Проблемные вопросы таможенного администрирования временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

(Гармонников С. Н.)

("Таможенное дело", 2010, N 3)

Текст документа

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

ВРЕМЕННЫХ ИЗЪЯТИЙ ИЗ РЕЖИМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ

ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

С. Н. ГАРМОННИКОВ

Гармонников С. Н., руководитель Представительства Федеральной таможенной службы в Республике Беларусь.

Подписанный 6 октября 2007 г. в Душанбе Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза [1] заложил основу построения полноценного таможенного союза в соответствии с общепризнанными принципами международного права, согласно которым в пределах единой таможенной территории подлежат беспрепятственному перемещению как товары, происходящие с единой таможенной территории, так и товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на этой таможенной территории, при условии применения всеми государствами - членами таможенного союза Единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами.

Формирование единой таможенной территории осуществляется в соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза [2] и согласно этапам и срокам ее формирования: предварительному - до 1 января 2010 г., первому - с 1 января по 1 июля 2010 г. и второму - с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2011 г. [3].

К настоящему времени выполнены задачи первого этапа формирования единой таможенной территории [4] - создана единая система тарифного и нетарифного регулирования с унифицированными нормами таможенного, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, что является необходимым условием для отмены мер таможенного регулирования на внутренних границах государств - членов таможенного союза при осуществлении надежного контроля за перемещаемыми товарами и транспортными средствами на внешних границах.

Однако в процессе разработки правовых основ функционирования таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России было установлено, что объективно существующие различия в структуре экономик государств-членов и соответственно их несовпадающие потребности и интересы в части объемов и номенклатуры импортируемой на национальные территории из-за пределов ЕврАзЭС продукции происхождения третьих стран требуют введения на переходный период изъятий из Единого таможенного тарифа (далее - ЕТТ) и других единых мер регулирования в отношении отдельных наименований товаров и транспортных средств.

Так, с 1 января 2010 г. вступил в силу Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - членов таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ [5]. Согласно указанному Перечню Республика Казахстан получила право на временные изъятия из Единого таможенного тарифа в отношении 409 наименований товаров на уровне 10 знаков ТН ВЭД ТС, в число которых входят в основном фармацевтическая продукция, пластмассы, бумага, изделия из алюминия, инструмент ручной, аппаратура электрическая и т. д., т. е. импортные товары, которые широко востребованы на белорусском и российском внутренних рынках.

Кроме того, в 2010 - 2019 гг. ввозимый в Республику Казахстан для промышленной переработки сахар-сырец тростниковый освобождается от взимания ввозных таможенных пошлин под гарантию Правительства Республики Казахстан в том, что ввозимый сахар-сырец тростниковый и произведенный из него сахар белый не будут перенаправлены на территории России и Белоруссии.

С 1 января 2010 г. также вступил в силу белорусско-казахстанско-российский Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа [6]. В ст. 4 указанного Протокола в качестве обязательного условия при принятии Комиссией таможенного союза решения о применении одной из Сторон более высокой или более низкой ставки ввозной таможенной пошлины указано наличие информации о мерах, принимаемых другими государствами - членами таможенного союза в связи с предоставлением одному из государств временных изъятий из ЕТТ.

Очевидно, что применение таких мер нацелено на решение двуединой задачи обеспечения устойчивого развития отрасли экономики, потребностей развития производства или социально значимых потребностей населения одного из государств - членов таможенного союза при обеспечении надежной защищенности экономических интересов других государств - членов таможенного союза, в том числе от проникновения на их территории импортных товаров, выпущенных на территории одного из государств в свободное обращение по ставкам, меньшим ставок ЕТТ.

Однако как в решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 [7], так и в соответствующем решении Комиссии таможенного союза N 130 [8] отсутствуют упоминания о каких-либо мерах, которые должны быть приняты другими государствами - членами таможенного союза для достижения целей применения Республикой Казахстан ставок, отличных от ставок ЕТТ, а также о мерах, подлежащих применению Россией и Белоруссией при выявлении на своих территориях сахара-сырца тростникового и сахара белого, вывезенных с территории Республики Казахстан в нарушение принятых казахстанским правительством запретительных мер.

По этой причине, в целях избежания рисков принятия государствами - членами таможенного союза несогласованных решений, нацеленных на обеспечение защиты национальных экономических интересов от поставок импортных товаров с территории других государств - членов таможенного союза, которым предоставлены временные изъятия из единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами, обозначилась необходимость совместной разработки мер, допустимых к применению другими государствами - членами таможенного союза в связи с предоставлением одному из государств временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории. Поскольку в противном случае к концу 2010 г. обозначился бы риск возникновения экономических претензий Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан друг к другу по поводу непринятия действенных мер по недопущению "перевалки" льготированных в одном из государств импортных товаров на территории других государств - членов таможенного союза.

В связи с этим в целях построения интеграционного объединения Белоруссии, Казахстана и России согласно общепринятому пониманию таможенного союза, но с учетом реального состояния и уровня экономического развития каждого из трех государств стороны были вынуждены приступить к созданию механизма таможенного администрирования изъятий из режима функционирования единой таможенной территории при одновременном формировании их укрупненного перечня.

Так, согласно положениям ст. 200 Таможенного кодекса таможенного союза [9] к условно выпущенным товарам, т. е. к товарам, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, но имеющим статус иностранных товаров и находящимся под таможенным контролем, отнесены товары, в отношении которых:

- предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, - до прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин. При этом такие условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот;

- государством - членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше установленных Единым таможенным тарифом, - до доплаты ввозных таможенных пошлин до сумм, исчисленных в соответствии с Единым таможенным тарифом. До соответствующей доплаты такие товары могут использоваться только в пределах территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого применена пониженная ставка ЕТТ;

- международными договорами государств - членов таможенного союза или законодательством государств-членов установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.

6 июля 2010 г. вступил в силу Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 5 июля 2010 г. [10], которым из правила о беспрепятственном перемещении в пределах единой таможенной территории изъяты:

- автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства для личного пользования, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Соглашением от 18 июня 2010 г. о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза [11];

- товары, в отношении которых применяются специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и ответные меры;

- товары, в отношении которых государства - члены таможенного союза применяют различающиеся ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения и условий ввоза вследствие неунификации торговых режимов с третьими странами;

- товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом.

В отношении вышеперечисленных товаров и транспортных средств, изъятых из режима функционирования единой таможенной территории, при перемещении в рамках взаимной торговли между государствами - членами таможенного союза осуществляются таможенный контроль и таможенное декларирование с взиманием пошлин в соответствии с законодательством государства ввоза с учетом положений Протокола, что позволяет рассматривать такие товары и транспортные средства в качестве условно выпущенных. То есть в качестве мер, принимаемых другими государствами - членами таможенного союза в связи с предоставлением одному из государств временных изъятий из единых мер регулирования внешней торговли, стороны согласовали применение мер таможенного регулирования.

Безусловно, наибольшая эффективность таможенного администрирования внешнеторговых товаропотоков в рамках взаимной торговли государств - членов таможенного союза может быть достигнута путем осуществления таможенного контроля непосредственно на их внутренних границах при условии, что эти границы полноценно оснащены объектами таможенной инфраструктуры и должностные лица таможенных органов вправе применять на всем их протяжении полный спектр таможенных операций.

Однако в условиях, когда с 1 июля текущего года на российско-казахстанской границе отменено таможенное оформление товаров и транспортных средств как казахстанского происхождения, так и выпущенных в Республике Казахстан в свободное обращение [12], а на российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений выполняется сокращенный перечень контрольных функций [13], необходим поиск новых подходов к организации таможенного контроля на единой таможенной территории, который позволил бы обеспечить требуемую эффективность таможенного администрирования отдельных временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории при неприменении или минимальном задействовании таможенных сил и средств на внутренних границах государств - членов таможенного союза.

В основу такого подхода могут быть положены следующие предложения по организации взаимодействия национальных таможенных органов при осуществлении совместного таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, не приобретшими статуса товаров таможенного союза:

государство - член таможенного союза, которое в интересах развития национальной экономики инициировало установление временных изъятий из единых мер регулирования внешнеторговой деятельности таможенного союза, обязано в наибольшей степени участвовать в осуществлении таможенного и иных видов контроля за целевым использованием условно выпущенных на ее территории товаров и транспортных средств.

Соответственно в случае перемещения таких товаров и транспортных средств в другие государства - члены таможенного союза субъекты хозяйствования обязаны осуществлять их декларирование в соответствии с выбранной таможенной процедурой, а национальные таможенные органы, осуществившие первоначальный условный выпуск таких товаров, - выполнять необходимые таможенные операции, обеспечивающие таможенный транзит перевозимых товаров и транспортных средств до внутреннего таможенного органа другого государства - члена таможенного союза.

В целях недопущения беспрепятственного перемещения между государствами - членами таможенного союза товаров и транспортных средств, временно изъятых из режима функционирования единой таможенной территории, национальные таможенные службы должны наладить в том числе оперативное информационное взаимодействие о выявленных фактах незаконного ввоза/вывоза в другие государства - члены таможенного союза условно выпущенных товаров в целях обеспечения привлечения к установленной ответственности участников таких незаконных сделок: к примеру, и казахстанских отправителей в Россию льготированного сахара-сырца тростникового силами таможенных органов Республики Казахстан, и российских получателей из Казахстана этого импортного сырья силами таможенных органов Российской Федерации.

Вышеизложенный алгоритм осуществления таможенных операций таможенного контроля в отношении отдельных временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории позволяет и в условиях недостижения полной унификации применяемых государствами единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами обеспечить:

- во-первых, соблюдение одного из основополагающих принципов таможенного союза - отмену таможенного контроля на внутренних границах государств - членов таможенного союза без ущерба их экономической безопасности, чем будет обеспечена должная устойчивость таможенного союза в целом;

- во-вторых, на справедливой основе распределить между государствами затраты материальных и технических ресурсов на осуществление надежного таможенного контроля за условно выпущенными товарами и транспортными средствами;

- в-третьих, повысить эффективность проведения правоохранительных мероприятий по недопущению безнаказанного перемещения между государствами - членами Таможенного союза товаров и транспортных средств, временно изъятых из режима функционирования единой таможенной территории.

Литература

1. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" // Сборник базовых документов Евразийского экономического сообщества. 2-е изд. М., 2008.

2. План действий по формированию таможенного союза, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. N 1 "О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества" // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

3. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 9 июня 2009 г. N 9 "Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

4. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 48 "О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

5. Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств - членов таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

6. Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, заключенный Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 12 декабря 2008 г. // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

7. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

8. Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

9. Таможенный кодекс таможенного союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 27 ноября 2009 г. "О Таможенном кодексе таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

10. Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, заключенный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 5 июля 2010 г. // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

11. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

12. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 17 "О Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии таможенного союза: www. tsouz. ru.

13. Письмо ГТК России от 23 марта 2001 г. N 01-20/11052 "О пунктах принятия уведомлений" // СПС "КонсультантПлюс".

Название документа