Виды классификации в международном праве
(Корейво Е. В.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 5) Текст документаВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ <*>
Е. В. КОРЕЙВО
Корейво Елена Вячеславовна, аспирант кафедры международного и европейского права Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина.
В статье описаны разновидности классификации в международном праве. Предложенные автором классификации имеют важное значение для дальнейшего развития международного права, отличающегося наличием многочисленных норм, исходящих от различных субъектов, отсутствием единых подходов к конструированию международно-правовых актов, что в конечном итоге позволит систематизировать знания в сфере международного нормотворчества и выработать единые критерии и требования, предъявляемые к этому важному процессу.
Ключевые слова: международное право, классификация, нормы, система.
The article declares the types of classification in international law. The classifications proposed by the author are important for further development of international law which differs by the existence of numerous norms coming from various subjects, absence of unified approaches to constructing international-law acts, which in the long run will allow to systematize the knowledge in the sphere of international law-making and work out unified criteria and requirements to this important process.
Key words: international law, classification, norms, system.
Международное право характеризуется наличием значительного количества актов, составляющих в совокупности его систему. Исходя из специфики международно-правового регулирования, остановимся на разновидностях классификации в международном праве. Классификация как одна из методологических проблем занимает особое место в современной науке. Классификация представляет собой сложный механизм, естественный инструмент познания реальной действительности, своеобразный источник знания о ней. В процессе классификации познаются объективно существующие закономерности, где каждый рассматриваемый объект получает определенную правовую оценку (рейтинг) <1>. -------------------------------- <1> См.: Бокова И. Н. Юридическая техника в российском уголовном законодательстве: теоретический анализ главы 22 УК РФ: Монография / Под ред. проф. А. П. Кузнецова. Н. Новгород, 2004. С. 51 - 52; Ярыгин В. Г. Экономическая преступность в современных условиях: теоретико-прикладные аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 81 - 84.
С помощью классификации происходит теоретическое осмысление различных правовых явлений и устанавливается их соответствие эмпирическому материалу. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что классификация имеет важное теоретическое и практическое значение, так как она является одним из элементов человеческой деятельности, в том числе и научной. Именно поэтому перед исследователями рано или поздно встанет вопрос о необходимости классификации тех или иных явлений общественной жизни. В силу специфики международного права и процесса образования его норм не существует признанного всеми субъектами международного права какого-либо правового акта, которым устанавливались бы перечень источников международного права и их определение. Международное право, представляющее собой динамично развивающуюся, многополярную систему знаний, не способно обойтись без классификации, позволяющей систематизировать значительный объем информации, отраженный в международных договорах и иных актах. Таким образом, классификация - необходимый элемент познания явлений действительности. 1. Первоначально мы будем исходить из того, что к числу источников международного права можно отнести многочисленные соглашения, имеющие различные свойства и характеристики. Таким образом, источники международного права в зависимости от формы закрепления правил поведения участников можно подразделить на: - основные (международные договоры и обычаи); - вспомогательные. Исследуя данные формы, необходимо кратко остановиться на их характеристике. Итак, к первой группе относится прежде всего международный договор - родовое наименование международно-правового акта, фиксирующего согласование волеизъявлений двух или более субъектов международного права, имеющее целью установить связывающие их дозволения, предписания и запреты, обеспечиваемые принудительной силой государства, и облеченное в форму, указывающую на то, что эти дозволения содержат описания обязательств определенных сторон в отношении друг друга. В таком смысле могут употребляться и другие термины <2>. -------------------------------- <2> См., например, ст. 38 Статута Международного суда, где в качестве родового понятия используется термин "международные конвенции".
Международный обычай - всеобще признаваемое, единообразно применяемое, юридически обязательное правило (opinio juris), возникающее стихийно в практике межгосударственного общения. Следовательно, международный обычай - это норма, практика применения которой достигла некоего нового, общепризнанного уровня и воспринимается в качестве образца при решении аналогичных вопросов <3>. -------------------------------- <3> В качестве примера можно привести ряд положений, отраженных в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., касающихся неприкосновенности помещений дипломатических представительств, об иммунитете средств передвижения дипломатического представительства и пр.
К числу вспомогательных источников международного права в соответствии со ст. 38 Статута Международного суда относятся судебные решения и доктрина. Судебные решения - одно из распространенных средств, позволяющих выявить существование обычных норм международного права, независимо от того, приняты ли они международными или внутригосударственными судебными органами. Причем в качестве таких решений могут использоваться решения не только судов, но и арбитражей. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву также являются вспомогательными средствами. Использование научных трудов внутригосударственными судебными органами - явление нетипичное. Но в ходе рассмотрения дел в Международном суде такие труды могут облегчить установление того, что международные обычаи, применимые к данным делам, действительно существуют <4>. -------------------------------- <4> См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов. М., 2001. С. 77 - 86.
2. По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений (по субъектно-территориальной сфере действия) нормы международного права подразделяются на универсальные и партикулярные <5>: -------------------------------- <5> См.: Международное право: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1998. С. 23; Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 100 - 101.
- универсальные (регулирующие отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право). Это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отношений <6>; -------------------------------- <6> Для уяснения данной разновидности международно-правовых норм следует обратиться к положениям, например, Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях и др.
- партикулярные (локальные, региональные), т. е. действующие среди замкнутого, ограниченного числа участников. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие. Данным понятием охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы <7>. -------------------------------- <7> Примером подобных норм являются предписания, закрепленные в двусторонних соглашениях, заключенных между СССР и США, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и др.
3. По способу правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на: - диспозитивные (предоставляющие субъектам международного права возможность самим определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях). Так, согласно Конвенции ООН по морскому праву (ст. 15), "если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем положении"; - императивные (устанавливающие четкие, конкретные пределы определенного поведения) <8>. Указанные нормы содержат категорические предписания, касающиеся, например, обязанности каждого государства - участника Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, уничтожить химическое оружие и любые объекты по его производству, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем <9>. -------------------------------- <8> См.: Международное право: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. С. 23 - 24; Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 1980; Шестаков Л. Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М., 1981. <9> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 682.
4. Следующая предлагаемая классификация выделяется исходя из зависимости от функционального назначения норм международного права. Ее можно представить выделением двух групп норм: - регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности участников международного сотрудничества (например, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. установлено (ст. 24), что прибрежное государство обязуется надлежащим образом объявлять о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море <10>); -------------------------------- <10> СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.
- охранительные нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм, осуществляя обеспечивающие функции (например, если Совет Безопасности ООН сочтет, что меры, предусмотренные для урегулирования конфликта, оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации <11>). -------------------------------- <11> СПС "Гарант".
5. Как известно, группы относительно однородных правовых норм объединяются в отрасли, что в полной мере применимо и к международному праву. Выделение отраслей международного права обусловлено заинтересованностью международного сообщества в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования. Исходя из выделенных положений, можно предложить классификацию международно-правовых норм по отраслевому признаку: - международное экономическое право; - международное морское право; - международное воздушное право; - международное космическое право; - дипломатическое и консульское право; - международное уголовное право; - право вооруженных конфликтов и др. 6. Имеются основания выделить классификацию международно-правовых актов в зависимости от способа заключения: - письменные (которые заключатся в письменной форме и имеют относительно схожую структуру - преамбула, основная часть, заключительная часть); - устные (характеризуются несоблюдением письменной формы его заключения). Давая оценку данной группе актов, следует сказать, что устные договоры - явление чрезвычайно редкое. В некоторых случаях их даже называют джентльменскими соглашениями. Существует точка зрения, в соответствии с которой подобные договоры не имеют юридической силы и содержат лишь моральные обязательства. В связи с данной их особенностью устные договоры предпочитают фиксировать в каких-либо актах, например в коммюнике, которые не рассматриваются как договоры, но служат доказательством их заключения, передавая их содержание <12>. -------------------------------- <12> См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов. С. 79.
7. Важное научное и практическое значение заключается в делении международных норм на материальные и процессуальные (процедурные) <13>. -------------------------------- <13> См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. С. 103.
К числу материальных следует отнести нормы, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений (в качестве иллюстрации можно отметить нормы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека). Процессуальные нормы регламентируют организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (к ним следует отнести нормы, устанавливающие порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий <14>). -------------------------------- <14> К данной группе следует отнести положения, закрепленные в Договоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания, ратифицированном ФЗ от 30 марта 1995 г. N 35-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 2181).
Следует отметить, что отдельные международные договоры структурно включают и материальные, и процессуальные нормы. Так, в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.) содержатся и материальные (ст. ст. 1, 2), и процессуальные (ст. ст. 9, 10) <15>. Данная особенность довольно распространена в международном праве и объясняется универсальностью международно-правовых норм. -------------------------------- <15> См.: Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 99.
8. В национальных правовых системах выделяются различные виды нормативных правовых актов. Одним из важных признаков, позволяющих отграничивать их друг от друга, является юридическая сила законов. Данная характеристика позволяет выстроить иерархичную структуру разных по значению документов, обладающих тем или иным уровнем обязательности для правоприменителя. В международном праве данный вопрос имеет определенную специфику, поскольку общее правило таково: в числе международных договоров не выделяются такие, которые обладают большей юридической силой по сравнению с остальными. Как правило, международный договор обязателен только для его участников. Его форма и наименование не влияют на обязательность и не свидетельствуют о каком-либо повышенном статусе этого документа, поскольку не существует правил относительно того, как называть международный договор - договор, соглашение, конвенция, пакт, декларация, протокол или иначе. Заключающие его участники сами выбирают, какой вид наименования ему подходит и как его озаглавить <16>. -------------------------------- <16> См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов. С. 78.
Полагаем, что данный подход следует признать неудовлетворительным. В современных условиях, когда роль и значение международного права все больше возрастают, необходимо создать четкую систему международно-правового регулирования. В связи с тем что многие государства признают приоритет международно-правовых предписаний по сравнению с национальным законодательством, международные документы должны получить иной статус, более ответственный, характерный для императивных норм. В целях этого необходимо создать систему, которая была бы понятна всем или большинству участников международного сотрудничества. Думается, что существующая ныне не отвечает данным требованиям, поскольку зачастую сама является противоречивой. Для решения данной проблемы следовало бы принять положение, в соответствии с которым международные договоры должны иметь различия по их юридической силе. Так, к примеру, акты, исходящие от Организации Объединенных Наций, должны иметь более высокий статус, нежели документы иных международных организаций, которые, в свою очередь, следовало бы признавать более значимыми по сравнению с двухсторонними или многосторонними соглашениями между различными государствами. С другой стороны, о юридической силе международных договоров можно было бы судить по количеству сторон, ратифицировавших данное соглашение. Чем больше количество таких государств, тем больший статус следовало бы придать указанному документу. Однако мы предполагаем, что данное предложение будет воспринято неоднозначно, поскольку находится в противоречии со сложившейся практикой международно-правовых отношений. Тем не менее мировые тенденции, отмечаемые в настоящее время, требуют принятия подобного решения в целях недопущения развития ситуаций, угрожающих стабильности и мировому порядку. Предложенные автором классификации имеют важное значение для дальнейшего развития международного права, отличающегося наличием многочисленных норм, исходящих от различных субъектов, отсутствием единых подходов к конструированию международно-правовых актов, что в конечном итоге позволит систематизировать знания в сфере международного нормотворчества и выработать единые критерии и требования, предъявляемые к этому важному процессу.
Название документа