К вопросу об унификации валютного регулирования в странах СНГ

(Туз Д. Д.) ("Финансовое право", 2010, N 8) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ УНИФИКАЦИИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ <*>

Д. Д. ТУЗ

Туз Д. Д., аспирант кафедры финансового права Российской академии правосудия.

В данной статье автором затрагиваются вопросы теории валютных ограничений, насколько они унифицированы для физических лиц по ввозу/вывозу валюты, валютных ценностей, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, рассмотрены некоторые возникающие в связи с этим проблемы, затронуты аспекты ответственности за нарушение валютного законодательства.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютные ограничения, ответственность за нарушение валютного законодательства.

The author of the article touches upon the issues of theory of currency limitations, the level of unification thereof for natural persons with regard to import/export of currency, currency values, traveler's checks, external and internal securities in paper form; considers certain problems related to this issue; touches upon the aspects of responsibility for violation of currency legislation.

Key words: currency regulatio, currency limitations, responsibility for violation of currency legislation.

Пятнадцатого сентября 2004 г. была принята Концепция сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества Независимых государств в валютной сфере, которая направлена на унификацию мер, принципов и правил регулирования создаваемого общего рынка услуг. Одним из условий активизации сотрудничества является сближение валютных законодательств. Естественной перспективной целью согласно данной Концепции является создание заинтересованными государствами общего валютного пространства на основе координации экономической, денежно-кредитной, валютной и бюджетной политики <1>. -------------------------------- <1> Концепция сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере, принятая решением Совета глав правительств СНГ (г. Астана, 15 сентября 2004 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Одной из приоритетных задач Содружества Независимых Государств является введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля <2>. -------------------------------- <2> Статья 3 Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. N 12. С. 3 - 19.

В науке неоднократно отмечалось, что валютное регулирование представляет собой установление порядка и правил осуществления валютных операций. Единый режим осуществления валютных операций в рамках СНГ пока не установлен. Самый большой шаг по направлению к унификации валютного регулирования сделан в рамках Таможенного союза России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, в том числе благодаря стремлению создать единое таможенное пространство <3>. -------------------------------- <3> Решение N 17 Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества "О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза" (г. Минск, 27 ноября 2009 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Безусловно, что создание Таможенного союза, предусматривающего единую таможенную территорию входящих в него государств, а также единый таможенный тариф и другие общие меры регулирования их торгово-экономического взаимодействия с третьими странами, является заметным шагом вперед в развитии политической и экономической интеграции соответствующих постсоветских республик. Эффективное валютное сотрудничество является важной предпосылкой углубления экономической интеграции. В современных условиях усиление взаимодействия в сфере валютных отношений приобретает все большее значение как фактор развития национальной экономики государств - участников СНГ и снижения степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям <4>. -------------------------------- <4> Концепция сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере.

Основополагающим элементом развития валютного сотрудничества является унификация валютного регулирования. Н. М. Артемов под системой валютного регулирования понимает совокупность существенных условий установления валютных ограничений на законодательном уровне, их введения, применения, а также контроля за применением с реализацией мер ответственности в случае выявления нарушений, существующих в данный момент в конкретном государстве <5>. -------------------------------- <5> Артемов Н. М. Валютное регулирование в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 118.

Итак, своеобразной формой валютного регулирования ученые признают валютные ограничения. Заметим, что в теории финансового права нет единства мнений в вопросе определения "валютных ограничений". Н. В. Сапожниковым было сформулировано следующее определение: "...валютные ограничения представляют собой специальные требования, установленные относительно порядка проведения валютных операций, нарушение которых влечет применение санкций со стороны государства" <6>. -------------------------------- <6> Сапожников Н. В. Теоретические проблемы и перспектива развития валютного права // Государство и право. 2001. N 11. С. 110.

И. В. Хаменушко указывает, что валютные ограничения - это "юридические правила, направленные на блокирование оттока "сильных" валют из страны, собственные денежные знаки которой обесценились и перестали приниматься в оплату по внешнеторговым обязательствам" <7>. -------------------------------- <7> Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации. М., 2001. С. 9.

А. Ю. Лисицын определяет валютные ограничения как "меры публично-правового регулирования (как дозволенные, так и недозволенные в соответствии со статьями Соглашения МВФ), препятствующие прямо (например, путем запрета) или косвенно (например, путем принуждения к заключению договора или нарушения принципа свободы договора в иных формах) возникновению, изменению или прекращению гражданских правоотношений, объектом которых является национальная валюта и ценные бумаги, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта" <8>. -------------------------------- <8> Лисицын А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" / Под ред. А. Н. Козырина // СПС "КонсультантПлюс" (комментарий к ст. 39).

Н. М. Артемов утверждает, что система валютных ограничений состоит из совокупности следующих взаимообусловленных признаков: с одной стороны (в материальном смысле), это совокупность валютных ограничений, а с другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу их законодательного установления, изменения, отмены, введения, а также по поводу организации контроля и регламентации ответственности за нарушение валютного законодательства (т. е. прямое воздействие управляющего субъекта в системе государства - валютные ограничения) <9>. -------------------------------- <9> Артемов Н. М. Валютное регулирование в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 119.

Ученый пишет: "...валютное законодательство нашей страны своей сердцевиной имеет валютные ограничения, постольку система валютного регулирования может быть понята в качестве совокупности существенных условий установления на законодательном уровне валютных ограничений, а также контроля за их применением с реализацией мер ответственности за ненадлежащее применение валютного законодательства" <10>. -------------------------------- <10> Артемов Н. М. Указ. соч. С. 118.

Полагаю, что под валютными ограничениями следует понимать разновидность законодательно установленных барьеров на пути проведения валютных операций, невыгодных государству, за несоблюдение которых установлена юридическая ответственность. Подобное воззрение уже высказывалось в науке <11>. -------------------------------- <11> Матвиенко Г. В. Правовая природа валютных ограничений: Материалы международной научно-практической конференции "Система финансового права" (г. Одесса, 27 - 28 мая 2009 г.). Одесса, 2009. С. 69.

Валютные барьеры в разных странах отличаются друг от друга. Рассмотрим, например, ограничения, установленные для физических лиц по ввозу/вывозу валюты, валютных ценностей, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в России, Белоруссии, Казахстане и Украине, в целях мониторинга унификации валютного законодательства в государствах СНГ.

Таблица 1

Операция Страна ввоза/вывоза физическими лицами валюты, валютных ценностей, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме

Россия <12>, Украина <15> Беларусь <13>, Казахстан <14>

Ввоз валютных ценностей, - эквивалент до - до 10000 евро - устное валюты, дорожных чеков, 10000 долларов декларирование; внешних и (или) внутренних США - без ограни - - эквивалент свыше 10000 ценных бумаг в докумен - чений; евро - при наличии тарной форме резидентами и - эквивалент свыше документов, подтверждающих нерезидентами 10000 долларов снятие наличности со США - без ограни - счетов банков (финансовых чений при письмен - учреждений) и при письмен - ном декларировании ном декларировании

Вывоз из государства - эквивалент до - до 10000 евро - устное валюты и валютных 3000 долларов декларирование; ценностей США - без деклари - - эквивалент свыше 10000 рования; евро - при наличии - эквивалент до документов, подтверждающих 10000 долларов снятие наличности со США - письменное счетов банков (финансовых декларирование; учреждений) и при письмен - - эквивалент свыше ном декларировании 10000 долларов США - необходимы документы, под - тверждающие ввоз данной валюты ранее либо ее приобретение на территории

Требования к перемещению валюты и валютных ценностей в государствах - членах Таможенного союза отличны от требований Украины, не являющейся членом Таможенного союза. В национальных законодательствах государств - членов Таможенного союза вывоз наличной валюты сверх установленных ограничений возможен только при документальном подтверждении законности реэкспорта. Между тем перечень документов, которые подтверждают данный факт, нормативно не закреплен. В целях усиления транспарентности валютного законодательства России представляется необходимым нормативно закрепить перечень документов, подтверждающих законность реэкспорта наличной валюты, и закрепить аналогичный перечень в других странах Таможенного союза. Это позволит в дальнейшем привести к "единому знаменателю" и нормы об ответственности за нарушение валютных правил. До настоящего времени данная проблема не решена. Так, в Российской Федерации есть специальная статья, предусматривающая ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме. В КоАП Беларуси и в КоАП Казахстана такой состав правонарушения не выделяется, а деяние квалифицируется в целом как нарушение валютного законодательства. В государствах - членах Таможенного союза установлены разные меры административной ответственности за совершение валютных правонарушений. Приведем небольшой сравнительный анализ.

Таблица 2

Российская Республика Беларусь Республика Казахстан Федерация

Содер - Статья 15.25 КоАП Статья 11.5 КоАП РБ Статья 189 КоАП РК жание РФ Незаконное открытие Открытие резидентами 2. Нарушение счетов за пределами счетов в иностранных установленного Республики Беларусь. банках и иных финансовых порядка открытия Открытие счетов за институтах, имеющих счетов (вкладов) пределами Республики соответствующее право по в банках, рас - Беларусь и ведение по законодательству положенных за ним операций индивиду - государств, в которых пределами тер - альным предпринимателем они зарегистрированы, ритории Россий - или должностным лицом без лицензии ской Федерации юридического лица без Национального банка специального разрешения Республики Казахстан (лицензии)

Нака - Наложение Наложение штрафа в Штраф на физических лиц зание административного размере от двадцати до в размере до ста штрафа на граждан пятидесяти базовых пятидесяти, на индивиду - в размере от величин альных предпринимателей, одной тысячи до юридических лиц, явля - одной тысячи ющихся субъектами малого пятисот рублей; или среднего предприни - на должностных мательства, - в размере лиц - от пяти до двухсот, на юридиче - тысяч до десяти ских лиц, являющихся тысяч рублей; на субъектами крупного юридических лиц - предпринимательства, - от пятидесяти в размере до трехсот тысяч до ста месячных расчетных тысяч руб. показателей

Содер - Статья 15.25 КоАП Статья 11.6 КоАП РБ Статья 187 КоАП РК жание РФ Невозвращение из-за 2. Невозвращение денег, 5. Невыполнение границы индивидуальным подлежащих в резидентом в предпринимателем или соответствии с за - установленный должностным лицом конодательством срок обязанности юридического лица Республики Казахстан по возврату в валюты, подлежащей в обязательному пере - Российскую Феде - соответствии с числению на счета в рацию денежных законодательством уполномоченные банки средств, уплачен - Республики Беларусь Республики Казахстан, ных нерезидентам обязательному пере - по сделкам, связанным с за не ввезенные числению на счета в импортом, экспортом на таможенную уполномоченный банк товаров (работ, услуг), территорию Республики Беларусь, за исключением случаев, Российской Феде - если в этих действиях установленных в части рации (не полу - нет состава первой настоящей статьи ченные на тамо - преступления женной территории Российской Федерации) това - ры, невыполненные работы, неоказан - ные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исклю - чительные права на них

Нака - Наложение Наложение штрафа в Штраф на физических и зание административного размере от двадцати до должностных лиц, штрафа на долж - пятидесяти базовых индивидуальных пред - ностных лиц и величин принимателей в размере юридических лиц в от пятнадцати до размере от трех двадцати пяти, на четвертых до од - юридических лиц, ного размера являющихся субъектами суммы денежных малого или среднего средств, не предпринимательства, - в возвращенных в размере от двухсот до Российскую Феде - четырехсот, на рацию юридических лиц, являющихся субъектами крупного предприни - мательства, - в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей

Таким образом, нормы государств - членов Таможенного союза отличаются друг от друга. Представляется, что создание единого валютного пространства требует унификации составов нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, а также мер административной ответственности за нарушение требований режима проведения валютных операций. Принятие Таможенного кодекса Таможенного союза - большой шаг вперед, поскольку единое таможенное пространство требует согласованности в преобразовании режима осуществления валютных операций. Концепция сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере, принятая 15 сентября 2004 г., в качестве направлений согласованной валютной политики также предполагает эволюцию национальных валютных систем в направлении их унификации. На одном из последних саммитов стран ЕврАзЭС и Таможенного союза прозвучала мысль о необходимости введения в рамках Союза единой валюты. Для этого необходимы длительные переговоры, анализ экономической ситуации экспертами <16>. -------------------------------- <16> Панин Г. Страны "таможенной тройки" могут в будущем ввести единую валюту. URL: http:// www. rg. ru/ 2010/ 07/ 05/ tamozenniy_souz. html (дата обращения - 5 июля 2010 г.).

Представляется, что и информационная недоступность нормативных актов стран Таможенного союза и других государств СНГ, отсутствие единой правовой базы не способствуют интеграционным преобразованиям. Указанные причины нередко приводят к проблемам толкования и правоприменения.

Название документа