Правовое регулирование кредитных рейтинговых агентств: европейская модель

(Кудряшов В. В.) ("Финансовое право", 2010, N 9) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ: ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ <*>

В. В. КУДРЯШОВ

Кудряшов В. В., юрист, заместитель директора Правового департамента Министерства финансов Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, кандидат исторических наук.

В статье анализируются причины, обстоятельства и условия становления правового регулирования кредитных рейтинговых агентств в Европейском союзе. Автором приводятся как мнения основных разработчиков нормативного правового акта, регулирующего эту деятельность в ЕС, так и мнения американских заинтересованных лиц по вопросам установления данного правового регулирования; также анализируются перспективы распространения указанного правового регулирования на Российскую Федерацию.

Ключевые слова: кредитные рейтинговые агентства, рейтеры, Европейский союз, финансовая система, финансовый кризис, рейтинг, Правила регулирования кредитных рейтинговых агентств.

The article analyses the causes, circumstances and conditions of formation of legal regulation of credit rating agencies in the European Union. The author presents both the opinions of main developers of normative-law act regulating this activity in the EU and the opinions of American interested persons with regard to establishment of this legal regulation, the author also analyses the prospects of distribution of the said legal regulation in the Russian Federation.

Key words: credit rating agencies, riders, European Union, financial system, rating, Rules of regulation of credit rating agencies.

Мировой финансовый кризис 2007 г. выявил дефекты в международно-правовом регулировании финансовых отношений, включая вопросы координации усилий государств, которые вместо борьбы с кризисом занялись финансовым протекционизмом; полномочия и статус ключевых международных финансовых регуляторов, которые не обеспечили адекватное регулирование финансовых процессов; рынки и инструменты, которые стали слишком большими и сложными и сделали невозможным расчет рисков; участников финансовых рынков, которые легко доверялись мнениям сторонних финансовых аналитиков и рейтеров и делали рискованные финансовые вложения, способствуя надуванию "пузырей". Кризис выявил также неравномерность мирового финансово-правового регулирования, что проявилось в одних случаях в слишком либеральном или недостаточном регулировании, в других случаях - вообще в отсутствии такового. Так, международное финансовое сообщество было вынуждено в срочном порядке разрабатывать стандарты деятельности суверенных фондов благосостояния (SWF) и правила поведения для стран, принимающих инвестиции этих фондов (после резкого усиления этих фондов в 2005 - 2007 гг.), вводить новое регулирование в отдельных секторах финансовых рынков, ограничивая некоторые виды сделок и спектр торгуемых финансовых продуктов, составлять списки "черных" офшоров, вносить изменения в функции и полномочия МВФ и других международных финансовых институтов. Кредитные рейтинговые агентства (КРА, рейтеры, агентства) занимают уникальное место в мировой финансовой и правовой инфраструктуре. Предоставляя широкой публике информацию о надежности ценных бумаг, компаний и правительств, они играют роль ключевых посредников между заемщиками и кредиторами на мировых финансовых рынках. С другой стороны, действуя на протяжении более ста лет, рейтеры не подчинялись никакому специальному регулированию: международное и национальное законодательство, регулирующее рейтинговый бизнес, просто отсутствовало. Это было, как отмечают некоторые специалисты, "чистой глобализацией в миниатюре" <1>. -------------------------------- <1> The Rules of Globalization: Case book / Ed. by Abdelal R. Singapore: World Scientific, 2008. World Scientific Studies in International Economics. Vol. 4. P. IX.

Однако череда финансовых кризисов 60 - 70-х годов XX в. внесла коррективы и в этот сектор: в 1975 г. в США, на родине кредитных рейтинговых агентств, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) во исполнение Закона о ценных бумагах и биржах 1934 г. приняла Правило 15c3-1 ("универсальное правило чистого капитала"), которым рейтинги, присвоенные особой категорией рейтинговых агентств - NRSRO <2>, были инкорпорированы в правила расчета чистого капитала дилеров и брокеров <3>. Позже в США был принят еще ряд правил и законодательных актов, касающихся деятельности КРА. -------------------------------- <2> Nationally Recognized Statistical Rating Organizations, NRSRO (англ.), национально признанные статистические рейтинговые организации в США. <3> Securities and Exchange Commission. Release N 33-7085, 34-34616; IC-20508, International Series Release N 706 / File N S7-23-94. Nationally Recognized Statistical Rating Organizations. Mode of access: http:// www. sec. gov/ rules/ concept/ 34-34616.pdf.

Что касается Европы, то, не считая принятого в 2004 г. Кодекса IOSCO (IOSCO не считается органом Евросоюза) <4>, здесь отсутствовало собственное правовое регулирование деятельности рейтеров вплоть до 2009 г. -------------------------------- <4> International Organization of Securities Commissions, IOSCO, Международная организация комиссий по ценным бумагам. Созданная изначально как Межамериканская конференция комиссий по ценным бумагам в 1974 г. одиннадцатью регуляторами рынка ценных бумаг из стран Северной и Южной Америки, IOSCO приобрела свое нынешнее наименование в 1983 г., когда ее состав вышел за рамки американского континента. В настоящее время членами IOSCO с различным статусом являются регуляторы из 182 юрисдикций. Штаб-квартира в Мадриде. Основной задачей организации является разработка стандартов регулирования рынков ценных бумаг. IOSCO имеет свой сайт в Интернете по адресу URL: http://www. iosco. org.

На роль и место рейтинговых агентств в финансовой системе европейцы обратили внимание лишь в 2003 г. после крупных корпоративных скандалов, когда КРА были обвинены в неспособности предвидеть банкротство нескольких крупнейших компаний в США и Европе (Enron, WorldCom, Parmalat). Кредитные рейтинговые агентства (КРА) - коммерческие организации, предоставляющие на возмездной основе мнение о вероятности дефолта компаний, правительств и финансовых инструментов. Выводы КРА резюмируются в виде "отметки" или "рейтинга", присваиваемого эмитенту или финансовому инструменту. Кредитные рейтинги существенным образом влияют на возможность получения и стоимость кредита для заемщика или эмитента. Кроме того, кредитные рейтинги являются элементом финансово-правового регулирования банков, пенсионных фондов, страховых, инвестиционных и финансовых компаний и других финансовых институтов. КРА появились в США в начале XX в. Первые американские рейтинговые агентства: Fitch, Standard&Poor's и Moody's, "большая тройка" - сейчас являются наиболее известными в мире, занимают доминирующее положение на глобальном рынке рейтинговых услуг. Именно их рейтинги применяются в финансовом регулировании. Однако ни их многолетний опыт, ни лидирующие позиции не помогли им предвидеть финансовый кризис 2007 г. и предупредить инвесторов о рисках, связанных с субстандартными финансовыми продуктами. В Резолюции от 29 января 2004 г. Европарламент идентифицировал проблемы, связанные с КРА: качество рейтингов, независимость и объективность рейтинговых агентств, прозрачность методик рейтингования, высокую концентрацию на рынке и отсутствие конкуренции <5>. -------------------------------- <5> European Parliament resolution on the role and methods of rating agencies (2003/2081(INI)). Mode of access: http://www. europarl. europa. eu.

В Резолюции было поручено Еврокомиссии изучить деятельность КРА и определить необходимую степень их правового регулирования. По инициативе Комиссии в изучении проблемы принял участие также Комитет европейских регуляторов ценных бумаг (The Committee of European Securities Regulators, CESR) <6>, который провел исследование деятельности КРА и представил в Еврокомиссию соответствующие рекомендации в марте 2005 г. В частности, CESR рекомендовал не принимать новое законодательство, а использовать метод принятия рейтинговыми агентствами внутренних кодексов, соответствующих Кодексу IOSCO <7>. -------------------------------- <6> CESR (The Committee of European Securities Regulators) создан в соответствии с Директивой Еврокомиссии 2001/527/ EC от 6 июня 2001 г. Ныне действует в соответствии с обновленной Директивой от 23 января 2009 г. (2009/77/EC). Mode of access: http://eur-lex. europa. eu. <7> CESR/05/139b. Mode of access: http:// www. cmvm. pt/ NR/ rdonlyres/ 542657CE - 77E4- 47A2- BF28- 2A18F392C8C7/ 1551/ 05139b. pdf.

Либеральная позиция IOSCO и CESR не должна удивлять: их структура носит отпечаток американского оригинала и среди их членов имеются представители США и Канады. См.: Davis H., Green D. Global Financial Regulation. Polity Press. UK. 2008. P. 61.

По изучении выводов CESR Еврокомиссия приняла Коммюнике (Communication) от 11 марта 2006 г., в котором сделала вывод об отсутствии необходимости в новых законодательных инициативах <8>. -------------------------------- <8> Mode of access: http://eur-lex. europa. eu.

Особо Еврокомиссия высказалась о том, что имеющиеся директивы, регулирующие сферу финансовых услуг и применимые к КРА <9>, в совокупности с добровольным исполнением агентствами норм и правил Кодекса IOSCO обеспечивают вполне адекватный ответ на все озабоченности. Комиссия обратилась к CESR с предложением производить мониторинг выполнения агентствами требований Кодекса IOSCO и ежегодно докладывать об этом <10>. -------------------------------- <9> Market Abuse Directive (MAD). Mode of access: http://eur-lex. europa. eu. The Capital Requirements Directive (CRD). Mode of access: http://eur-lex. europa. eu. The Market in Financial Instruments Directive (MiFID). Mode of access: http://eur-lex. europa. eu. Commission Directive 2003/125/EC of 22 December 2003 implementing Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council as regards the fair presentation of investment recommendations and the disclosure of conflicts of interest. Mode of access: http://eur-lex. europa. eu. <10> В декабре 2006 г. CESR выпустил свой первый годовой доклад, в котором указал, что все КРА, участвовавшие в схеме добровольной проверки Комитета, в общем выполняют требования Кодекса ИОСКО. URL: http:// www. cesr-eu. org/ data/ document/ 06_545.pdf.

В частности, Директива ЕС о достаточности капитала (CRD) дает право также контролировать соответствие агентств, имеющих статус ECAI <11>, требованиям банковского регулирования. Европейский комитет по банковскому надзору (CEBS) выпустил Инструкцию по идентификации внешних кредитных институтов (Guidelines on the recognition of external credit institutions), где изложен процесс их авторизации как ECAI, критерии такой авторизации, а также критерии применения оценок ECAI для взвешивания кредитного риска <12>. -------------------------------- <11> ECAI (External capital assessment institution) - внешние институты кредитных оценок (организации, в том числе КРА), чьи рейтинги используются в банковском регулировании. <12> European Parliamentary Financial Service Forum. EPFSF Briefing. A new framework for Credit Rating Agencies. Mode of access: http://www. epfsf. org.

IOSCO в 2006 г. также представила в Европарламент доклад об отсутствии необходимости в дальнейшем регулировании, что лишь утвердило европейских регуляторов в правильности принятого решения <13>. -------------------------------- <13> Baklanova V. Credit Rating Agencies and their Regulation. University of Westminster. Residential Weekend 16 - 18 October 2009. Mode of access: http:// westminster. academia. edu/ documents/ 0045/ 9352/ Credit_ Rating_ Agencies_ 10.17.09.ppt.

Тем не менее в октябре 2007 г. министры финансов стран ЕС одобрили комплекс мер в связи с финансовым кризисом (Ecofin Roadmap), содержащих предложение оценить роль КРА и выработать решение по устранению дефектов. Европейский совет 20 июня 2008 г. решил создать законодательную базу регулирования и надзора за КРА на уровне Евросоюза, полагая это первоочередной мерой восстановления доверия и нормального функционирования финансового сектора <14>. -------------------------------- <14> Approval of new Regulation will raise standards for issuance of credit ratings used in the Community. IP/09/629 Brussels, 23 April 2009. Mode of access: http://europa. eu.

31 июля 2008 г. Еврокомиссия выпустила два консультационных документа по деятельности КРА <15>. -------------------------------- <15> Credit Rating Agencies: Developments and Policy Issues // ECB Monthly Bulletin, May 2009. Mode of access: http://www. ecb. int.

Первый предлагал высказывать предложения по принятию директивы или введению правил об авторизации деятельности и внешнем надзоре за КРА, действующими на территории ЕС. При этом правила должны были применяться по территориальному принципу, т. е. отдельно в каждой из стран пребывания агентств. Цель введения правил - реформировать систему внутреннего корпоративного управления КРА, включая регулирование вопроса о конфликте интересов и повышении прозрачности деятельности. Второй документ был призван способствовать решению проблемы излишнего доверия со стороны профессиональных инвесторов, с тем чтобы побудить их больше опираться на свои собственные оценки рисков. Реакция европейских финансовых организаций на инициативы Еврокомиссии была разнообразная и в основном критическая. Еще на стадии проработки вопроса, 13 февраля 2008 г., CESR опубликовал консультативный материал, касающийся роли КРА в структурированных продуктах <16>. -------------------------------- <16> Mode of access: http://www. cesr-eu. org.

Он обратил внимание на необходимость: - повышения прозрачности процесса присвоения рейтингов и методик; - усиления мониторинга процесса исполнения и действия рейтингов (rating performance); - надлежащего урегулирования конфликта интересов; - совершенствования подходов к регулированию. В мае 2008 г. CESR выпустил свой второй доклад для Еврокомиссии по вопросу добровольного исполнения рейтинговыми агентствами Кодекса IOSCO (CESR/08-277) <17>. -------------------------------- <17> Mode of access: http://www. cesr-eu. org.

В докладе отдается предпочтение рыночным механизмам, а не писаному регулированию, хотя и отмечается, что модифицированный Кодекс IOSCO и инициативные шаги самих КРА оказались недостаточными для восстановления доверия к КРА. CESR 16 сентября 2008 г. вновь высказался по данному вопросу, подчеркнув, что годовой доклад CESR является наиболее оптимальным вариантом решения проблемы контроля. CESR также обратил внимание на необходимость международной координации усилий, указав на отличия предложений Еврокомиссии от американского регулирования и Кодекса IOSCO. Он также подчеркнул, что Комиссия не должна предпринимать какие-либо меры, результатом которых может быть ограничение конкуренции, а также обратил внимание на то, что предлагаемое регулирование является слишком строгим и детальным. Сам же CESR отдает предпочтение подходу, основанному на общих принципах, а не на детальных предписаниях <18>. -------------------------------- <18> Mode of access: http://www. cesr-eu. org.

В 2009 г. CESR также выпустил несколько документов, касающихся статуса и деятельности центрального депозитария информации о рейтинговых агентствах в ЕС (9 июля и 21 октября 2009 г.), провел открытые слушания по вопросам регистрации КРА на территории ЕС (5 ноября 2009 г.) <19>. -------------------------------- <19> Mode of access: http://www. cesr-eu. org.

31 июля 2008 г. Ассоциация участников рынка ценных бумаг и финансового рынка (Securities Industry and Financial Markets Association, SIFMA) выпустила глобальные Рекомендации для КРА, разработанные рабочей группой Ассоциации <20>. -------------------------------- <20> Mode of access: http:// www. sifma. org/ capital_markets/ docs/ SIFMA-CRA-Recommendations. pdf.

В Рекомендациях содержится призыв к КРА: - обеспечить ясные, стандартизированные формы раскрытия методик рейтингования; - раскрыть результаты "дью дилидженс" и иную связанную с этим процессом информацию; - обеспечить доступ к процессу представления рейтингов с целью предоставить возможность сравнения между агентствами; - устранить конфликт интересов, особенно в части разделения между основной деятельностью по присвоению рейтингов и вспомогательной деятельностью по предоставлению консультационных услуг различного рода; - содействовать созданию глобальной системы регулирования; - раскрыть информацию о гонорарах КРА. Рабочая группа SIFMA призвала законодателей, регуляторов и правоприменяющие организации более тесно сотрудничать и координировать свои усилия по решению проблем, связанных с деятельностью КРА, в частности избегать "контрпродуктивных, разъединяющих, неуместных нападок на процесс усовершенствования". Рабочая группа также рекомендовала создать глобальную консультационную комиссию при SIFMA из участников рейтинговой индустрии для дачи консультаций и рекомендаций регуляторам и законодателям по вопросам рейтингов. Пятого сентября 2008 г. рабочая группа SIFMA заявила, что проекты Еврокомиссии носят предписывающий характер, ставя жесткие правила выше принципов. По мнению специалистов SIFMA, недоверие к Кодексу IOSCO преувеличено, а предложения ЕС не есть результат скоординированного международного подхода. Особо была выражена озабоченность по поводу экстратерриториального действия правил, а также права соответствующих властей вмешиваться в процесс принятия решений КРА. Кроме того, введение правил может повлечь дестабилизацию рынка и увеличить барьеры для входа на рынок <21>. -------------------------------- <21> Mode of access: http:// www. sifma. org/ europe/ docs/ Response-EU-CRA-Consultation. pdf.

Еще три европейские организации: ESF, EFAMA и IMA-11 декабря 2008 г. опубликовали Руководящие принципы, подлежащие применению при реализации широкого спектра сделок секьюритизации и иных сделок по структурированию <22>. Они были разработаны с точки зрения бизнеса управления активами и касались главным образом такого аспекта поведения инвесторов, как излишнее доверие к кредитным рейтингам. -------------------------------- <22> ESF/EFAMA/IMA Guidelines. Mode of access: http:// www. investmentuk. org/ press/ 2008/ 20081211-01.pdf. ESF European Securitization Forum, EFAMA European Fund and Asset Management Association, IMA the Investment Management Association.

В Руководящих принципах подчеркивается, что управляющие активами: - должны выполнять свои обязанности профессионально и в интересах своих клиентов, включая "дью дилидженс" инвестиций и приобретаемых активов, а также учитывать, что КРА не могут заменить полноценный анализ, который им предписано делать; - понимать ограниченность любого рейтинга и степень риска, связанного с ним. Кредитный рейтинг не может заменить соответствующий анализ рисков и управление со стороны инвесторов. Управляющий активами обязан понимать методики и компетенцию соответствующего КРА; - принимать меры в отношении функций и полномочий, которые выявили свою дефектность; - периодически оценивать адекватность и эффективность своих действий Руководящим принципам. В США первоначальный проект директивы ЕС подвергли критике под предлогом, что его принятие приведет к "экстратерриториальным эффектам" и повлияет на деятельность американских КРА Standard&Poor's и Moody's за пределами ЕС <23>. -------------------------------- <23> Время новостей. М., 2009. 5 марта.

Дж. Дженнингс-Меас (J. Jennings-Mares) из Morrison and Foerster, выступая 29 апреля 2009 г. на форуме по финансовому регулированию и рынкам капитала, организованном журналом International Financial Law Review, отметила, что принятие "предписывающей" директивы Евросоюза лишь затруднит координацию глобального регулирования и сделает выработку единого подхода более проблематичной: чем более детальным будет регулирование ЕС, тем больше проблем будет на практике и тем сложнее будет гармонизировать европейскую регулирующую систему с американской <24>. -------------------------------- <24> Fournier E. Rating agency rules hamper global coordination // International Financial Law Review. 2009. 1 May.

По мнению Дж. Дженнингс-Меас, директива ЕС содержит слишком строгие предписания и процедуры, подлежащие соблюдению всеми иностранными КРА, которые желают работать на территории ЕС, и авторизация агентств не будет осуществлена до тех пор, пока они не будут соответствовать "драконовскому регулированию ЕС". В США регулирование КРА, обсуждаемое с 2006 г., имело иной, отличный от Европы фокус: здесь центральное место было уделено выяснению, как КРА удостоверяются в качестве активов, лежащих в подоснове финансового продукта, а также доступу к информации между КРА, услуги которых оплачены эмитентами, и услугами их неоплачиваемых контрагентов. Свободный доступ к информации позволил бы нейтральным КРА присваивать добровольные (неоплачиваемые) рейтинги финансовым продуктам, однако в этом случае у КРА не остается мотивов для беспокойства, кроме как "из доброты сердечной". Дж. Дженнингс-Меас заявила, что предписывающий характер европейской директивы вносит неопределенность в вопрос о сочетаемости американской и европейской систем <25>. -------------------------------- <25> Fournier E. Op. cit.

Эксперты полагают, что основной причиной критического отношения к проекту Еврокомиссии является то, что усиление регулирования приведет к повышению барьеров для входа на рынок, а тесная привязка агентств к механизмам регулирования сделает их практически непотопляемыми <26>. -------------------------------- <26> EU and US Developments in the Regulation of Credit Rating Agencies // Financial Institution Advisory. Sherman & Sterling LLP, 2009. February 19. Mode of access: http://www. shearman. com.

Однако мнение американских критиков, исповедующих либеральный подход к регулированию, а также ряда европейских экспертных организаций не повлияло существенным образом на позиции европейских законодателей, настроенных на более строгое и юридически обязывающее регулирование. Своей инициативой Еврокомиссия стремилась, чтобы рейтинги, используемые в ЕС, были независимыми, объективными и высшего качества. В странах - членах ЕС должна одинаково применяться общая правовая платформа, что усилит внутренний рынок финансовых услуг и обеспечит одинаковый уровень защиты инвесторов по всему Евросоюзу <27>. -------------------------------- <27> New EU Rules on Issuing Credit Ratings. Citizen' summary. Mode of access: http:// ec. europa. eu/ internal_market/ securities/ docs/ agencies/ cs_en. pdf

Как отмечают, Правила имеют прямое действие в каждой из стран-членов, что позволяет ссылаться на них и требовать исполнения через суд в соответствии со ст. 249 Римского договора 1957 г. <28>. -------------------------------- <28> EU and US Developments. Op. cit.

Двенадцатого ноября 2008 г. Еврокомиссия внесла в Европарламент и Совет министров доработанный проект Правил регулирования кредитных рейтинговых агентств (Regulation) в виде законопроекта (проекта директивы) <29>. -------------------------------- <29> Mode of access: http:// ec. europa. eu/ internal_markets/ securuties/ agencies/ index_en. htm.

Еврокомиссар по внутренним рынкам Чарли Маккриви (Charlie McCreevy), выдвинувший законопроект, заявил, что агентства не смогли "учуять гниль" в секьюритизированных продуктах, которые затем полностью обесценились из-за банкротства американских ипотечных компаний. Следует отметить, что еще в июне 2008 г. Ч. Маккриви негативно оценил пересмотренный Кодекс IOSCO, назвав его "беззубым чудом" и высказав сомнение в возможности его эффективного воплощения <30>. -------------------------------- <30> The EU Rating Agency Regulation // Morrison Foerster News Bulletin. 2009. 28 April. Mode of access: http:// www. mofo. com/ news/ updates/ files/ 090428EURatingAgency. pdf

В проекте Еврокомиссия обратила внимание, что Правила направлены на устранение проблем, связанных с деятельностью КРА, а также заявила, что кризис выявил слабость методов и моделей, применяемых КРА, в частности потому, что КРА действуют на олигополическом рынке, снижающем мотивацию к конкуренции и повышению качества услуг. Комиссия признала, что Кодекс IOSCO является мировой бенч-маркой, однако некоторые правила IOSCO являются абстрактными и общими и нуждаются в уточнении и консолидации, чтобы сделать их более простыми для использования и более эффективными, а кроме того, Кодекс не предусматривает механизма обязывания к его применению. По мнению наблюдателей, несмотря на учет некоторых критических пожеланий, проект сохранил чересчур предписывающий характер (особенно в отношении корпоративного управления) и недостаточно согласуется с иными мировыми инициативами в отношении КРА <31>. -------------------------------- <31> Ibid.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) приветствовал проект Правил, но обратил внимание, что некоторые нормы проекта не ясны, например "использование рейтингов для целей регулирования" <32>. -------------------------------- <32> Ibid.

Рейтинговое агентство Standard & Poor's также приветствовало требование о большей прозрачности и подотчетности КРА, но призвало к однообразному применению Правил в рамках ЕС. Создание надзорных коллегий регуляторов для рассмотрения практики регистрации КРА и иных вопросов направлено на обеспечение более тесной координации, обмена информацией и единых подходов европейских регуляторов, и этот момент должен оказать позитивное влияние на другие аспекты финансового регулирования в будущем. По мнению агентства, определенные опасения существуют в том плане, что, несмотря на запрет регуляторам вмешиваться в процесс рейтингования, у них остается возможность оказать "политическое" давление на КРА. Так, регуляторы имеют право временно налагать запрет на деятельность по присвоению рейтингов. Окончательная версия Правил частично смягчает эту проблему, предписывая национальному регулятору согласовывать свое решение с соответствующей надзорной коллегией, но окончательное решение все равно остается за национальными властями <33>. -------------------------------- <33> Joint response of A. M. Best Company, Inc., DBRS Limited, Fitch Inc., Moody's Investors Service, Inc., and Standard & Poor's Rating Services to the IOSCO Technical Committee Consultation Report on the Role of Credit Rating Agencies in Structured Finance Markets, April 2008. Mode of access: http://www. cesr-eu. org/ data/ document/ Participating_ Credit_ Rating_ Agencies_ Industry_ Response_ to_ CESR_ 31_Mar_08.pdf.

Специалисты агентства также считают, что после введения европейских правил сложится ситуация, когда регуляторы других стран мира будут контролировать соответствие деятельности Standard & Poor's Кодексу IOSCO, а в Европе европейские регуляторы будут проверять на соответствие новым "специфическим" европейским стандартам <34>. По мнению агентства, существующий в мире "добровольный подход" к регулированию КРА, предложенный IOSCO, является самым оптимальным <35>. -------------------------------- <34> Mode of access: http://www. emii. com. <35> Ibid.

По результатам проведенных переговоров и консультаций в Европарламенте и Совете министров Правила были приняты 23 апреля 2009 г., утверждены Европарламентом и Советом министров 16 сентября 2009 г. <36>, опубликованы в Официальном вестнике ЕС (Official Journal of European Union) от 17 ноября 2009 г. -------------------------------- <36> Regulation (EC) N 1060/2009 of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 on credit rating agencies. Official Journal of the European Union. Vol. 52. 17 November 2009. Mode of access: http:// 192.168.128.64:1812/ servlet/ com. trend. iwss. user. servlet. sendfile? downloadfile= IRES - 427304768- 278364096- -1915749456- 14537; http:// www. cesr-eu. org/ data/ document/ L_302_1.pdf.

Правила вступили в силу на 20-й день с даты публикации в Официальном вестнике ЕС, т. е. с 7 декабря 2009 г. Правила состоят из 41 статьи и содержат следующие позиции: - механизм регистрации и контроля за КРА, во избежание Forum shoping <37> между юрисдикциями Евросоюза; -------------------------------- <37> Forum shoping - использование рыночной конъюнктуры в своих целях путем выбора организации, оказывающей услуги за самую низкую цену, или юрисдикции, имеющей самое мягкое регулирование, и т. д.

- действие рейтингов КРА, зарегистрированных согласно Правилам, и действие рейтингов незарегистрированных КРА; - нормы, устанавливающие независимость КРА и направленные на избежание конфликта интересов в процессе разработки рейтинга или по крайней мере адекватное урегулирование такого конфликта; - прозрачность рейтингов через обязательство КРА по раскрытию информации; - установление организационных и управленческих требований. Кроме того, новые Правила включили следующие требования <38>: -------------------------------- <38> Mode of access: http:// ec. europa. eu/ internal_ market/ securities/ agencies/ index_en. htm.

- КРА не вправе оказывать консультационные услуги <39>; -------------------------------- <39> В тексте называются advisory services. В англоговорящих странах эти услуги отличаются от consulting services.

- кредитные рейтинги не могут быть составлены при отсутствии уверенности в надлежащем качестве представленной информации; - КРА обязаны раскрыть модели, методики и основные допущения, на которых основан рейтинг; - КРА обязаны дифференцировать рейтинги более сложных финансовых продуктов при помощи специальных символов; - КРА обязаны публиковать ежегодный отчет о прозрачности; - КРА обязаны ввести у себя новую функцию - анализ качества рейтингов; - КРА обязаны иметь не менее двух независимых директоров, чье вознаграждение не зависит от успеха бизнеса КРА. Срок их пребывания в должности не может быть более пяти лет. Они могут быть уволены ранее только ввиду профессиональной непригодности. По крайней мере один из них должен быть специалистом по секьюритизации и структурированным продуктам <40>. -------------------------------- <40> Approval of new Regulation will raise standards for issuance of credit ratings used in the Community. IP/09/629 Brussels, 23 April 2009. Mode of access: http://europa. eu.

КРА будут обязаны пройти регистрацию, и в случае несоблюдения установленных требований им грозит лишение лицензии. Они также обязаны обеспечить большую доступность информации, касающейся характера их деятельности, используемых методов оценки при составлении рейтингов или определении степени риска операций с различными видами акций и ценных бумаг. В Правилах установлено, что в целях внедрения в практику повседневной деятельности участников рейтингового бизнеса будет принят еще ряд европейских актов процедурно-распорядительного характера. Также предусмотрен мониторинг соблюдения Правил на предмет выявления узких мест и их корректировки. С целью улучшения контроля над этой сферой и координации действий, а также для улучшения обмена информацией создается специальная группа мониторинга, в которой будут представлены все 27 стран ЕС. Правила имеют юридически обязывающий характер и размещаются в разделе "Законодательство. Акты, утвержденные в соответствии Договором о создании Европейского сообщества/Европейского атомного сообщества и подлежащие обязательному опубликованию" Официального вестника ЕС. Президент Еврокомиссии Ж. М. Баррозу (J. M. Barroso) выразился, что "утверждение предложений Еврокомиссии по регулированию кредитных рейтинговых агентств являет собой пример лидирования Европы в деле противостояния экономическому и финансовому кризису. Наши партнеры по "Группе 20" договорились в Лондоне следовать тем же путем, который мы приняли сегодня" <41>. -------------------------------- <41> Ibid.

А еврокомиссар по внутренним рынкам и услугам Ч. Маккриви (C. McCreevy) отметил, что "европейские Правила для рейтинговых агентств - это пример для подражания. Они послужат усовершенствованию деятельности кредитных агентств на пути обеспечения целостности и стабильности финансовых рынков" <42>. -------------------------------- <42> Ibid.

Однако, по мнению некоторых специалистов, главным образом американских, Правила лишь выведут Европу на тот же уровень регулирования, что уже имеется в США, где регистрация и надзор введены с середины 2007 г. <43>. -------------------------------- <43> EU and US Developments. Op. cit.

Как видим, процесс формирования европейского правового регулирования КРА выявил конкуренцию между законодателями ЕС и США, в частности желание первого выработать собственное регулирование этого сектора финансовых услуг, а не копировать американское, а также - что более серьезно - желание европейцев усилить писаное, детализированное правовое регулирование в отличие от либерального американского, основанного на саморегулировании. В широком смысле Правила соответствуют пересмотренному Кодексу IOSCO, а принципы, заложенные в Правилах, коррелируют с принципами Кодекса. Вместе с тем, по мнению наблюдателей, Правила содержат слишком много предписаний, и участники рынка сомневаются в их приемлемости и выражают мнение о "зарегулированности" деятельности КРА, в частности в сфере корпоративного управления <44>. -------------------------------- <44> The EU Rating Agency Regulation. Op. cit.

Хотя, например, создание надзорных коллегий для рассмотрения заявлений на регистрацию КРА и для других целей рассматривается как заметный шаг в укреплении и развитии сотрудничества, обмена информацией и согласования действий европейских регуляторов, и, вероятно, эти инициативы могут быть очень полезны для других сфер регулирования в будущем. Есть также мнение, что КРА имеют слишком много власти и влияния и имеют доступ к такой информации, к которой не имеют доступа обычные участники рынка. Кроме того, "внедрение" КРА в регуляционные системы несравнимо усиливает их, делает вход на рынок еще более сложным, а существующие КРА - практически непотопляемыми. Надо, наоборот, уменьшить степень регулирований, разрешить больше конкуренции и обязать эмитентов публично раскрывать все сведения, которые они представляют КРА. Тогда инвесторы смогут самостоятельно выносить суждения по кредитным рейтингам, ведь отсутствие такой возможности явилось негативным фоном нынешнего финансового кризиса <45>. -------------------------------- <45> Ibid.

Европейский лагерь сторонников жесткого регулирования также оказался не настолько единым и сильным: европейским депутатам не удалось прийти к согласию относительно идеи создания централизованного крупного рейтингового агентства Евросоюза <46>. -------------------------------- <46> Время новостей. 2009. 24 апреля.

Тем не менее в Евросоюзе победу одержали сторонники писаного юридически обязывающего регулирования, а не сторонники либерального подхода, "основанного на принципах". Предметом серьезных дискуссий в процессе консультаций был потенциальный экстратерриториальный эффект Правил и их применимость к кредитным рейтингам, выпущенным агентствами, не зарегистрированными в одной из юрисдикций ЕС, или к ценным бумагам, эмитированным вне ЕС. Принятые Правила частично сняли эту озабоченность через механизм подтверждения таких рейтингов агентствами, зарегистрированными в ЕС. Однако остается проблема торговли ценными бумагами, выпущенными за пределами юрисдикции ЕС. Будет ли удобен процесс подтверждения рейтинга, или КРА предпочтут создавать свои отделения в европейских юрисдикциях, должен показать мониторинг исполнения Правил. Пока считают, что, несмотря на целесообразность регистрации неевропейских агентств в одной из юрисдикций ЕС, этот процесс так же обременителен, как и создание в ЕС дочерней компании. В связи с чем полагают сомнительным широкое распространение этого способа. При выборе варианта действий следует оценивать, имеется ли в юрисдикции, где действует претендующее КРА, законодательство, аналогичное Правилам. Что касается ценных бумаг, эмитированных компаниями из-за пределов ЕС, в странах, не имеющих регулирования, адекватного Правилам, то, по всей вероятности, они не будут привлекательны для инвесторов в ЕС при отсутствии рейтингов, выпущенных или подтвержденных на территории ЕС <47>. -------------------------------- <47> The EU Rating Agency Regulation. Op. cit.

В связи с этим можно предположить, что регистрация российских рейтинговых агентств или признание их рейтингов в ЕС в свете упомянутых требований представляется пока отдаленной перспективой, поскольку Правила ЕС не признаны в России, а российские рейтинговые агентства не признаны ни в ЕС, ни в США. Пока на территории Российской Федерации полновластно действуют агентства "большой тройки". Правовой основой их деятельности являются контракты с российскими эмитентами на присвоение рейтингов, в том числе с Минфином России на присвоение суверенного рейтинга Российской Федерации и рейтинга ее долговым обязательствам. Следует сказать, что в Европе имеются сторонники снижения зависимости от рейтинговых агентств и даже отказа от их услуг в некоторых сегментах рынка. Так, Европейскому центральному банку (ЕЦБ) предлагается разработать собственную систему присвоения суверенных кредитных рейтингов странам еврозоны. Подобная инициатива продиктована желанием Европейского центрального банка (ЕЦБ) упростить доступ стран еврозоны, в частности Греции, к источникам финансирования <48>. Так, осенью 2008 г., в момент обострения финансового кризиса, ЕЦБ временно ослабил требования к кредитному рейтингу эмитента облигаций: если ранее эмитент должен был иметь рейтинг в зоне "A" хотя бы одного из трех крупнейших КРА, то с осени 2008 г. по конец 2010 г. эмитенту достаточно иметь рейтинг в зоне "B" хотя бы одного КРА <49>. -------------------------------- <48> Коммерсант. 2010. 4 марта. <49> Там же.

Кроме того, например, член совет ЕЦБ, глава Банка Австрии Э. Новотны полагает, что центробанки вообще намного лучше могут оценить экономическое состояние государств <50>. -------------------------------- <50> Время новостей. 2010. 4 марта.

Европейское правовое регулирование кредитно-рейтинговых агентств является более жестким, устанавливает многосторонний и плотный контроль за КРА, а также периодическую детализированную отчетность. Это является еще одним свидетельством склонения европейских законодателей в сторону писаного регулирования, частичного отхода от принципа добровольного исполнения международных стандартов и саморегулирования. Тема реформы регулирования, ставшая в Европе и в мире весьма актуальной в период кризиса, пока не утрачивает своей актуальности, поскольку не все в Евросоюзе согласны с усилением и детализацией правового регулирования финансового сектора в ущерб прежним либеральным подходам. Европейское законодательство, касающееся рейтинговых агентств, является частью системы международного финансово-правового регулирования, включающей также общепризнанный Кодекс IOSCO, финансовое законодательство США (в силу его экстратерриториального действия), а также регулирование иных секторов и институтов мировых финансовых отношений - банковской, страховой и инвестиционной деятельности, суверенных фондов благосостояния, хедж-фондов, офшорных зон, суверенных долгов и др. Однако степень интегрированности международного финансово-правового регулирования пока недостаточна и зависит от скоординированности и направленности усилий конкретных государств, союзов и международных регуляторов - США, Великобритании, Германии, Евросоюза, Форума финансовой стабильности (ФСФ), Группы 20, МВФ, ВБ, ОЭСР, ИОСКО, Базельского комитета по банковскому надзору и др. От их общих усилий будет зависеть облик современной посткризисной глобальной финансовой архитектуры и ее правовой основы.

Правила ЕС N 1060/2009 Европейского парламента и Совета министров от 16 сентября 2009 г. о кредитных рейтинговых агентствах <51>

Преамбула

Преамбула состоит из 75 пунктов, в которых указано следующее. Правила направлены на обеспечение соблюдения кредитными рейтинговыми агентствами принципов целостности, прозрачности, ответственности и надлежащего корпоративного управления в целях гарантирования независимых, объективных и качественных рейтингов (п. 1). Правила не применяются к рейтингам центральных банков (п. 2). Правила не применяются к индивидуальным рейтингам (п. 19). Рекомендации, оценки и исследования в инвестиционной сфере, касающиеся стоимости финансовых инструментов, не подпадают под действие Правил (п. 20). Правила не отменяют действие процедур, установленных для признания Институтов внешних кредитных оценок (ECAI) Директивой 2006/48/ЕС. ECAI, уже признанные в Евросоюзе, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами (п. 44). КРА, зарегистрированные в стране - члене ЕС, имеют право присваивать рейтинги на всей территории ЕС, поэтому процедура регистрации КРА должна быть единой (п. 45). Единым пунктом приема документов для регистрации считается CESR (п. 46). Страны - члены ЕС устанавливают меры наказания за нарушение Правил (п. 66). Споры, связанные с применением мер наказания, рассматриваются на местах в соответствии с гражданским законодательством (п. 69).

Раздел 1. Предмет Правил, применение и определения (ст. ст. 1 - 5)

Предметом Правил является единый регуляционный подход в целях укрепления целостности, прозрачности, ответственности, надлежащего управления и надежности кредитных рейтинговых агентств для обеспечения стабильности на внутренних рынках и защиты инвесторов (ст. 1). Правила распространяются на кредитные рейтинги (КР), присвоенные КРА, зарегистрированными в ЕС, и которые распространяются публично или по подписке. Правила не распространяются на КР, заказанные в индивидуальном порядке, предназначенные только для заказавшего их лица и не предназначенные для публичного распространения или по подписке, а также рейтинги центральных банков (ст. 2). Кредитное рейтинговое агентство - это юридическое лицо, деятельность которого включает выпуск кредитных рейтингов на профессиональной основе (ст. 3). Кредитный рейтинг - это мнение о кредитоспособности организации, вероятности выплаты долга или финансового обязательства, долговой бумаги, привилегированной акции или иного финансового инструмента, или (надежности) эмитента такого долга или финансового обязательства, долговой бумаги, привилегированной акции или иного финансового инструмента, высказываемое с использованием созданной и описанной иерархической системы категорий рейтингов (ст. 3). Категория рейтинга - специальный символ, буквенный или цифровой, сопровождаемый идентификационными характеристиками, показывающими соответствующую степень риска, и применяемый для демонстрации разницы в рисках между различными компаниями, эмитентами или финансовыми инструментами и иными активами (ст. 3). Кредитные организации и иные аналогичные финансовые институты, включая UCIT-фонды <52>, страховые и перестраховочные обязательства, могут использовать КР для целей регулирования (например, в соответствии с Директивой о капитальных требованиях), только если КР выпущен КРА, находящимся на территории ЕС или зарегистрированным, как это установлено ниже (ст. 4). -------------------------------- <52> UCIT, undertakings for collective investment in transferable securities (англ.) - вложения коллективных инвесторов в конвертируемые ценные бумаги.

Если КР выпущен в третьей стране, такой КР может быть подтвержден КРА, зарегистрированным, как это установлено Правилами, и в этом случае он будет обращаться наравне с КР, выпущенным зарегистрированным КРА (ст. 5). Подтверждающее КРА тем самым показывает, что оно или иное КРА из той же группы полностью или частично признает эту деятельность по выпуску кредитного рейтинга, и может на постоянной основе доказать, что КРА из третьей страны соответствует тем же требованиям, что установлены Правилом в отношении независимости КРА, конфликта интересов, аналитиков, методологии и раскрытия информации. Иные требования в отношении такого подтверждения включают: - каждое КРА обеспечивает представление по запросу своего компетентного органа всю необходимую информацию, касающуюся соблюдения Правил; - необходимо наличие объективной причины выпуска КР в третьей стране; - КРА, выпустившее КР в третьей стране, должно быть авторизовано или зарегистрировано в этой третьей стране; - КРА может доказать, что режим регулирования в третьей стране запрещает вмешательство компетентных властей в содержание рейтинга и методологию, за исключением тех случаев, когда Еврокомиссия признает, что правовая и надзорная система этой третьей страны эквивалента системе, установленной Правилами; - имеется соответствующее соглашение о сотрудничестве между компетентными властями принимающей страны (где находится подтверждающее КРА) и компетентными органами страны, где зарегистрировано КРА, рейтинг которой признается, включая обмен информацией и сотрудничество в области надзора. Подтверждение не может быть дано КРА с целью обойти требования Правил. КРА, подтвердившее КР из третьей страны, несет полную ответственность за этот КР и выполнение условий, предусмотренных им. В отношении КР организаций, созданных за пределами ЕС, или ценных бумаг, эмитированных вне юрисдикции ЕС: этот КР может быть использован в ЕС без подтверждения в случае, если: - соответствующее КРА авторизовано или зарегистрировано или поднадзорно в этой третьей стране; - Еврокомиссия признала, что правила и надзорный режим в этой стране эквивалентны тому, что установлено Правилами; - имеется соответствующее соглашение о сотрудничестве, как упоминалось выше; - КР не имеют системного значения для финансовой стабильности или целостности финансового рынка одного или нескольких стран - членов ЕС; - КРА сертифицировано, как предписано ниже (ст. 5). В отношении определения эквивалентности правового и надзорного режима режиму, установленному Правилами, Комиссия готовит соответствующий доклад о режиме регулирования в третьей стране в течение года со дня вступления Правил в силу (ст. 5). Правовой и надзорный режим в третьей стране может быть признан эквивалентным Правилам, если он отвечает следующим требованиям: - КРА в третьей стране подлежат авторизации или регистрации и находятся под постоянным контролем и надзором; - КРА подчиняются правилам, аналогичным Правилам, включая те, что касаются независимости, конфликта интересов, аналитиков, методологии, распространения информации, организационных и управленческих требований; - режим регулирования в третьей стране запрещает компетентным властям вмешиваться в содержание КР и методологию. Если КРА извне ЕС желает зарегистрироваться, ему следует обратиться в CESR. Процесс регистрации идентичен тому, который установлен Правилами, и предусматривает создание надзорной коллегии в компетентном органе из любых стран-участниц, выразивших желание участвовать. Коллегия вправе исключить КРА из-под действия некоторых организационных требований Правил или от физического присутствия в зависимости от характера, размеров и степени сложности их бизнеса, а также характера и распространенности его рейтингов и влияния этих рейтингов на финансовую стабильность или целостность финансовых рынков любой из стран-членов. Проспект эмитента, выпускаемый в соответствии с Директивой о проспектах, должен содержать информацию о том, выпускались ли какие-либо рейтинги КРА, зарегистрированным в соответствии с Правилами.

Раздел 2. Выпуск кредитных рейтингов (ст. ст. 6 - 13)

Независимость КРА и предупреждение конфликта интересов (ст. 6, прил. I, секции A, B, C). КРА обязаны предпринять все необходимые меры, с тем чтобы отделить процесс присвоения рейтингов от процесса управления бизнесом. КРА обязаны иметь в своей структуре административное или надзорное подразделение, ответственное за недопущение деятельности по присвоению рейтингов с иной политической или экономической деятельностью с присущими им ограничениями или соображениями; а также за то, чтобы конфликт интересов был точно идентифицирован, находился под контролем и раскрыт публично. По меньшей мере треть этого подразделения, численность которого должна быть не менее двух человек, должны быть независимыми лицами, не задействованными в процессе рейтингования. КРА должны раскрыть конфликт интересов полным, своевременным, ясным, четким, конкретным и рельефным образом, фиксировать все угрозы независимости КРА или его работников и одновременно принимать меры по устранению этих угроз. КРА не имеют права консультировать организации, которым они присваивают рейтинги, или связанные с ними компании, хотя они могут заниматься вспомогательными видами деятельности типа прогнозирования рынка или анализа цен. В отношении рейтингования структурированных финансовых инструментов: КРА должны обеспечивать, чтобы его аналитики или иной персонал, занятый в процессе рейтингования, не предоставлял формально или неформально рекомендаций по схеме или замыслу соответствующей ценной бумаги. Полагают, что эта норма окажет воздействие на процесс, происходящий между эренджером <53> и КРА по определению категории рейтинга, подходящего для соответствующего продукта. Если продукту требуется особый рейтинг, то задача эренджера будет более трудной в случае отсутствия ориентиров в виде рекомендаций КРА по части того, что следует изменить, чтобы получить необходимый рейтинг. -------------------------------- <53> Эренджер (от англ. "Arranger") - организатор сделки, соглашения, в частности по структурированию финансовых продуктов.

Рабочая группа SIFMA высказалась, что процесс, происходящий между эмитентом, эренджером, андеррайтером и КРА при рейтинговании продукта, это есть "основная деятельность", а не "вспомогательная" типа консультирования. Но на практике КРА следует очень внимательно подходить к диалогу с эренджером структурированного продукта, чтобы не быть обвиненным в нечестности <54>. -------------------------------- <54> The EU Rating Agency Regulation. Op. cit.

Аналитики, работники и иные лица, участвующие в выпуске кредитных рейтингов (ст. 7, секция C приложения 1). КРА должны вести адекватный учет своей деятельности по присвоению рейтингов, включая данные об аналитиках и лицах, занятых утверждением рейтингов и гонораров. Эти лица не могут быть привлечены к присвоению рейтингов организациям, в которых они владеют финансовыми инструментами, эмитированными этими организациями или связанными с ней организациями, и не вправе требовать или получать деньги, подарки или иные привилегии от лиц, с которыми КРА ведет дела. КРА должны обеспечивать, чтобы ведущие аналитики агентства не были задействованы в рейтинговании одних и тех же компаний или связанных с ними лиц более 4 лет. Для простых аналитиков это срок равен 5 годам, для иных лиц, задействованных в процессе рейтингования, - 7 лет. Кроме того, в КРА должен быть предусмотрен механизм ротации между аналитиками и иными лицами, задействованными в процессе рейтингования, на индивидуальной основе. Методики, модели и ключевые допущения (ст. 8). КРА должны раскрывать методики, модели и ключевые допущения (assumptions), которые они используют в процессе рейтингования, чтобы участники рынка могли оценить верность этих методик, убедиться в правильности рейтинга, присвоенного агентством, и поддерживать рыночную дисциплину. Методы и рейтинги должны актуализироваться и пересматриваться. Если КРА меняет свою методику, оно должно сразу сообщить, какие рейтинги будут затронуты, и быстро произвести ререйтинг, сохранив актуальность рейтингов и их чуткость к изменениям финансовых условий. Аутсорсинг (ст. 9). Любой аутсорсинг основных функций КРА должен быть произведен так, чтобы не нанести материального ущерба качеству внутреннего контроля КРА и возможности компетентных властей надзирать за исполнением КРА своих функций. КРА обязаны публиковать все рейтинги, а также решения об отказе от присвоения рейтинга с указанием причин. Раскрытие и представление рейтингов, общее и периодическое раскрытие информации (ст. ст. 10 - 13, секции B, D, E приложения 1). КРА обязаны раскрывать информацию о возникшем или потенциальном конфликте интересов; списке вспомогательных услуг; политике в отношении опубликования рейтингов и связанной с ними информации; методиках, описании моделей (бизнеса. - В. К.) и ключевых допущений; об изменениях в системе, ресурсах и процедурах, внутреннем кодексе поведения. КРА обязаны периодически раскрывать: каждые 6 месяцев - информацию о дефолтах (дефолтных рейтингах) с разбивкой по регионам мира, где произошли дефолты; ежегодно - список 20 крупнейших клиентов с указанием доходов, полученных от них. КРА обязаны полностью раскрывать информацию о рейтингах, кроме тех, которые распространяются по подписке, с тем чтобы инвесторы могли различить структурированные финансовые продукты от традиционных. При этом в обозначении СФП (структурированных финансовых продуктов) может быть добавлен дополнительный символ или сообщена соответствующая дополнительная информация о рисковых характеристиках этих продуктов. Особые требования о раскрытии информации распространяются на представленные добровольно (незатребованные) кредитные рейтинги (unsolicited credit ratings). В целях обеспечения необходимой прозрачности внутренних процессов и процедур каждое КРА обязано публично раскрывать определенную информацию, включая имеющиеся и потенциальные конфликты интересов, методики, основные рейтинговые допущения (assumptions), какие виды деятельности считаются и какие не считаются вспомогательными относительно основного вида деятельности, а также общие положения о своей компенсационной политике (compensation policy). КРА должны периодически раскрывать информацию о дефолтах по отрейтингованным категориям, а также представлять компетентным органам определенные виды информации, как, например, список своих 20 наиболее крупных клиентов по размеру гонорара. В целях обеспечения соответствующей стандартизированной информации о своей деятельности CESR создает общедоступный депозитарий такой информации, чтобы инвесторы могли сами сравнить данные КРА и данные о КРА. В целях восстановления общественного доверия к рейтинговому бизнесу КРА обязаны публиковать ежегодный отчет о прозрачности и вести и хранить учетные данные о своей деятельности.

Раздел 3. Регистрация (ст. ст. 14 - 20)

Требование регистрации (ст. 14), регистрационные формы (ст. 15), рассмотрение компетентными органами представленных документов (ст. 16), рассмотрение документов группы рейтинговых агентств (ст. 17), уведомление о принятом решении, отказе в регистрации и отзыве регистрации (ст. 18). Еврокомиссия публикует в Официальном вестнике ЕС список зарегистрированных рейтинговых агентств (ст. 18). Уплата сбора за регистрацию (ст. 19). Отзыв регистрации (ст. 20). Компетентные органы соответствующей страны могут отозвать регистрацию в случаях: - отказа КРА от регистрации или невыпуска рейтингов в течение 6 мес.; - регистрация осуществлена по подложным документам или с помощью иных незаконных средств; - КРА не соответствует регистрационным требованиям; - КРА серьезно или регулярно нарушает требования Правил. По вопросу об отзыве регистрации куратор сносится с CESR, членами коллегии на предмет выявления их мнения по отзыву регистрации. В случае отсутствия единого мнения в коллегии компетентные органы соответствующей страны-члена вправе принять окончательное решение об отзыве регистрации КРА. Полномочия и функции CESR и уполномоченных национальных органов (ст. ст. 21 - 25). CESR к 7 июня 2010 г. выпустит указания по процессу регистрации и координации этого процесса между уполномоченными органами стран-членов, порядок функционирования коллегий, стандарты представления информации. CESR к 7 сентября 2010 г. выпустит указания по правоприменительной практике уполномоченных органов, определению соответствия применяемых методик требованиям Правил. CESR ежегодно, а в первый раз не позднее 7 декабря 2010 г., опубликует доклад о соблюдении настоящих Правил. Страны - члены ЕС к 7 июня 2010 г. должны были определить уполномоченный орган для целей настоящих Правил. КРА, чьи рейтинги применяются для целей регулирования, подпадают под действие нового режима регулирования. Регистрация предоставляется только для организаций, созданных в ЕС. Таким образом, КРА, расположенные вне ЕС, должны будут создавать дочерние компании в ЕС. CESR является органом по приему заявлений на регистрацию. По получении заявления создается коллегия контролеров (надзорная коллегия) для рассмотрения заявления в составе представителей от компетентных органов страны - члена ЕС, где находится КРА, а также от любых стран - членов ЕС, пожелавших принять участие в работе коллегии, которые подтверждают, что отделение КРА действует на территории соответствующей юрисдикции, или что рейтинги этого КРА широко используются для регулирования, или что они имеют или могут иметь существенное влияние в своей юрисдикции. Коллегия назначает одного из своих членов в качестве куратора (facilitator). Он взаимодействует с CESR, возглавляет заседания коллегии, обеспечивает координацию работы и обмен информацией. Коллегия обязана во взаимодействии с CESR предпринять все необходимые усилия, чтобы достичь общего согласия по поводу удовлетворения заявки или отказа заявителю. В случае отсутствия общего согласия заявление на регистрацию считается отклоненным. Компетентные органы соответствующей страны - члена ЕС несут ответственность за надзор и мониторинг соблюдения КРА своих обязательств и имеют широкие права доступа к документам и истребованию информации. Однако Правила запрещают этим органам вмешиваться в содержание рейтингов или методики КРА. Сотрудничество между компетентными органами, коллегии по надзору, обмен информацией (ст. ст. 26 - 33). Уполномоченные органы стран-членов взаимодействуют между собой, обмениваются информацией, выполняют отдельные поручения на территории своей страны по обращениям уполномоченных органов других стран, обеспечивают сохранность и защиту от разглашения служебной информации. Сотрудничество с третьими странами (ст. ст. 34 - 35). Уполномоченные органы могут заключать соглашения о сотрудничестве с соответствующими уполномоченными органами третьих стран при обязательном соблюдении условия о защите служебной информации.

Раздел 4. Взыскания, процедуры Европейского комитета по ценным бумагам (ESC), доклады, переходные положения (ст. ст. 36 - 41)

Страны - члены ЕС разработают и обеспечат применение правил о наложении взысканий за неисполнение Правил. Уполномоченным органом раскрывается информация о каждом случае наложения взыскания. Еврокомиссия взаимодействует с Европейским комитетом по ценным бумагам (ESC), созданным ее решением 2001/528/EC, в рамках и в порядке, установленных Правилами. К 7 декабря 2012 г. Еврокомиссия подготовит доклад для Европарламента о введении в действие и применении настоящих Правил, в том числе об их влиянии на деятельность КРА, уровне концентрации на рейтинговом рынке, положительных и отрицательных последствиях введения Правил, адекватности вознаграждения агентств, получаемого от эмитентов (в модели "эмитент платит"). К 7 декабря 2010 г. Еврокомиссия произведет оценку реализации раздела 3 Правил о регистрации и надзоре за КРА. КРА, действовавшие на территории ЕС до 7 июня 2010 г. и намеренные зарегистрироваться в соответствии с Правилами, должны выполнить все необходимые действия до 7 сентября 2010 г. Действующие КРА должны подать документы на регистрацию к 7 сентября 2010 г. КРА, действовавшие на территории ЕС до 7 июня 2010 г., вправе продолжить присвоение рейтингов, используемых финансовыми институтами для регуляционных целей, только в том случае, если им не отказали в регистрации. Правила вступают в силу на 20-й день после публикации в Официальном вестнике Европейского союза.

Приложение 1. Независимость и избежание конфликта интересов

Секция A. Организационные требования. Секция B. Операционные требования. Секция C. Правила, касающиеся аналитиков и иных лиц, непосредственно занятых в процессе рейтингования. Секция D. Правила представления рейтингов. Секция E. Раскрытие информации.

Название документа