Договоры о мерах доверия с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона
(Лазутин Л. А.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 4) Текст документаДОГОВОРЫ О МЕРАХ ДОВЕРИЯ С ГОСУДАРСТВАМИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА <*>
Л. А. ЛАЗУТИН
Лазутин Лев Александрович - доктор юридических наук, профессор кафедры иностранного государственного и международного права, директор Института прокуратуры Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
В контексте обеспечения региональной безопасности на евразийском пространстве рассмотрены соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.
Ключевые слова: соглашения о приграничном сотрудничестве, система региональной безопасности, сокращение вооруженных сил, Азиатско-Тихоокеанский регион.
Within the context of regional security in the Euro-Asian region agreements between the RF, Kazakhstan, Kirgizstan, Tajikistan and the PRC about strengthening confidence-building measures in military sphere near the border line and about mutual reduction of military forces near the border line are analyzed.
Key words: agreements about border co-operation, system of regional security, reduction of military forces, Asian Pacific region.
Придавая особое значение укреплению коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР), Российская Федерация, как и заинтересованные страны этого географического района, заключили ряд договоров в военно-политической сфере, включая договор о мерах укрепления доверия. Так, 24 апреля 1990 г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы <1> (далее - Соглашение о руководящих принципах). -------------------------------- <1> URL: http:// www. innovbusiness. ru/ pravo/ DocumShowDocumID38180.php.
Обе стороны на основе принципа равной безопасности взяли на себя обязательство сократить вооруженные силы в районе границы до минимального уровня, оставляя их в количестве, необходимом для выполнения лишь оборонительных задач. По ст. 2 данного Соглашения вооруженные силы сокращаются в соответствии с принципом асимметричности, при сочетании односторонних и двусторонних мер доверия. Стороны также осуществляют эффективный контроль за выполнением Соглашения. Для этого разрабатываются меры контроля и проверки, создаются двусторонние механизмы контроля и проверки, взаимно представляются необходимые для контроля и проверки материалы. На разных этапах сокращений могут применяться различные по формам, способам, объему и содержанию меры контрольного характера, согласованные сторонами, включая проведение инспекций на местах. Речь идет о международном контроле, который тесно переплетается с мерами укрепления доверия. Стороны согласовали наиболее эффективные меры по укреплению доверия, такие, как: отказ от проведения в районе границы военных учений; взаимное уведомление о масштабах, количестве и географических пределах военных учений и о крупных передвижениях войск; приглашение наблюдателей другой стороны; обмен ежегодными планами военной деятельности; согласование зон, где исключаются проведение военных учений и дислоцирование боевых частей, и др. (ст. 6 Соглашения о руководящих принципах). Указанная статья закрепляет классические меры укрепления доверия, которые были изложены еще в Документе по мерам укрепления доверия Заключительного акта СБСЕ 1975 г. и последующих документах, принятых в рамках СБСЕ/ОБСЕ. Особенность рассматриваемого Соглашения состоит в том, что оно не определяет конкретно количество участвующих в учениях, боевой техники, сроки предоставления уведомлений и планов военной деятельности. Отсутствие данных параметров можно воспринять как положительный момент, заключающийся в том, что о любых военных учениях (батальонных, полковых, бригадных и т. п.) следует уведомлять. Однако такой подход отрицательно влияет на повседневную боевую выучку войск, так как отвлекает их на выполнение организационных и протокольных мероприятий принимающей стороны. Соглашением предусмотрены дальнейшие шаги по выработке мер и положений о взаимных сокращениях вооруженных сил и укреплении доверия в военной области. Таким шагом стало подписание двух Соглашений: Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 26 апреля 1996 г.) <2> (далее - Соглашение об укреплении доверия) и Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Москва, 24 апреля 1997 г.) <3> (далее - Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил). -------------------------------- <2> URL: http://www. businesspravo. ru. <3> Там же.
Принятию этих Соглашений сопутствовало изменение геополитической обстановки в результате развала СССР и образования СНГ. Соглашение об укреплении доверия направлено на укрепление безопасности, сохранение спокойствия и стабильности в Азии. В целях развития отношений добрососедства и дружбы, сохранения в районе границы обстановки долговременной стабильности, укрепления взаимного доверия в военной области в районе границы стороны принимают следующие меры: обмен информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск (частей); отказ от военных учений, где условным противником рассматривается государство - участник Соглашения; ограничение масштабов, географических пределов и количества войсковых учений; уведомление о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск, вызванных чрезвычайной ситуацией; уведомление о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линий границы между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем - с другой (линия границы); приглашение наблюдателей на войсковые учения; уведомление о временном заходе боевых речных кораблей военно-морского флота (военно-морских сил) в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линий восточной части российско-китайской границы; принятие мер по предотвращению опасной военной деятельности; направление запросов о неясных ситуациях; укрепление дружеских контактов между военнослужащими вооруженных сил и пограничных войск в районе границы и осуществление других согласованных сторонами мер доверия. Применение перечисленных мер укрепления доверия определено в Соглашении.
Обмен информацией относительно согласованных компонентов вооруженных сил
Стороны обмениваются информацией о численности личного состава и количестве основных видов вооружений и военной техники сухопутных войск, военно-воздушных сил, авиации, войск противовоздушной обороны, пограничных войск, дислоцированных в 100-километровой географической зоне по обе стороны от линии границы. Информация предоставляется через 60 дней после вступления Соглашения в силу, а в последующем - до 15 декабря каждого года по состоянию на 1 января следующего года. Информация является конфиденциальной.
Географические пределы и количество войсковых учений
В 100-километровой зоне по обе стороны линии границ не проводятся войсковые учения с количеством участников: 40 тыс. человек на восточной части российско-китайской границы; 4 тыс. человек или 50 танков по отдельности либо совместно на западной части российско-китайской границы и на границе Казахстана, Киргизии, Таджикистана с Китаем. Проведение войсковых учений в 100-километровой географической зоне с количеством участников более 25 тыс. человек должно осуществляться не чаще одного раза в год. В пределах 15-километровой зоны по обе стороны границы войсковые учения могут проходить в составе только одного полка. В пределах 10-километровой зоны размещаются только те части, которые дислоцировались до подписания Соглашения, или только пограничные части.
Уведомления о военной деятельности и перемещениях войск
В соответствии со ст. 5 Соглашения сопредельные государства подлежат уведомлению в случаях: проведения учений с количеством участников более 25 тыс. человек; введения в 100-километровую зону 9 и более тысяч человек личного состава вооруженных сил или 250 и более боевых танков; призыва из запаса личного состава в 100-километровую зону 9 и более тысяч человек. На добровольной основе стороны уведомляют о войсковых учениях с участием 9 и более тысяч человек или 250 и более боевых танков в 100-километровой зоне. Уведомление осуществляется по дипломатическим каналам не менее чем за 10 дней до начала учений. В нем содержатся сведения об общей численности личного состава, количестве участвующих танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем калибра 122 мм и выше, боевых самолетов, вертолетов, пусковых установок тактических ракет, а также о целях, сроках, районе учений и уровнях командования. Заслуживает особого внимания положение, закрепленное в п. 4 ст. 5, в котором говорится: "В случае если одна из сторон вследствие какой-либо военной деятельности может нанести ущерб другой стороне или если при возникновении чрезвычайной ситуации потребуются перемещения войск количеством 9 и более тысяч человек или содействие другой стороны, то она своевременно уведомляет об этом другую сторону". Это положение чрезвычайно важно, ибо оно, с одной стороны, способствует разрешению конфликта мирными способами и урегулированию вопроса относительно причиненного вреда в соответствии с нормами международного права, а с другой стороны, обеспечивает реализацию взятых государством на себя обязательств по международным договорам по оказанию военной помощи в рамках коллективной безопасности.
Приглашение наблюдателей
Наблюдатели приглашаются, если численность участвующих войск достигает или превышает 25 тыс. человек. На подобные войсковые учения в пределах зоны могут быть приглашены наблюдатели, если численность войск достигает или превышает 13 тыс. человек или 300 и более боевых танков. Приглашающая сторона не менее чем за 30 дней до начала учений направляет другой стороне по дипломатическим каналам приглашение в письменном виде. Все расходы по прибытию и убытию ложатся на приглашаемую сторону.
Уведомления о временном заходе боевых речных кораблей
Боевые речные корабли ВМФ (ВМС) могут временно заходить в 100-километровую зону в случаях: ликвидации последствий стихийных бедствий; транзитного прохода без нанесения ущерба; ремонта и модернизации на судоремонтных заводах Хабаровска и Благовещенска; участия в праздничных мероприятиях. Общее количество кораблей, одновременно находящихся в зоне, не должно превышать 4 единицы. Уведомление о заходе боевых кораблей в зону должно быть сделано за 7 суток по дипломатическим каналам или по линии пограничных представителей.
Меры по предотвращению опасной военной деятельности
Стороны принимают следующие меры, направленные на предотвращение опасной военной деятельности и вызываемых ею последствий в районе границы: а) личный состав вооруженных сил сторон должен проявлять осмотрительность при проведении военной деятельности в районе границы; б) при перемещении войск, учениях, боевых стрельбах, плавании кораблей и полетах самолетов стороны стремятся не допускать перерастания этих действий в опасную военную деятельность; в) применение лазера одной из сторон не должно причинять ущерба персоналу и технике другой стороны; г) использование одной из сторон радиопомех своим сетям управления не должно приводить к причинению ущерба персоналу и технике другой стороны; д) при проведении учений с боевыми стрельбами принимаются меры по недопущению случайного попадания пуль, снарядов, ракет на территорию другой стороны и нанесения ущерба ее персоналу и технике. В случае возникновения инцидентов, вызванных опасной военной деятельностью, стороны должны принимать меры по прекращению такой деятельности, прояснению ситуации и возмещению ущерба. Возмещение ущерба, возникшего в результате опасной военной деятельности одного из государств, осуществляется этим государством в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Стороны решают возникшие вопросы путем консультаций, а также используют все возможные способы сообщения об опасных инцидентах военного характера.
Запрос о неясных ситуациях
В случае возникновения в районе неясной ситуации или в связи с вопросами и сомнениями одной стороны в отношении соблюдения Соглашения другой стороной каждая сторона имеет право обратиться к другой стороне с запросом. Для разрешения возникающих вопросов и сомнений запрашиваемая сторона обязана в течение 7 суток (в экстренных ситуациях - в течение 2 суток) дать ответ на запрос, поступивший от другой стороны. Если после получения от другой стороны ответа у запрашивающей стороны по-прежнему остаются вопросы и сомнения, она может вновь запросить дополнительные разъяснения от другой стороны или предложить проведение встречи для обсуждения этого вопроса. Место встречи будет определяться по договоренности сторон. Для устранения и разрешения вопросов и сомнений, возникающих у другой стороны в связи с неясной ситуацией, запрашиваемая сторона может по своему усмотрению пригласить другую сторону посетить районы, в отношении которых возникли вопросы и сомнения. Условия проведения таких посещений, включая количество приглашаемых представителей, определяются приглашающей стороной. Расходы по проведению этих посещений на своей территории несет приглашающая сторона. Предусмотренные запросы и ответы на них будут передаваться по дипломатическим каналам.
Меры по укреплению контактов между военнослужащими
Стороны осуществляют и развивают следующие формы сотрудничества между вооруженными силами в сопредельных военных округах: взаимные официальные визиты военных руководителей; взаимные ознакомительные поездки военных делегаций и групп специалистов различного уровня; взаимные приглашения на добровольной основе наблюдателей на войсковые и командно-штабные учения; обмен опытом военного строительства, боевой подготовки, а также материалами и информацией о жизни и деятельности войск; сотрудничество органов тыла в строительстве, продовольственном и вещевом снабжении войск и в других областях; взаимные приглашения на добровольной основе для участия в национальных праздниках, культурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и др. Конкретные планы сотрудничества согласовываются органами внешних связей вооруженных сил сторон. В соответствии со ст. 11 Соглашения пограничные войска (части) развивают сотрудничество по следующим направлениям: установление и развитие контактов между пограничными частями всех уровней, обсуждение вопросов пограничного сотрудничества и обмен информацией, способствующей пограничному сотрудничеству; проведение консультаций и осуществление согласованных мероприятий по пресечению противоправной деятельности, поддержанию спокойствия и стабильности на государственной границе; предотвращение возможных инцидентов и конфликтных ситуаций на государственной границе; своевременное уведомление и оказание взаимной помощи в случае стихийных бедствий, эпидемий и т. д., которые могут причинить ущерб другой стороне; обмен опытом охраны государственной границы и подготовки пограничных войск (пограничных частей); обмен делегациями, развитие культурного, спортивного обменов и других видов дружественных контактов. Конкретные мероприятия по сотрудничеству между пограничными войсками (пограничными частями) согласовываются пограничными ведомствами сторон. Соглашение об укреплении доверия послужило основой для заключения Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил. Географическими пределами применения этого Соглашения является также 100-километровая зона по обе стороны границы между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем - с другой. Соглашение выделяет "чувствительные районы", к которым относятся Хабаровский и Владивостокский районы, в которых численность личного состава, вооружений и военной техники, подлежащих сокращению и ограничению, включается в предельные уровни, закрепленные этим документом. Соглашением предусмотрены дополнительные меры укрепления доверия. Так, в соответствии со ст. 9 стороны обмениваются информацией о воинских формированиях, численности их личного состава, количестве основных видов вооружений и военной техники сухопутных войск, военно-воздушных сил, авиации ПВО, пограничных войск, дислоцированных в географических пределах применения Соглашения. Специально принятый Протокол об обмене информацией содержит конкретные процедуры и положения в отношении обмена. Соглашением предусмотрен международный контроль в виде проверок и инспекций, которые осуществляются по предварительному уведомлению инспектируемого государства. Уведомление должно быть не менее чем за 10 суток до расчетного времени прибытия инспекционной группы. Рассмотренные международные Соглашения расширили горизонты действия института мер укрепления доверия в праве международной безопасности. Из европейского он стал действенным инструментом во внешней политике других регионов. Создание многостороннего переговорно-консультационного механизма выступает целью и одновременно инструментом строительства режимов транспарентности и мер доверия в АТР. Многосторонний диалог по проблемам региональной безопасности стал основным средством эквивалентного обмена информацией в области обороны и безопасности, помогающим корректировать взаимное восприятие угроз, а также вырабатывать альтернативные предложения в области транспарентности и мер военного доверия <4>. -------------------------------- <4> Подробнее см.: Петровский В. Е. От империи - к открытому миру: О внешней политике России переходного периода. М., 2007. С. 105.
Актуальным вопросом для АТР остается предотвращение опасной военной деятельности. Хотя эта проблема отражена в рассмотренных Соглашениях, они не в полной мере решают этот вопрос. С политико-дипломатической точки зрения проблема предотвращения опасной военной деятельности сводится к декларированию на договорно-правовом уровне и реализации в практической деятельности государства согласованных принципов вооруженной обороны путем выполнения согласованных мер доверия. Наиболее опасные проявления военной деятельности (преднамеренной или случайной) - действия в военной области, которые ведут к обострению военно-политической обстановки и могут быть использованы в качестве повода для развязывания войны, в регионе полностью не устранены <5>. Это объясняется тем, что развитие военно-стратегической ситуации в АТР по многим параметрам отличается от процессов, происходящих в Евро-Атлантическом регионе. В частности, в АТР сложилось несколько центров силы, где отсутствует развитая сеть переговорных механизмов, аналогичная европейской сети. Более того, в сознании политической элиты большинства азиатских государств не без основания бытует мнение о несоответствии европейского опыта специфике и реалиям современных международных отношений в АТР. Это, в свою очередь, связано с весьма различающимися представлениями отдельных стран региона об источниках угроз и национальной безопасности, наличием неразрешенных конфликтов и территориальных споров, а также с неравномерностью социально-экономического развития. -------------------------------- <5> Болятко А. В. На пути регламентации военной деятельности. М., 1996. С. 14, 24 - 25.
При такой обстановке роль соглашений, предусматривающих меры доверия и ограничение вооружений в АТР, трудно переоценить.
Название документа