Правовые аспекты противодействия легализации денежных средств, приобретенных преступным путем
(Тютюнник И. Г.) ("Российский следователь", 2013, N 22) Текст документаПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
И. Г. ТЮТЮННИК
Тютюнник Игорь Георгиевич, научный сотрудник Центра правового и методического обеспечения стратегического планирования Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования ФГБОУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации".
В статье рассматриваются правовые аспекты противодействия коррупции в сфере легализации денежных средств, приобретенных преступным путем. Международное и российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направлено на обеспечение как внешней, так и внутренней экономической безопасности государства с учетом накопленного опыта в этой сфере, а также с учетом рекомендаций международных организаций.
Ключевые слова: легализация денежных средств, противодействие легализации преступных доходов на уровне международных стандартов, криминализация операций с наличными деньгами, доходы, полученные преступным путем, имущество.
Legal aspects of combating corruption in the sphere of money laundering of criminally acquired I. G. Tyutyunnik
In the article legal aspects of counteraction of corruption in the sphere of legalization of the money acquired by a criminal way are considered. The international and Russian legislation on counteraction of legalization (laundering) of income gained by a criminal way are directed on providing both external and internal economic security of the state, taking into account the saved up experience in this sphere, and also taking into account recommendations of the international organizations.
Key words: legalization of money, counteraction of legalization of the criminal income on level of the international standards, criminalization of operations with cash, income gained by a criminal way, property.
В настоящее время в мире не существует единого подхода к определению понятия "отмывание денег". Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 г. использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение". В ряде стран (Австрия, Польша, Китай) уголовно наказуемым является отмывание доходов от конкретного преступления (группы преступлений). В других странах (Македония) специфицирован примерный перечень предикатных преступлений. Кроме того, в ряде государств (Франция, Швейцария) уголовно наказуемым считается отмывание доходов от фактически любого преступления или правонарушения. В условиях глобализации и существования крупных международных преступных и террористических синдикатов отмывание денег стало общемировой проблемой. Участники процесса отмывания денег диверсифицируют свою деятельность, осуществляя операции в различных секторах финансовых и нефинансовых услуг. Процесс активизации разработки нормативной правовой базы и создание организационной структуры, позволившие вывести работу по противодействию легализации преступных доходов на уровень международных стандартов, отчасти стимулировали присоединение Российской Федерации к Конвенции Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 8 ноября 1990 г. (ратифицирована в 2001 г.), Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (31 октября 2003 г.), Международным стандартам по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. С созданием в 1989 г. Международной группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее по тексту - ФАТФ) словосочетание "отмывание денег" стало международным юридическим термином. С точки зрения ФАТФ, под отмыванием понимается процесс сокрытия или маскировки существования, незаконного происхождения, движения, назначения или использования имущества или денежных средств, полученных незаконным путем. В разделе "В" рекомендаций ФАТФ "Отмывание денег и конфискация" содержатся следующие положения: - странам следует рассматривать отмывание доходов как преступление на основании Венской и Палермской конвенций; - странам следует применять понятие отмывания денег ко всем серьезным преступлениям с целью охвата как можно более широкого круга предикатных преступлений; - странам следует принять меры, аналогичные изложенным в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, в т. ч. законодательные меры, позволяющие компетентным органам замораживать или арестовывать, конфисковывать без ущерба для прав добросовестных третьих сторон следующее: а) доходы, полученные от отмывания денег или предикатных преступлений, или инструменты, использованные или предназначавшиеся к использованию для отмывания денег или совершения предикатных преступлений; б) имущество, которое является доходом, или используется, или предполагается, или предназначено для использования и финансирования терроризма, террористических актов или террористических организаций; в) имущество эквивалентной стоимости. Россия находилась в черном списке ФАТФ вплоть до 2002 г. Ситуация изменилась только со вступлением в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и учреждением в России Комитета по финансовому мониторингу - специального органа, отслеживающего крупные финансовые операции на предмет соответствия их закону. Необходимым условием исключения из списка стало также присоединение России к Конвенции Совета Европы 1990 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". В феврале 2003 г. Россия приняла участие в пленарном заседании ФАТФ в качестве наблюдателя, а на пленарном заседании в июне 2003 г. в Берлине она стала полноправным членом ФАТФ. Этому решению предшествовала еще одна комплексная оценка национальной системы противодействия легализации преступных доходов, проведенная экспертами ФАТФ в апреле 2003 г., которая была основана на новой методике и подтвердила соответствие в целом российской системы противодействия легализации преступных доходов международным стандартам. Вместе с тем в адрес России был высказан ряд замечаний и рекомендаций, направленных на совершенствование правовых основ системы противодействия легализации преступных доходов. То, что Россия стала полноправным членом ФАТФ, было важным шагом на пути к включению страны в международную систему борьбы с отмыванием преступных доходов. Вместе с тем нельзя было не заметить слабую подготовленность российского законодательства и правосознания россиян для полного выполнения высоких требований этой организации <1>. -------------------------------- <1> Карпович О. Г. Создание системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации // Юридический мир. 2008. N 8.
Страсбургская конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности была ратифицирована Федеральным законом от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ. При этом Российская Федерация не воспользовалась имевшейся в соответствии с п. 4 ст. 6 названной Конвенции возможностью заявить о неприменении мер уголовного преследования к отмыванию доходов от определенных категорий преступлений <2>. -------------------------------- <2> "Грязные" деньги и закон: Сб. материалов. М., 1995. С. 7 - 41; Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. док. М., 2004. С. 466 - 477; Алиев В. М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем: Уголовно-правовое и криминолог. исслед. М., 2001. С. 7 - 46; Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества / Б. С. Болотский, А. Г. Волеводз, Е. В. Воронова, Б. Ф. Калачев. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 10 - 86.
На целесообразность такого пути противодействия отмыванию денежных средств, приобретенных преступным путем, указано в ряде принятых законов - Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г.) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г.) "О противодействии коррупции" - и приказов: Приказ ФНС России от 31 декабря 2009 г. N ММ-7-4/737@ "Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений". 22 февраля 2013 г. Государственная Дума приняла в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона N 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - законопроект). Документ содержит поправки к ряду федеральных законов. Разработчики законопроекта предлагают ужесточить уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных как лицом в результате совершения им преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) (ст. 174.1 УК РФ), так и другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ). Денежные средства могут быть в любой валюте; имеются в виду как наличные, так и безналичные суммы, а иное имущество включает ценные бумаги, вещи, другое движимое или недвижимое имущество, в т. ч. земельные участки, здания, сооружения и т. п. <3>. -------------------------------- <3> Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учеб. / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: Инфра-М; Контракт, 2006. С. 247.
Усиление ответственности будет проявляться в нескольких аспектах. Во-первых, предлагается привлекать к уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных от любых преступных деяний. Напомним, что в настоящее время нельзя привлечь лицо к уголовной ответственности за отмывание денежных средств, полученных путем уклонения от уплаты таможенных платежей или налогов. Во-вторых, ответственность за легализацию денежных средств, полученных лицом в результате совершения преступления при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 174.1 УК РФ), будет наступать независимо от размера суммы финансовой операции и иной сделки данного лица. В настоящее время основной состав указанного преступления предусмотрен только при совершении операций в крупном размере (свыше 6 млн. руб.). В-третьих, планируется значительно снизить значение крупного размера как квалифицирующего признака деяния: с суммы свыше 6 млн. руб. до суммы свыше 600 тыс. руб. Согласно законопроекту, легализация суммы денежных средств свыше 6 млн. руб. становится самостоятельным квалифицирующим признаком - "особо крупный размер". Квалифицирующие признаки данного преступления будут практически такими же, как и при нарушении правил репатриации денежных средств, за исключением использования подложного документа, который в данном случае будет основным элементом состава. Максимальным наказанием при наличии самых тяжких признаков (организованная группа и (или) особо крупный размер) может стать лишение свободы до десяти лет. Вышеупомянутая ст. 174.1 УК РФ под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, понимает совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Указанная статья конкретизирует способы придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. В число указанных способов УК РФ включает совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления. В основных составах, предусмотренных ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1, не установлен минимальный размер легализации денежных средств или иного имущества, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния. Такой подход законодателя вряд ли оправдан. Например, при применении его к корыстным посягательствам на собственность, имея в виду легализацию, предусмотренную ч. 1 ст. 174.1, пришлось бы в каждом случае совершения корыстного деяния (кражи, грабежа, разбоя, вымогательства и т. д.), независимо от его размера, рассматривать вопрос о возможном привлечении преступника к ответственности за легализацию. Такая ситуация способна вызвать искусственный рост преступности, вовлечение в сферу уголовной ответственности необоснованно большого числа граждан <4>. -------------------------------- <4> Уголовно-правовая борьба с легализацией преступных доходов / П. Г. Пономарев, М. И. Прохорова, О. А. Рыхлов // Российский следователь. 2007. N 2. С. 19 - 21.
Легализация денежных средств, полученных преступным путем, постоянно сопровождается изменением форм обращения, например трансформацией наличных денег в безналичные и, наоборот, безналичных денег в наличные. Существует два основных направления легализации финансовых средств с использованием банков и иных коммерческих структур: а) легализация наличных денежных средств с использованием способов их отмывания и мошенничество. Это направление используется для введения в легальную финансовую систему денежной массы, полученной в результате организованной преступной деятельности (торговли наркотиками, оружием, проституции, коррупции, вымогательства и др.). Основные операции при использовании отмывания финансовых средств в РФ, на долю которых приходится около 65% незаконных операций, осуществляются через компании-однодневки. Эти операции позволяют получать наличные деньги для последующего увода их в тень и использования для личного обогащения собственников и менеджмента либо финансовой поддержки преступной деятельности, которые часто используются для последовательного приумножения преступных доходов или получения покровительства со стороны преступных структур; б) перевод наличных денежных средств с использованием способов отмывания в безналичную форму. Перевод наличных денег в безналичные, платежные документы или ценные бумаги обусловливает определенную безопасность их хранения и устраняет трудность перемещения, поскольку доход от преступных деяний выражается нередко в астрономических цифрах <5>. -------------------------------- <5> Ревин В. П., Стахов Я. Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. 2012. N 1. С. 9 - 12.
Изложенное свидетельствует о серьезном значении, которое придается Российской Федерацией исполнению стандартов и рекомендаций международных организаций в сфере ПОД/ФТ, а также принятию ряда специальных мер по противодействию легализации денежных средств, приобретенных преступным путем. Такие меры должны включать предоставление полномочий на: а) выявление, отслеживание и оценку имущества, подлежащего конфискации; б) принятие обеспечительных мер, таких как замораживание и арест, в целях предотвращения любых операций (сделок), передачи или распоряжения таким имуществом; в) принятие мер с целью предотвратить или нейтрализовать любые действия, которые подрывают способность государства замораживать или арестовывать имущество, подлежащее конфискации; г) принятие любых надлежащих следственных мер. Таким образом, легализация доходов, полученных преступным путем, - это преступление международного характера, что отражено в гл. IV Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" - "Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма". Международное и российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направлено на обеспечение как внешней, так и внутренней экономической безопасности государства с учетом накопленного опыта в этой сфере, а также с учетом рекомендаций международных организаций. Законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, должно быть динамичным, совершенствоваться, предусматривать новейшие меры защиты от преступных посягательств на экономику страны, а также проводить политику усиления мер ответственности за нарушения данного законодательства. Российское законодательство, подзаконные и нормативные акты в указанной сфере постоянно развиваются. С учетом накопленного международного опыта и опыта Российской Федерации в основополагающий российский Закон в сфере ПОД/ФТ вносятся изменения, направленные на оперативное и качественное реагирование государства с учетом складывающейся ситуации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Список литературы
1. Алиев В. М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем: уголовно-правовое и криминолог. исслед. М., 2001. 2. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества / Б. С. Болотский, А. Г. Волеводз, Е. В. Воронова, Б. Ф. Калачев. М.: Юрлитинформ, 2001. 3. "Грязные" деньги и закон: Сб. материалов. М., 1995. 4. Карпович О. Г. Создание системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации // Юридический мир. 2008. N 8. 5. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. док. М., 2004. 6. Ревин В. П., Стахов Я. Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. 2012. N 1. С. 9 - 12. 7. Уголовно-правовая борьба с легализацией преступных доходов / П. Г. Пономарев, М. И. Прохорова, О. А. Рыхлов // Российский следователь. 2007. N 2. С. 19 - 21. 8. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учеб. / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: Инфра-М; Контракт, 2006.
Название документа