Таможенный союз - час икс близок
(Бодрягина О.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 25)
Текст документа
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ - ЧАС ИКС БЛИЗОК
О. БОДРЯГИНА
Оксана Бодрягина, газета "ЭЖ-Юрист".
До введения Таможенного кодекса Таможенного союза (ТС) счет идет на дни. При этом пока непонятно, будет ли это Кодекс двойки (Россия - Казахстан) или все-таки Кодекс тройки - если Беларусь решит стать третьим таможенным союзником (этот ключевой вопрос должен решиться на предстоящем 5 июля Межгоссовете ЕврАзЭС). Также настораживает тот факт, что ТК ТС с 1 июля заработает при любых обстоятельствах, а вот закон о таможенном регулировании в РФ, который призван реализовать более двух сотен отсылочных норм Кодекса на уровне российского законодательства, в любом случае не подоспеет.
Таможенный союз, формирование которого стартовало с начала года, - дело решенное. И вопрос переноса часа икс - 1 июля 2010 г., когда с вступлением в силу Таможенного кодекса ТС заработает единая таможенная территория (правда, с рядом изъятий), на повестке не стоит. Однако если пакет документов на наднациональном уровне, куда входит Таможенный кодекс ТС, принятые в соответствии с ним международные соглашения государств - членов ТС и решения Комиссии ТС, более или менее готов, то на национальном уровне работы хоть отбавляй.
Законопроект "О таможенном регулировании в РФ", который служит своего рода законодательным мостиком, дополняющим нормы Таможенного кодекса ТС и реализующим его отсылочные положения, должен был вступить в силу также с 1 июля, но на днях прошел только первое чтение. Даже при самом оптимистическом сценарии, если проект экспресс-методом пройдет два оставшихся чтения в Думе, получит одобрение сенаторов, визу Президента и будет официально опубликован, он едва лишь вступит в силу к августу.
Несмотря на то что этот достаточно объемный законопроект - вторичный документ по отношению к Таможенному кодексу ТС, в нем определяются порядок применения таможенных процедур в условиях союза, полномочия и ответственность таможенников, правила ведения реестров лиц, работающих в сфере таможенного дела, и содержатся многие другие не менее важные нормы, без которых работать участникам ВЭД будет весьма затруднительно. Правда, Федеральная таможенная служба успокаивает и говорит, что до принятия закона о таможенном регулировании в РФ в качестве "палочки-выручалочки" выступит и сгладит этот переходный период ныне действующий Таможенный кодекс РФ в части, не противоречащей Таможенному кодексу ТС. Кроме того, сообщают в ФТС, уже сейчас подготовлен пакет президентских указов, для того чтобы заполнить возникший законодательный вакуум.
Между тем представители бизнеса скептически относятся к предложенному способу прикрыть правовые пробелы. "Не думаю, что указами Президента можно отрегулировать возможные сбои", - считает руководитель практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию компании "Пепеляев Групп" Галина Баландина. "Какие именно данные необходимы инспектору таможни и декларанту с 1 июля? Как заполнить таможенные документы? Им необязательно разбираться в тонкостях новой терминологии и огромном количестве правовых источников разного уровня. Поэтому ключевыми документами должны стать не указы Президента, а детальные правила заполнения таможенной декларации, требования к набору документов, которые декларант должен представить, информация о том, на какой счет нужно уплатить таможенные платежи и что делать со сборами за таможенное оформление. Таких разъяснений в 95% случаев вполне достаточно, чтобы подавляющая часть грузов не застряла с 1 июля на таможне", - отмечает Галина Баландина. По ее словам, все будет зависеть от того, насколько оперативно сработает таможенная служба и как она донесет нужную информацию до участников ВЭД.
В целом же законопроект о таможенном регулировании Галина Баландина оценивает позитивно. "Проект нивелирует некоторые дополнительные полномочия таможенных органов, которые появились в Таможенном кодексе ТС, смягчает требования для применения режимов переработки на таможенной территории, временного ввоза и вывоза товаров. Вводит институт уполномоченного экономического оператора, который позволит производственным компаниям сократить издержки, связанные со складскими расходами и непредсказуемой логистикой", - говорит она. Законопроект создает все необходимые предпосылки для того, чтобы таможня предложила нашим импортерам и экспортерам не более обременительные условия, чем у конкурентов российских компаний на мировых рынках, резюмирует Галина Баландина.
Много положительных новшеств, которые существенно упростят для бизнеса таможенное администрирование, видит в законопроекте и руководитель практики внешнеторгового регулирования компании DLA Piper Вильгельмина Шавшина. Вместе с тем, по ее мнению, есть нормы, которые требуют более тщательного изучения и анализа. "Положения проекта, которые регулируют новый и, несомненно, прогрессивный институт уполномоченного экономического оператора, предусматривают возможность приостановления действия свидетельства оператора в случае возбуждения административного дела. В рамках субъективного подхода при квалификации правонарушения можно усмотреть наличие коррупционной составляющей и рисков для компаний-операторов в случае, если состав правонарушения так и не будет доказан", - полагает она.
"Еще одна крайне важная для большинства компаний новация - положения проекта, регулирующие ввоз и вывоз образцов на или с территории РФ. Однако чтобы эти нормы заработали, необходимо оформлять в упрощенном порядке научные или коммерческие образцы, вывозимые из РФ за пределы Таможенного союза для проведения с ними испытаний, исследований или демонстрации. Целесообразно допускать декларирование в упрощенном порядке с применением в качестве таможенной декларации письменного заявления организации-отправителя", - считает Вильгельмина Шавшина. "Кроме того, - продолжает она, - условия включения компании в соответствующий реестр (таможенные представители и перевозчики, владельцы складов временного хранения и таможенных складов), на мой взгляд, являются практически невыполнимыми для большинства участников рынка околотаможенных услуг и содержат в себе коррупционные риски". Это, по убеждению Вильгельмины Шавшиной, неизбежно приведет к повышению активности нелегального бизнеса околотаможенных услуг и не позволит вести деятельность законопослушным операторам таких услуг. "Представляется крайне важным внести небольшое дополнение, аналогичное условиям присвоения статуса уполномоченного экономического оператора, где предусмотрена норма о малозначительности совершенных правонарушений", - предлагает она.
Одним словом, на каждый плюс законопроекта можно найти при желании свой минус. Однако бизнес больше волнует, что лихорадка от всех этих масштабных пертурбаций на таможенных просторах России, как и наших союзников, затянется. Остается надеяться, что к осени, когда после некоторого сезонного летнего затишья процесс товарооборота пойдет с новой силой, в таможенной сфере наступит относительный штиль.
Название документа