О проекте Глобального кодекса принудительного исполнения

(Ярков В. В.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2013, N 12) Текст документа

О ПРОЕКТЕ ГЛОБАЛЬНОГО КОДЕКСА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

В. В. ЯРКОВ

Ярков Владимир Владимирович, заведующий кафедрой гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, член научно-консультативного совета Федеральной службы судебных приставов и научного совета Международного союза судебных исполнителей, доктор юридических наук, профессор.

В статье представлен проект Глобального кодекса принудительного исполнения в первом переводе на русский язык. В предисловии даются краткие ответы на вопросы, подготовленные профессором Университета Ниццы (Франция) Натали Фрисеро, которые должны послужить лучшему пониманию тенденций развития международного исполнительного производства.

Ключевые слова: принудительное исполнение, Глобальный кодекс, Международный союз судебных исполнителей.

On the draft Global Code of Compulsory Execution V. V. Yarkov

The article contains the draft Global Code of Compulsory Execution in the first translation into Russian. The preface gives short answers to the questions prepared by professor of the University of Nice (France) Nathalie Frisero, which shall help better understanding of tendencies of development of international executive proceeding.

Key words: compulsory execution, global code, international union of judicial executors.

Предлагаемый вниманию проект Глобального кодекса принудительного исполнения и пояснительная записка к нему являются одним из важнейших проектов Международного союза судебных исполнителей последнего десятилетия. Первое большое представление ключевых идей данного проекта состоялось в апреле 2006 г. в Вашингтоне (США) на XIX Всемирном конгрессе Международного союза судебных исполнителей (UIHJ), прошедшем под девизом "Гармонизация исполнительного производства в сфере юстиции без границ". В определенной степени он рассматривался также на XX Всемирном конгрессе UIHJ в сентябре 2009 г. в Марселе (Франция), еще более значительное внимание было уделено проекту Кодекса на последнем XXI Всемирном конгрессе UIHJ в Кейптауне (ЮАР), прошедшем под девизом "Судебный исполнитель 21 века". Работа над Кодексом также находится в центре внимания научного совета UIHJ, в связи с чем каждый из членов совета готовил ответы по специальным формам, принимал участие в обсуждении отдельных положений проекта. Основную работу по подготовке проекта Кодекса, координации всей работы выполняет профессор Университета Ниццы Натали Фрисеро (Франция). Идея Кодекса заключается в создании общих мировых стандартов исполнительного производства, которые были бы одинаково применимы к государствам различных правовых систем (общего и гражданского права) и не зависят от способа организации системы органов принудительного исполнения (государственная, смешанная либо небюджетная (частная) система принудительного исполнения). В этом плане проект Кодекса носит характер модельного правового акта (мягкое право), который может позволить затем каждому заинтересованному государству увидеть общие ориентиры в данной сфере и использовать Кодекс в том числе для целей совершенствования национального законодательства об исполнительном производстве. Поскольку проект Кодекса носит обобщающий характер, то в нем есть положения, которые не характерны для исполнительных производств всех государств, в том числе и для России. Например, во многих государствах судебные исполнители наделены полномочием по официальному вручению судебных документов, поэтому проект Кодекса содержит специальную главу об этом виде деятельности. Более широко проект Кодекса трактует и круг полномочий судебных исполнителей, разделяя их на основные и дополнительные. Хочу обратить внимание, что здесь представлен первый перевод на русский язык проекта Кодекса, выполненный на кафедре гражданского процесса Уральской государственной юридической академии. Данный проект еще не завершен, и работа над ним продолжается. Поэтому научный совет UIHJ будет рад получить предложения и комментарии по проекту, которые можно отправлять по адресу: kafedra. gr@gmail. ru, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская д. 21, к. 404. Первое представление проекта в нашей стране состоялось совсем недавно в Екатеринбурге 19 сентября 2013 г. на международной научно-практической конференции, организованной Федеральной службой судебных приставов совместно с Уральской государственной юридической академией. С презентацией проекта выступила Франсуаз Андрие, судебный исполнитель (Франция) и генеральный секретарь Международного союза судебных исполнителей. Надеюсь, что опубликование проекта Кодекса вместе с предисловием послужит целям лучшего понимания российскими специалистами тенденций развития международного исполнительного производства.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

ГЛОБАЛЬНЫЙ КОДЕКС ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ <1>

Подготовлено профессором Университета Ниццы (Франция) Натали Фрисеро

Предисловие

"Невозможно существование государства без закона, закона без судьи и судебного решения без судебного исполнителя" (Жак Иснар, вступительное слово на XIX Всемирном конгрессе в Вашингтоне, США ("Гармонизация исполнительного производства в сфере правосудия без границ"), 2006 г.). "Мы находимся в самом начале длинного пути по объединению и воплощению всего того лучшего, что было наработано в этой области за многие годы" (Лео Неттен, Президент Международного союза судебных исполнителей, слово Президента, News Letter, апрель 2012 г.).

Первый вопрос: почему Глобальный кодекс? Причины определения общемировых стандартов принудительного исполнения

А) Может показаться бессмысленным и даже утопичным размышление над Глобальным кодексом. И все же это необходимо. Определение общемировых стандартов обосновывается глобализацией торговли, экономики, культуры и процедур. Интернационализация споров и исполнения судебных решений очевидна и никем не оспаривается. Данная интернационализация влечет за собой два вида проблем: - прежде всего, должник и его имущество часто находятся на территории различных государств. Следовательно, кредитор должен обеспечивать циркуляцию исполнительного документа и осуществление исполнительных мер на территории иностранных государств. Для целей правовой безопасности необходимо, чтобы было как можно меньше возможных препятствий для обращения взыскания на имущество, расположенное на территории иностранного государства; - кроме того, гармонизация различных правовых систем в области исполнительного производства позволяет обладателю исполнительного документа быть более информированным для того, чтобы иметь возможность предпринять эффективные меры в разумные сроки. Она гарантирует взаимное доверие между государствами, гражданами и субъектами экономической деятельности (см. доклад Doing Business: доклад, посвященный эффективности судебной системы). Ясность и эффективность являются ключевыми понятиями экономического успеха. Б) Международный союз судебных исполнителей является, безусловно, легитимной организацией для целей подготовки данного проекта. Прежде всего, судебные исполнители и иные субъекты, уполномоченные на исполнение, чаще всего обладают монополией на принудительное исполнение, которой они наделены государством. Их основная роль в осуществлении исполнительного производства позволяет им понимать существующие проблемы и предлагать целесообразные решения. Международный союз объединяет судебных исполнителей, представляющих самые различные системы исполнения: указанное составляет значительное преимущество для анализа "глобальных" принципов принудительного исполнения. Кроме того, Международный союз всегда играл роль движущей силы в исследовательской деятельности в области исполнительного производства. Уже опубликованы многочисленные исследования (по вручению документов, по документам, на основании которых возбуждается производство, по гармонизации исполнительных производств), которые имели существенное влияние на развитие законодательства, в частности, в области права Европейского союза (например, очевидно, что ключевые положения по принудительному исполнению были основаны на указанных исследованиях). Таким образом, именно Международному союзу следует предложить демократические стандарты принудительного исполнения. Чтобы дополнить этот анализ, укажем, что работы, подготовленные в ходе конгресса в Кейптауне в мае 2012 г., будут впоследствии включены в Глобальный кодекс принудительного исполнения (исследования о роли и статусе субъектов, уполномоченных на принудительное исполнение). В) Разработка Кодекса принудительного исполнения является принципиальной по множеству причин, в числе которых следующие: 1) Исполнение судебных решений является основным принципом функционирования государства, основанного на верховенстве права. Если мы желаем поддержать правовое государство таким образом, чтобы лица, участвующие в деле, доверяли судебной системе, исполнительное производство должно быть эффективным и справедливым. Множество международных заявлений вновь подчеркивают необходимость построения правового государства, и все государства мира заинтересованы в этом. 2) Эффективное исполнение обеспечивает юридическую безопасность. Исполнительный документ, выданный на основании судебного решения, должен быть неоспоримым и безусловно применимым. Ослабление системы принудительного исполнения влечет за собой появление форм "частного правосудия", которые дискредитируют правовую систему и влекут несоблюдение фундаментальных прав лиц. 3) Исполнение исполнительного документа, в частности, в том случае, когда речь идет о судебном решении, является фактором экономического развития: прежде чем осуществлять инвестиции, субъекты экономической деятельности обращают внимание на гарантии исполнения. В международных отношениях эффективное исполнение позволяет избежать феномена "поиска удобного суда". 4) Для всех государств, право на исполнение исполнительного документа должно быть квалифицировано как право человека, фундаментальное право: - оно должно связываться с качеством судебного решения, которому придается законная и исполнительная сила. Правосудие является суверенной прерогативой государства, осуществляемой в форме государственной службы, и законность судебного решения должна соблюдаться; - оно должно также связываться с защитой фундаментальных прав индивидуума. Часто решение устанавливает право на взыскание задолженности (жертва несчастного случая имеет право на возмещение вреда, собственник имеет право на восстановление или возмещение вреда, причиненного своему имуществу...). Следовательно, право на исполнение связано с правом собственности, с правом на возмещение вреда. И эти права часто защищаются международными конвенциями, а также конституциями различных государств. Соответственно. принудительное исполнение не должно осуществляться без соблюдения принципов, свойственных правам человека, общемировой характер которых является универсальным и неоспоримым. Эти принципы составляют основу определенного количества стандартов, необходимых для развития системы исполнения, приемлемой для всех государств.

Второй вопрос: каким образом разработать Глобальный кодекс? Методология и основное содержание

1. Юридически не представляется возможным разработать действительный Глобальный кодекс, который содержал бы в себе конкретные нормы по организации исполнительного производства. Две основные причины не позволяют представить действительный Кодекс. Прежде всего, принудительное исполнение подчиняется суверенитету каждого государства. Согласно принципу международного права каждое государство располагает монополией принуждения на своей территории, и только органы власти, назначенные этим государством, уполномочены осуществлять действия по принуждению. В силу территориальности полномочий по принуждению принудительное исполнение осуществляется только на территории одного государства, на территории которого должник располагает своим имуществом, и исключительно в соответствии с процедурами, предусмотренными этим государством. Кроме того, в сфере исполнительного производства существуют культурный и социологический аспекты, а также экономический аспект, которые обязывают соблюдать местные особенности. Характеристики различных должников, содержание понятия "имущество" не являются одинаковыми во всех государствах (в некоторых странах транспортные средства являются часто встречающимся и важным имуществом, иногда таким имуществом являются средства на банковских счетах...). Само определение природы имущества различно в разных государствах (движимое и недвижимое имущество, материальное и нематериальное имущество - не имеют одинакового значения). 2. Соответственно, предложенная работа состоит в поиске и определении стандартов, общих для всех систем исполнения исполнительных документов. Указанные стандарты должны позволять определить идеальную процедуру исполнения. Данные стандарты могут быть реализованы вне зависимости от того, какова национальная система права. Например, можно учесть, что должник должен иметь возможность осуществлять свои права на защиту в рамках исполнительного производства: но в этом случае государству будет принадлежать право определять подходящие для своей системы права способы обжалования. Размышление над этим может привести к предложениям по созданию мировых стандартов в сфере принудительного исполнения. 3. Основное содержание и структура Глобального кодекса. Все системы принудительного исполнения могут быть проанализированы на основе общего подхода, который будет использован для создания структуры Глобального кодекса (в том числе внутригосударственное, международное и региональное законодательство, судебная практика и доктрина). Предлагается начать со стандартов, обсуждаемых в рамках исследований УНИДРУА, а также Совета Европы и Европейского союза, так же как и уже реализованных исследований Международного союза судебных исполнителей, в частности в рамках международного конгресса в Вашингтоне (апрель 2006 г.). Необходимо проверить их актуальность и в случае необходимости отклонить эти стандарты или изменить. Понятно, что каждый член Научного совета должен будет добавить стандарты, которые ему кажутся соответствующими правовой системе своего государства, а также изменять содержание предлагаемых стандартов. Предложения уже внесены: они касаются Португалии, США, России (вместе с Белоруссией и Казахстаном), Таиланда, Организации по гармонизации коммерческого права в Африке, Румынии (вместе с Венгрией и Молдавией). Все предложения включены в Кодекс. Глобальный кодекс должен стать результатом действительно коллективной работы и представлять интересы всех юрисдикционных систем. Речь идет о гармонизации различий, снижении разногласий при сохранении "мультикультурности исполнения". Именно с этой целью внесены следующие предложения по структуре Глобального кодекса: 1-я часть будет определять "руководящие принципы"; 2-я часть будет касаться "обеспечительных мер"; 3-я часть будет касаться "субъектов, уполномоченных на принудительное исполнение"; 4-я часть касается "вручения документов и извещений"; 5-я часть касается "основных принципов применения мер принудительного исполнения".

ГЛОБАЛЬНЫЙ КОДЕКС ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ <2>

Проект подготовлен членами научного совета МССИ под руководством профессора Университета Ниццы (Франция) Натали Фрисеро

Часть 1. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Статья 1. Право на исполнение

Любой кредитор, обладающий судебным или иным исполнительным документом, имеет право на доступ к принудительному исполнению в отношении недобросовестного должника на условиях, предусмотренных законом.

Статья 2. Исполнительные документы

Исполнительными документами являются все судебные решения, обладающие исполнительной силой, арбитражные решения, получившие экзекватуру, а также иные документы, которым закон придает исполнительную силу, в частности аутентичные акты.

Статья 3. Расходы на исполнительное производство

Расходы на принудительное исполнение возлагаются на должника, за исключением случаев, когда суд решит, что кредитор злоупотребил своим правом на возбуждение процедуры принудительного исполнения.

Статья 4. Срок предъявления к принудительному исполнению

Исполнительные документы могут быть исполнены в течение 10 лет, если не установлены более длительные сроки для принудительного исполнения.

Статья 5. Сроки исполнения

Принудительное исполнение должно быть осуществлено судебным исполнителем в разумные сроки.

Статья 6. Выбор кредитора

Кредитор вправе выбирать меры, направленные на предъявление к исполнению или обеспечение сохранности своего требования. Осуществление мер исполнения не должно превышать объема, необходимого для погашения долга.

Часть 2. ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Статья 7. Право кредитора на защиту своих прав

Каждый кредитор вправе использовать обеспечительные меры для защиты своих прав.

Статья 8. Обеспечительные или временные меры

Судебное решение, дающее право на принудительное исполнение, включает право на применение обеспечительных или временных мер.

Статья 9. Применение обеспечительных мер при отсутствии исполнительного документа

Если кредитор не располагает исполнительным документом, он обязан получить санкцию судьи, доказав, что его дебиторская задолженность представляется обоснованной по существу и что существует угроза непогашения данной задолженности.

Статья 10. Процедура

При разрешении судьей вопроса об обеспечительных или временных мерах должна применяться ускоренная процедура рассмотрения. Данная процедура может носить несостязательный характер.

Часть 3. ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Статья 11. Монополия лиц, уполномоченных на принудительное исполнение

Только лицо, уполномоченное государством на принудительное исполнение, может осуществлять процедуру принудительного исполнения в соответствии с законами. Уполномоченное лицо обязано осуществлять свои функции всякий раз, когда оно привлечено в законном порядке, за исключением случаев, когда имеются препятствия к этому, заключающиеся в наличии родственных и брачных связей с одной из сторон, а также любых других оснований, подтвержденных доводами, связанными с оценкой субъекта принудительного исполнения с точки зрения соблюдения норм профессиональной этики.

Статья 12. Статус лиц, осуществляющих принудительное исполнение

Лица, наделенные полномочиями по принудительному исполнению, должны иметь регламентированный статус, гарантирующий качество принудительного исполнения.

Статья 13. Профессиональная подготовка

Лица, осуществляющие принудительное исполнение, должны иметь первоначальное образование и повышать квалификацию согласно установленным минимальным общим нормам.

Статья 14. Профессиональная этика

Кодекс поведения должен определять нормы поведения лиц, осуществляющих принудительное исполнение, устанавливая, в частности: - запрет становиться цессионарием спорных прав по делам, в которых они должны составлять официальные документы; - информирование субъектами принудительного исполнения пользователей имущества об исполнительном производстве (мотивы проводимых мероприятий, прозрачность и ясность издержек и т. д.); - условия, согласно которым информирование лиц, участвующих в деле, должно быть равным (социальная роль субъектов принудительного исполнения; обязанность консультировать и др.); - профессиональная этика (поведение; профессиональная тайна; этичность в выборе действий и т. д.); - прозрачность исполнения (прогнозируемость и пропорциональность издержек и сроков исполнения; сотрудничество между службами исполнения и т. д.); - гибкость процедур (автономия лица, осуществляющего принудительное исполнение, и др.).

Статья 15. Дополнительная деятельность

Статус лица, осуществляющего принудительное исполнение, должен позволять ему осуществлять дополнительную деятельность, совместимую с его должностью, как, например: медиация, взыскание долгов, принудительная или добровольная продажа с публичных торгов движимого и недвижимого имущества, секвестр, официальная констатация фактов, оказание помощи в ходе судебных заседаний, юридическое консультирование, участие в процедурах банкротства, выполнение задач, порученных судом, представительство сторон перед судами, составление частных документов, преподавательская деятельность.

Статья 16. Обязанности и ответственность

Лицо, уполномоченное осуществлять исполнение, несет ответственность за проведение процедуры принудительного исполнения в рамках компетенции, которой оно наделено в соответствии с законом. Если такое лицо осуществляет свои полномочия как представитель небюджетной профессии, оно обязано открыть специальный депозитный счет, не допускающий обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на этом счету, для депонирования денежных средств, полученных для расчета со своими клиентами. Оно также обязано застраховать риски своей профессиональной и гражданской ответственности.

Статья 17. Права

Лицо, осуществляющее принудительное исполнение, должно пользоваться социальным обеспечением и социальным страхованием. Данное лицо должно получать справедливое вознаграждение.

Статья 18. Дисциплина

Дисциплинарная процедура должна соответствовать принципам справедливого процесса, осуществляться независимым органом, разрешающим дело на основе принципа состязательности. Дисциплинарные санкции должны быть определенными и соразмерными тяжести совершенных проступков.

Часть 4. ВРУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И ИЗВЕЩЕНИЯ

Статья 19. Предварительное вручение исполнительного документа

Любым исполнительным мерам под страхом недействительности последних должно предшествовать вручение исполнительного документа должнику в соответствии с условиями, предусмотренными законом.

Статья 20. Лицо, обязанное вручать документы

Процедура вручения документов должна в приоритетном порядке осуществляться лицом, специально уполномоченным на вручение документов. Вручение документов должно осуществляться добросовестно, обеспечивая непосредственную передачу документов получателю.

Статья 21. Фактическая доставка документов получателю

По общему правилу документ должен передаваться получателям лично. В отношении физического лица документ должен быть вручен самому получателю. В отношении юридического лица вручение считается надлежащим в том случае, если акт вручен уполномоченному на получение документов лицу. Вручение документов лицу может быть осуществлено в любом месте нахождения получателя, в том числе по месту жительства или месту нахождения (юридическому адресу), по месту пребывания, а также по месту работы лица. Если документ невозможно вручить получателю, он должен быть оставлен в месте, обеспечивающем получение документа получателем. Документ также может быть передан на хранение лицом, уполномоченным на вручение, в месте жительства или месте пребывания получателя. Документ может быть передан любому лицу, находящемуся в указанных местах, которое согласно получить данный документ. В отношении ребенка лицо, уполномоченное на извещение, должно удостоверится, что ребенок в достаточной мере осознает важность документа и необходимости его передачи адресату.

Статья 22. Вручение документов или извещение по неизвестному адресу

В том случае, если адрес получателя неизвестен, его извещение является невозможным. После поиска лицом, уполномоченным на вручение документов, и фиксации произведенных действий по поиску вручение осуществляется им в рамках формальной процедуры, приравниваемой к надлежащему извещению. Данная формальная процедура может заключаться в извещении получателя по последнему известному адресу либо с помощью прессы, а также посредством размещения объявлений. В дополнение лицо, уполномоченное на извещение, направляет вручаемый документ почтой по последнему известному адресу получателя. Он также может передать данный документ по электронным средствам связи, если ему известны необходимые данные. Указанные способы не приравниваются к надлежащему извещению и служат лишь попыткой проинформировать адресата официальным способом.

Статья 23. Дата вручения документов

Датой вручения документов в принципе является дата, когда документ был вручен адресату. Если непосредственное вручение получателю оказалось невозможным, датой вручения документов является дата, когда лицо, уполномоченное на вручение, проявило требуемую заботливость, чтобы осуществить это вручение. В случае вручения документов за границей, когда возможность совершения действий истцом ограничена определенным сроком, датой вручения по отношению к нему будет дата совершения этих действий.

Статья 24. Содержание и перевод документа

В случае трансграничного вручения документов в целях защиты прав получателя документ должен быть подготовлен или снабжаться копией, подготовленной на понятном получателю языке или на языке государства получателя. В том случае, если вручаемый документ не подготовлен на языке государства получателя, получатель имеет возможность требовать перевода данного документа, если документ не подготовлен на понятном ему языке. Документ должен содержать информацию, позволяющую получателю возражать против требований или осуществить обжалование. В случае отсутствия в документе указанной информации документ должен по меньшей мере содержать ссылку на необходимую информацию.

Статья 25. Поиск информации

Государства следят за тем, чтобы органы власти и публичные организации, которые обеспечивают управление социальными услугами, почтовые организации и иные соответствующие организации могли сообщать в кратчайшие сроки субъектам, уполномоченным на вручение документов, все сведения, которыми они располагают, для того чтобы раскрыть место жительства ответчика, или его эквивалент, не имея полномочий ссылаться на профессиональную тайну.

Часть 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Статья 26. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание

Имущество, необходимое для жизни должника и его семьи, должно быть недоступным для обращения на него взыскания в соответствии с положениями закона. В частности, при обращении взыскания на денежные средства на банковских счетах необходимо оставлять на счете должника законодательно фиксированную сумму, на которую не может быть обращено взыскание в целях обеспечения средств к существованию должника, размер которых законодательно установлен.

Статья 27. Справедливость процедуры исполнения

Исполнительные процедуры должны гарантировать право должника на защиту. В частности, субъект, осуществляющий исполнение, должен информировать должника во время вручения документов по исполнению об условиях процедур исполнения и возможностях должника оспорить применение мер принудительного исполнения.

Статья 28. Судебный контроль

В случае возникновения споров или необходимости в ходе процедур исполнения должник вправе обратиться к суду для контроля законности порядка исполнения, их возможной отмены и разрешения любых других вопросов, относящихся к исполнительному производству.

Название документа