможенная служба Республики Казахстан имеет реальную возможность использовать все упрощенные процедуры, предусмотренные Киотской конвенцией как для оформления товаров, так и для уполномоченных лиц.

Также требуется изменить подходы к "выпуску товаров", к изменению сроков уплаты таможенных платежей для уполномоченных лиц, внедрить возможность использования "генеральных гарантий", "контроля на основе методов аудита" и т. д.

В действующий Таможенный кодекс было внесено 16 изменений законами РК, из них по правоприменительной практике - два раза, то есть в 2005 году, в 2007 году.

Основными изменениями в 2005 году были дальнейшее совершенствование таможенного законодательства Республики Казахстан, приведение в соответствие Таможенного кодекса Республики Казахстан с основными положениями Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур (1973 год), Соглашения Всемирной таможенной организации, Налогового кодекса Республики Казахстан и направленность на унифицирование таможенных законодательств стран Евразийского экономического сообщества.

Положения проекта направлены на упрощение таможенных процедур и создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, проектом предусматривается совершенствование таможенного администрирования в части:

- перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

- определения страны происхождения, предварительных операций и процедур, связанных с перемещением товаров и транспортных средств;

- перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами;

- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;

- перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;

- определения таможенной стоимости, срока и порядка уплаты таможенных платежей и налогов;

- обеспечения уплаты, возврата и зачета таможенных платежей и налогов; декларирования товаров;

- лицензионной деятельности;

- форм и порядка проведения таможенного контроля;

- проведения проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

- порядка прохождения службы в таможенных органах Республики Казахстан.

Основными изменениями в 2007 году были изменения, направленные на приведение системы таможенных органов в соответствие с проводимой административной реформой в системе государственного управления. То есть уполномоченным органом в сфере таможенного дела стало Министерство финансов РК, которое стало утверждать нормативные правовые акты в сфере таможенного дела, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Казахстан. Кроме того, мы предоставили в 2007 году возможность индивидуальным предпринимателям выступать в качестве таможенных брокеров. Сократили два вида лицензирования: это магазин беспошлинной торговли и таможенный склад. Отменили институт выдачи аттестата специалистов по таможенному оформлению.

О последних проводимых реформах в сфере таможенного дела, связанных с приведением национального таможенного законодательства в соответствие с лучшей мировой практикой и международными стандартами.

В настоящее время Мажилисом Парламента Республики Казахстан одобрен проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного дела".

Законопроект разработан во исполнение Постановления Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2008 года N 455 "Об утверждении Плана мероприятий по снятию административных барьеров для бизнеса, ускорению и упрощению прохождения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан".

На примере других стран предлагается в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан внедрить интегрированный контроль, суть которого заключается в следующем.

Так, в настоящее время в автомобильных пунктах пропуска в соответствующей последовательности осуществляются следующие виды государственного контроля:

- пограничный;

- санитарно-карантинный;

- ветеринарный;

- фитосанитарный;

- транспортный;

- таможенный.

В соответствии с разделенной компетенцией в государстве перечисленные виды контроля осуществляют следующие государственные органы:

- Пограничная служба КНБ (пограничный);

- Министерство здравоохранения (санитарно-карантинный);

- Министерство сельского хозяйства (ветеринарный, фитосанитарный);

- Министерство транспорта и коммуникаций (транспортный контроль);

- Комитет таможенного контроля МФ РК (таможенный контроль).

Наличие пяти государственных органов, осуществляющих шесть видов государственного контроля, значительно сокращает пропускную способность автотранспортных средств и грузов в пунктах пропуска, создает дублирование функций, приводит к формализму при проверке документов. Сдерживающим фактором также является отсутствие материально-технической базы для проведения транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля и соответственно низкая эффективность работы. Размыта ответственность государственных органов за общее состояние дел в пунктах пропуска.

В результате в пунктах пропуска будут находиться два государственных органа, пограничная служба - осуществляющая пограничный контроль и таможенные органы - осуществляющие таможенный контроль.

При этом в функции таможенных органов войдут остальные виды государственного контроля (санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный).

Предпринимаемые шаги позволят оптимизировать формы государственного контроля в пунктах пропуска, исключить необоснованные задержки транспортных средств, ускорить прохождение процедур, осуществляемых государственными органами. Внедрение такого контроля основывается на международных стандартах и рекомендуется Всемирной таможенной организацией.

Международная практика еще раз подтверждает успешное применение данного принципа. Например, в Соединенных Штатах Америки контроль на государственной границе осуществляют только таможенные органы.

Второй законопроект связан с приведением таможенного законодательства в соответствие с основными соглашениями ВТО по таможенной стоимости и по ТРИПС (Соглашения по правам интеллектуальной собственности).

Данный законопроект в настоящее время также одобрен Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Проект Закона предусмотрен Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год.

Законопроект предусматривает изменения и дополнения в Таможенный кодекс Республики Казахстан в целях полного приведения таможенного законодательства Республики Казахстан в соответствие с основными соглашениями Всемирной торговой организации.

Первый момент, отраженный в законопроекте, - это приведение норм Таможенного кодекса в соответствие с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, совершенное в городе Марракеш 15 апреля 1994 года.

Хочу отметить, что в целом национальное таможенное законодательство соответствует названному Соглашению ВТО.

Как и предусмотрено Соглашением, таможенные органы Республики Казахстан ведут таможенный реестр правообладателей, которые обратились с заявлением в таможенные органы о защите их прав силами таможенных органов.

В настоящее время в данном таможенном реестре находится 484 наименования товаров по заявлениям 16 правообладателей.

Вместе с тем статьей 58 данного Соглашения ВТО установлены дополнительные полномочия, которые в национальном законодательстве отсутствуют, то есть согласно данной статье компетентные органы вправе без заявления правообладателя по собственной инициативе приостанавливать выпуск товаров в свободное обращение, в отношении которых они располагают "prima facie" - доказательствами нарушения права интеллектуальной собственности.

Данные полномочия компетентных органов условно называются "действие "ex officio".

В результате наделения данными дополнительными полномочиями таможенные органы Республики Казахстан при обнаружении признаков контрафактности вправе будут самостоятельно задержать товары без соответствующего заявления правообладателя, а также не внесенные в таможенный реестр, после чего сообщать правообладателю.

При этом защита прав интеллектуальной собственности силами таможенных органов должна будет осуществляться по Государственному реестру объектов интеллектуальной собственности, а также охраняемых по международному реестру товарных знаков, то есть в общей сложности защита по более 50 000 объектам прав интеллектуальной собственности.

На первых этапах действия "ex officio" ожидаются негативные социально-экономические последствия (то есть отсутствие дешевого, доступного товара на рынках Казахстана для средних слоев населения, сокращение товарооборота и импорта соответствующих товаров, потеря доходов рыночных агентов, ввозящих товары в страну с нарушениями прав интеллектуальной собственности), что будет естественной реакцией участников рынка. В долгосрочном периоде будет иметь место положительный эффект, обусловленный переходом к цивилизованным формам торговли, дальнейшим проникновением в мировое экономическое пространство, укреплением общественного здоровья, безопасности и национальных интересов страны.

Второй момент законопроекта - это приведение национального таможенного законодательства в соответствие с Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, совершенное в городе Марракеш 15 апреля 1994 года.

Одним из существенных моментов изменения сферы таможенного дела при приведении нашего законодательства в соответствие с данным Соглашением ВТО по таможенной оценке является исключение использования информационных справочников при определении таможенной стоимости товаров, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.

Так, в настоящее время таможенные органы Республики Казахстан при определении таможенной стоимости по шестому, резервному, методу определения таможенной стоимости зачастую используют имеющуюся ценовую информацию, которая содержится в информационных справочниках, утверждаемых Правительством Республики Казахстан. Данная норма противоречит Соглашению по применению статьи VII ВТО/ГАТТ.

Вместе с тем согласно анализу, проведенному международными экспертами, например, страны ЕС, США, Япония, Финляндия, Румыния, Швеция, Норвегия применяют основной метод определения таможенной стоимости в 98% случаев, то есть за основу при определении таможенной стоимости товара принимается цена сделки.

Остальные поправки, касающиеся Соглашения ВТО по таможенной стоимости, носят корректировочный характер по приведению в соответствие с нормами Соглашения по применению статьи VII ВТО/ГАТТ.

Таким образом, приведя национальное таможенное законодательство в соответствие с Соглашением ВТО по таможенной оценке, будут обеспечены дополнительные выгоды для международной торговли, которые будут основываться на простых, справедливых и единообразных критериях определения оценки товаров в таможенных целях и предотвращать использование произвольной или фиктивной таможенной стоимости.

О самой Конвенции.

Как известно, Конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран и базой для унификации таможенных законодательств разных стран.

На сегодняшний день участниками всемирной таможенной организации является 174 государства, из них участники Конвенции - 59 государств, в том числе Европейский союз, поскольку стороной соглашения могут быть не только отдельные государства, но и экономические сообщества, таможенные союзы.

Всем известно, что принципы и подходы Киотской конвенции отражают установление баланса между упрощением таможенных процедур для содействия торговле и эффективностью таможенного контроля.

В самой Конвенции установлено, что целью Конвенции является устранение расхождения в таможенных процедурах и практике Договаривающихся Сторон, способные затруднить осуществление международной торговли и иных видов международного обмена.

При этом в Конвенции отмечено, что упрощение и гармонизация могут быть достигнуты применением, в частности, следующих принципов:

- выполнение программ, преследующих цель непрерывного совершенствования таможенных процедур и практики и тем самым повышения их эффективности и действенности;

- применение таможенных процедур и практики предсказуемым, последовательным и транспарентным образом;

- предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов, нормативных актов, административных рекомендаций, процедур и практики;

- применение современных методов, таких, как контроль, на основе управления рисками и методов аудита, и максимальное практическое использование информационных технологий;

- взаимодействие во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами;

- выполнение соответствующих международных стандартов;

- предоставление сторонам, которых это касается, беспрепятственного доступа к обзорам административной и судебной практики.

Следует отметить, что при формировании правовой базы таможенного союза все вышеперечисленные аспекты учитываются.

Наряду с регулярными изменениями национального таможенного законодательства, направленными на приведение в соответствие с международными стандартами, Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан инициировал Закон РК о присоединении и ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

В ходе 1-го заседания рабочей группы по разработке проекта Таможенного кодекса таможенного союза казахстанская Сторона информировала экспертов Сторон о принятии в Республике Казахстан Закона от 24 февраля с. г. N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур", определяющего на внутригосударственном уровне объем обязательств Казахстана по имплементации конвенционных норм в национальное законодательство, который должен также учитываться казахстанской Стороной при разработке наднационального правового акта - ТКТС.

При этом следует отметить, что у каждого государства - участника таможенного союза имеется свое национальное таможенное законодательство, которое у каждой Стороны на сегодня достаточно свежее и актуальное.

Поэтому каждому государству, конечно, было бы удобно брать за основу для разработки Таможенного кодекса таможенного союза свой национальный Таможенный кодекс.

Вместе с тем ратификация Казахстаном Конвенции, процессы присоединения Республики Беларусь и Российской Федерации позволили концептуально определиться трем государствам о начале работы над Кодексом таможенного союза с учетом положений Конвенции.

Такой подход позволил избежать многих противоречий и несовершенства действующего таможенного законодательства Сторон союза, нормы которого по-прежнему имеют внутреннее разночтение и будут создавать неустранимые противоречия при разработке правовых предписаний проекта Кодекса.

Нормы Конвенции позволили концептуально определить, что в Таможенный кодекс таможенного союза следует закладывать нормы, касающиеся только регулирования отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу союза. Остальные вытекающие второстепенные правоотношения, такие, как уголовная и административная ответственность, прохождение службы, бюджетные правоотношения и т. д., будут регулироваться соответствующим отраслевым законодательством.

При согласовании разработанного проекта Таможенного кодекса таможенного союза с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан Закон о ратификации Конвенции позволил согласовать проект Кодекса без значительных концептуальных замечаний.

Хочу отметить, что нормы Конвенции являются достаточно гибкими и любая присоединяющаяся к ней страна со стабильной экономикой сможет во внешнем товарообороте учитывать свои национальные интересы с учетом конъюнктуры внутреннего рынка. Так, ст. 3 Конвенции гласит, что положения настоящей Конвенции не препятствуют применению национального законодательства, как в отношении запретов, так и в отношении ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю. Также Конвенцией установлено, что Договаривающиеся Стороны вправе предоставлять более благоприятные условия, чем предусмотрено Конвенцией и каждой из Договаривающихся Сторон, а также рекомендуется предоставлять такие более благоприятные условия всегда, когда это возможно.

Хочу привести практический пример применения данной нормы при формировании правовой базы таможенного союза, то есть при написании Таможенного кодекса таможенного союза.

Так, в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации лицо, которое претендует заниматься деятельностью таможенного брокера, должно иметь работников, которые соответствуют установленным квалификационным требованиям. Вместе с тем, как я уже говорил, в Республике Казахстан такового условия для получения лицензии таможенного брокера нет.

В этой связи, учитывая нормы Конвенции, в проекте Таможенного кодекса таможенного союза было прописано, что государства - участники таможенного союза могут установить квалификационные требования для работников таможенного представителя, ныне называемого таможенным брокером.

Благородя таким транспарентным нормам Конвенции удается формировать правовую базу таможенного союза, при этом каждому государству - участнику таможенного союза должна быть предоставлена возможность создавать более благоприятные условия, чем это будет предусмотрено Таможенным кодексом таможенного союза.

В заключение хочу отметить, что формирование правовой базы таможенного союза еще продолжается, государствам - участникам таможенного союза помимо написания проекта Таможенного кодекса таможенного союза и его принятия предстоит принять более 15 международных договоров в реализацию Кодекса, а также решений комиссий таможенного союза, которые уже на сегодня предусмотрены в проекте Кодекса.

Поэтому к вопросу воздействия Закона Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур" на процессы формирования таможенного законодательства таможенного союза следует вернуться при окончании формирования правовой базы, где уже более детально и четко рассмотреть вопрос влияния Международной конвенции на правовую базу союза посредством проведения сравнительного анализа между положениями норм Конвенции и принятого Таможенного кодекса таможенного союза, а также международных договоров в реализацию Кодекса.

Спасибо за внимание!

Название документа