Таможенный союз: будет ли финансовое право на троих?
(Шохина Э. Х.) ("Юрист", 2010, N 10) Текст документаТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: БУДЕТ ЛИ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО НА ТРОИХ?
Э. Х. ШОХИНА
Шохина Э. Х., доцент кафедры "Финансовое право" Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.
Изучение правовых вопросов создания Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является весьма актуальным. В статье отмечается, что важно обеспечить недискриминационное, взаимовыгодное и согласованное распределение ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) между государствами - участниками Таможенного союза. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, пошлины, сборы.
Customs union: will there be financial law for three? E. Kh. Shokhina
Study of legal issues of creation of the Customs Union within the frames of the Eurasian Economic Community is timely. The article notes that it is important to ensure non-discrimination, mutually profitable and concerted distribution of import customs duties (other duties, taxes and charges having equivalent operation) among the states-participants of the Customs Union. The author's conclusions may be used in law-application practice.
Key words: Customs union, Eurasian Economic Community, duties, charges.
Со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза завершился первый этап формирования Таможенного союза (далее - ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС). Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Правовой основой функционирования единой таможенной территории является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), который вступил в силу в июле с. г. Принимаемые государствами - участниками ТС общие меры направлены на определенную либерализацию и снятие барьеров во взаимной торговле, упрощение механизмов контроля и введение единых правил для свободного обращения товаров из трех стран на единой таможенной территории. "Таможенный союз является основой для скорейшего построения Единого экономического пространства, предусматривающего устранение барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и трудящихся граждан. Формирование современного эффективного общего рынка необходимо для успешного развития экономик наших стран, повышения благосостояния народов Беларуси, Казахстана и России", - говорится в совместном заявлении от 5 июля 2010 г. глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Начинается следующий этап экономической интеграции - формирование Единого экономического пространства (далее - ЕЭП) и полноценного общего рынка товаров и услуг, для функционирования которого будут применяться единые правила и нормы, предусмотренные соглашениями, подписанными в рамках создания ТС. Необходимым условием эффективного функционирования общего рынка товаров и услуг является гармонизация норм, правил и механизмов проведения антимонопольной политики, включая вопросы регулирования естественных монополий, обеспечение свободного движения прав интеллектуальной собственности. Происходящие на постсоветском пространстве интеграционные процессы по созданию условий, обеспечивающих свободу движения капитала, формированию общего финансового рынка, развитию валютной интеграции в соответствии с согласованными принципами и условиями перехода на единую валюту неразрывно связаны с правовым обеспечением процесса гармонизации при условии учета особенностей национальных правовых систем государств, участвующих в интеграционных процессах. К основным проблемам интеграции экономического характера в рамках ЕврАзЭС кроме существенных различий в экономическом потенциале и структуре экономик государств Сообщества и различных темпов осуществления рыночных преобразований следует отнести ряд фундаментальных факторов правового характера. В странах - участницах ЕврАзЭС и СНГ в целом не существует единой правовой системы. Отсутствие единой позиции по вопросу, какое право должно развиваться в первую очередь - международное или конституционное, - также не способствует формированию непротиворечивой правовой системы [1]. Поэтому актуальными становятся вопросы составления и ратификации интеграционных соглашений при использовании гибких форм и методов взаимодействия, рациональном сочетании многосторонней и двусторонней основ в организации сотрудничества [2, с. 36]. Опыт европейской экономической интеграции показал четыре основных этапа интеграционного процесса: создание зоны свободной торговли, построение Таможенного союза и единого экономического пространства, создание экономического союза, включая валютный союз. ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза. К основополагающим принципам формирования ЕЭП следует отнести: - общеорганизационные - политический союз не предусматривается; используется интеграционный опыт Европейского союза; интеграция осуществляется поэтапно; предусмотрена возможность добровольного присоединения к соглашению других стран, правовая база создается на основе норм и правил ВТО; - государственно-институциональные - экономическая взаимовыгодность, недискриминация, правовая гарантированность, равноправие, транспарентность. В целях преодоления имеющихся фундаментальных правовых проблем построения единого таможенного и экономического пространства был выбран путь через заключение международных соглашений и построение договорно-правовой базы ТС и ЕЭП. На первом этапе, этапе построения ТС, осуществляется интеграция, предполагающая унификацию законодательства в части перемещения товаров через таможенную границу ТС. Унификация законодательства в рамках построения ЕЭП много шире и не ограничивается вопросами перемещения товаров, поскольку кроме создания условий для функционирования рынка товаров, услуг, капитала и труда необходимо создать условия для стабильного развития структурной перестройки экономики государств - участников ЕЭП, включая проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики, и создания общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономик. С этой целью продолжается работа по формированию договорно-правовой базы ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана [3]. Утвержден План действий по формированию ЕЭП трех государств [4], предусматривающий, в частности, разработку проектов соглашений по вопросам экономической политики, свободы движения капитала и валютной политики. Таким образом, правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются модельные акты, международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вместе с тем сами принципы формирования ЕЭП диктуют необходимость гармонизации финансового права в государствах - участниках ЕЭП. В Российской Федерации международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства [5]. Таким образом, процессы дальнейшего развития ТС и ЕЭП будут оказывать влияние на законодательство государств - участников ЕЭП, в том числе бюджетное, банковское, налоговое, валютное законодательство государств - участников ЕЭП. Это подтверждается положениями уже заключенных в рамках ТС международных соглашений. С принятием и вступлением в силу Протоколов от 11 декабря 2009 г. к Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. функции по сбору косвенных налогов в государствах - участниках ТС передаются налоговым органам. При этом указанное Соглашение в ряде вопросов сохраняет положения о приоритете норм национальных законодательств над нормами Соглашения. В частности, Протоколом "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" предусматривается разная нагрузка для экспортеров стран-участниц Соглашения по сбору документов с целью подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС или освобождения от уплаты акцизов. Кроме того, вычет (зачет), возврат уплаченных сумм косвенных налогов осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары. В свою очередь, национальные законодательства на данном этапе развития ТС и ЕЭП имеют различия в нормах внутреннего фискального законодательства государств-участников. Например, в Республике Казахстан (далее - РК) в условиях Таможенного союза для казахстанских экспортеров-налогоплательщиков возврат НДС производится в сроки, установленные национальным законодательством. Возврат НДС экспортеру из Казахстана производится по нулевой ставке через 60 рабочих дней с момента поступления требования о возврате. Для крупных налогоплательщиков НДС возвращается в упрощенном порядке в течение двух недель. Для сравнения - в РФ возврат НДС занимает более 90 дней. Различие в сроках уплаты, возврата (зачета) косвенных налогов и акцизов создает неравные условия для ведения предпринимателями внешнеторговой деятельности в разных государствах. Кроме того, российские экспортеры-налогоплательщики в отличие от экспортеров из Казахстана для возврата (зачета) НДС представляют в налоговые органы дополнительные предусмотренные национальным налоговым законодательством документы, подтверждающие экспорт товаров. Вместе с тем одним из принципов формирования ЕЭП является принцип недискриминации и равноправия. При этом гармонизация макроэкономической политики в области налогообложения предусматривает переход на согласованные принципы взимания косвенных налогов без изъятий, недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей. Дальнейшая унификация таможенного и валютного законодательства имеет особое значение, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс формирования бюджета РФ и бюджетное планирование в условиях перехода на трехгодичный период его составления. Необходимость такой унификации для РФ обусловлена рядом факторов. Продолжается либерализация валютного законодательства РФ. Отменены большинство ранее действовавших ограничений и условий для проведения валютных операций, в том числе требования об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. С вступлением в силу ТК ТС и Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза отменяются ограничения на перемещение физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза при соблюдении условий надлежащего декларирования и фактически не ограничиваются перемещение указанных средств между государствами внутри ТС. Таможенный контроль фактически переводится на внешние границы ТС. С другой стороны, происходящие интеграционные процессы осуществляются в условиях отсутствия единой валюты стран ЕврАзЭС или резервной валюты в рамках ТС. Для РФ по-прежнему сохраняют актуальность меры по обеспечению устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ, сдерживанию роста инфляции и предотвращению существенного сокращения золотовалютных резервов, а также поддержанию устойчивости платежного баланса РФ. В таких условиях важно обеспечить недискриминационное, взаимовыгодное и согласованное распределение ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) между государствами - участниками ТС. Для этих целей 20 мая 2010 г. было заключено Соглашение "Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)", предусматривающее нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой стороны Соглашения (так называемые нормативы "расщепления") и порядок их перечисления в доход бюджета стороны. Вместе с тем, как признал первый вице-премьер Игорь Шувалов 27 января 2010 г. на рабочей встрече с Председателем Правительства РФ, формула "расщепления" пока не идеальная по причине высоких перетоков товаров внутри ТС между государствами. При определении формулы "расщепления" таможенных сборов приходится пренебрегать товарными потоками, которые завозятся через границу одного государства и перемещаются на территорию другого государства в рамках ТС. Это подтверждается положениями двустороннего Договора между РФ и РК от 28 мая 2010 г., установившего во взаимоотношениях между РФ и РК иные нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин. Следует отметить, что наряду с унификацией законодательства в сфере экономики государства-участники признают необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ими международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. В целях реализации принятых на себя обязательств государствами - членами ТС 5 июля 2010 г. был заключен Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза. Данный Договор предусматривает обязанность каждой из его сторон принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. Аналогичный подход необходимо сохранить при установлении ответственности за нарушение законодательства государств - членов ТС, контроль за соблюдением которого возложен не на таможенные, а на иные органы, в том числе осуществляющие надзорные функции в сфере валютного, налогового, банковского законодательства и законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов. Интеграционные процессы по формированию ЕЭП, кроме основных целей и задач, должны также обеспечивать соответствующий уровень экономической безопасности в условиях глобализации процессов мирового развития и международных экономических отношений, формирующих новые вызовы и угрозы, с учетом принимаемых на себя государствами международных обязательств. Примером тому служит Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (далее - Договор). Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация являются участниками Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ЕАГ <1>) - региональной структуры по типу ФАТФ <2> и участниками ряда международных конвенций, посвященных данной сфере. -------------------------------- <1> ЕАГ представляет собой объединение государств Евразийского региона в целях реализации совместных усилий в борьбе с экономической преступностью и международной угрозой терроризма. <2> ФАТФ - транслитерация от английской аббревиатуры FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering). В российской научной и справочной литературе, а также в нормативных правовых актах Российской Федерации используются различные переводы названия данной международной структуры, но наиболее часто употребляется перевод, подготовленный и используемый Федеральной службой по финансовому мониторингу, - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
В целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в ст. 6 Договора включены соответствующие положения. Для обеспечения функционирования ЕЭП, в том числе эффективной работы общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; проведения согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики, выявления факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы РФ, необходимы мониторинг происходящих на ЕЭП процессов и создание организационно-информационной базы данных с постоянно обновляемой информацией экономического и правового характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишняков В. Конституция России и межгосударственные объединения // Журнал российского права. 2003. N 11. 2. Серов В. О становлении единого экономического пространства СНГ // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 1997. N 1. 3. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. N 363. 4. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19 декабря 2009 г. N 35. 5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", принят Государственной Думой 16 июня 1995 г. 6. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. 7. Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. 8. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза". 9. Соглашение "Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)". 10. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. 11. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов Таможенного союза. 12. Таможенный кодекс таможенного союза (в ред. от 16.04.2010).
Название документа