Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное)

(Шайхатдинов В. Ш.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2010, N 3) Текст документа

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАН ЕВРАЗЭС: ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ)

В. Ш. ШАЙХАТДИНОВ

Шайхатдинов Владимир Шамильевич, заведующий кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.

Вопросы права социального обеспечения в последние годы исследовались в юридической литературе стран ЕврАзЭС. К числу таких вопросов относятся: понятие социальной защиты населения и социального обеспечения; система социального обеспечения; предмет права социального обеспечения; система права социального обеспечения. Понятие социальной защиты населения и социального обеспечения. В научной литературе и законодательстве стран ЕврАзЭС используются такие ключевые понятия, как "социальная защита населения" и "социальное обеспечение". Под социальной защитой населения как и в России, так и в некоторых других странах ЕврАзЭС понимают деятельность государства, органов местного самоуправления и работодателей по созданию условий для нормальной жизнедеятельности населения. При этом социальное обеспечение входит в социальную защиту населения. Именно такой подход характерен для учебника по праву социального обеспечения Республики Казахстан <1> и диссертации А. Х. Маликовой из Республики Таджикистан <2>. В отличие от этого в белорусском учебнике по праву социального обеспечения о социальной защите населения даже не упоминается, речь идет лишь о социальном обеспечении <3>. -------------------------------- <1> См.: Жумангулов Г. М., Ахметов А., Ахметова Г. Право социального обеспечения: Учебник. Алматы, 2005. С. 22. <2> См.: Маликова А. Х. Организационно-правовые аспекты функции государства по социальной защите престарелых и инвалидов в Республике Таджикистан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8. <3> См.: Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. И. В. Гущина. Минск, 2002. С. 74 и след.

Если вести разговор о природе социального обеспечения, то здесь можно также найти своеобразие во взглядах коллег из других стран по нашей отраслевой науке. Так, в казахстанском учебнике по праву социального обеспечения утверждается, что социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не за труд <4>. Что же касается уже упоминавшегося белорусского учебника по праву социального обеспечения, то в нем указывается, что социальное обеспечение носит алиментарный характер <5>. При этом под алиментарностью понимается не целевое назначение материальных благ, а юридический способ распределения этих благ. Получается, что они распределяются бесплатно. Как известно, подобные взгляды были характерны для ряда советских ученых в 70-х годах прошлого века (А. Д. Зайкин, Р. И. Иванова и др.). -------------------------------- <4> См.: Жумагулов Г. М., Ахметов А., Ахметова Г. Указ. соч. С. 15. <5> См.: Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. И. В. Гущина. С. 20 - 22.

Представляет интерес трактовка учеными государств - членов ЕврАзЭС вопросов системы права социального обеспечения как отрасли национального права. Воспользуемся содержанием имеющихся в нашем распоряжении казахстанского и белорусского учебников по праву социального обеспечения. Каждый из этих учебников имеет соответствующие достоинства и недостатки. Например, в казахстанском учебнике выделяются Общая, Особенная и Специальная части отрасли. И это следует одобрить. Однако при наполнении содержания Общей части отрасли не всегда проводятся различия между Общей частью отрасли права и Общей частью отраслевой науки. Так, к Общей части отрасли права отнесены правоотношения в сфере социального обеспечения и источники права социального обеспечения. Среди правовых институтов Особенной части перечислены правовые институты пенсий по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальных пенсий, пенсий по случаю потери кормильца, социального обслуживания, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности. В то же время здесь отсутствуют правовые институты медицинской помощи, социальной поддержки (льгот), государственной социальной помощи, а также пособий на детей. Трудно согласиться и с содержанием Специальной части отрасли права социального обеспечения по казахстанскому учебнику. В Специальную часть отрасли включено международно-правовое регулирование социального обеспечения, а также законодательство зарубежных стран о социальном обеспечении. Таким образом, не проводится различие между отраслью права, отраслью законодательства, отраслевой наукой и учебной дисциплиной. Много внимания вопросам системы права социального обеспечения уделено в белорусском учебнике (С. 55 - 69). Авторы учебника различают основные, генеральные, функциональные, предметные (материально-регулятивные), процессуально-процедурные или ограничительные правовые институты. Также в данном учебнике указывается, что в составе отрасли права социального обеспечения Республики Беларусь имеются две подотрасли: пенсионное право и право обеспечения граждан пособиями. Кроме того, выделены правовые институты обеспечения граждан бесплатным медицинским и санаторно-курортным лечением, а также услуг, льгот, натуральных материальных благ гражданам при содержании и воспитании детей в дошкольных и внешкольных учреждениях. Что касается Общей части отрасли, то ее содержание в белорусском учебнике не определено. Немало полезного по вопросам системы права социального обеспечения содержится в украинских учебниках по праву социального обеспечения. В учебнике под редакцией П. Д. Пилипенко <6> предпринята попытка детальной разработки содержания Общей части данной отрасли права. По мнению авторов этого учебника, в Общую часть отрасли входят следующие правовые институты. Во-первых, институт, который определяет сферу действия и предмет правового регулирования отрасли. Во-вторых, институт правосубъектности. В-третьих, институт государственных социальных стандартов и социальных гарантий. В-четвертых, институт социальных рисков. В-пятых, институт принципов. В-шестых, институт обязательного государственного страхования. В-седьмых, институт реализации права на социальное обеспечение. Поддерживая в целом изложенное выше содержание Общей части отрасли, хотелось бы высказать несколько соображений. Первый правовой институт целесообразно было бы именовать "основной". Наличие шестого правового института сомнительно, так как нормы об обязательном государственном социальном страховании преимущественно относятся к финансовому праву. Наконец, институт реализации права на социальное обеспечение следовало бы определить в состав специальной части отрасли. -------------------------------- <6> См.: Право социального обеспечения / Под ред. П. Д. Пилипенко. Киев, 2006.

В украинском учебнике по праву социального обеспечения под редакцией П. Д. Пилипенко Особенная часть отрасли именуется Специальной частью. Авторы учебника включили в Специальную часть три правовых института: страховых и нестраховых пенсий с двумя соответствующими подынститутами; страховых и нестраховых пособий; социальных льгот и социального обслуживания. Как видно, Специальная часть включает меньшее число правовых институтов, чем Общая. Кроме того, в Специальной части отсутствуют правовые институты о медицинской помощи, о государственной социальной помощи, а также об обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время нельзя не отметить, что в рассматриваемом украинском учебнике кроме системы отрасли права изучена система законодательства о социальном обеспечении, а также система науки и учебной дисциплины. В учебнике И. М. Сироты к Общей части отрасли права отнесены нормы, характеризующие предмет, задачи отрасли, сферу действия норм права и др. <7>. Касаясь группы правовых норм, регулирующих пенсионные отношения, И. М. Сирота отказался от своего же мнения о наличии пенсионного права как подотрасли <8> и определил наличие ряда правовых институтов, соответствующих каждому виду пенсий. Кроме того, он считает, что реально существуют такие правовые институты: пособий по социальному страхованию; государственных пособий семьям с детьми; социального обслуживания; охраны и защиты прав граждан на социальное обеспечение. -------------------------------- <7> Сирота И. М. Право социального обеспечения. Харьков, 2006. С. 33. <8> См.: Там же. С. 34.

В странах - членах ЕврАзЭС опубликованы и другие учебные и научные издания по праву социального обеспечения. Таковы монография Б. И. Сташко "Теория права социального обеспечения" (Киев, 2005), учебное пособие Ж. А. Хамзиной "Социально-обеспечительные правоотношения в Республике Казахстан" (Алматы, 2002), авторефераты кандидатских диссертаций Я. А. Пожого "Источники права социального обеспечения Республики Беларусь" (М., 2003) и М. П. Копыльского "Охрана прав граждан на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь" (М., 2003), монография А. Е. Думбаева и Т. В. Поповой "Инвалид, общество и право" (Алматы, 2006) и др. Переходя к законодательству, следует прежде всего отметить, что во всех странах - членах ЕврАзЭС приняты свои законы о пенсионном обеспечении граждан. Поскольку об этом будет сказано в других статьях, я касаться этой темы не буду. Второе, что я хотел отметить, - это принятие в Республике Казахстан Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 г. Об этом Кодексе будет сказано в статье И. В. Григорьева, поэтому его я также не буду касаться. Какие же нормативные правовые акты стран - членов ЕврАзЭС полезны для российского законодателя, научных работников и преподавателей, занимающихся правом социального обеспечения? По вопросам обеспечения семей, имеющих детей, интерес представляют: 1) Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"; 2) Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 г. "О государственных пособиях семьям, имеющим детей"; 3) Положение о назначении и выплате пособия семьям с несовершеннолетними детьми, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 декабря 1996 г. В белорусском законе интерес представляет то, что он предусматривает назначение государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, а также по уходу за ребенком до трех лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Весьма своеобразно в Республике Беларусь определяется размер пособия по беременности и родам. Так, женщинам, работающим на основе трудовых договоров, размер пособия составляет 100% среднедневного заработка, но за каждый календарный месяц не более 3-кратной величины средней заработной платы в Республике и не менее минимального размера этого пособия. Минимальный размер данного пособия равен в месяц 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума на душу населения. Оригинально в Белоруссии определяется и размер пособия в связи с рождением ребенка. При рождении первого ребенка размер пособия составляет 5-кратную наибольшую величину бюджета прожиточного минимума, при рождении второго и последующих детей - 7-кратную величину. От бюджета прожиточного минимума исчисляется и размер пособия по уходу за ребенком до трех лет: 80% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Нельзя не сказать и о белорусском пособии на детей старше трех лет. Его размер дифференцируется в зависимости от дохода семьи. В размере 30% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пособие назначается, если средний совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 60% бюджета прожиточного минимума. Пособие составляет 50% указанного выше размера, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает 80% бюджета прожиточного минимума. В Законе Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" обращает на себя внимание установление размеров пособий при рождении детей, а также пособий по уходу за ребенком в зависимости от того, на какого по счету ребенка назначается пособие. Кроме того, размеры пособия определяются из месячного расчетного показателя. Например, пособие по уходу за первым ребенком составляет 5,5 этого показателя, за вторым - 6,5, за третьим - 7,5, за четвертым и следующими - 8,5. В Узбекистане решение о назначении и выплате пособия на детей семьям принимается сходом граждан (собранием представителей) поселка, кишлака, аула или комиссией, уполномоченной сходом для принятия таких решений. Пособия назначаются лицам, нуждающимся в получении пособия. Размер пособия: на одного ребенка - 50% минимальной оплаты труда, на двух детей - 100%, на трех и более - 140%. Из других актов Республики Узбекистан следует упомянуть Закон "Об основах государственной молодежной политики", Закон "О социальной защищенности инвалидов", Закон "Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Указ Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей". Несколько важных социальных законов и подзаконных актов приняты в Кыргызской Республике. Это следующие законы: "О государственном социальном страховании", "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах". К подзаконным актам относятся Положение о порядке назначения и выплаты пособия по беременности и родам и временной нетрудоспособности". В Республике Таджикистан действуют законы "О государственном социальном страховании" и "О прожиточном минимуме". Рассмотрение указанных выше вопросов привело к следующим выводам. 1. Возможна подготовка модельного учебника по праву социального обеспечения для стран ЕврАзЭС. 2. Существует необходимость проведения научно-практической конференции представителей стран ЕврАзЭС по вопросам права социального обеспечения. 3. Весьма желательно разработать модельные законы: "О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам", "О пособиях на детей", "О социальном обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей".

Название документа