Определение целей и принципов уголовно-исполнительной политики с учетом международных стандартов

(Демидова О. В.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2010, N 5) Текст документа

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

О. В. ДЕМИДОВА

Демидова О. В., начальник кафедры теории и истории государства и права Воронежского института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент.

Карательная политика как составная часть политики государства всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых, политиков и общественных деятелей. Тема наказания (кары, репрессии) является острой и социально болезненной для российского общества. Согласно данным Федеральной службы исполнения наказания, по состоянию на 1 июля 2010 г. в учреждениях УИС содержалось 847,3 тыс. человек, в том числе: в 755 исправительных колониях отбывали наказание 713,0 тыс. человек; в 160 колониях-поселениях отбывали наказание 51,5 тыс. человек; в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывали наказание 1730 человек; в 227 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось - 127,0 тыс. человек; в семи тюрьмах отбывали наказание 2,3 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 4,9 тыс. человек <1>. -------------------------------- <1> Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // URL: http: //www. fsin. su/ structure/ inspector/ iao/ statistika/ Kratkayahar-kaUIS/ (дата обращения - 3 августа 2010 г.).

Указанные цифры на первый взгляд недостаточно информативны, но в совокупности с другими показателями они выглядят довольно тревожно. Так, по мнению В. И. Радченко, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, достигло критической черты. За период протяженностью 16 лет (с 1992 по 2007 г.) в стране осуждено свыше 15 млн. человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы более 5 млн. человек. Среднегодовая судимость в советский период была почти в два раза меньше. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 млн. человек - это четверть взрослого мужского населения. Ежегодно из колоний и других мест изоляции освобождается в среднем 600 тыс. человек, прошедших школу "тюремного воспитания". С учетом освобожденных из мест заключения в советские годы таких сейчас в стране около 8 млн. человек <2>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. И. Радченко "Хорошо сидим. Почти четверть мужского населения уже прошла тюремные университеты" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ", 2008, N 4. ------------------------------------------------------------------ <2> См.: Радченко В. И. Хорошо сидим // Российская газета. 2008. 2 сентября.

Для поддержания правового порядка рассматриваемые тенденции имеют ярко выраженную негативную направленность, поскольку широкое применение наказания в виде лишения свободы дает определенный эффект в виде временной изоляции правонарушителя, но одновременно влечет и негативные последствия как социального, так и индивидуального характера, поэтому вопросы совершенствования уголовной и уголовно-исполнительной политики, безусловно, являются актуальными в настоящее время. Уголовно-исполнительная политика - это самостоятельное направление политики противодействия преступности, которое заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания <3>. -------------------------------- <3> См.: Дуюнов В. К. Уголовно-правовая политика и ее место в политике противодействия преступности // Проблемы российского законодательства: история и современность: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Тольятти, 3 - 4 февраля 2006 г.). Ч. 2. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. С. 114.

Понятие уголовно-исполнительной политики тесно связано с понятием уголовной политики, по сути, уголовно-исполнительная политика является частью уголовной политики в широком ее понимании. Так, С. С. Босхолов под уголовной политикой понимает совокупность следующих элементов: "1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям" <4>. По мнению И. А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как "направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами" <5>. Стратегический характер уголовной политики как обязательное ее свойство наряду с правовой составляющей подчеркивает и В. П. Ревин: "Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности" <6>. Программно-стратегический характер уголовной политики подчеркивает и Я. Г. Стахов <7>. -------------------------------- <4> Босхолов С. С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. С. 32. <5> Исмаилов И. А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы организации борьбы с преступностью). Баку, 1990. С. 124. <6> Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел / Под ред. Л. И. Беляевой. М., 2003. С. 7. <7> См.: Стахов Я. Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации. М., 2003. С. 7.

А. И. Александров уголовную политику определяет как "направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов государственной власти по выработке общих положений уголовного законодательства, установлению круга преступных деяний и системы наказаний, разработке санкций в конкретных составах преступлений и избранию справедливых и целесообразных мер воздействия в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений" <8>. При этом он выделяет пять составных частей уголовной политики: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-розыскную, уголовно-предупредительную и уголовно-исполнительную. -------------------------------- <8> Александров А. И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности. СПб., 2003. С. 70.

Детальное, одно из самых полных в последние годы исследование уголовно-правовой политики проведено Н. А. Лопашенко. По ее мнению, уголовно-правовая политика - это определяющая часть политики государства в области противодействия преступности, на основе которой формируются стратегия и тактика политики уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной и криминологической <9>. -------------------------------- <9> См.: Лопашенко Н. А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. С. 268.

Цели уголовно-исполнительной политики впервые определил Н. А. Стручков: "Цели же исправительно-трудовой политики ориентируют соответствующие органы государства и общественные организации на то, чтобы назначенное осужденному наказание было исполнено надлежащим образом, иными словами, чтобы оно карало преступника и в то же время, само по себе, будучи соединенным с исправительно-трудовым воздействием, достигало с наибольшей эффективностью цели исправления и перевоспитания осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами" <10>. -------------------------------- <10> Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. С. 126 - 127.

В настоящее время, исходя из современных правовых реалий, можно определить, что целью уголовно-исполнительной политики является противодействие преступности путем разработки концепций, направленных на совершенствование механизма исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, для восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения преступности; а также формирование согласованного уголовно-исполнительного законодательства и оптимизация практики его применения. Анализ ряда международных документов в сфере обращения с осужденными и организации исполнения уголовных наказаний показывает, что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в основном восприняло закрепленные в них цели. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты Резолюцией ООН от 30 августа 1955 г.) представляют собой наиболее полный и подробный документ, касающийся обращения с осужденными к лишению свободы. Согласно п. 58 указанных Правил: "Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном расчете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование" <11>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Уголовно-исполнительное право Российской Федерации" (под ред. И. Л. Трунова) включен в информационный банк согласно публикации - Эксмо, 2005. ------------------------------------------------------------------ <11> Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Л. К. Айвар, Ф. С. Бражник, М. Г. Детков и др.; Под ред. И. Л. Трунова // Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения - 27 июля 2010 г.).

Согласно п. 5.1 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, принятых 29 ноября 1985 г.), система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения <12>. -------------------------------- <12> См.: Основы ювенального права: Учебное пособие: В 3 т. Т. 2. Воронеж, 2001. С. 94.

Пекинские правила также определяют цели обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях. 1. Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально-полезной и плодотворной роли в обществе. 2. Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, а также интересов их полноценного развития. 3. Молодым женщинам-правонарушителям, помещенным в исправительное учреждение, должно уделяться особое внимание с учетом их личных нужд и проблем. Им должен обеспечиваться такой уход, защита, помощь и профессиональная подготовка, как и молодым мужчинам-правонарушителям. 4. В интересах благополучия несовершеннолетних, помещенных в исправительное учреждение, их родители или опекуны должны иметь право посещать их. 5. Необходимо поощрять межминистерское и межведомственное сотрудничество с целью обеспечения соответствующей академической или, по возможности, профессиональной подготовки находящихся в исправительных учреждениях несовершеннолетних, с тем, чтобы после выхода из исправительного учреждения они имели полноценное образование <13>. -------------------------------- <13> См.: Там же. С. 108 - 109.

Таким образом, можно сформулировать еще две цели уголовно-исполнительной политики, не нашедшие, на наш взгляд, должного отражения в российском уголовно-исполнительном законодательстве, - обеспечение безопасности общества и обеспечение защиты осужденных. В соответствии с целями уголовно-исполнительной политики можно определить и ее специфические задачи. К их числу относятся: 1) формирование научной концепции, определяющей оптимальную систему реформирования уголовно-исполнительного законодательства и основные направления совершенствования практики его применения; 2) разработка нормативных правовых актов, позволяющих осуществлять предупреждение преступности средствами уголовно-исполнительного законодательства; 3) толкование действующего уголовно-исполнительного законодательства для выяснения и разъяснения его точного смысла; 4) охрана прав, свобод и законных интересов осужденных; 5) определение приоритетных направлений совершенствования практики исполнения уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового воздействия и реорганизации системы средств исправительного воздействия; 6) формирование обоснованных предложений по совершенствованию системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; 7) недопущение нарушения взаимосвязи между нормами уголовно-исполнительного права и нормами иных правовых отраслей. Для осуществления этих задач следует руководствоваться принципами уголовно-исполнительной политики. Полагаем, что принципы уголовно-исполнительной политики должны согласовываться с принципами, сформулированными в общей теории права и государства, а также с принципами, разработанными наукой уголовно-исполнительного права и нашедшими отражение в УИК РФ, в Конституции РФ, с принципами, закрепленными в основных положениях международных правовых актов. До настоящего времени не выработаны основные начала уголовно-исполнительной политики, как и уголовной политики в целом. Безусловно, принципы уголовно-исполнительной политики являются ведущими и определяющими по отношению к принципам уголовно-исполнительного права и законодательства. Принципы уголовно-исполнительной политики можно определить как исходные положения, которые устанавливают основы организации и функционирования системы борьбы с преступностью в сфере исполнения всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия. К их числу можно отнести: 1) научную обоснованность; 2) планомерность; 3) законность; 4) гуманность; 5) справедливость; 6) демократичность; 7) гласность; 8) приоритетность прав человека; 9) дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; 10) рациональное применение мер принуждения и средств исправления. При определении принципов уголовно-исполнительной политики также необходимо обратить внимание на международные нормативно-правовые акты. Например, основу Европейских пенитенциарных правил, принятых 12 февраля 1987 г., составляют шесть основополагающих положений, отход от которых или компромисс при их интерпретации не допускается. Суть их в следующем. 1. Лишение свободы должно осуществляться в таких условиях содержания и моральной атмосфере, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства и соответствуют указанным Правилам. 2. Правила применяются беспристрастно. Не допускается дискриминация, основанная на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, на политических или иных убеждениях, национальном или социальном происхождении, рождении, экономическом или ином статусе. Подлежат уважению религиозные верования и нравственные принципы группы, к которой принадлежит заключенный. 3. Цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство и в той степени, в какой это позволяет срок заключения, способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения. 4. Квалифицированные и опытные инспектора, назначенные компетентными органами, регулярно инспектируют пенитенциарные учреждения, в частности, для контроля за тем, насколько и в какой степени управление этими учреждениями соответствует действующим законам и нормативным актам, а также целям, стоящим перед уголовно-исполнительными системами, и требованиям, устанавливаемым Правилами. 5. Защита личных прав заключенных, в особенности законность применения дисциплинарных наказаний, обеспечивается посредством контроля, осуществляемого в соответствии с национальным правом, представителями надзорных, судебных или иных органов, уполномоченными посещать заключенных и не принадлежащими к пенитенциарной администрации. 6. Настоящие Правила доводятся до сведения персонала на соответствующих государственных языках <14>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Уголовно-исполнительное право Российской Федерации" (под ред. И. Л. Трунова) включен в информационный банк согласно публикации - Эксмо, 2005. ------------------------------------------------------------------ <14> Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Л. К. Айвар, Ф. С. Бражник, М. Г. Детков и др.; Под ред. И. Л. Трунова // Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения - 27 июля 2010 г.).

Представляют интерес Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 г. В процессе применения стандартов государствам предлагается руководствоваться следующими принципами: 1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер с тем, чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества; 5) минимальное вмешательство при применении мер <15>. -------------------------------- <15> См.: Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 535.

Согласно Пекинским правилам при выборе мер воздействия компетентный орган должен руководствоваться следующими принципами. 1. Меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества. 2. Решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума. 3. Несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия. 4. При рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором. 5. Ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится. 6. Несовершеннолетние не подвергаются телесным наказаниям <16>. -------------------------------- <16> См.: Основы ювенального права. С. 102 - 103.

Таким образом, рассматриваемые международные нормативные акты предлагают некоторые принципы уголовно-исполнительной политики, применение которых в условиях российской правовой среды будет способствовать повышению оптимизации практики применения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия: 1) принцип охранительной направленности, так как максимум внимания следует уделять обеспечению реализации прав, свобод и законных интересов осужденных и их последующей адаптации к социально полезной жизни в обществе; 2) принцип нормализации, поскольку жизнь в исправительном учреждении должна быть максимально приближена к реалиям жизни в обществе; 3) принцип социальной активности, так как в процессе применения стандартов государствам предлагается руководствоваться принципом обеспечения активного участия общественности на всех стадиях реализации наказания.

Название документа