Проблемы действия решений Европейского суда по правам человека в Российской Федерации

(Максуров А. А.) ("Налоги" (газета), 2010, N 34) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВИЯ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. МАКСУРОВ

Максуров А. А., к. ю.н.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации <1> человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, сформулирована одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя <2>. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. <3>. С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" <4>. Указанные международные акты и ст. 2 Конституции исходят из понимания того, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный перечень прав и свобод излагается в ст. ст. 6, 7, 13, 15 гл. 1 и в гл. 2 Конституции. В ст. 2 впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. Н. В. Щербакова прямо указывает, что "введение указанной нормы означает начало новой эпохи в российском праве" <5>. Признание прав и свобод человека в Российской Федерации означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека <6>. Обязанность государства конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их предусмотрена во всех главах Конституции. -------------------------------- <1> Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря. <2> См. здесь и далее о конституционных нормах Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1996. <3> Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 14 - 57. <4> Права и свободы личности. Вып. 11. М., 1995. С. 86 - 129. <5> Щербакова Н. В. Элементы международного права в Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы теории правовой системы общества: Сб. науч. тр. Вып. 4. Ярославль, 2004. С. 23. См. также: Богатырев В. В. Конституционная отрасль в международном праве // Актуальные проблемы юриспруденции: Сб. науч. тр. Вып. 4. Владимир, 2003. С. 223 - 227. <6> См. об этом интереснейшую работу В. В. Бойцовой "Народный правозащитник: статус и функционирование". Тверь, 1994. См. также по теме: Малкина И. Б. Роль международных неправительственных организаций в создании и осуществлении норм международного права // Вестн. науч. тр. Нижнекамск. филиала Моск. гуманитарно-эконом. ин-та. Вып. 3. Часть 8: Вопросы теории и истории гос. и права / Отв. ред. П. А. Кабанов. Нижнекамск, 2001. С. 60 - 85.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В ст. 18 Конституции РФ особо подчеркнуто, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Особое внимание нужно уделить ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Еще в 1992 г. в действовавшую в то время Конституцию РСФСР 1978 г. была внесена новелла, содержавшая принцип приоритета общепризнанных норм международного права, однако его действие ограничивалось сферой прав человека. Часть 4 исследуемой статьи придала данному принципу более широкий, чем ранее, характер и изложила его в достаточно категоричной форме <7>. -------------------------------- <7> С общепризнанными нормами и принципами права не все здесь так однозначно. В. И. Лайтман справедливо спрашивает: "Сколько государств должно их признать? Нужно ли их помещать в тексты внутригосударственных законов?" (Лайтман В. И. Становление и развитие международно-правовой системы // Юридические записки ЯрГУ им. П. Г. Демидова / Под ред. В. Н. Карташова, Л. Л. Кругликова, В. В. Бутнева. Ярославль, 2001. Вып. 5. С. 32.) Не сводятся ли все они к единому - принципу неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности, как, видимо, считает Л. Ю. Казанцев, хотя прямо к такому выводу и не приходит? (см.: Казанцев Л. Ю. Принцип неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности в правовом регулировании общественных отношений: Автореф. дис. ... к. ю.н. Н. Новгород, 2004).

М. А. Викут и С. Ф. Афанасьев справедливо подчеркивают, что "деятельность внутринациональных органов, в особенности судебных, должна находиться в согласии с международными правовыми стандартами, коль скоро, руководствуясь ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются составной частью ее правовой системы" <8>, т. е. источниками права <9>. Если же международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. -------------------------------- <8> Викут М. А., Афанасьев С. Ф. К вопросу о реализации части 4 статьи 15 Конституции РФ в сфере российского гражданского судопроизводства (проблемы теории и практики применения) // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 3. <9> См.: Фархтдинов Я. Ф. Возникновение и развитие источников гражданского процессуального права России. Казань, 2001. С. 187 - 192.

Прежде всего международные договоры России наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с российской Конституцией составной частью правовой системы Российской Федерации. Государство обязано защищать права и свободы человека и гражданина, о чем прямо говорится в ст. 45 Конституции РФ, а именно государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Особый способ защиты, наиболее цивилизованный и, как предполагается, легитимный и действенный, - защита судебная. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Возможность суда с собственным государством и предусматривает практика деятельности Европейского суда по правам человека. Она основана на Конвенции от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" и Протоколах к ней <10>. 20 февраля 1998 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" <11>. К сожалению, лишь 21 февраля 2001 г., т. е. три года спустя (попутно отметим, что это характерно не только для России; например, Франция подписала Конвенцию в 1950 г., а ратифицировала лишь в 1974-м), Государственной Думой был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" <12> (в ред. Федеральных законов от 18.12.2001 N 177-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ). -------------------------------- <10> Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163. <11> Собрание законодательства РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. Также обращаю внимание, что Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. "О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека" была ратифицирована Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, подписанная государствами - участниками Содружества Независимых Государств в г. Минске 26 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. N 45. Ст. 4239. <12> Собрание законодательства РФ. 2001. N 13. Ст. 1140.

Таким образом, Россия стала "подсудна" Европейскому суду по правам человека. Рассмотрение специфики деятельности данного судебного органа не входит в объем настоящей работы, на этот счет имеется достаточно обширная литература, поэтому здесь мы ограничимся лишь перечислением необходимого "минимума" сведений. Прежде всего Европейский суд по правам человека действует на основании Регламента, в котором определены необходимые аспекты организации и работы суда и порядка производства в суде <13>. -------------------------------- <13> См., например: Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2004. N 8. С. 27 - 72.

Еще раз подчеркнем: Европейский суд по правам человека (Страсбургский суд) - это наднациональный судебный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение споров о нарушениях прав человека в государствах - членах Совета Европы. Все лица, как граждане, так и не имеющие гражданства, находящиеся на территории государства - члена Совета Европы, наделяются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними обращались в соответствии со стандартами, определяемыми Конвенцией. В случае нарушения этих прав любой человек может за защитой обратиться с жалобой в Европейскую комиссию или Европейский суд по правам человека. Для обращения в Страсбургский суд необходимо знать основания и правила, предварительные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы дело было принято к рассмотрению. Во-первых, суд разбирает только дела о нарушении тех прав, которые гарантирует Конвенция и Протоколы к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции, в ней устанавливаются главным образом гражданские и политические права. В разд. 2 нашей Конституции перечень защищаемых прав и свобод несколько шире. Во-вторых, суд рассматривает только те жалобы, которые направлены на действия государственных органов и должностных лиц государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию. Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций. В-третьих, Европейский суд вступает в дело, когда все выбранные средства правовой защиты исчерпаны и не помогли. В Российской Федерации должны быть пройдены все этапы судебных инстанций от рассмотрения дела районным, областным судом вплоть до вынесения окончательного решения Верховным Судом РФ. Суд может принять дело к рассмотрению в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после ратификации Конвенции. Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована весной 1998 г. Исключение может быть сделано для длящихся нарушений, т. е. таких, которые начались до момента ратификации и продолжаются после нее. Решение суда относительно приемлемости жалоб является окончательным и не подлежит обжалованию <14>. -------------------------------- <14> См.: Поворова Е. Как действует Европейский суд по правам человека? // Российская газета. 1999. 18 декабря.

Название документа