Правовые основы международного сотрудничества Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
(Литвишко П. А.) ("Российский следователь", 2010, N 20) Текст документаПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПРИ ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
П. А. ЛИТВИШКО
Литвишко Петр Андреевич, руководитель отдела международного сотрудничества Управления международно-правового сотрудничества Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, советник юстиции.
В статье рассматриваются правовые основы международного сотрудничества Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации: межгосударственные, межправительственные, межведомственные международные договоры и внутригосударственное законодательство, включая нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета. Особое внимание обращено на возможность осуществления Следственным комитетом прямых сношений с компетентными органами иностранных государств в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам.
Ключевые слова: Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, правовые основы, международное сотрудничество по уголовным делам, правовая помощь.
The article deals with the legal basis for international cooperation of the Investigative Committee at the Public Prosecutor's Office of the Russian Federation: interstate, intergovernmental, interagency international treaties and domestic legislation including regulatory legal acts of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation and the Investigative Committee. Particular attention is paid to the possibility of exercising direct interaction by the Investigative Committee with competent authorities of foreign states in the field of legal assistance in criminal matters.
Key words: Investigative Committee at the Public Prosecutor's Office of the Russian Federation, legal basis, international cooperation in criminal matters, legal assistance.
В соответствии с Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации (далее - Следственный комитет), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. N 1004, одной из основных задач Следственного комитета является обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, в связи с чем Следственный комитет имеет право взаимодействовать с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. Председатель Следственного комитета заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности <1>. -------------------------------- <1> Как отмечает В. Горюнов, "пожалуй, вряд ли найдется еще один федеральный орган, в котором одно из подразделений обладало бы такой же возможностью международной активности, как и само ведомство в целом. Трудно представить, чтобы такая свобода действий была предоставлена какому-то иному органу, входящему в систему российской прокуратуры". См.: Горюнов В. Следственный комитет: ведомство или часть ведомства // Законность. 2008. N 2; СПС "КонсультантПлюс".
На сегодняшний день Следственным комитетом заключены международные договоры межведомственного характера <2> с компетентными органами пяти иностранных государств <3>. Данные договоры предусматривают оказание содействия и предоставление информации, а также обмен опытом в рамках так называемого полицейского сотрудничества и не затрагивают положения соответствующих международных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. -------------------------------- <2> Термин "международный договор" является обобщающим (пп. "а" п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., п. 2 ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"). В этой связи представляется избыточной используемая в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации формулировка "в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями". <3> Заключены также Меморандум о взаимопонимании между Следственным комитетом и Германским фондом международно-правового сотрудничества от 21 апреля 2009 г., а также Программа международно-правового сотрудничества Следственного комитета и Полиции Финляндии на 2009 - 2010 годы от 15 января 2009 г.
При этом к международным договорам Российской Федерации межведомственного характера, заключаемым Следственным комитетом, не применяются соответствующие положения Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", поскольку они регулируют международную договорную деятельность органов исполнительной власти и уполномоченных организаций. Следственный комитет к таким органам и организациям не относится. Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти. По этой же причине, например, не предусмотрена государственная регистрация нормативных правовых актов органов прокуратуры, поскольку соответствующие процедуры связаны с осуществлением определенных контрольных мер со стороны органов исполнительной власти. Предмет регулирования в международных договорах Следственного комитета сформулирован по-разному. Так, в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Следственным комитетом и Министерством внутренней безопасности США в лице Службы иммиграционных и таможенных расследований США от 26 марта 2010 г. (далее - Меморандум) предметом договора является сотрудничество в рамках национального законодательства каждой из Сторон и соответствующих международных договоров и соглашений в целях борьбы с преступной деятельностью в сферах, представляющих взаимный интерес, и обмен информацией, касающейся отдельных граждан, групп лиц и организаций, вовлеченных в преступную деятельность, а также форм, методов и направлений соответствующей преступной деятельности. При этом в Меморандуме названы также конкретные виды, составы уголовно наказуемых деяний, в противодействие которым осуществляется взаимодействие: в областях борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности детей; с эксплуатацией женщин и детей; с торговлей людьми и незаконной миграцией; с финансовыми преступлениями; с мошенничеством, совершаемым с использованием компьютерной техники; в иных сферах, представляющих интерес для Сторон. В соответствии с Соглашениями о сотрудничестве между Следственным комитетом и Министерством внутренних дел Финляндской Республики от 9 марта 2010 г., между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан от 16 октября 2008 г., Протоколами о сотрудничестве между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой Республики Абхазия от 2 октября 2008 г., между Следственным комитетом и Следственным управлением Генеральной прокуратуры Республики Южная Осетия от 2 октября 2008 г. (далее - Соглашения и Протоколы) предметом этих договоров является сотрудничество Сторон в целях эффективного выполнения задач, поставленных перед Сторонами в соответствии с внутригосударственным законодательством и международными обязательствами их государств при проведении уголовно-процессуальных действий, а также при осуществлении Сторонами иных предоставленных им внутригосударственным законодательством полномочий, связанных с противодействием преступности и защитой прав и свобод человека и гражданина. При этом конкретные виды преступлений перечислены только применительно к одной из форм сотрудничества - обмену опытом расследования преступлений террористической и коррупционной направленности, преступлений в сфере экономики и высоких технологий, а также преступлений иных видов, представляющих повышенную угрозу для общества, в том числе совершенных транснациональными преступными организациями. Меморандум определяет следующие формы сотрудничества: - обмен информацией; - согласование проведения рабочих встреч в целях обмена информацией по расследуемым уголовным делам и по предстоящим расследованиям и проверкам; в рамках рабочих встреч Стороны обсуждают вопросы полномочий, структуры и основных направлений деятельности Сторон и варианты двустороннего сотрудничества при расследовании преступлений; встречи могут включать в себя наблюдение или участие Сторон в оперативных и процессуальных действиях другой Стороны в рамках расследования уголовных дел (данные мероприятия проводятся в соответствии с национальным законодательством Сторон); - сотрудничество в вопросах профессиональной подготовки кадров путем организации стажировок и использования других форм повышения квалификации; - участие в рабочих консультациях и других совместных мероприятиях, непосредственно не поименованных в Меморандуме, но согласующихся с принципами сотрудничества в рамках Меморандума. В соответствии с Соглашениями и Протоколами Стороны осуществляют сотрудничество в следующих основных формах: - обмен опытом работы и информацией о состоянии преступности и противодействии ей, о методах и способах раскрытия и расследования преступлений, об использовании достижений науки и техники в расследовании уголовных дел; - обмен опытом расследования преступлений террористической и коррупционной направленности, преступлений в сфере экономики и высоких технологий, а также преступлений иных видов, представляющих повышенную угрозу для общества, в том числе совершенных транснациональными преступными организациями; - обмен информацией о внутригосударственном законодательстве, законотворческой и правоприменительной деятельности, в том числе обмен текстами законодательных и других нормативных правовых актов, публикациями и научно-методическими материалами; - проведение консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе выносимым на обсуждение на различных международных форумах; - совместное проведение научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам, а также семинаров, встреч экспертов и научно-практических мероприятий по актуальным вопросам; - проведение ознакомительных визитов и стажировок, оказания содействия Сторонам по повышению квалификации их сотрудников, в том числе путем направления сотрудников одной Стороны в научные и образовательные учреждения другой Стороны; - рабочие встречи и консультации представителей Сторон в целях рассмотрения вопросов укрепления и повышения эффективности сотрудничества на основании Соглашений и Протоколов; - иные формы, соответствующие предмету Соглашений и Протоколов и отвечающих интересам Сторон. Протоколами, кроме того, предусмотрено также осуществление сотрудничества в форме оказания содействия в проведении расследования по уголовным делам. Соглашения - в отличие от Меморандума и Протоколов - регламентируют конкретный порядок сотрудничества, заключающийся в направлении соответствующих запросов, а также порядок отказа в оказании содействия или предоставлении информации. Соглашения и Меморандум устанавливают достаточно подробный порядок обращения с полученной в ходе сотрудничества информацией. Так, в соответствии с Меморандумом Стороны обязуются запрашивать согласие Стороны, предоставившей информацию, перед раскрытием данной информации третьему государству, международной организации или частному юридическому лицу. Кроме того, ст. 11 Меморандума детально регламентирует последующее использование информации, предоставляемой в рамках Меморандума. Так, среди прочего Стороны запрашивают разрешение на сообщение третьей стороне информации, полученной в соответствии с Меморандумом, прежде чем сообщить ее, за исключением случаев, когда в силу острой необходимости или требований применимого законодательства оправдано, чтобы Сторона не запрашивала такое разрешение. В таком случае Сторона, сообщающая информацию, должна уведомить Сторону, предоставившую информацию, как только это будет возможно. При этом для целей Меморандума острая необходимость может существовать в случае непосредственной угрозы здоровью или безопасности физического лица, если раскрытие информации другой Стороны может снизить такую угрозу. УПК РФ не предусмотрены прямые сношения Следственного комитета с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам. Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи, в том числе заключенные между органами прокуратуры, как правило, обязывают стороны осуществлять взаимодействие через центральные органы. Соблюдение установленного порядка взаимодействия важно прежде всего для обеспечения допустимости получаемых из-за рубежа доказательств, в том числе материалов о характеристике личности. Вместе с тем правовые основы для осуществления Следственным комитетом прямых сношений в области оказания правовой помощи имеются в ряде международных договоров, ратифицированных Россией <4>. -------------------------------- <4> Несмотря на наличие в законе такой возможности, на практике во всех случаях рекомендуется действовать через центральные органы.
Так, в соответствии со ст. 15 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. (в силу ст. 26 Конвенции она имеет преимущество перед соответствующими двусторонними договорами Договаривающихся Сторон) в случаях, не терпящих отлагательства, поручения могут быть направлены непосредственно юридическими органами запрашивающей Стороны юридическим органам запрашиваемой Стороны. При этом ответы на них возвращаются вместе с соответствующими документами через центральные органы. Просьбы о передаче выдержек из судебных материалов и информации о них могут быть направлены заинтересованными юридическими органами непосредственно соответствующим органам запрашиваемой Стороны, и ответы могут быть возвращены непосредственно этими органами. Передача просьб о взаимной помощи, помимо предусмотренных в п. п. 1 и 3 ст. 15 Конвенции, и, в частности, просьб о помощи в проведении расследований до предъявления обвинения может осуществляться непосредственно между юридическими органами (данное положение может быть использовано для обмена информацией и вручения документов). В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" в случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам Российской Федерации (в силу п. 10 ст. 1 данного Федерального закона таковыми являются суды и органы прокуратуры). При этом копия поручения одновременно передается в соответствующий центральный компетентный орган. Согласно информационному письму Генеральной прокуратуры РФ от 21 декабря 2000 г. N 36/985-00 "О порядке применения положений Европейских конвенций об оказании помощи по уголовным делам и выдаче" аналогичный порядок установлен и при направлении ходатайств российскими правоохранительными органами. В соответствии со ст. 30 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (непосредственные сношения) и ст. 24 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (прямые контакты) в случае крайней необходимости (в неотложных случаях) запросы об оказании взаимной помощи или связанные с ними сообщения могут направляться непосредственно судебными органами, включая прокуратуру, запрашивающей Стороны соответствующим органам запрашиваемой Стороны. В этом случае копия запроса или сообщения одновременно направляется центральному органу запрашиваемой Стороны через центральный орган запрашивающей Стороны. Запросы или сообщения, которые не предусматривают принудительных мер, могут передаваться компетентными органами запрашивающей Стороны непосредственно компетентным органам запрашиваемой Стороны. В соответствии со ст. 48 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и ст. 27 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., а также заявлениями, сделанными Российской Федерацией при ратификации этих Конвенций, Россия будет рассматривать данные Конвенции в качестве основы для взаимного (непосредственного. - Прим. авт.) сотрудничества между правоохранительными органами в отношении преступлений, охватываемых Конвенциями, при условии, что это сотрудничество не будет включать проведение следственных и иных процессуальных действий на территории Российской Федерации. В силу ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и ч. 3 ст. 1 УПК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Вместе с тем вышеуказанные положения конвенций неприменимы к правоотношениям России с участвующими в них государствами, которые одновременно являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., поскольку применительно к России данная Конвенция предусматривает сношения только через центральные органы, а перечисленные конвенции не затрагивают прав и обязательств сторон по другим двусторонним и многосторонним международным договорам. Однако позднее Россией ратифицировано также несколько международных соглашений с государствами - участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., которые предусматривают непосредственное взаимодействие компетентных органов (в том числе органов прокуратуры). Так, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 4 октября 1997 г. и Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан от 21 января 1997 г. для решения вопросов, связанных с оказанием правовой помощи, компетентные органы Сторон непосредственно взаимодействуют между собой; взаимодействие по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора или судебного решения, осуществляется в порядке, установленном Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических Сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 г. предусматривает, что при оказании правовой помощи компетентные органы Сторон взаимодействуют непосредственно между собой, а при необходимости - через соответствующие вышестоящие органы. При этом в п. 3 ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. сказано, что, если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора <5>. -------------------------------- <5> При рассмотрении, например, отношения Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. следует отметить, что, несмотря на даты принятия этих документов, применительно к России первая является последующим международным договором, а вторая - предыдущим, поскольку Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. вступила в силу для России в 2000 г.
С рядом стран Российской Федерацией заключены межправительственные договоры по вопросам противодействия преступности, предусматривающие определенный круг компетентных органов, уполномоченных на их реализацию. В связи с изменениями в структуре государственных органов участвующих сторон в такие договоры могут вноситься поправки путем подписания межправительственных протоколов <6>. Так, в связи с преобразованием Министерства безопасности Российской Федерации в ФСБ России и созданием Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации были внесены соответствующие изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 5 марта 1993 г. -------------------------------- <6> Такие поправки возможно вносить и в межгосударственные договоры либо законы об их ратификации, однако в данном случае это будет происходить уже на законодательном уровне, путем принятия соответствующих федеральных законов, что является достаточно сложным.
Практика заключения подобных протоколов, при наличии содействия со стороны уполномоченных органов государственной власти России, могла бы быть использована и Следственным комитетом. В качестве правового основания международного сотрудничества Следственного комитета может рассматриваться также ч. 3 ст. 161 УПК РФ, согласно которой данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Тем самым данное положение устанавливает полномочие следственных органов на передачу информации по находящимся в их производстве уголовным делам и копий материалов дел в определяемом ими объеме зарубежным коллегам (например, по запросам офицеров связи правоохранительных органов иностранных государств, аккредитованных при дипломатических и консульских представительствах в России, а также консульских должностных лиц при выполнении ими своих функций) и представляет собой правовую основу для обмена информацией по уголовным делам. При этом необходимо иметь в виду, что передача материалов следствия, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, другим государствам или международным организациям регулируется ст. 18 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и соответствующими подзаконными актами. Элемент правовой основы международного сотрудничества Следственного комитета содержит в себе также ст. 10 (Обмен информацией и правовая помощь) Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В следственной практике зачастую возникает необходимость осуществления контактов с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств в связи со следующими обстоятельствами: 1) направление уведомления о задержании подозреваемого, являющегося гражданином или подданным другого государства, в соответствии с ч. 3 ст. 96 УПК РФ. В случае задержания сотрудников посольств, консульств, представительств других государств требуется также направление спецдонесения в Следственный комитет в соответствии с Приказом Председателя Следственного комитета от 7 сентября 2007 г. N 13 "О порядке представления специальных донесений о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, а также иной обязательной информации в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации". Нормативными правовыми актами не регламентируется направление в дипломатические и консульские представительства уведомлений о том, что иностранный гражданин является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, а также что в отношении его применена мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Не требуется и уведомления о смерти иностранного гражданина в результате совершения преступления, а также о признании иностранного гражданина потерпевшим. Однако представляется, что такие уведомления могут направляться в посольства и консульства по инициативе следствия, что будет также способствовать осуществлению установленных международными договорами консульских функций; 2) необходимость выдачи трупа, личных вещей и иного имущества погибшего иностранного гражданина уполномоченному представителю иностранного государства (как правило, консульскому должностному лицу) в отсутствие родственников или по иным причинам; 3) трудности с привлечением переводчика; 4) выполнение консульскими должностными лицами функций по представительству, защите интересов граждан и юридических лиц соответствующих иностранных государств, оказанию им помощи и содействия (в т. ч. посещение задержанных подозреваемых и обвиняемых); 5) получение информации о наличии у лица дипломатического иммунитета, получение согласия на производство процессуальных действий в отношении работников дипломатических представительств и консульских учреждений, международных (межправительственных, наднациональных) организаций, иных лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, а также инициирование вопроса об отказе от иммунитета; 6) получение согласия на производство процессуальных действий на территории дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций. При решении указанных вопросов следователю надлежит руководствоваться положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., двусторонних консульских договоров (конвенций) и международных договоров с международными (межправительственными, наднациональными) организациями. При этом в первых четырех ситуациях ничто не препятствует следователю обращаться непосредственно, в том числе в письменной форме, в соответствующие дипломатические и консульские учреждения. В остальных двух случаях соответствующие обращения должны направляться в МИД России (как правило, в адрес Департамента государственного протокола). Национальное законодательство и международные договоры Российской Федерации также не содержат запретов на осуществление органами расследования прямых контактов (в том числе посредством телефонной, электронной, почтовой, телеграфной и иной связи) с иностранными гражданами и частными юридическими лицами, находящимися за рубежом, и обращение к ним с определенными просьбами в интересах следствия по уголовному делу на основе добровольности. Также и в свете обычного международного права такие обращения не могут расцениваться как вмешательство в суверенные права иностранного государства, в котором находится их адресат, и распространение исполнительной (предписывающей) юрисдикции государства, где проводится расследование, поскольку отсутствует обеспеченность мерами принуждения и территория государства пребывания адресата, по сути, не затрагивается. В подобных случаях обращения должны составляться с использованием формул вежливости, не допускается включение в них каких-либо предупреждений об ответственности, иных негативных последствиях в случае отказа от выполнения просьбы следователя, совершения иных действий или бездействия, других речевых оборотов, которые могут быть восприняты как оказание давления. Представляются недопустимыми также непосредственное направление указанным лицам документов, получение которых влечет определенные юридические последствия (например, начало течения сроков), а также вызовы для участия в процессуальных действиях по делу. В последнем случае лицо, явившееся по такому "неофициальному" вызову, не будет обладать гарантиями неприкосновенности и возмещения расходов, предусмотренными соответствующими нормами международных договоров. Согласно п. 11 Методических рекомендаций от 20 марта 2009 г. N Исоп-220/1-5752-09/198 "О порядке подготовки и направления запросов о правовой помощи в иностранные государства" в случае отсутствия у следователя сведений о лицах, адресах, имуществе, фактах, имеющих юридическое значение, необходимых для подготовки и исполнения запроса о правовой помощи, эти данные могут быть запрошены по каналам Интерпола в соответствии с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола от 6 октября 2006 г. Несмотря на то что должностные лица Следственного комитета не указаны в данной Инструкции в качестве субъектов сотрудничества, в ходе рабочих встреч представителями Интерпола неоднократно выражалась готовность в соответствии с компетенцией организовывать исполнение запросов следователей Следственного комитета, направляемых в НЦБ Интерпола при МВД России и его филиалы в регионах. Важной составляющей международного сотрудничества Следственного комитета является взаимодействие с офицерами связи правоохранительных органов (полиции, таможни, пограничной охраны и др.) иностранных государств, аккредитованными при дипломатических представительствах и консульских учреждениях в России. Офицеры связи могут оказывать следователям Следственного комитета не связанное со сбором доказательств содействие в получении информации, документов, проведении проверочных мероприятий на территории соответствующего государства, а также способствовать эффективному исполнению запросов о правовой помощи по уголовным делам компетентными органами данного государства. В таких случаях запросы следователей о предоставлении информации, оказании содействия надлежит согласовывать с управлением международно-правового сотрудничества Следственного комитета. Немаловажную роль в организации международного сотрудничества Следственного комитета играет взаимодействие с МИД России и его загранучреждениями, в частности информационный обмен по делам о преступлениях, совершенных в отношении российских граждан либо российскими гражданами за рубежом. В настоящее время на межведомственном согласовании находится проект памятки по организации информационного взаимодействия между Следственным комитетом и загранучреждениями МИД России. Важность использования упомянутых выше каналов Интерпола, возможностей офицеров связи и дипломатических каналов особенно ощутима при проведении доследственных проверок, когда запрос о правовой помощи не может быть направлен. Весьма конструктивно складываются взаимоотношения Следственного комитета с высшими учебными заведениями в сфере обмена научно-методическими, информационно-справочными и практическими материалами, касающимися международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве. В этом контексте следует особо отметить плодотворное сотрудничество с Саратовской государственной академией права (в 2008 г. заключено Соглашение о сотрудничестве Следственного комитета и ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права"), а также Московским государственным институтом международных отношений (Университетом) МИД России. Исходя из изложенного, следует констатировать наличие относительно широкой правовой базы для международного сотрудничества Следственного комитета, которая включает в себя межгосударственные, межправительственные и межведомственные международные договоры, а также внутригосударственное законодательство. В качестве дальнейших шагов в направлении развития правовой базы и международного сотрудничества Следственного комитета представляется необходимым: - продолжить практику заключения международных договоров Следственного комитета межведомственного характера и их активного применения, а также формирования договорных отношений с ведущими вузами страны, в том числе по вопросам международного сотрудничества; - принимать меры по продвижению законодательной инициативы о внесении дополнений в УПК РФ, связанных с наделением Следственного комитета полномочиями по осуществлению прямых сношений в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам; - повышать активность использования каналов Интерпола, возможностей офицеров связи, МИД России и его загранучреждений при проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел.
Название документа