Рецензия на книгу: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов

(Курдюков Г. И., Мезяев А. Б., Нугаева Н. Г.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 4) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: УЧЕБ. / ОТВ. РЕД. Г. В. ИГНАТЕНКО, О. И. ТИУНОВ <*>, <**>

Г. И. КУРДЮКОВ, А. Б. МЕЗЯЕВ, Н. Г. НУГАЕВА

Курдюков Геннадий Иринархович - заслуженный деятель науки Республики Татарстан, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань).

Мезяев Александр Борисович - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Академии управления "ТИСБИ" (Казань).

Нугаева Нурия Габдуллазяновна - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань).

Тридцать лет тому назад группа казанских ученых по инициативе и под руководством профессора Д. И. Фельдмана подготовила рецензию на учебник "Международное право", созданный преподавателями кафедры иностранного государственного и международного права Свердловского юридического института под редакцией профессоров Г. В. Игнатенко и Д. Д. Остапенко <1>. -------------------------------- <1> Сов. ежегодник междунар. права. 1979. М., 1980. С. 298 - 304.

Тогда столичное издательство "Высшая школа" рискнуло выпустить в свет первый отечественный учебник "провинциального" коллектива (в качестве автора главы о возникновении и развитии международного права был приглашен ленинградский профессор Ю. Я. Баскин). Рецензенты (в их числе были Д. И. Фельдман, Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков, В. Н. Лихачев) положительно оценили и сам факт такой публикации, и ее основные концептуальные положения. Та книга была подчинена традиционному пониманию задач и содержания учебника по международному праву, не имея принципиальных отличий от родственных учебников под редакцией Г. И. Тункина, Л. А. Моджорян и Н. Т. Блатовой, Ф. И. Кожевникова. Издававшиеся в то время учебники по международному праву однозначно подчинялись проблемам внешнеполитической деятельности, международной политики. Естественной была первоначальная ориентация на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, поскольку эта дисциплина предусматривалась учебными программами. Но во многих случаях она сопровождалась словами "для тех, кто работает в сфере международных отношений". К сожалению, и в наши дни в большинстве учебников, а их общее число превысило двадцать, такое примечание стало традиционным, причем не только в изданиях Московского института международных отношений (университета) <2> и Дипломатической академии <3>, где подобный подход понятен, но и в учебниках, рассчитанных на юридические вузы, готовящие специалистов во внутригосударственной сфере. -------------------------------- <2> "Для специалистов в области международных отношений и международного права" (Международное право / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. 2-е изд. М., 2007). <3> "Для тех, кто работает в сфере дипломатии и международных отношений и в смежных областях" (Международное право / Под ред. А. А. Ковалева, С. В. Черниченко. М., 2006).

В 1995 г. в Москве, в "Высшей школе", появилось новое издание книги уральских авторов "Международное право" под редакцией Г. В. Игнатенко. В ней авторский коллектив существенно изменил ориентацию, не только введя специальную главу "Международное право и внутригосударственное право", но и подчинив содержание большинства других глав применению норм международного права в их соотношении с нормами российского законодательства действию международных договоров как составной части правовой системы Российской Федерации. Это сразу было отмечено в литературе. Так, в отзыве группы ученых МГИМО во главе с Ю. М. Колосовым говорилось: "Рецензируемый учебник рассчитан прежде всего на юристов, которые будут работать в сфере внутреннего правоприменения" <4>. Более пространно и убедительно об этом сказал И. И. Лукашук: "На протяжении многих лет курс "Международное право" носил, в общем, образовательный характер и не имел прямого отношения к деятельности юриста-практика, занятого в сфере внутреннего права. Ныне международное право имеет значение для юриста любой специализации. Поэтому приобретает все большее значение прикладной аспект международного права, его изучения и преподавания. Необходим учет интересов не только юриста-международника, но и тех, кто работает в области конституционного, административного, гражданского, уголовного, военного и других отраслей внутригосударственного права. Такой подход начинает находить признание и в отечественных учебниках. В наибольшей мере он воплощен в учебнике "Международное право" (М.: Высшая школа, 1995), написанном коллективом екатеринбургских юристов под руководством профессора Г. В. Игнатенко" <5>. -------------------------------- <4> Московский журн. междунар. права. 1997. N 1. С. 124. <5> Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. С. VI.

С 1999 г. судьба этого учебника связана с издательством "Норма". Его ответственными редакторами стали профессора Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. В последующие годы он выходил с изменениями и дополнениями в 2002 г. (второе издание), в 2003 - 2005 гг. (третье издание), в 2006 - 2008 гг. (четвертое издание), в 2009 г. (пятое издание). Во всех этих книгах постепенно возрастал удельный вес источников и комментариев, посвященных непосредственному применению международно-правовых норм во внутригосударственных отношениях. Впервые в учебной литературе юридического профиля появилась глава "Международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти". В четвертом издании получившая "прописку" во многих учебниках характеристика соотношения международного права и внутригосударственного права подверглась существенному преобразованию путем выделения главы "Международные договоры и нормы в правовой системе Российской Федерации". В пятом издании ее наименование было приведено в соответствие с формулировкой ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составная часть ее правовой системы". Новый учебник отличается глубоким содержанием и нетрадиционными суждениями. Учебник интересен тем, что авторы используют труды таких известнейших ученых прошлых веков, как Л. А. Камаровский, В. А. Уляницкий, Ф. Ф. Мартенс, поскольку, только используя исторические аспекты, можно получить полную картину, освещая ту или иную тему. Нельзя не согласиться с И. И. Лукашуком в высказывании о том, что "попытки игнорировать историю неизбежно ведут к непониманию сущности явления и к ошибкам в его использовании". Весьма положительным мы считаем квалифицированное рассмотрение вопросов соотношения международного и российского права с акцентом на правоприменительную практику. Что касается проблемы кодификации международного права, то авторы поместили ее в главу 4 "Нормы международного права". На наш взгляд, кодификация относится к понятийному аппарату, поэтому сказать о ней в главе 1 было бы уместнее, также осветив исторический аспект понятия кодификации. После каждого параграфа, так как это учебник, не мешало бы дать и контрольные вопросы, которые, как известно, способствуют закреплению знаний при изучении той или иной темы. Необходимо отметить также главу 10 "Международно-правовая ответственность". Здесь хотелось бы увидеть более подробное описание контрмер и санкций с точки зрения инструмента реализации (имплементации) международно-правовой ответственности государств (подробнее см. в главе VIII "Контрмеры и санкции как инструмент реализации (имплементации) международно-правовой ответственности государств" в книге "Международное право: Курс лекций". Казань, 2004. С. 166 - 189). Совершенно новой является глава 14 "Право международных судов". Действительно, проблема изложения вопросов, связанных с международными судебными учреждениями, всегда стояла перед любым учебником. Одни ее решали путем выделения параграфа "Международная юстиция", другие рассматривали те или иные международные суды в соответствующих главах (права человека, мирные средства разрешения споров, международное морское право, международное уголовное право). В результате такого подхода студентам было трудно в полной мере представить себе систему международных судебных учреждений. Данная проблема однозначно разрешена в настоящем учебнике. Выделение этой главы - настоящий прорыв в плане и методическом, и научном. Методическая сторона ясна. Что же касается научной стороны, то скажем, что авторы учебника выделяют право международных судов как отрасль современного международного права, причем не только провозглашают создание новой отрасли, как иногда происходит в отдельных учебниках, а доказывают свой вывод. Одной из традиционных проблем изложения темы международных судебных учреждений была ее оторванность от национально-правовой системы России. Учебник решает эту проблему в первых строчках главы. Делается это очень убедительно: путем цитирования Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". На протяжении всей главы авторы учебника постоянно описывают тему через призму "позиции России", "участия России", "правовых последствий для России", разрушая отстраненность темы для большинства студентов и делая ее актуальной для каждого. Иногда даже начинаешь критиковать авторов, когда эта характерная черта учебника в каком-то месте могла бы быть отражена сильнее. Например, во время чтения параграфа "Международный Суд ООН" так и хочется, чтобы авторы завершили анализ дела ЛаГрандов прямым обращением к студентам: "Данное решение Суда не только предоставляет права физическим лицам напрямую, но и обязывает вас, будущих юристов, в случае возникновения подобной ситуации, во избежание международной ответственности государства предупредить арестованного иностранца о его праве на консульскую помощь! Именно вы, и никто другой, можете нести главную ответственность за законность всего последующего процесса!" Впрочем, если требовать от авторов учебника сделать и это, то что же останется делать преподавателям? Вместе с тем желательно показать значение консультативных заключений. Так, может остаться ощущение некой недоговоренности после изложения заключения Международного Суда по вопросу о законности применения или угрозы применением ядерного оружия. В определенной степени также чувствуется некоторая "разорванность" между главами "Право международных судов" и "Международное процессуальное право". Если право международных судов есть отрасль международного права, то процессуальные аспекты деятельности международных судебных учреждений, вероятно, логичнее было бы рассматривать в рамках этой отрасли. Нет сомнений, что учебник будет пользоваться популярностью, окажется полезным в изучении студентами, так как данный труд коллектива авторов является изложением, обладающим логической последовательностью, научной новизной, практической значимостью и тем самым отвечающим всем требованиям вузовских стандартов изучения программы международного права.

Название документа