Возмещение вреда, причиненного преступлением, путем компенсации со стороны государства (отечественный и зарубежный опыт)

(Дубровин В. В.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2010, N 3) Текст документа

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ, ПУТЕМ КОМПЕНСАЦИИ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) <*>

В. В. ДУБРОВИН

Дубровин В. В., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России.

Правовые институты, направленные на возмещение вреда, причиненного преступлением, как правило, требуют наличия обвиняемого. При его отсутствии их реализация затруднительна. Тем не менее законодательством предусмотрен институт, который позволяет возместить причиненный преступлением вред при отсутствии обвиняемого. Речь идет о компенсациях со стороны государства. В России данные правоотношения - государственные компенсации - практически не урегулированы. С другой стороны, существует зарубежный опыт подобного регулирования, при котором данный институт действует более широко и эффективно, нежели отечественный. В данной статье проводится анализ отечественных и зарубежных нормативных правовых актов, поднимается проблема необходимости корректировки национального законодательства.

Ключевые слова: уголовный процесс, возмещение вреда, причиненного преступлением, уголовная юстиция, компенсация со стороны государства.

Legal institutions that are to compensate damages caused by a crime usually require the availability of an accused person. If he is in absentia there are problems in the application of these institutions. However, there is a legal institution that makes it possible to compensate such damages. This is the recovery of damages caused by a crime through compensation by the state. Such legal relationship in Russia is regulated insufficiently. On the other hand, there is the experience of foreign states where this legal institute functionates more effectively than in Russia. The author of the article examines national and foreign legislation, and highlights the necessity of amending the national legislation.

Key words: criminal procedure, recovery of damages caused by a crime, criminal justice, compensation by state.

Проблема возмещения вреда, причиненного преступлением, остро стоит перед современным обществом. Для решения этой проблемы законодательно предусмотрены специальные правовые механизмы. Они разнообразны и позволяют возместить вред, причиненный преступлением, в различных формах и порядке, будь то заявление гражданского иска в уголовном и гражданском судопроизводствах, добровольное возмещение вреда, реституция и т. д. К сожалению, возмещение причиненного преступлением вреда со стороны виновного лица не всегда возможно. Легко представить ситуацию, при которой таковое возмещение произойти не может, например: виновный не желает возмещать вред, виновный погиб в результате своего преступного посягательства или виновное лицо попросту не установлено. Это предопределяет постановку вопроса о необходимости иных правовых механизмов возмещения вреда от преступлений, кроме тех, для функционирования которых необходимо виновное лицо, которое обязывается возмещать причиненный им вред. Международное сообщество и ряд зарубежных государств (США, Великобритания, Франция, ФРГ) разработали такой механизм, который позволяет потерпевшему от преступления получить возмещение вне зависимости от любых причин и условий, связанных с обвиняемым. Речь идет о компенсации вреда, причиненного преступлением, потерпевшему лицу со стороны государства. В российском законодательстве содержатся отдельные нормы, которые позволяют получать подобную компенсацию, однако сфера их применения чрезвычайно узка и неэффективна, что будет показано далее. Представляется, что система компенсаций со стороны государства, как это закреплено в нормах иностранного законодательства указанных стран и международно-правовых актах, более эффективна и подобный опыт следует включить в отечественную правовую систему. Среди исследователей встречается мнение, что возмещение вреда потерпевшему может быть возложено на государство <1> путем выплаты им компенсаций за причиненный преступлением вред. Данная позиция соответствует как рекомендациям международного сообщества, так и тенденциям правового регулирования во многих странах <2>. -------------------------------- <1> См.: Бойков А. Д. Третья власть в России. М., 2002. Кн. II: Продолжение реформ. С. 89. <2> См.: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2004 г. N 40. Ст. 3882; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью // Документ ООН A/RES/40/34. 29 November 1985; Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: Норма - Инфра-М, 1998; Закон о компенсациях жертвам насилия Gesetz uber die Entschadigung fur Opfer von Gewalttaten (Opferentscha-digungsgesetz - OEG) [Electronic resource] / Das Portal der Bun-desministerium der Justiz. URL: http://www. gesetze-im-internet. de/ oeg/ BJNR011810976.php (дата обращения: 08.06.2010); УПК Франции (ст. 706-3-706-13) (Code de procedure penale) [Electronic resource] // Website Le Francais d'information juridique. URL: http://perlpot. net/cod/procedure_penale. pdf (дата обращения: 08.06.2010); Закон о компенсации вреда от преступлений 1995 г. (Criminal Injuries Compensation Act 1995) [Electronic resource] // Website of UK Office of Public Sector Information. URL: http:// www. opsi. gov. uk/ acts/ acts1995/ Ukpga_19950053_en_1.php (дата обращения: 08.06.2010); Закон о жертвах преступлений (Victims of Crime Act, VOCA) [Electronic resource] // New Mexico District Attorney's Association. URL: http:// www. da. state. nm. us/ Victims%20of%20Crime% 20Act. pdf (дата обращения: 08.06.2010).

В настоящий момент в России данные правоотношения урегулированы следующим образом: компенсации предусмотрены лишь для потерпевших от актов терроризма, по иным преступлениям подобные компенсации не предусмотрены. Так, в ст. 18 Федерального закона "О противодействии терроризму" <3> предусмотрено, что государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. -------------------------------- <3> См.: Федеральный закон N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 11. Ст. 1146.

Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит. Конкретный порядок выплат определяется Постановлением Правительства РФ N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" <4>. -------------------------------- <4> Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 42. Ст. 4822.

По иным преступлениям подобного порядка не предусмотрено, что представляется неверным по следующим основаниям: во-первых, вне зависимости от вида преступления вред должен быть возмещен. Это требование ст. 52 Конституции РФ <5> и соответствует положениям ч. 1 ст. 6 УПК РФ <6>. Применение подобного порядка только по делам о терроризме представляется несправедливым ограничением прав иных потерпевших. Возможность получения компенсации от государства должна быть предусмотрена для всех потерпевших, вне зависимости от вида преступного посягательства; -------------------------------- <5> Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек. N 237. <6> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

во-вторых, система подобных возмещений выведена за рамки уголовного судопроизводства, не регулируется УПК РФ и не имеет отношения к самому уголовному делу - выплаты осуществляются вне уголовного дела. Подобный правовой механизм не может считаться правильным и эффективным. Представляется интересным сравнить отечественную систему государственных компенсаций вреда от преступлений с опытом зарубежных стран. Так, в Соединенных Штатах Америки система государственных компенсаций действует на основании следующих нормативных актов. В Законе о жертвах преступлений 1984 г. (Victims of Crime Act of 1984, VOCA) предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного преступлением, может осуществляться не только за счет средств осужденных лиц, непосредственно виновных в совершении преступлений, но и за счет компенсационных выплат от государства, если возмещение вреда за счет виновных объективно невозможно. С учетом этого было устанавлено федеральное финансирование программ компенсаций жертвам преступлений из Фонда жертв преступлений (Crime Victims Fund, CVF). А на Атторнейскую службу США были возложены обязанности по организации работы с потерпевшими и контролю за деятельностью Фонда жертв преступлений <7>. С учетом общефедерального характера этот закон включен в Раздел 42 (§ 10601 - 10603) и Раздел 18 (§ 3013) Свода законов США <8>. -------------------------------- <7> Schmalleger F. Criminal justice today: an introductory text for the twenty-first century. Pearson Education, Inc. New Jersey, 2007. P. 422. <8> Breslow Julie. Why (and What) Do Prosecutors Need to Know about Victims' Rights? // USA Bulletin, January 1999. Volume 47. N 1. P. 3.

Данный фонд формируется за счет средств федерального бюджета США, откуда в него, например, в течение 2005 - 2009 гг. перечисляется по 5000000 долларов США ежегодно. Следует отметить, что указанные выше средства составляют лишь основу фонда, так как при формировании отдельных и новых разделов федеральной программы помощи жертвам преступлений он, как правило, целевым порядком пополняется и более значительными средствами <9>. -------------------------------- <9> Законом о борьбе с насилием в отношении женщин 2000 г. (Violence Against Women Act of 2000 (VAWA 2000)), учитывая распространенность насильственных преступлений в отношении женщин, предусмотрены дополнительные меры по целевым отчислениям из федерального бюджета в Фонд жертв преступлений. В частности, для возмещения вреда, причиненного женщинам в результате насильственных преступлений, и защиты жертв таких преступлений по окончании 2001, 2002 и 2003 финансового года было предусмотрено использовать в качестве грантов в этот фонд по 185000000 долларов США, а по завершении 2004 и 2005 гг. - по 195000000 долларов США из госбюджета. См.: Violence Against Women Act of 2000 (VAWA 2000) [Electronic resource] // Website of Immigration Daily. URL: http:// www. ilw. com/ immigrationdaily/ news/ 2005,1019-crs. pdf (дата обращения: 15.06.2010)). Согласно ст. 113 Закона о защите жертв торговли людьми 2000 г. (Victims of Trafficking and Violence Protection Act of 2000) для финансового обеспечения и исполнения судебных приказов о реституции с 2001 г. в различные фонды, сформированные для оказания помощи жертвам таких преступлений, подлежит перечислению совокупно ежегодно до 15000000 долларов США, а согласно ст. 2705 этого же Закона - по 30000000 долларов США подлежат перечислению в Фонд жертв преступлений. См.: Victims of Trafficking and Violence Protection Act of 2000 [Electronic resource] // Website U. S. Department of State. URL: http:// www. state. gov/ documents/ organization/ 10492.pdf (дата обращения: 15.06.2010. Статей 1404D Закона о правосудии для всех 2004 г. (Justice for All Act of 2004) предусмотрено ежегодное выделение в Фонд жертв преступлений на протяжении 2005 - 2009 гг. до 15000000 долларов США. См.: Justice For All Act of 2004 [Electronic resource] // Website of The United States Attorneys. URL: http:// www. usdoj. gov/ olp/ pdf/ jfaa2004.pdf (дата обращения: 15.06.2010).

Разделом II Закона об эффективном наказании в борьбе с терроризмом 1996 г. (Antiterrorism and Effective Death Penalty Act of 1996) <10> установлено, что возмещение вреда, причиненного преступлениями террористической направленности, должно осуществляться как в рамках уголовного судопроизводства, так и за счет средств федерального бюджета. -------------------------------- <10> Antiterrorism and Effective Death Penalty Act of 1996 [Electronic resource] // Website of the U. S. Department of State Attorneys. URL: http:// www. do. ektu. kz/ com/ infousa/ cd1/ government/ branches/ antiterrorism_summary. html (дата обращения: 14.06.2010).

Необходимость обеспечения реализации всеми жертвами преступлений права на полную и своевременную реституцию, установленную законом (full and timely restitution as provided in law), была провозглашена Законом о правах жертв преступлений 2004 г. (Crime Victims' Rights Act of 2004 (CVRA)) <11>. -------------------------------- <11> The Crime Victims' Rights Act of 2004 and the Federal Courts [Electronic resource] // Website of The Federal Judicial Center. URL: http:// www. fjc. gov/ public/ pdf. nsf/ lookup/ cvra0001.pdf/ Sfile/ cvra0001.pdf (дата обращения: 13.06.2010).

С учетом этого возмещение вреда от преступлений, в том числе морального, а также в случаях, когда непосредственно виновные в его причинении лица неизвестны или когда он объективно не может быть возмещен за счет виновных, осуществляется путем выплаты компенсаций за счет средств федеральных программ, аккумулируемых в Фонде жертв преступлений, и аналогичных программ, действующих в большинстве штатов США. Назначение и выплата компенсаций допускается только в связи с причинением вреда конкретными преступлениями, обстоятельства которых должны быть подтверждены соответствующими правоохранительными органами или судом в рамках существующей процедуры уголовного судопроизводства. В Великобритании компенсация, уплачиваемая государством, предусмотрена действующим законодательством. Правовой основой этого является Закон о компенсации вреда от преступлений 1995 г. (Criminal Injuries Compensation Act 1995) <12>. Согласно его нормам: - лица, которым в результате одного или нескольких серьезных преступлений причинен вред (ущерб), имеют право на его компенсацию со стороны государства; -------------------------------- <12> Criminal Injuries Compensation Act 1995 [Electronic resource] // Website of UK Office of Public Sector Information. URL: http:// www. opsi. gov. uk/ acts/ acts1995/ Ukpga_19950053_en_1.php (дата обращения: 11.06.2010).

- компенсации подлежит вред, причиненный серьезными преступлениями, влекущими арест подозреваемого до суда <13>; -------------------------------- <13> "Серьезное преступление, влекущее арест подозреваемого до суда, - государственная измена; убийство, массовое убийство; изнасилование; похищения людей; половое сношение с девушкой, не достигшей 13 лет; насильственное половое сношение с мальчиком, не достигшим 16 лет, или с лицом, не давшим своего согласия; нападение, повлекшее серьезные последствия; владение огнестрельным оружием с целью нападения; ношение огнестрельного оружия с криминальной целью; использование огнестрельного оружия или его имитации для сопротивления аресту; устройство взрывов, угрожающих жизни и собственности; захват заложников, угон самолетов и некоторые другие. Кроме того, иные преступления могут рассматриваться как "серьезные", если они привели или могли привести к серьезному ущербу безопасности государства или общественному порядку; серьезному вмешательству в дела правосудия или расследования; смерти кого-либо; серьезному ущербу кому-либо; значительной финансовой выгоде или серьезным финансовым потерям какого-либо лица". Цитируется по изданию: International Mutual Legal Assistance in Criminal Matters: United Kingdom Guidelines. London, 1990. P. 23.

- компенсация подлежит уплате потерпевшему (жертве преступления) в тех случаях, когда причиненный вред: 1) не может быть восполнен виновным самостоятельно; 2) не может быть возмещен по результатам уголовного или гражданского судопроизводства из-за нехватки средств у осужденного или ответчика; 3) по характеру и размеру носит так называемый фатальный характер, ставящий под угрозу жизнь или реализацию иных неотъемлемых прав человека; - исполнение Закона возлагается на министра внутренних дел Великобритании, для чего в составе министерства формируется Департамент по вопросам компенсации вреда от преступлений (The Criminal Injuries Compensation Authority) и Апелляционная Палата по вопросам компенсации вреда от преступлений (Criminal Injuries Compensation Appeal Panel); - непосредственный порядок деятельности по возмещению ущерба от преступлений подлежит урегулированию единым (кодифицированным) подзаконным актом делегированного законодательства - издаваемой министром внутренних дел Схемой компенсации вреда, причиненного преступлением (The Criminal Injuries Compensation Scheme). В соответствии со ст. 2 Закона при исчислении суммы компенсации для возмещения вреда от преступлений подлежат использованию стандартные формуляры, в которых учитываются: 1) нормированная сумма компенсации, стандартно определенная в зависимости от природы увечья или ущерба; 2) дополнительная сумма компенсации, рассчитанная в отношении потерь доходов; 3) в тех случаях, когда возможна, дополнительная сумма компенсации, рассчитанная в отношении особых расходов; 4) в случаях смертельного телесного повреждения - иные дополнительные суммы, которые могут быть определены. На основании указанного Закона была издана Схема компенсации вреда, причиненного преступлением (2001 г.) <14> - общий свод регуляций по вопросам возмещения вреда потерпевшим (жертвам преступлений), действующий на всей территории Великобритании (далее - Схема). -------------------------------- <14> The Criminal Injuries Compensation Scheme 2001 [Electronic resource] // Govan Law Centre. URL: http://www. govanlc. com/2001cics. pdf (дата обращения: 11.06.2010).

Общая максимальная сумма компенсации не может превышать 500000 фунтов стерлингов (п. 24). Схемой осуществлена достаточно детальная проработка размеров нормированных компенсаций, особенно для наименее защищенных категорий потерпевших. Следует отметить, что компенсационные выплаты призваны покрыть ту часть вреда, которая не возмещена иным образом (например, путем страховых выплат). В соответствии с Законом о жертвах домашнего насилия и преступлений 2004 г. <15> действие Закона о компенсации вреда от преступлений 1995 г. и Схемы компенсации вреда, причиненного преступлением, распространено на лиц, потерпевших от ряда преступлений, традиционно относящихся к категории влекущих арест до суда. А для помощи потерпевшим Министром юстиции издан подзаконный акт - Кодекс практики для потерпевших от преступлений 2005 г. <16> - пошаговая инструкция для лиц, ставших жертвами домашнего насилия и преступлений, содержащая подробные рекомендации по их взаимодействию с правоохранительными органами, судами, Департаментом и Апелляционной Палатой по вопросам компенсации вреда от преступлений. -------------------------------- <15> Domestic Violence, Crime and Victims Act 2004 [Electronic resource] // Website of UK Office of Public Sector Information. URL: http:// www. opsi. gov. uk/ ACTS/ acts2004/ pdf/ ukpga_20040028_en. pdf (дата обращения: 11.06.2010). <16> The Code of Practice for Victim of Crime [Electronic resource] // Website Criminal Justice System URL: http:// www. cjsonline. gov. uk/ downloads/ application/ pdf/ Victims%20Code%20of%20Practice. pdf (дата обращения: 09.06.2010).

Общим в этих законах, регулирующих компенсации жертвам преступлений, является то, что компенсации могут быть назначены и выплачены только по фактам причинения вреда конкретными преступлениями, обстоятельства которых должны быть подтверждены соответствующими правоохранительными органами или судом в рамках существующей процедуры уголовного судопроизводства. В Федеративной Республике Германия законодательно предусмотрен институт государственной компенсации вреда, причиненного преступлением. Правовой основой данной деятельности стал принятый в 1976 г. Закон о компенсациях жертвам насилия <17>. В соответствии с закрепленными в нем принципами и основными положениями физические лица, которым в результате совершения умышленных насильственных преступлений причинен вред жизни и здоровью, имеют право на государственную компенсацию этого вреда в случаях его невозмещения уголовно-правовыми и гражданско-правовыми средствами за счет виновных. -------------------------------- <17> Gesetz uber die Entschadigung fur Opfer von Gewalttaten (Opferentschadigungsgesetz - OEG) - Opferentschadigungsgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 7. Januar 1985 (BGBl. I S. 1), das zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 25. Juni 2009 (BGBl. I S. 1580) geandert worden ist [Electronic resource] / Das Portal der Bundesministerium der Justiz. URL: http:// www. gesetze-im-internet. de/ oeg/ BJNR011810976.php (дата обращения: 05.06.2010).

Практика реализации этого Закона привела к тому, что его общие положения были включены в Социальный кодекс ФРГ <18>, а право на компенсацию вреда от преступлений стало частью более широкой отрасли - права на социальное возмещение. -------------------------------- <18> Erstes Buch Sozialgesetzbuch - Allgemeiner Teil - (Artikel 1 des Gesetzes vom 11. Dezember 1975, BGBl I S. 3015), das zuletzt durch Artikel 7 Absatz 5 des Gesetzes vom 7. Juli 2009 (BGBl. I S. 1707) geundert worden ist [Electronic resource] // Das Portal der Bundesministerium der Justiz. URL: http:// www. gesetze-im-internet. de/ sgb_1/ BJNR030150975.php (дата обращения: 03.06.2010).

В соответствии с правовыми регуляциями, основными положениями о возмещении вреда от преступлений путем выплаты государственной компенсации являются следующие: - компенсация подлежит выплате только в связи с умышленным насильственным преступлением, совершенным на территории Федеративной Республики Германия; - возмещению в компенсационном порядке подлежит как физический вред, так и моральный ущерб; - потерпевшие, чье состояние здоровья и условия жизни ухудшились в результате совершенного в отношении их преступления, не должны оказаться материально беспомощными <19>; -------------------------------- <19> Лица, получившие инвалидность, и лица, близкие которых погибли в результате преступлений, получают соответствующие компенсации в рамках пенсионного обеспечения. В случае 25-процентной потери трудоспособности, независимо от возраста, потерпевшему назначается базовая пенсия.

- лица, здоровью которых преступлением причинен вред получают компенсации и льготы, достаточные для восстановления здоровья. Вид и размер компенсаций зависят от тяжести экономических и медицинских последствий; - допускается выплата компенсаций в связи с потерей профессиональных навыков, если причиненный преступлением вред повлек за собой такой вред здоровью, который предопределил утрату возможностей заниматься профессиональной деятельностью; - компенсации подлежит утраченная часть заработной платы; - в случае смерти лица в результате преступления государством компенсируются: а) расходы на погребение; б) ущерб, связанный с потерей кормильца или основного дохода - вдовам, детям-сиротам, нетрудоспособным иждивенцам; - компенсации выплачиваются за счет федерального бюджета (40%) и бюджетов федеральных земель (60%) при условии подачи потерпевшим соответствующего заявления; - ответственность за рассмотрение заявлений несут территориально-компетентные земельные ведомства (Landesversorgungsamter der Bundesrepublik Deutsland); - восстановление компенсационных ресурсов осуществляется за счет: 1) накоплений в бюджетах федеральном и федеральных земель; 2) регрессных требований к лицам, виновным в совершении преступлений, если таковые имеются; 3) за счет добровольных пожертвований и реализации различных социальных программ. Во Франции вопросы компенсационных выплат со стороны государства урегулированы следующим образом. Закон 1977 г. N 77-5 "О возмещении ущерба за телесный вред, причиненный потерпевшему преступлением" <20> ввел в УПК Франции <21> новые статьи (706-3706-13), регулирующие вопросы выплаты государственных компенсаций вреда потерпевшим от преступления. В соответствии с этим Законом потерпевший получил право на государственную компенсацию за причиненный ему преступлением вред до того момента, когда виновный предстанет перед судом, который помимо основного приговора вынесет решение о возмещении ущерба. Само государство в регрессном порядке взыскивает с осужденного все свои затраты по возмещению потерпевшему вреда от преступления. -------------------------------- <20> Loi N 77-5 du 3 janvier 1977 Garantissant l'indemnisation de certaines victims de dommages corporels resultant d'une infraction / Le service public de la diffusion du droit. URL: http:// www. legifrance. gouv. fr/ jopdf/ common/ jo_pdf. jsp? numJO= 0&dateJO= 19770104&numTexte= &pageDebut= 00077&pageFin= (дата обращения: 02.06.2010). <21> Code de procedure penale [Electronic resource] // Website Le Francais d'information juridique. URL: http:// perlpot. net/ cod/ procedure_penale. pdf (дата обращения: 02.06.2010).

В 1981 г. во Франции был принят Закон N 81-82 "Об усилении безопасности и защиты свободы личности" <22>. В нем как гарантия потерпевшим от преступления содержится гл. 3, которая получила название "О защите потерпевшего". В данную главу включено 20 статей (81 - 100). Из них ст. ст. 98 и 99 вводят в УПК Франции ст. 706-14 и ст. 706-15. В соответствии с этими статьями производится компенсация за юридическую помощь, если это потерпевшие вследствие кражи или мошенничества. Так, например, в соответствии со ст. 706-14 УПК Франции на такую помощь имеют право лица, которые находятся в тяжелом материальном положении, а именно если их доход в месяц ниже 900 евро. В таких случаях государство выделяет им сумму, равную трехкратному размеру их максимального ежемесячного дохода. -------------------------------- <22> Loi N 81 - 82 du 2 fevrier 1981 Renforcant la securite et protegeant la liberte des personnes // Le service public de la diffusion du droit. URL: http:// www. legifrance. gouv. fr/ jopdf/ common/ jo_pdf. jsp? numJO= 0&dateJO= 19810203&numTexte= &pageDebut= 00415&pageFin (дата обращения: 02.06.2010).

Аналогичная компенсация выплачивается и потерпевшим от насильственных преступлений, но ущерб и той и другой категории потерпевших должен заключаться в убытках или сокращении доходов, в увеличении затрат или наступлении профессиональной нетрудоспособности. Рядом законов, принятых в 2008 - 2009 гг., в перечисленные нормы УПК Франции внесены дополнения и уточнения. Одной из особенностей установленного во Франции порядка выплаты государственной компенсации за вред, причиненный преступлением, является то, что в этом процессе доминирующее место занимают прокурор и суд, а обязательным условием обращения за такой компенсацией является возбуждение уголовного преследования путем заявления публичного или гражданского иска даже в тех случаях, когда на момент подачи такого иска виновное лицо неизвестно.

* * *

Рассмотренные в настоящей статье нормативные правовые акты четырех иностранных государств позволяют сделать выводы: - система возмещения вреда, причиненного преступлением, путем компенсации со стороны государства является самостоятельным правовым институтом, выполняющим свою функцию, установленную законодательно; - данный институт включен в уголовное судопроизводство рассматриваемых государств; - данный институт обладает схожими чертами во всех представленных государствах. Представляется, что необходимо изучать иностранный опыт правового регулирования в области возмещения вреда, причиненного преступлением, путем компенсации со стороны государства и развивать отечественное законодательство, используя наработанную практику иностранных государств.

Название документа