Противодействие транснациональному криминальному автобизнесу
(Сухаренко А. Н.) ("Юридический мир", 2010, N 8) Текст документаПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОМУ КРИМИНАЛЬНОМУ АВТОБИЗНЕСУ <*>
А. Н. СУХАРЕНКО
Сухаренко А. Н., старший преподаватель ПИГМУ.
Противодействие транснациональной преступности имеет существенное значение для обеспечения национальной безопасности России. В статье акцентируется внимание на противодействии транснациональному хищению автотранспорта. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной и правотворческой практике.
Ключевые слова: транснациональный, автобизнес, автотранспорт, криминальный, хищение, контрабанда, преступление.
Counteraction of transnational criminality is important for preservation of national security of Russia. The article draws attention to counteraction of transnational stealing of auto-transport. The author's conclusions may be used in law-application and law-making practice.
Key words: transnational, auto-transport, criminal, stealing, smuggling, crime.
В настоящее время криминальный автобизнес является одним из высокодоходных видов деятельности, которым занимаются десятки организованных преступных формирований (ОПФ) <1>. В значительной степени этому способствовал резко возросший в начале 90-х годов спрос на легковые подержанные автомобили, поставляемые из стран Европы и Японии. -------------------------------- <1> Только в 2008 г. на территории РФ ликвидировано свыше 30 таких ОПФ общей численностью более 150 человек, находившихся под контролем 4 "воров в законе".
Проведенный анализ свидетельствует о высоком уровне организованности, профессионализма, технической оснащенности и мобильности преступных формирований, специализирующихся на транснациональных хищениях автотранспорта. Их структура характеризуется четким разделением ролей и включает заказчиков, угонщиков, перебивщиков идентификационных номеров узлов и агрегатов, перегонщиков, перекупщиков, изготовителей поддельных документов и регистраторов. Сложная схема взаимоотношений обеспечивает им надежную конспирацию и снижает риск разоблачения. В зависимости от направления деятельности существующие ОПФ можно подразделить на два вида: 1) занимающиеся совершением хищений автотранспорта на территории РФ с последующим их вывозом и сбытом за рубежом, в том числе в виде отдельных узлов и агрегатов; 2) занимающиеся совершением хищений автотранспорта за рубежом с последующим их контрабандным ввозом в РФ с целью легализации, сбыта или транспортировки для реализации в другие страны. Практика показывает, что непосредственно в кражах автомашин российские ОПФ практически не участвуют, обращаясь для этого к местным угонщикам. Однако на этапах перегона и реализации краденого они играют ключевую роль. Наибольшее количество краденых автомашин поступает в Россию из ФРГ, Бельгии, Польши и Литвы. Наиболее часто похищаемыми являются автомобили таких марок, как "Mercedes-Benz", "Lexus", "Audi", "BMW", "Volkswagen" и "Porsche". С середины 90-х годов действует схема псевдоугона, когда находящиеся за границей члены российских ОПФ договариваются с владельцами престижных автомашин об их "угоне". После чего "пострадавшим" выплачивается часть ее стоимости, а те взамен обращаются в полицию лишь после того, как автомашина пересечет границу РФ. Впоследствии они получают страховку и покупают себе новую автомашину. Маршруты перегона и способы транспортировки похищенного автотранспорта определяются регионами их сбыта. Так, из России краденые иномарки перегоняют самоходом или в контейнерах большегрузных автомашин в страны СНГ и Балтии. Из Европы автомашины перегоняют через немецко-польскую и немецко-чешскую границу в Украину, Беларусь, крупные города России - Москву, Санкт-Петербург и областные центры. Перевозка автомашин, похищенных в Европе, осуществляется морем - на паромах, судах - в контейнерах под видом иного груза. Таким способом переправляются автомашины из Скандинавии и ФРГ, напрямую или через Финляндию, в страны Балтии, а затем в Россию. Используется также и "южный канал" - по Средиземному морю через Одессу и Новороссийск <2>. -------------------------------- <2> См.: Гричанин И., Тимченко Ю. Взаимодействие российских и зарубежных правоохранительных органов в сфере оперативно-розыскной деятельности при раскрытии хищений и контрабанды автотранспортных средств // Проблемы теории и практики ОРД. М., 2002. С. 200 - 201.
Несмотря на введение запретительных ставок ввозных пошлин, контрабанда японских автомашин на Дальний Восток не теряет актуальности. Наибольшей популярностью пользуются автомобили марок "Toyota", "Nissan" и "Honda" <3>. Причем автомашины им поставляют как местные угонщики, так и россияне. Так, в 2004 г. окружным судом г. Инэдзава были осуждены трое россиян, занимавшиеся хищением подержанных автомашин с помощью дубликатов ключей зажигания, украденных во время аукционов. Впоследствии на них перебивали номера двигателей, оформляли документы на вывоз и переправляли в Россию через порт в Ниигате. Несмотря на то что они признались в краже всего трех автомашин, в ходе обыска у них были изъяты 850 ключей и 111 копий ПТС <4>. -------------------------------- <3> См.: Чернов Д. "Японка" для капитана // Время новостей. 2003. 18 сентября. <4> См.: ИТАР-ТАСС. 2004. 7 мая. Аналогичные факты имели место и в других префектурах Японии.
Легализацией контрабандных автомашин на территории РФ занимаются коррумпированные сотрудники регистрационно-эксплуатационных подразделений ГИБДД МВД России <5>, которые на основании поддельных, похищенных или утерянных документов (ПТС и паспортов) регистрируют их на подставных лиц (безработных, алкоголиков и даже умерших). При этом преступники нередко организуют не одну перерегистрацию и замену якобы утерянных ПТС. В результате у контрабандных автомашин появляются документы, не учтенные в розыскных базах данных. Легализованная таким образом автомашина затем перепродается, в результате чего установить лиц, причастных к ее контрабандному ввозу, бывает практически невозможно. -------------------------------- <5> По данным ДСБ МВД России на 2004 г., в рамках отработки информации о причастности сотрудников милиции к незаконному автобизнесу расследовалось 90 уголовных дел, выявлено более 700 похищенных автомашин, незаконно поставленных на регистрационный учет.
О масштабах контрабанды краденых автомашин свидетельствует тот факт, что за последние 18 лет на территории РФ было обнаружено более 21 тыс. похищенных автомашин <6>. Причем большая их часть была найдена в 1998 - 1999 гг., когда многие страны Европы передали в НЦБ Интерпола свои базы данных на угнанные автомашины. Для сравнения: за 1997 - 2004 гг. за рубежом было обнаружено всего 165 автомашин, похищенных в России. Данный факт свидетельствует о том, что основная часть похищенного автотранспорта остается в России, где перепродается и перегоняется в государства СНГ или разбирается на запчасти. -------------------------------- <6> Данные НЦБ Интерпола при МВД России. Интерпол контактирует с заводами-изготовителями в ФРГ, Японии, Франции, Швеции и Италии, которые позволяют устанавливать подлинные номера автомобилей по номерам их агрегатов.
По состоянию на 2008 г. по линии Интерпола разыскивалось 42,5 тыс. автомобилей, похищенных в России. Всего же на учете в Генеральном секретариате Интерпола состояло 2,3 млн. похищенных автомашин <7>. -------------------------------- <7> См.: Интервью начальника НЦБ Интерпола Т. Лахонина // Интерфакс. 2007. 19 декабря.
С учетом транснационального характера преступлений, связанных с автотранспортом, одним из основных условий эффективной борьбы с ними является расширение и укрепление международного сотрудничества. В этой связи представители МВД России участвуют в работе Оперативного комитета группы стран - государств Балтийского моря (СГБМ) по проблемам борьбы с незаконным оборотом автотранспорта, а также тесно сотрудничают с полицией ФРГ, Чехии, Польши, Японии и т. д. Вопросы межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с криминальным автобизнесом решаются еще с начала 90-х годов. Так, в сентябре 1993 г. главами правительств государств СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, затрагивающее вопросы борьбы с хищениями автотранспортных средств и их розыска. В марте 1997 г. на заседании Совета министров внутренних дел (СМВД) было принято решение "О мерах по совершенствованию взаимодействия министерств внутренних дел государств - участников СНГ в борьбе с международными преступными группами, занимающимися хищениями автотранспортных средств и совершающими другие посягательства на автотранспорт". Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 113-ФЗ <8> ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата (2005 г.). Данным Соглашением устанавливается порядок осуществления согласованных мер по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением автомашин, розыску и обеспечению их возврата. В нем детально регламентированы вопросы направления и исполнения запросов об обеспечении возврата похищенных автотранспортных средств, предусмотрены основания отказа в их исполнении; определяются расходы, связанные с задержанием автотранспорта и его хранением, и расходы по его возврату на территорию запрашивающей стороны. В первом случае расходы несет запрашиваемая сторона, во втором - запрашивающая сторона. Согласно ст. 13 Соглашения возвращаемые автомашины не облагаются таможенными пошлинами, налогами, акцизами, сборами и иными платежами. -------------------------------- <8> Федеральный закон содержит две оговорки: 1) учитывая большую протяженность территории РФ, предлагается увеличить сроки, указанные в пп. 1 - 3 ст. 8 (рассмотрение запроса о возврате похищенного автотранспортного средства, затребование дополнительной информации, извещение центрального компетентного органа запрашивающей стороны о принятом решении по возврату автотранспортного средства) и в подп. "б" и "в" п. 1 ст. 11 (случаи отказа от исполнения запроса о возврате автотранспортного средства) Соглашения, на 20 дней; 2) Российская Федерация не считает себя связанной обязательствами беспошлинного возврата автотранспортных средств, которые ранее были ввезены на таможенную территорию РФ в нарушение российского таможенного законодательства.
Для целей настоящего Соглашения стороны обязуются сформировать и обеспечивать поддержание соответствующей информационной базы данных об автотранспортных средствах в актуальном состоянии, в том числе временно зарегистрированных, эксплуатируемых или используемых автотранспортных средствах другого государства на территории одной из сторон. База данных должна содержать сведения о разыскиваемых, задержанных и обнаруженных автотранспортных средствах и документах, выданных на их задержание и арест, а также о похищенных и/или утерянных регистрационных документах, регистрационных знаках, документах о праве собственности на автотранспортные средства <9>. -------------------------------- <9> Ежегодно возникает необходимость возвращать в Россию около 400 автомобилей, похищенных с ее территории и обнаруженных в странах СНГ. Средняя сумма затрат на доставку одной автомашины составляет около 75 тыс. рублей. Указанная сумма складывается из расходов по ее доставке и командировочных расходов сотрудников.
Несмотря на имеющийся потенциал, вызывает обеспокоенность постепенное снижение количества обнаруженного в России автотранспорта, похищенного за рубежом. К числу основных причин данной тенденции относятся: низкая раскрываемость фактов хищения автомашин, подделки или уничтожения их идентификационных номеров, отсутствие четкой регламентации порядка возврата их собственнику, незаинтересованность сотрудников ОВД в обнаружении таких автомашин и проведении по ним оперативных мероприятий, высокая коррумпированность сотрудников подразделений ГИБДД. Таким образом, назрела необходимость пересмотра сложившегося отношения к решению данной проблемы в целях своевременного выявления и пресечения каналов поставок похищенного автотранспорта в РФ и деятельности транснациональных ОПФ, занимающихся данным видом деятельности.
Название документа