Рейдерство угрожает нашей экономике

(Плескачевский В.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 38)

Текст документа

РЕЙДЕРСТВО УГРОЖАЕТ НАШЕЙ ЭКОНОМИКЕ

В. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ

В осеннюю сессию Комитет Государственной Думы по собственности намерен сделать основной упор в законотворческой работе на борьбе с рейдерством. Речь идет о готовящихся поправках к законопроекту "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)", целью которых является создание правовых условий, препятствующих корпоративным конфликтам, захвату предприятий и корпоративному шантажу (гринмэйлу). Об этом сегодня специально для наших читателей рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский.

В России рейдерство приобрело угрожающий масштаб для развития экономики. Бороться с ним крайне сложно, но возможно - прежде всего с помощью реформирования корпоративного законодательства, пробелы которого используют захватчики. Однако эта борьба должна вестись крайне аккуратно, чтобы не помешать функционированию цивилизованного рынка слияний и поглощений.

Сейчас рейдерство опустилось на уровень малых и средних предприятий. Оно не обрастает такими громкими скандалами, какие были, когда сражались "монстры". Но и на среднем уровне рейдерство сегодня имеет опасные размеры. Огромное количество малых и средних предприятий при приватизации преобразовались в открытые акционерные общества, обладающие определенным имуществом. Такие предприятия, многие из которых находятся в центре больших городов, представляют собой весьма лакомый кусок для захватчиков.

Как утверждает управление по борьбе с экономическими преступлениями, только в Москве зафиксировано порядка трех сотен случаев захвата предприятий в год. Даже если учесть, что далеко не всегда подобная информация доходит до правоохранительных органов, то все равно получается один рейдерский захват в день.

Природа данного явления нам достаточно хорошо известна. Однако здесь существует много составляющих, причем они настолько сложны, что не оставляют нам шансов каким-то одним простым решением раз и навсегда покончить с проблемой.

Совсем недавно при захватах предприятий рейдеры использовали слабости законодательства о банкротстве, сегодня же, благодаря положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", эта проблема практически решена, и число захватов предприятий, происходящих через институт банкротства, резко сократилось.

В настоящий момент для захвата предприятий рейдеры в основном используют пробелы корпоративного законодательства. Корпоративному праву в нашей стране всего 15 лет. За такой короткий срок ни одному государству в мире не удалось бы создать полноценную правовую защиту собственника. Развитые государства строили эти отношения столетиями, у них корпоративное право на 80% вообще не право, а обычаи делового оборота. И нам ждать формирования этих обычаев придется еще очень долго.

После десятка лет главенствования социалистического государства отечественные собственники пока не до конца понимают, что защита своей собственности, своего имущества - прежде всего их непосредственная обязанность. Их менталитет пока слабоват, плюс ситуация усугубляется слабостью отечественного корпоративного права. Да и репутационное поведение в бизнесе давно показало, что захватчик предприятий - почти тот же бандит.

Другая причина рейдерства связана с оборотом акций. В настоящий момент в России института защиты прав собственника акций, по сути, нет и захват предприятия в нашей стране сводится по большому счету к захвату реестра.

Дело в том, что в нашем законодательстве акции определены как нематериальный объект. Это правильно, прогрессивно, позволяет совершать сделки в режиме реального времени - ведь скорость оборота акций неуклонно растет. Однако с обретением такого нематериального инструмента, который должен учитываться в реестре, мы получили огромное количество проблем.

На сегодняшний день по статистике 186 тысяч юридических лиц существуют в форме акционерных обществ. Подчеркнем, что это, без сомнения, ошибка приватизации, когда большинство предприятий преобразовывалось именно в АО. Во всем мире данная публичная форма собственности используется в исключительных случаях, как правило, крупными обществами, когда, например, необходимо привлечь достаточные финансовые средства акционеров. У нас же из 186 тысяч юрлиц едва ли тысяча полностью соответствует реальным параметрам. Это означает, что у 185 тысяч предприятий - конфликт формы и содержания, что в свою очередь значительно повышает риски.

Большая часть реестров таких ОАО (если они вообще существуют) в лучшем случае хранятся в компьютере, а обычно - просто на бумаге.

Самый циничный способ захвата таких ОАО следующий: как правило, накануне праздников, когда собственник уже уехал отдыхать, захватчики добираются до реестра и "конфисковывают" (или уничтожают) его. В итоге нет никакого документа, подтверждающего право собственности, потому что во многих случаях не сохраняются и договоры купли-продажи акций. Или реестр просто переписывается захватчиками заново, и по надуманному предлогу они получают решение суда о его законности. После этого у бывшего собственника практически нет никаких шансов доказать свои права.

Ввиду вышеизложенных причин в течение 6 лет наш Комитет по собственности совместно с Минэкономразвития разрабатывал концепцию совершенствования корпоративного права. В нее вошли меры по ликвидации суррогатов корпоративного права, по созданию условий для эффективного существования и функционирования холдингов, меры для правильного стимулирования выплаты дивидендов и т. д. Но это уже более сложные задачи. Сейчас же главная задача - точно прописать понятие реестра и отношение к нему.

Во многих случаях по делу частного лица на предприятие приходит налоговая полиция (или другие правоохранительные органы) и сразу забирает весь сервер со всем реестром, где сотни тысяч акционеров и сотни предприятий. Налицо очевидное несоответствие общественных интересов, интересов предпринимательских и той надобности, которая возникает в ходе следственных действий. Зачем изымать весь реестр, когда можно затребовать выписку из реестра по конкретному АО?!

Далее, надо уточнить, что такое договор на ведение реестра. Им должна заниматься специальная организация-реестродержатель. На сегодняшний день существуют такой вид деятельности, его лицензирование и орган, его контролирующий. К сожалению, в силу нынешней неопределенности отношений никто ни за что не отвечает.

В итоге происходит масса злоупотреблений и нарушений, в том числе и пресловутое рейдерство. Например, ту же самую бухгалтерию на предприятии ведет профессионал-бухгалтер. Так должно быть и при ведении реестра. Создав конкретные механизмы, мы надеемся, что количество манипуляций с реестром значительно уменьшится.

Кроме того, необходимо уточнить права административных и правоохранительных органов на выдачу реестра или выписки из него и описать все формы их обращения к реестру. Этот вопрос мы прорабатываем вместе с правоохранительными и административными органами.

И наконец, в концепции будет повышена ответственность самого реестродержателя. Будут четко прописаны права и обязанности (кто за что отвечает), будет установлено, какие нужно будет застраховать, какие - определить под специальный фонд как систему гарантийных обязательств, как в банковской сфере, и т. д.

На данный момент концепция этого законодательного пакета уже обсуждена, ее поддерживает Минэкономразвития, в октябре будет продолжен разговор с правоохранительными органами. Полагаем, что его принятие вполне реально уже на осенней сессии. Конечно, все существующие проблемы будут решены не сразу, но зато наше корпоративное право как цельная система отношений будет выведена на другой, совершенно иной уровень.

К публикации подготовила Елена Иванова,

корреспондент "ЭЖ-Юрист"

------------------------------------------------------------------

Название документа