Социальная защита работников-мигрантов в рамках Евразийского экономического сообщества: отдельные аспекты

(Мачульская Е. Е.)

("Трудовое право в России и за рубежом", 2010, N 3)

Текст документа

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ

В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА:

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Е. Е. МАЧУЛЬСКАЯ

Мачульская Елена Евгеньевна, профессор кафедры трудового права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), подписанный 10 октября 2000 г. президентами пяти государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, призван поднять взаимодействие этих государств в экономической и гуманитарной областях на качественно новую ступень.

До подписания указанного Договора были заключены два других соглашения: Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 и Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26.02.1999. Эти Договоры продолжают действовать в части, не противоречащей Договору от 10 октября 2000 г.

Раздел 6 Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве стран ЕврАзЭС от 26.02.1999 посвящен отдельным вопросам социальной политики. Так, в соответствии со ст. 39 Договора страны, ратифицировавшие его, приняли на себя обязательство - обеспечить свободное передвижение граждан внутри единого экономического пространства, отмену любых форм дискриминации работников-мигрантов и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Что касается социального обеспечения, то согласно ст. 40 трудовой стаж граждан, занятых трудовой деятельностью на территории государств - участников ЕврАзЭС, засчитывается в общий трудовой стаж, в том числе при начислении пенсий и пособий.

Кроме того, страны - участники Договора обязались предоставлять гражданам других стран бесплатную неотложную медицинскую помощь при нахождении на территориях этих государств на основании дополнительных соглашений.

Поскольку страны - участники ЕврАзЭС входят в состав СНГ, то на их территории действуют ратифицированные соглашения в области социального обеспечения, заключенные в рамках СНГ, в частности Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Это Соглашение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Документы, необходимые для назначения пенсии и выданные на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР до 01.12.1991, принимаются без легализации. Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются, если верность перевода засвидетельствована нотариусом или консульским учреждением.

Все расходы по финансированию пенсионного обеспечения несет государство, предоставляющее обеспечение, т. е. назначающее и выплачивающее пенсию. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства.

Пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств - участников СНГ производится на основании специального соглашения.

Таким образом, Соглашение от 13.03.1992 основано на территориальном принципе. Для территориальных пенсионных соглашений характерны следующие основные положения:

- приравнивание к собственным гражданам постоянно проживающих на территории страны граждан государства-контрагента;

- применение при назначении и выплате пенсий законодательства стороны, на территории которой проживает гражданин, если не установлено иное;

- осуществление социального обеспечения работников транспорта, которые перемещаются по территории обоих государств, по законодательству страны, в котором находятся органы управления юридического лица;

- учет стажа, приобретенного на территории обоих государства, в полном объеме при определении права на пенсию и при исчислении ее размера (в том числе на льготных условиях). Исчисление стажа за время работы в каждой стране производится по ее законодательству;

- отсутствие взаимных расчетов по финансированию пенсий;

- подача заявлений и других документов для целей пенсионного обеспечения через орган любой договаривающейся стороны, и прием документов, выданных компетентными органами другого государства, без легализации;

- сохранение приобретенных прав в случае денонсации соглашений.

Гражданам, переселившимся с территории одного государства на территорию другого и работавшим после переселения, пенсии исчисляются из заработка по последней работе. Гражданам, которые после переселения не работали, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работников соответствующей профессии и квалификации в стране, куда они переселились. Это правило может применяться и в отношении лиц, которые переселились из одной страны в другую после назначения им пенсии.

При переселении пенсионера на территорию другого государства пенсионный орган прекращает выплату пенсии с первого числа месяца, следующего за месяцем переселения. Пенсионный орган страны нового местожительства назначает пенсию по национальному законодательству. Право на пенсию в этом случае не пересматривается, если законодательство этого государства предусматривает пенсию такого же вида. При различных требованиях к пенсионному возрасту пенсия по старости предоставляется только после достижения возраста, установленного законом страны проживания.

В соглашениях, заключенных Россией с бывшими республиками СССР, по сохранению пенсионных прав лиц, выезжающих из страны, содержатся аналогичные положения. Предусмотрена возможность продолжения выплаты пенсии тем государством, из которого выехал пенсионер, если по законодательству государства по новому месту жительства аналогичная пенсия не назначается. Таким образом, пенсионеру, выехавшему из России, продолжает выплачиваться российская пенсия до назначения ему пенсии по законодательству государства переселения. На практике эта норма чрезвычайно актуальна при выезде в страны, где установлен более высокий пенсионный возраст, чем в России, или в случаях, когда при назначении пенсии требуется представить документ о постоянном проживании, который выдается только по истечении установленного законом периода.

Следует напомнить, что во всех странах - участниках СНГ проведены пенсионные реформы и повышен пенсионный возраст. Что касается стран ЕврАзЭС, то такой же пенсионный возраст, как и в России (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) сохранился только в законодательстве Республики Беларусь. В Казахстане и Кыргызстане он повышен до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин.

В целом территориальные соглашения порождают проблему неравномерности расходов на пенсионное обеспечение вследствие неравномерности миграционных потоков между государствами. Такие соглашения могут быть актуальны лишь в определенные периоды времени в отношениях между государствами, имеющими совместное историческое прошлое. Но чем больше проходит времени после распада СССР, тем большее количество лиц приобретает права в пенсионных системах, сформированных в постсоветский период. В связи с этим возрастает необходимость пересмотра и корректировки соответствующих договоров.

В Договоре о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве стран ЕврАзЭС от 26.02.1999 речь идет о трудовом стаже, тогда как по Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении права на трудовую пенсию принимается во внимание страховой стаж, т. е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. На основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов, которые персонифицированы. Граждане, прибывшие в Россию, указанным требованиям не соответствуют. Кроме того, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предусматривает возможности исчисления трудовой пенсии из среднемесячного заработка за периоды после 1 января 2002 г.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. применяется только фактический среднемесячный заработок гражданина, имевший место до указанной даты. Данный заработок за 2000 - 2001 гг. определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а за любые 60 месяцев подряд - на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Но в отношении граждан, прибывших в Россию из государств - участников территориальных соглашений после 1 января 2002 г., нормы о подтверждении заработка по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета не могут применяться, поскольку они не были зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования РФ. А справки о заработке, выданные работодателями или компетентными органами по месту предыдущего проживания, как уже отмечалось, принимаются без легализации, и содержащиеся в них сведения практически невозможно проверить. Это означает, что лица, прибывшие из этих государств, находятся в более выгодных по сравнению с российскими гражданами условиях.

Международные соглашения, основанные на территориальном принципе, не решают вопросов выплаты пенсионных накоплений лицам, выехавшим на постоянное место жительство из РФ, поскольку в большинстве случаев они не могут получать российскую пенсию.

Территориальные пенсионные соглашения касаются лиц, уже заработавших свои пенсионные права, и не затрагивают проблем, связанных с уплатой пенсионных платежей за работающих лиц. Это может приводить к тому, что пенсионные платежи с мигрантов, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории другой страны, будут взиматься дважды либо не будут взиматься ни одним государством (лицо работает, а пенсионных прав не приобретает).

Существует проблема низкого уровня пенсионного обеспечения в ряде стран - бывших республик СССР. Так, во многих государствах бывшего СССР размер пенсий меньше российского. Но территориальные международные соглашения не предусматривают возможности выбора варианта пенсионного обеспечения. В связи с этим не исключается возможность ухудшения условий пенсионного обеспечения, если гражданин переезжает из государства с высоким уровнем пенсионного обеспечения в государство, в котором размер пенсии ниже.

Необходимость сохранения пенсионных прав при переселении требует пересмотра действующих международных договоров РФ. Кроме того, следует вести подготовительную работу для заключения новых соглашений, основанных на принципе пропорциональности. Этот принцип предусматривает распределение расходов на выплату пенсий пропорционально стажу, приобретенному на территории каждой из договаривающихся сторон, суммирование страхового стажа (в том числе специального) для определения права на пенсию. Наиболее оправданным представляется постепенный переход к пропорциональной модели с использованием на первоначальном этапе смешанного территориально-пропорционального механизма сохранения пенсионных прав.

Такая модернизация обеспечит непрерывность получения пенсии при выезде в другое государство, создание равных условий для заинтересованных лиц, полное сохранение пенсионных прав и др.

Первый пропорциональный Договор "О сотрудничестве в области социального обеспечения" заключен Россией с Республикой Беларусь 24 января 2006 г. Он касается не только пенсий, но и пособий по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, в случаях трудового увечья или профессионального заболевания, семьям с детьми, на погребение.

В соответствии со ст. 10 каждая страна назначает и исчисляет трудовую пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений Договора и национального законодательства. При переезде лица, которому назначена пенсия, в другую страну выплата пенсии продолжается назначившим государством. При конвертации пенсионных прав по законодательству РФ учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих стран, кроме случаев, когда указанные периоды совпадают.

При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством обеих стран на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях).

Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству страны, назначающей пенсию.

Если при назначении пенсии в РФ страховой (трудовой) стаж, приобретенный на ее территории и учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то пенсия исчисляется пропорционально приобретенному стажу. Это правило не применяется к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых с 1 января 2002 г. путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству РФ. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по законодательству РФ.

Если размер назначенных обеими странами пенсий по возрасту (старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь), не достигает минимального размера пенсии по законодательству страны проживания, то она выплачивает разницу, обеспечивающую:

- в РФ - размер базовой части трудовой пенсии, а в установленных случаях - суммы базовой и страховой частей трудовой пенсии;

- в Республике Беларусь - минимальный размер трудовой пенсии соответствующего вида.

Назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает страна, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территории РФ и Беларуси, каждая страна исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории.

На основании заявления пенсия может назначаться и выплачиваться по законодательству страны, гражданами которой они являются. Такой выбор пересмотру не подлежит.

При переезде пенсионера из одной страны в другую выплата пенсии, назначенной с учетом стажа до 13 марта 1992 г., по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.

Если по законодательству страны по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, то выплата пенсии продолжается страной прежнего местожительства до приобретения права на пенсию.

Преимущества пропорциональных договоров не означают, что территориальные соглашения должны быть денонсированы до достижения новых договоренностей. Переход на новые принципы межгосударственных отношений в области пенсионного обеспечения должен осуществляться постепенно на основе глубокого анализа возможных последствий. В любом случае пенсионные права граждан не должны ущемляться.

Название документа