Национальная правовая база таможенного регулирования России в связи с ее участием в таможенном союзе
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Таможенное право и валютное регулирование)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ
В СВЯЗИ С ЕЕ УЧАСТИЕМ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",
Таможенное право и валютное регулирование)
Информационное письмо N 155
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 июля 2010 года
Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает, что в рамках Евразийского экономического сообщества Россия, Белоруссия и Казахстан сформировали систему международных договоров, составляющих базу их таможенного союза. Одним из важнейших является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, который Россия и Казахстан ратифицировали (Белоруссия пока нет). Вместе с этим Договором Таможенный кодекс таможенного союза, а также ряд связанных с ними международных договоров вступают в силу с 1 июля 2010 года.
Согласно Таможенному кодексу таможенного союза правовое регулирование особенностей таможенных отношений осуществляется на уровне национального законодательства государств - членов таможенного союза. В этой связи Государственная Дума 18 июня с. г. приняла в первом чтении проект Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Предусматривается, что этот федеральный закон вступит в силу с 1 июля 2010 г., но не ранее дня его официального опубликования.
Данный федеральный закон знаменует существенные изменения в российском таможенном праве и смежных правовых областях.
Концептуально он исходит из следующих приоритетов:
- обеспечить экономическую безопасность РФ при осуществлении внешней торговли товарами;
- не увеличивать нагрузку на бизнес по сравнению с Таможенным кодексом РФ, иметь таможенное регулирование, обременяющее бизнес не более, чем в Белоруссии и Казахстане;
- упростить таможенные процедуры при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, и импорте высокотехнологичных и инновационных товаров;
- предоставить Президенту РФ и Правительству РФ дополнительные права в области таможенного регулирования.
В новом таможенном законодательстве в целом ряде случаев изменяются принципиальные подходы к таможенному оформлению товаров, появляются новые таможенные институты и понятия.
Так, принцип национального резидентства предусматривает оформление товаров только в стране регистрации участника внешнеэкономической деятельности. Это означает, что резидент РФ не может самостоятельно завершить таможенное оформление товаров и выпустить их для свободного обращения, например, в Казахстане.
Изменяется порядок декларирования товаров, корректировки таможенных деклараций, заявления таможенных процедур (например, таможенного транзита), определения и подтверждения таможенной стоимости товаров (например, допускается отложенное решение по таможенной стоимости, позволяющее определить ее после принятия таможенной декларации и выпуска товаров, что существенно облегчает, в частности, оформление товаров, в связи с ввозом которых уплачиваются лицензионные платежи) и др.
В таможенном законодательстве появляются новые участники: уполномоченный экономический оператор, таможенный представитель и пр.
При этом сохраняются многие положения из существующего российского таможенного законодательства, например предварительное и периодическое таможенное декларирование товаров, подача неполной таможенной декларации, декларирование товаров в несобранном или некомплектном виде партиями с одним кодом товарной номенклатуры и т. д.
По своему содержанию предлагаемый федеральный закон выступает основным актом законодательства РФ в сфере таможенного дела. Однако пока в нем отсутствует решение вопроса о судьбе существующего Таможенного кодекса РФ, возможном одновременном согласованном действии обоих актов, непротиворечивом применении нового федерального закона.
Рассматриваемый федеральный закон в отношении налогов, взимаемых в связи с таможенным перемещением товаров, отсылает к нормам Налогового кодекса РФ, не внося в него каких-либо изменений, однако не учитывает, что сам Налоговый кодекс РФ предусматривает для таких налогов применение Таможенного кодекса РФ.
В данной связи обращает на себя внимание, что в Государственную Думу не было представлено законопроекта о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство РФ в связи с принятием рассматриваемого федерального закона.
Вместе с тем следует иметь в виду, что при внесении проекта федерального закона в сопроводительных материалах было указано, что принятие нового федерального закона потребует:
- внесения изменений в Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ;
- внесения изменений в более 30 других называемых федеральных законов (об иностранных инвестициях, об особых экономических зонах и др.);
- внесения изменений в 190 называемых указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;
- принятия 1 федерального закона, 1 указа Президента РФ и 56 постановлений Правительства РФ.
Дальнейшую ясность в работу таможенного союза и развитие таможенного регулирования внесут решения высшего органа таможенного союза, заседание которого на уровне глав государств запланировано на 5 июля с. г. в г. Астане (Казахстан).
При этом на случай, если Белоруссия отложит для себя начало действия норм таможенного союза, в России подготовлен проект постановления Правительства РФ, которое введет с 1 июля 2010 г. полноценный таможенный контроль в отношении товаров на российско-белорусской границе. Данное постановление также определит места и порядок таможенного контроля товаров в отношениях России с Белоруссией и Казахстаном. В частности, порядок будет предусматривать, что перевозчик в этих отношениях представляет для таможенного оформления те же документы и сведения, которые требуются в соответствующих случаях таможенным законодательством таможенного союза. Непредставление этих документов может повлечь неблагоприятные последствия для соответствующих лиц (запрет на ввоз товаров, простой транспортных средств, дополнительные таможенные платежи, оформление транзита от пункта пропуска на границе РФ до оформляющего внутреннего таможенного органа и пр.).
Название документа