Налоговая система Республики Казахстан

(Крайнова О. И.) ("Законодательство и экономика", 2010, N 9) Текст документа

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О. И. КРАЙНОВА

Статья начальника отдела по взаимодействию с Федеральным Собранием Правового управления Федеральной службы по финансовым рынкам, аспирантки Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ О. И. Крайновой отображает результаты аналитического исследования налоговой системы Казахстана как государства с динамично развивающейся экономикой. Особое внимание в работе уделено анализу нового Налогового кодекса данного постсоветского государства.

Налоги как экономическая категория появились одновременно с возникновением государства и служили основным источником финансового обеспечения его деятельности. Основная их функция - обеспечение функционирования государства. Со временем роль налогов стала более многогранна: это и регулирование социально-экономических отношений в обществе (сдерживание или развитие определенных отраслей экономики и отдельных видов деятельности, поддержание уровня занятости населения), и осуществление контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц, однако в условиях рыночной экономики основной их ролью остается финансирование бюджетов всех уровней. Налоговая система в большинстве стран представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в законодательно установленном порядке с юридических и физических лиц. После окончания Второй мировой войны многие страны, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, предприняли множество попыток проведения крупных налоговых реформ. Относительно недавно коренные изменения в налоговом законодательстве произошли в бывших республиках Советского Союза, и Казахстан, как страна со стремительно развивающейся экономикой, - не исключение. После распада Советского Союза можно выделить несколько стадий преобразования налогового законодательства Республики Казахстан: - I стадия (1992 - 1995 гг.) - 40 видов налогов (общегосударственные, общеобязательные местные, местные); - II стадия (1995 - 1996 гг.) - 11 видов налогов (общегосударственные и местные); - III стадия (1996 - 1999 гг.) - 18 видов налогов (общегосударственные и местные); - IV стадия (2000 - 2008 гг.) - разработка и принятие Налогового кодекса, состоящего из трех разделов: общая часть, особенная часть, где указаны виды налогов и других обязательных платежей в бюджет, особенности их исчисления, и налоговое администрирование, где перечислены особенности осуществления налогового контроля; - V стадия (2009 г. - по настоящее время) - вступление в силу новой редакции Налогового кодекса (Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2008 г. N 99-IV ЗРК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" <1>). -------------------------------- <1> Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2008. N 22-II (2526-II). Ст. 112.

При разработке новой редакции Налогового кодекса предполагалось решить ряд основных задач. Во-первых, упорядочить систему предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Во-вторых, осуществлять поэтапное снижение налогового бремени в отношении добросовестных налогоплательщиков, что будет способствовать выходу бизнеса из теневого сектора экономики. И, в-третьих, создать налоговые условия для дальнейшего развития экономики, а именно создать реальные налоговые механизмы, позволяющие снизить зависимость экономики страны от мировых цен на энергоносители. В своем Послании в 2008 г. Президент Республики Казахстан Н. К. Назарбаев отмечает: "Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из "тени". Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но главное - он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора" <2>. -------------------------------- <2> Официальный сайт Президента Республики Казахстан: http://www. akorda. kz.

Таким образом, в соответствии с новым Налоговым кодексом с начала 2009 г. в Республике Казахстан действуют: - налоги: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, рентный налог на экспорт, специальные платежи и налоги недропользователей, социальный налог, налог на транспортные средства, земельный налог, налог на имущество, налог на игорный бизнес, фиксированный налог, единый земельный налог; - другие обязательные платежи в бюджет: государственная пошлина; сборы: регистрационные сборы, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, сбор с аукционов, лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности, сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям; плата: за пользование земельными участками, за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за эмиссии в окружающую среду, за пользование животным миром, за лесные пользования, за использование особо охраняемых природных территорий, за использование радиочастотного спектра, за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи, за пользование судоходными водными путями, за размещение наружной (визуальной) рекламы. Обратим внимание на корпоративный подоходный налог. Его плательщиками выступают юридические лица - резиденты Республики Казахстан, за исключением государственных учреждений, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан. Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются: - налогооблагаемый доход, доход, облагаемый у источника выплаты; - чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год. Вправе не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу: - налогоплательщики, у которых совокупный годовой доход с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий предыдущему налоговому периоду, не превышает сумму, равную 325000-кратному размеру месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете; - вновь созданные налогоплательщики - в течение налогового периода, в котором осуществлена государственная (учетная) регистрация в органе юстиции, а также в течение последующего налогового периода; - вновь зарегистрированные в налоговых органах в качестве налогоплательщиков юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, - в течение налогового периода, в котором осуществлена регистрация в налоговых органах, а также в течение последующего налогового периода. Существует понятие "инвестиционные налоговые преференции": они применяются по выбору налогоплательщика и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, используемые в течение не менее трех лет. Применение преференций осуществляется по методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию или по методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию. Ставка корпоративного подоходного налога установлена в размере 15% налогооблагаемого дохода налогоплательщика. В отношении налогоплательщика, для которого земля является основным средством производства, ставка корпоративного подоходного налога установлена в размере 10% налогооблагаемого дохода. Доходы, облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 10%. Доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов, облагаются по ставкам от 5 до 20%. Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения в виде: - доходов, облагаемых у источника выплаты; - доходов, не облагаемых у источника выплаты. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица: - адресная социальная помощь, пособия и компенсации, выплачиваемые за счет средств бюджета; - возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью физического лица; - компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков; - компенсации при служебных командировках; - страховые выплаты по договорам обязательного страхования ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей; - суммы возмещения материального ущерба, присуждаемые по решению суда, и др. Также из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов: - алименты, полученные на детей и иждивенцев; - вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций; - вознаграждения по долговым ценным бумагам; - вознаграждения по государственным эмиссионным ценным бумагам, агентским облигациям и доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг и агентских облигаций; - выплаты за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда); - доходы инвалидов III группы в пределах 27-кратного минимального размера заработной платы в год, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете; - другие виды доходов. Доходы плательщика индивидуального подоходного налога облагаются по ставке 10%, за исключением дивидендов, полученных из источников в Республике Казахстан и за ее пределами: они облагаются по ставке 5%. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: - лица, вставшие на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан (индивидуальные предприниматели, юридические лица - резиденты, за исключением государственных учреждений, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления); - лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость: - по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан; - по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство. Оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг: - государственных знаков почтовой оплаты; - акцизных марок; - услуг, осуществляемых уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина; - имущества, выкупленного для государственных нужд в соответствии с законодательством Республики Казахстан; - основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, передаваемых на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан; - ритуальных услуг похоронных бюро, услуг кладбищ и крематориев; - лотерейных билетов, за исключением услуг по их реализации; - иные товары, работы и услуги. Ставка налога на добавленную стоимость составляет 12% и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта. Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный квартал. Земельный налог Республики Казахстан характеризуется тем, что для целей налогообложения земли в этом государстве рассматриваются по принадлежности к следующим категориям: - земли сельскохозяйственного назначения; - земли населенных пунктов; - земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; - земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; - земли лесного фонда; - земли водного фонда; - земли запаса. Налогообложению не подлежат земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса (если они не переданы в землепользование). Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения. Объект налогообложения - земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок - земельная доля). От уплаты земельного налога освобождаются: - плательщики единого земельного налога по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств; - государственные учреждения; - государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний; - многодетные матери, удостоенные звания "Мать-героиня", по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и придомовым земельным участкам и др. Базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются в расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв, базовые налоговые ставки на иные земли - в расчете на один квадратный метр площади. Плательщиками социального налога в Казахстане являются: - индивидуальные предприниматели; - частные нотариусы и адвокаты; - юридические лица - резиденты Республики Казахстан; - нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения. По решению юридического лица - резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога. Объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов. Социальный налог исчисляется по ставке 11%. В заключение обратим внимание и на налоговое администрирование. Оно заключается в осуществлении органами налоговой службы налогового контроля, применении способов исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг налогоплательщикам (налоговым агентам) и другим уполномоченным государственным органам в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Под налоговым понимается контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового, иного законодательства Республики Казахстан. Налоговый контроль осуществляется в следующих формах: - регистрация налогоплательщиков в налоговых органах; - прием налоговых форм; - камеральный контроль; - учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений; - налоговое обследование; - мониторинг крупных налогоплательщиков; - налоговые проверки; - контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин; - контроль за подакцизными товарами; - контроль при трансфертном ценообразовании; - контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства; - контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан. Таким образом, можно выделить следующие основные особенности совершенствования налоговой системы Республики Казахстан: сокращение льгот и преференций, постепенное снижение ставок по основным налогам в долгосрочной перспективе, оптимизация налоговой отчетности (приближение к международным стандартам). Сегодня Казахстан - страна с быстро развивающейся экономикой. На постсоветском пространстве Казахстан первым сформировал свою программу долгосрочного развития до 2030 г., которую успешно выполняет. Недавняя реформа налогового законодательства Казахстана направлена на модернизацию и диверсификацию экономики страны, улучшение условий ведения бизнеса для предпринимательства, увеличение инвестиций в производство. "Еще в 1997 году, приняв Стратегию "Казахстан-2030", мы сформулировали долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны, которые затем получили логическое развитие в Стратегическом плане до 2010 года. И мы стали жить так, как планировали и достигли следующих результатов. В 2008 году в сравнении с 2000 годом на два года раньше запланированного мы удвоили объем ВВП республики, и эффективно выполнили социальные обязательства государства. Среднемесячная заработная плата выросла в пять раз, а средний размер пенсий в три раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в четыре раза (с 50 до 12%)" <3>, - отмечает Президент Казахстана в своем Послании в 2010 году. -------------------------------- <3> Официальный сайт Президента Республики Казахстан: http://www. akorda. kz.

И это многое объясняет. Например, в период мирового финансового кризиса, который, безусловно, повлиял на темпы развития экономики Казахстана, накопленный потенциал позволил не только защитить финансовую систему страны, но и продолжить рост экономики страны. Так, в 2009 году рост экономики Казахстана составил 1,1%, промышленности - 1,7%. Построив одну из лучших на пространстве СНГ банковских систем, перейдя на формирование так называемого ненефтяного бюджета, а также создав свой Национальный фонд, Казахстан осознанно идет по пути планомерного снижения налогового бремени, рассчитывая на долгосрочную перспективу. Удалось приблизиться к выполнению одной из важнейших задач - снижению налоговых платежей для несырьевых секторов экономики, компенсировав выпадающие доходы бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

Библиография

Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2008 г. N 99-IV ЗРК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2008. N 22-II (2526-II). Алиев Б. Х., Абдулгалимов А. М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособие / Под ред. А. З. Дадашева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Попова Л. В., Дрожжина И. А., Маслов Б. Г. Налоговые системы зарубежных стран. М., 2008. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник. М., 2009.

Название документа