Об идеях предупреждения преступлений в Германии (по материалам работ немецких авторов 20-х годов XX в.)
(Невский С. А.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 5) Текст документаОБ ИДЕЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ГЕРМАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ НЕМЕЦКИХ АВТОРОВ 20-Х ГОДОВ XX В.) <*>
С. А. НЕВСКИЙ
Невский Сергей Александрович, профессор кафедры уголовного права и процесса Московского городского университета управления Правительства Москвы, доктор юридических наук, профессор.
В статье проведен анализ работ немецких авторов В. Гая, В. Штибера и Г. Шнейкерта, посвященных деятельности уголовной полиции по предупреждению преступлений. В статье рассматриваются классификация преступников, вопросы организации уголовного розыска, при этом особое внимание уделено требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовно-розыскных учреждений. Наибольшее значение придается мерам предупреждения преступности, взаимодействию с другими ведомствами в данной сфере, необходимости реформы уголовного законодательства.
Ключевые слова: борьба с преступностью, преступники, уголовный розыск, наблюдение за преступниками, сотрудничество, законодательство.
The article contains analysis of German authors W. Gay, W. Stieber, H. Shneikert devoted to activity of criminal police related to prevention of crimes. The article considers classification of criminals, issues of organization of crime detection, at that the special attention is drawn to the requirements to the workers of crime detection institutions. The greatest importance is given to the measures of prevention of crime, cooperation with other departments in this sphere, necessity of reform of criminal legislation.
Key words: struggle with criminality, criminals, crime detection, overseeing criminals, cooperation, legislation.
Поиск наиболее оптимальных средств предупреждения преступности обусловливает исследование исторического, в том числе и зарубежного, опыта. В этой связи представляется интересным анализ ряда работ немецких авторов 20-х годов XX в., к сожалению, в настоящее время практически неизвестных современным исследователям. Следует отметить, что ряд указанных работ был переиздан НКВД РСФСР в 20-е годы XX в., что говорит об их уровне и значимости для правоохранительной деятельности. Среди таких работ необходимо выделить труд уголовного комиссара в г. Эрфурте Вилли Гая, изданный первоначально в 1925 г. в Берлине. Работа была написана в рамках конкурса на тему "Как можно организовать и успешнее поставить предупредительную деятельность полиции по борьбе с преступностью", объявленного германским Вольным обществом полицейской и уголовной науки, в результате которого она стала первой из трех премированных работ. Она была переведена и под наименованием "Предупреждение преступлений. Организация и постановка" издана в 1927 г. в издательстве НКВД РСФСР под редакцией начальника научно-технического подотдела отдела уголовного розыска ЦАУ НКВД С. М. Потапова <1>. -------------------------------- <1> См.: Гай В. Предупреждение преступлений. Организация и постановка / Пер. с нем.; под ред. С. М. Потапова. М.: Изд-во НКВД РСФСР, 1927. С. 3.
В общих замечаниях к работе автор отмечает: чтобы сделать борьбу с преступностью успешной, необходимы новые средства и новые пути. При этом необходим учет законодательными органами изменившихся правоотношений и правовых взглядов; для административных органов в их деятельности, ограниченной законом, "стоит необходимость для выполнения своей задачи тверже и полнее использовать пределы своих полномочий". Особое внимание автор в этом контексте уделяет взаимодействию государственных органов в борьбе с преступностью: "Только вполне сознательное взаимодействие всех авторитетных органов может привести борьбу с преступностью к благоприятным результатам" <2>. -------------------------------- <2> Там же. С. 5.
В работе отмечается, что для организации деятельности по предупреждению преступлений необходимо выяснить, "с кем и с чем приходится бороться, какие преступления совершаются и кто их совершает". Автор в качестве преступлений подразумевает все наказуемые деяния, подразделяющиеся на тяжкие преступления, преступления и проступки. Говоря о том, что для задачи предупреждения преступлений проступки играют только второстепенную роль (под ними понимаются "обязательные правила порядка, грозящие только штрафом"), тем не менее автор указывает, что их значение не следует недооценивать: "Добросовестное наблюдение за выполнением таких правил имеет воспитательное значение, а теперь особенно необходимо, чтобы административные органы способствовали воспитанию как отдельных граждан, так и народных масс. Предупреждающее действие проведения в жизнь обязательного подчинения правилам порядка заключается в возбуждении и поддержании уважения к закону и установлениям властей, особенно у молодежи; на последнюю морализующее влияние окажет благотворное предупредительное воздействие. Не считая мелочным или бесчувственным требовать подчинения правилам порядка, хотя бы это увеличивало и без того уже существующее нерасположение, нужно признать в настоящее время необходимым приучать каждого к порядку и к уважению закона, принудительно заставляя следовать обязательным постановлениям" <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 7 - 8.
При рассмотрении вопроса "Кто совершает преступления?" автор наибольшее внимание уделил преступникам привычным и профессиональным. Характеризуя собственно привычных преступников, он отмечает, что их "часто совсем нельзя отличить от профессиональных, или же это возможно только по их несколько иному материальному положению и, может быть, меньшей опасности и меньшей повторяемости их наказуемых деяний. Многие из них находятся на постоянной или поденной работе, имеют часто семьи и их едва ли можно причислить к какой-либо особой преступной категории, так как они подходят под всевозможные разновидности до преступников профессионалов чистой воды. В своей преступной деятельности они вообще мало или совсем не отличаются от закоренелых преступников" <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 11.
Среди профессиональных преступников автор различает три главные категории: местные, оседлые гастролеры и путешествующие гастролеры (включая международных преступников). Главным контингентом профессиональных преступников, по мнению В. Гая, являются местные преступники, "которые постоянно придерживаются своей родной почвы или какой-нибудь определенной местности и проявляют здесь свою преступную деятельность. Круг их действий ограничивается обычно их местопребыванием или ближайшими окрестностями" <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 11.
Решение задачи предупреждения преступлений, по мнению В. Гая, возможно лишь при надлежаще организованном уголовном розыске: "Вопрос, касающийся постановки уголовного розыска и необходимых для борьбы с преступностью мероприятий, следует рассматривать отдельно с точки зрения личного состава и с точки зрения технических средств. Основным условием успешности уголовного расследования является вообще вполне достаточный и хорошо обученный личный состав" <6>. Говоря о личном составе подразделений уголовного розыска, В. Гай указал, что уголовно-розыскная деятельность страдает от наличия людей преклонного возраста, которые, обладая богатые опытом и знанием людей и местности, тем не менее не обладают необходимой для активной работы подвижностью и выносливостью, их интерес к делу часто ослабевает и приспосабливается к окружающей обстановке. По его мнению, "необходимо омолаживать уголовно-розыскной аппарат; в его организме должна пульсировать молодая свежая кровь, чтобы сделаться действительно жизненным и деятельным. От пополнения молодыми одаренными инициативой людьми следует ожидать ценного улучшения розыскной деятельности" <7>. -------------------------------- <6> Там же. С. 12. <7> Там же. С. 13.
Комплектование штатов уголовно-розыскных учреждений, по утверждению В. Гая, не соответствовало необходимым требованиям, поскольку они пополнялись из числа административных служащих и лиц, отбывших воинскую повинность, которые "далеко не доросли до высоких требований, предъявляемых даже низшим агентам уголовного розыска в смысле общего образования, живости ума, приспособляемости, обходительности, тактичности, памяти, верности и опытности взгляда, работоспособности, инициативы, здоровья и знакомства с многообразной повседневной жизнью". По его мнению, необходимо, чтобы на службу в уголовный розыск принимались только лица, удовлетворявшие этим требованиям <8>. При замещении должностей в уголовном розыске необходимо введение психотехнических испытаний качеств и способностей, чтобы заранее иметь возможность исключения неподходящих из числа кандидатов <9>. -------------------------------- <8> См.: Там же. С. 13. <9> См.: Там же. С. 14.
Обучение личного состава уголовно-розыскных учреждений должно, как отметил В. Гай, "вестись систематически и распадаться на теоретическое и практическое", необходимо "учить собиранию сведений, искусству допроса, улавливания сущности дела, отысканию и сохранению следов". В этих целях необходимо учреждение центральных школ: академии для законченного образования высших служащих и "уголовной школы" - для низших. Среди специальных предметов помимо перечисленных следовало преподавать криминологию (уголовную социологию, уголовную антропологию, криминальную психологию), уголовную политику и статистику, судебную медицину, судебную химию и др., при этом высшие служащие должны настолько освоить эти предметы, чтобы быть в состоянии обучать подчиненных им сотрудников. При школах должны быть учреждены особые криминалистические институты в форме музеев с хорошими постоянно пополняемыми наглядными и учебными материалами, лабораториями, библиотекой, научными журналами. Обучение следует проводить главным образом на примерах, взятых из практики. Значение подготовки сотрудников уголовно-розыскных учреждений В. Гай обосновывал следующим образом: "Работник уголовного розыска должен вступить в борьбу с преступностью по возможности во всеоружии знания; чувствительный недочет в образовании делает служащего неуверенным и лишает его авторитета, который ему прежде всего нужен" <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 14.
Большое значение в деле уголовного розыска имеет личность ответственных лиц уголовного розыска - начальников, инспекторов, заведующих: "От уровня развития и образования начальствующих лиц, их способностей и их инициативы, наконец, от самой личности зависит в большей своей части успешная деятельность уголовного розыска и его достижения" <11>. -------------------------------- <11> Там же. С. 15.
В. Гай в своей работе очень четко акцентировал внимание на материальное обеспечение сотрудников уголовно-розыскных учреждений: "Хорошо образованных и способных служащих можно иметь только при соответственной оплате труда и гарантиях повышения", одновременно указав, что служебные издержки служащих должны соответствовать условиям времени <12>. -------------------------------- <12> См.: Там же. С. 15.
В работе немецких авторов В. Штибера и Г. Шнейкерта "Практическое руководство для работников уголовного розыска", изданной в Москве в Государственном техническом издательстве в 1925 г., также уделено значительное внимание требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовного розыска. В частности, отмечено, что "сотрудник уголовной полиции должен прежде всего обладать достаточной научной подготовкой для того, чтобы ясно разбираться в уголовных законах; он должен быть в состоянии ясно и точно выражать свои мысли устно и письменно и обладать достаточным опытом в делах гражданских и служебных" <13>. Далее авторы пишут, что для занятий в уголовной полиции лучше всего подходят лица с юридическим образованием, обладающие сметливостью, находчивостью и ловкостью, дающими превосходство в борьбе с преступниками. Сотруднику уголовной полиции необходимо проявлять твердость и трезвость характера, которые его будут защищать от нареканий с различных сторон. Ему необходимо обладать крайней продуманностью и способностью никогда не поддаваться порывам гнева или раздражения, а также ему необходимы здоровье и физическая сила "для перенесения могущих встретиться на его пути случайностей" <14>. -------------------------------- <13> Штибер В., Шнейкерт Г. Практическое руководство для работников уголовного розыска / Пер. с нем. М.: Государственное техническое издательство, 1925. С. 11. <14> Там же. С. 11.
В. Штибер и Г. Шнейкерт отметили, что общепринятым правилом отбора для работы в уголовной полиции является то, что в число сотрудников уголовного розыска принимаются кандидаты, проработавшие в течение нескольких лет во внешней полиции, они обладают опытом в полицейских делах и им легче изучить розыскное дело. Однако, по мнению указанных авторов, "прием на эту службу кандидатов из числа гражданских лиц также представляет известное преимущество, так как дает возможность выбирать наиболее подходящих лиц среди желающих поступить на службу..." <15>. -------------------------------- <15> Там же. С. 13.
В Германии в начале 20-х годов стало принятым подвергать кандидатов на службу в уголовной полиции особым испытаниям, которые дают возможность судить, насколько они подходят к избранной ими профессии. В частности, в начале 1921 г. при приеме в Берлинскую уголовную полицию такие испытания были введены официально. Кандидаты, принятые на испытание, исполняя обычные обязанности по службе в полиции, в течение года раз или два в неделю слушали у комиссаров уголовной полиции и инспекторов курсы из специальных отделов уголовной полицейской службы. По истечении года кандидаты сдавали экзамен, по результатам которого решался вопрос об окончательном приеме их в уголовную полицию. Учитывая развитие криминалистической техники, чины уголовной полиции были обязаны прослушать специальный двухнедельный курс по фиксированию внешних примет, фиксированию следов и по методике дактилоскопирования; указанный курс дважды в год читался при полицейском управлении Берлина. В. Штибер и Г. Шнейкерт также особо отметили вопросы оплаты работы сотрудников уголовной полиции. В частности, они писали: "Само собой разумеется, что немалую роль в данном случае играет и вознаграждение, даваемое чинам уголовной полиции, так как хорошие работники, получившие практический опыт на службе, часто выбирают себе более выгодную карьеру или просто избегают скудно оплачиваемой службы в уголовной полиции, связанной с большими трудностями и лишениями, хотя они и являлись бы весьма подходящими и ценными сотрудниками. Все эти вопросы заслуживают полного внимания и могут быть выражены вкратце следующим образом: лучший подбор, лучшая подготовка и лучшая оплата труда" <16>. -------------------------------- <16> Там же. С. 14.
Рассматривая проблемы организации уголовного розыска, В. Гай в своей работе также уделил много внимания использованию научно-технических средств. Он утверждал, что даже самый лучший личный состав уголовно-розыскных учреждений не сможет достигнуть продолжительного успеха, если в его распоряжении нет соответствующих научно-технических приспособлений и других средств. Далее он предложил систему криминалистической регистрации, организации розыскной деятельности в зависимости от того, какие органы осуществляют уголовный розыск - центральные или местные <17>. -------------------------------- <17> См.: Гай В. Указ. соч. С. 18 - 24.
В. Гай очень подробно осветил мероприятия, которые должны осуществлять уголовно-розыскные учреждения, по борьбе с преступниками. В частности, это планомерное наблюдение за преступниками (должно проводиться в форме карточек, при этом регистрируются: 1) профессиональные и привычные преступники и лица, основательно подозреваемые в совершении; освобожденные из мест заключения и уволенные в отпуск отбывающие наказание; лица, особенно женского пола (проститутки), которые не могут доказать, каким образом они приобретают средства для существования (пособники и укрыватели); 2) те помещения и притоны, где, по имеющимся сведениям, сбываются похищенные и другие добытые преступным путем предметы и где бывают преступники: кофейни, рестораны, пивные, вокзалы и т. д.); надзор за иностранцами и содействие финансовых органов ("строго проведенное наблюдение служит не только раскрытию и захвату разыскиваемых преступников, но и прежде всего устрашению преступников-гастролеров. При соответствующей постановке с участием финансовых органов такое наблюдение могло бы приобрести значение чрезвычайной поддержки таможенному надзору и взиманию пошлин"); введение обязательного предъявления документов о личности; введение принудительного труда ("в неуклонном проведении принудительного труда заключается новое сильное орудие предупредительной борьбы с преступностью. Это принуждение, заставляющее работать каждого, кто не может доказать безупречность происхождения своих средств к существованию, сделает полезным для государства и общественного порядка враждебные обществу элементы: или они будут работать добровольно либо по меньшей мере проявлять желание работать, или же они будут каким-нибудь способом принуждаться к труду, как к наказанию в виде принудительных работ посредством помещения в работные дома и рабочие колонии". Принудительный труд, по мнению автора, следовало ввести в первую очередь для преступников, бродяг и праздношатающихся, этим можно подвинуть решение вопроса о борьбе с нищенством и бродяжничеством, при этом для неисправимых принудительный труд должен длиться пожизненно, а для других - сроком, дающим гарантию для исправления); введение обязанности представлять доказательства относительно доходов, ценностей, товаров и орудий преступлений; обязательное ведение книг ("общеобязательное ведение книг при всякого рода промышленных занятиях также является целесообразной вспомогательной мерой, и нарушение этой обязанности должно облагаться наказанием. Книги, которые нужно вести каждому промышленнику, должны давать точные сведения, как и у кого была сделана покупка" <18>). -------------------------------- <18> Там же. С. 26 - 37.
К другим мерам борьбы с преступностью В. Гай относил необходимость согласования с уголовно-розыскными учреждениями освобождения из-под стражи задержанных, а также досрочного освобождения осужденных из мест заключения; при этом очень важной мерой предупреждения преступлений является широко развитая попечительская деятельность об освобожденных из мест заключения после отбытия наказания. Это должно стать государственным делом и быть закреплено законодательно. В первую очередь для облегчения отбывшим заключение гражданской жизни надо обеспечить их работой, снабжать их деньгами при отбытии наказания по частям, "чтобы им не пришлось по прошествии недолгого времени опять остаться без средств и без работы и не быть прямо-таки вынужденными вернуться на преступный путь" <19>. -------------------------------- <19> Там же. С. 37 - 40.
В качестве следующей дополнительной меры автор предусматривает надзор за укрывателями и сбытчиками. Он пишет, что, "исходя из положения "без укрывателя нет вора", уголовный розыск должен обратить внимание на обнаружение и обезвреживание укрывателей. Если оказывается, что определенные лица являются подозрительными, как профессиональные укрыватели, то их следует подвергнуть такому же надзору, как и преступников; особенно к ним имеет отношение вопрос о воспрещении входа в определенные места и о наложении обязанности доказывать законность приобретения имущества". В качестве мер надзора за укрывателями и сбытчиками автор предлагает, в частности, запрещение лицам, подозреваемым в укрывательстве, совершать сделки по покупкам с незнакомыми людьми, их необходимо обязать требовать у каждого продавца точного удостоверения личности <20>. -------------------------------- <20> См.: Там же. С. 40 - 41.
Автор отметил, что сотрудничество уголовного розыска с другими ведомствами оставляло желать лучшего, поэтому, по его мнению, всем ведомствам должно быть вменено в обязанность оказывать помощь уголовному розыску во всякое время и предоставлять все необходимые сведения. Большое значение В. Гай придавал дактилоскопии и фотографии. При этом он отметил, что дактилоскопированию должен подвергаться каждый человек, а не только преступники, лишь тогда дактилоскопия будет "абсолютной гарантией безусловно точного средства идентификации". Введение принудительного дактилоскопирования, по его утверждению, нельзя считать чем-то выходящим из обычных пределов, и приводимые возражения против этого лишены всяких оснований <21>. -------------------------------- <21> См.: Там же. С. 42, 43 - 44.
В. Гай в 20-е годы XX в. сделал утверждение, не потерявшее актуальность и в настоящее время, что "строение кривой преступности в наступающие годы будет существенно зависеть от того, насколько удастся поднять уровень наших нравственных воззрений и главным образом насколько удастся довести нашу молодежь до высокого культурного уровня". В этой связи он обращает внимание на необходимость борьбы с порнографией, "грязной" литературой, кинофильмами, обольщающими молодежь на экране и рисующими им полную роскоши жизнь или представляющими преступников в облагороженном свете, что оказывает гибельное влияние на молодой возраст. Одновременно он предложил запретить продажу спиртных напитков несовершеннолетним, повысить возраст для посещения распивочных, запретить молодежи танцевать в кабаре, танцевальных залах и тому подобных местах, ограничить нахождение несовершеннолетних до определенного возраста на улице после 10 часов вечера без сопровождения родителей или воспитателей <22>. -------------------------------- <22> См.: Там же. С. 44 - 45.
Рассматривая значение средств информации, В. Гай отметил, что печать, играющая в общественной жизни большую роль, имеет огромное значение и для уголовного розыска. Однако она может одновременно приносить и пользу, и вред. Вред заключается в том, что описание мошеннических приемов и способов совершения преступлений представляет для неустойчивых лиц соблазн в смысле подражания и указывает на новые пути осуществления преступных замыслов. Преступники часто после совершения преступления узнают из сообщений печати, насколько осведомлен уголовный розыск о виновных и в каком направлении ведется расследование. Просветительская работа печати, по мнению автора, заключается в том, что публика должна быть воспитана таким образом, чтобы она считала себя обязанной всегда и везде оказывать поддержку органам дознания, реагировать на их распоряжения и уведомлять обо всем подозрительном. Публикация в печати сообщений об успешных действиях уголовного розыска поднимает доверие к нему со стороны публики, и этим достигается ее поддержка при производстве расследований <23>. -------------------------------- <23> См.: Там же. С. 46 - 47.
В. Гай особо подчеркивает, что для предупреждения преступности решающее значение имеет уголовное законодательство, "при реформе которого следовало бы предоставлять право решающего голоса людям практики по борьбе с преступностью". При этом он отметил, что преступность нельзя остановить только одной гуманностью и нельзя вести борьбу с преступностью только из-за канцелярского стола, "нужна близость к жизни и знание преступного мира". По его убеждению, "тенденция к расширению прав преступника за счет сужения прав и средств лиц, борющихся с преступлениями, должна быть отвергнута, как пагубная и не соответствующая современной действительности" <24>. -------------------------------- <24> Там же. С. 49.
Проведенный анализ работ немецких авторов позволяет говорить о том, что ряд проблем предупреждения преступности, имевших место в 20-х годы XX в. в Германии, сходен с проблемами, имеющими место в настоящее время в мировом сообществе. Представляется, что уже тогда учеными и практиками был предложен ряд эффективных средств противодействия преступности, которые по прошествии почти девяноста лет стали достаточно успешно применяться в правоприменительной практике. Думается, что для пользы дела необходимо чаще обращаться к работам прошлых лет, поскольку, как показывают исследования, они не потеряли актуальности и сейчас.
Название документа