Возмещение вреда жертвам терроризма в международном и зарубежном законодательстве
(Хачароев З. Д.) ("Российский следователь", 2010, N 16) Текст документаВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЖЕРТВАМ ТЕРРОРИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ <*>
З. Д. ХАЧАРОЕВ
Хачароев З. Д., адъюнкт Академии управления МВД РФ.
В статье автор подчеркивает, что защита прав потерпевших приобрела значение в международных актах лишь в последние десятилетия прошлого столетия. Законодательство ряда западноевропейских стран содержит существенные ограничения для возмещения причиненного преступлением вреда в рамках уголовного процесса, исключение составляют только США.
Ключевые слова: терроризм, жертва, возмещение вреда, международные организации, противодействие, компенсация.
The author of the article stresses that protection of rights of victims became important in international acts only during the last decades of the XX century. The legislation of a number of Western European countries contains considerable limitations for compensation of harm caused by a crime within the frames of criminal procedure, the exclusion is the USA.
Key words: terrorism, victim, compensation of harm, international organizations, counteraction, compensation.
Терроризм, являющийся постоянным спутником человечества, с конца 60-х годов прошлого столетия приобретает поистине угрожающие масштабы. Так, за период с 1970 по 1985 г. в Европе совершено около 3000 терактов; в Латинской Америке - 1573; на Ближнем Востоке - 1330; в Северной Америке - 448. С 1986 г. по настоящее время рост количества терактов в различных регионах мира составил от 50 до 60 процентов <1>. -------------------------------- <1> URL: http://www. terrorunet. ru/ (последнее посещение - 20.05.2010).
Меняется не только количество террористических актов, но и характер: они становятся более жестокими, и все чаще их объектом становятся люди. Если в 70-х годах 80% терактов были направлены против собственности и только 20% - против людей, то в 80-х годах - соответственно 50% и 50%, а в 90-х годах - уже 30% и 70% <2> соответственно. -------------------------------- <2> См.: Там же.
Противодействие терроризму находится в центре внимания международных организаций. В 1934 г. Лига Наций сделала первый главный шаг в объявлении этого явления вне закона, проведя обсуждение проекта Конвенции о предотвращении и осуждении терроризма. Сегодня борьба с этим ужасным преступлением стала одной из актуальнейших проблем, которую совместно пытаются решить ученые, политические деятели и государства. Между тем жертвам терроризма не всегда уделялось внимание не только на национальном уровне, но и на международном. Как отмечает Л. М. Володина, на данный момент имеется достаточно большое число нормативно-правовых документов, конвенций, пактов, стандартных правил, которыми на международном уровне реализуются задачи защиты прав личности в сфере уголовной юрисдикции. Однако анализ этих документов свидетельствует о том, что жертва преступления и возможности защиты потерпевшего отодвинуты в них на второй план <3>. -------------------------------- <3> Володина Л. М. Частное и публичное обвинение в уголовном судопроизводстве // Проблемы развития и совершенствования российского законодательства. Ч. 3. Томск, 2000. С. 76.
В научной литературе и правоприменительной практике давно обращается внимание на то, что интересы потерпевших защищены недостаточно: в 1895 г. на Международном тюремном конгрессе была высказана мысль о том, что необходимо применение более действенных средств для вознаграждения потерпевшего за причиненный ему преступлением вред <4>. -------------------------------- <4> Об этом подробнее см.: Мазалов А. Г., Савицкий В. М. Нерешенная проблема возмещения вреда потерпевшему от преступления // Правоведение. 1977. N 3. С. 49.
Следует заметить, что и в основополагающем документе в области международного права - Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указанная проблема не нашла разрешения. В данном документе содержится лишь общее указание на то, что каждый имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8) <5>. Как видно, норма носит слишком общий характер и не устанавливает принцип всеобщей защиты прав потерпевших от преступления. -------------------------------- <5> См.: Сборник важнейших документов по международному праву. М., 1996. С. 96 - 102.
Вопросам защиты прав потерпевших были посвящены Международный коллоквиум 1973 г. (Фрайбург) и XI Конгресс Международной ассоциации уголовного права 1974 г. (Будапешт), на которых идея о возмещении вреда жертвам преступлений за счет государства или других общественных учреждений нашла всеобщую поддержку, однако сам механизм такой компенсации не был прописан <6>. -------------------------------- <6> Мазалов А. Г., Савицкий В. М. Указ. соч. С. 49.
Прорывом в деле обеспечения защиты прав потерпевших было принятие 29 ноября 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью <7>. В ней впервые закреплялось понятие жертвы преступления - это лицо, которому индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление его основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств - членов (п. 1 раздела "A"). -------------------------------- <7> Принята на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. См.: Зайцев О. А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2002. С. 338 - 343.
Принципы, установленные Декларацией 1985 г., применительно к возмещению причиненного преступлением делятся на четыре группы. Первая содержит указания на меры обеспечения полноправного участия потерпевшего в процессе. Потерпевшим должно быть обеспечено: 1) предоставление информации об их процессуальном положении и ходе движения дела; 2) рассмотрение их жалоб; 3) содействие в участии в судебном разбирательстве; 4) обеспечение личной безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны; 5) предотвращение неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнении постановлений или решений о предоставлении компенсации (п. 6 раздела "A"). Вторая группа принципов относится к возмещению причиненного преступлением вреда. Реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах (п. 8 раздела "A"). Третья группа принципов относится к компенсационным выплатам со стороны государства. Положения Декларации содержат ряд ограничений в выплате средств. Во-первых, речь об указанной компенсации идет только в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников. Во-вторых, компенсация выплачивается только: 1) лицам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье; 2) семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате такой виктимизации (п. 12 раздела "A"). Четвертая группа принципов относится к возмещению вреда за счет специально создаваемых внебюджетных фондов (п. 13 раздела "A"). По справедливому замечанию Н. Н. Сенина, эти нормы-принципы в большинстве случаев адресованы не правоприменителю, а законодателю и нуждаются в дополнительном закреплении в национальных нормативно-правовых актах. Положительным же является то, что Декларация устанавливает права пострадавшей стороны, в том числе и право на возмещение, независимо от какого-либо формального обстоятельства, каким традиционно в современном российском уголовном процессе является факт признания лица потерпевшим или гражданским истцом, выраженный в соответствующем процессуальном акте <8>. -------------------------------- <8> Сенин Н. Н. Возмещение вреда, причиненного преступлением, в уголовном процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 79.
24 мая 1989 г. были разработаны Рекомендации по осуществлению Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью 1985 г. <9>. В них содержится обращение к государствам принять законодательные и правоприменительные меры по упрощению доступа жертв преступлений к механизмам правосудия с целью своевременного получения ими компенсации, разработать меры по защите потерпевших от злоупотреблений, клеветнических обвинений или запугивания их со стороны других участников уголовного процесса. -------------------------------- <9> См.: Резолюция Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г. N 57.
Новым веянием в международном законодательстве стало обсуждение возможности создания на уровне стран специальных фондов в поддержку жертв преступности. Так, согласно Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века государствам было рекомендовано разработать национальные, региональные и международные планы действий и создание специальных фондов в поддержку жертв преступлений <10>. -------------------------------- <10> Лунеев В. В. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов // Государство и право. 2000. N 9. С. 95 - 100.
Подобные меры свидетельствуют о том, что международные правительственные и неправительственные организации постепенно переходят от разработки общих принципов и стандартов защиты прав потерпевших к созданию конкретных механизмов для гарантии безопасности и эффективной защиты жертв преступлений. Конкретизации нормативных положений ООН служат принятые в рамках Европы свои законодательные акты. 28 сентября 1977 г. Комитетом министров Совета Европы была принята специальная Резолюция "О компенсации потерпевшим от преступлений" <11>, где была особо подчеркнута необходимость законодательного расширения государствами возможностей получения потерпевшими компенсаций, которые зачастую недостаточны, особенно когда преступники не были установлены правоохранительными органами государства или когда они не располагали необходимыми средствами для полного возмещения преступно нанесенного ими ущерба потерпевшим. -------------------------------- <11> См.: Зайцев О. А. Указ. соч. С. 14.
Как отмечается в указанном документе, предполагаемая компенсация должна предоставляться либо в рамках системы социального обеспечения, либо путем создания специальной схемы компенсации или путем обращения к механизмам страхования. Возмещение должно быть максимально полным и справедливым с учетом характера и последствий причиненного потерпевшему ущерба, а также должна в необходимых случаях включать в себя потери прошлого и будущего заработков, расходы на их медицинскую и профессиональную реабилитацию или на похороны жертв преступлений. Размер компенсации также может быть определен на основе заранее утвержденной шкалы или оценки в процентном соотношении к величине причиненного преступлением фактического ущерба. Выплата компенсации в форме единовременной выплаты или периодических платежей в первую очередь должна быть произведена жертвам преступлений, которые имеют подорванное здоровье или находятся в затруднительном материальном положении. В случаях, не терпящих отлагательства, компенсационная схема должна предусматривать возможность предоставления потерпевшим временных пособий, если имеются затруднения и задержки при определении размера компенсации. Согласно принятой Резолюции размер компенсации может быть сокращен или в ее выплате может быть отказано, если в поведении потерпевшего имеется тот или иной сговор с преступниками. Компенсацию должно выплачивать государство, на территории которого было совершено преступление. Что касается выплаты компенсаций иностранным гражданам, которые стали жертвами преступлений, то она должна полностью или частично производиться на основе международного принципа взаимности. Практически аналогичные призывы содержались в Европейской конвенции о компенсации жертвам насильственных преступлений, вступившей в силу 1 февраля 1988 г. <12>. -------------------------------- <12> См.: Терроризм и правовые аспекты борьбы: нормативные и международные акты с комментариями. М., 2005. С. 22.
Указанный правовой акт главное внимание уделил компенсациям со стороны государства, предусмотрев обязанность выплаты реституции жертвам преступлений, когда это невозможно из других источников (ст. 2). Несмотря на прогрессивность положений Конвенции, она содержала множество оговорок, ограничивающих обязанность государства материально помогать жертвам преступления, что фактически сводит на нет достижение целей, обозначенных в документе. В развитие вышеуказанной Конвенции была принята Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 28 июня 1985 г. N R (85) 11 государствам-членам относительно положения потерпевшего в рамках уголовного права и уголовного процесса. В преамбуле документа указывалось, что в рамках системы уголовного правосудия необходимо обращать больше внимания на причиненный потерпевшему физический, психологический, материальный и социальный ущерб. Странам - участникам международной организации было предложено пересмотреть их законодательство и практику в соответствии с рядом руководящих принципов: 1) полиция должна максимально четко и полно указывать обстоятельства, характеризующие вред, нанесенный жизни и здоровью потерпевшего; 2) решение о возбуждении уголовного дела против правонарушителя должно приниматься только после должного рассмотрения вопроса о компенсации вреда потерпевшему; 3) суд, рассматривающий уголовные дела, должен иметь право принять решение о компенсации вреда потерпевшему со стороны правонарушителя; 4) в случаях, когда перед судом открывается возможность включить сопутствующие финансовые условия в решение об отложенном или отсроченном приговоре, в судебном решении об условно-досрочном освобождении или любой другой мере наказания, большое внимание следует уделять, среди прочих условий, компенсации потерпевшему вреда со стороны правонарушителя; 5) если компенсация вреда назначается в качестве уголовной санкции, она должна исполняться аналогично исполнению штрафов и иметь преимущественную силу перед другими финансовыми санкциями, примененными к правонарушителю. Во всех других случаях потерпевшему должна оказываться максимальная помощь в получении денег <13>. -------------------------------- <13> Более подробно об этом см.: Сенин Н. Н. Указ. соч. С. 82.
Рекомендации Комитета министров Совета Европы в части возмещения вреда потерпевшим относятся ко всем без исключения стадиям уголовного процесса от возбуждения уголовного дела до исполнения приговора. Особый интерес представляет изучение опыта отдельных стран в деле компенсации вреда жертвам преступлений, что можно отнести и к пострадавшим от действий террористов. Одним из наиболее показательных примеров является опыт США, где в период с 1975 по 1987 г. было издано более 1500 статутов, касающихся прав потерпевших. В конституции более чем 30 штатов включены поправки о правах потерпевших, а в ряде штатов приняты билли о правах потерпевших. Конгресс в 2004 г. принял специальный закон, который в качестве гл. 237 включен в разд. 18 Свода законов США. Он предоставляет потерпевшему, в частности, право на полную и своевременную реституцию, определяемую в соответствии с законом. Во всех штатах, а также и на федеральном уровне приняты статуты, предусматривающие реституцию. Например, в УК Орегона она определяется как полное, частичное или номинальное возмещение экономического ущерба потерпевшему. Другая форма реституции в США проявляется через программы компенсации потерпевшим. Федеральный закон о жертвах преступлений 1984 г. определил основные направления разработки этих программ, в соответствии с которыми штаты могут непосредственно осуществлять выплаты компенсаций жертвам насильственных преступлений. По условиям формирования специальных фондов федеральное правительство возмещает каждому штату 40% от сумм, выплаченных им жертвам преступлений ежегодно. Фонды формируются из штрафов и других взысканий, налагаемых на осужденных. Ежегодно федеральное правительство по штатным программам компенсации жертвам преступлений выплачивает более 500 млн. долларов <14>. -------------------------------- <14> См.: Козочкин И. Д. Защита прав потерпевших (жертв преступлений) в США // Журнал российского права. 2009. N 8. С. 99 - 109.
Уголовно-процессуальное законодательство европейских государств в большинстве случаев основано на принципах франко-германской (континентальной) правовой системы. В частности, многие принципы международного гуманитарного права относительно прав жертв преступлений не нашли своего отражения в кодексах данных государств. Наиболее развитые системы охраны безопасности и защиты прав и законных интересов потерпевших и свидетелей преступления сложились в тех государствах, которые имеют давние правовые традиции и большой положительный опыт в этом деле. В странах так называемой англосаксонской правовой системы (Англия, Австралия, Канада, Новая Зеландия, США) потерпевшие имеют статус ответственного свидетеля в собственном деле, а роль обвинителя в основном принимают на себя правоохранительные органы. Здесь следует оговорить, что не всегда, когда национальное уголовно-процессуальное законодательство предоставляет потерпевшим довольно пассивную роль в деле защиты своих нарушенных прав, жертвы преступлений остаются беззащитными. Дело в том, что, как отмечают некоторые правоведы, в этих случаях функцию обвинения в основном ответственно берут на себя правоохранительные органы государства, которые осуществляют достаточно эффективную охрану безопасности потерпевших и свидетелей обвинения, равно как и защиту их личных и имущественных прав <15>. -------------------------------- <15> Квашис В. Е., Вавилова Л. В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996. С. 59.
В этих странах правоохранительные органы государства берут на себя основную ответственность за полное раскрытие совершаемых преступлений, установление лиц, виновных в совершении выявленных преступлений, охрану безопасности потерпевших и полное возмещение им причиненного ущерба. Показательным примером является Великобритания, где в 1990 г. была опубликована Хартия жертвы, в которой подробно излагались права и обязанности потерпевших, а также обязанности соответствующих правоохранительных органов, которым вверено дело осуществления правосудия, оказания необходимой помощи потерпевшим и полной компенсации причиненного жертвам преступлений ущерба <16>. -------------------------------- <16> См.: Хартия жертв (The Charter of Victims of Crimes) // Пер. с англ. Лондон, 1991. М., 1992.
В некоторых странах континентальной системы права (Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Испании, России, Франции) потерпевший в определенной мере может участвовать в процессе выдвижения и поддержания частного обвинения, а также имеет возможность предъявлять гражданский иск как в ходе самого уголовного разбирательства, так и отдельно в процессе гражданского судопроизводства. В Германии, после издания в 1986 г. специального Закона о защите жертв преступлений, были существенно расширены процессуальные права потерпевших и установлен более упрощенный порядок рассмотрения заявленных потерпевшими гражданских исков в уголовном судопроизводстве, который намного ускорял ход полного возмещения причиненного им личного и материального ущерба <17>. -------------------------------- <17> См.: Леви А. А. Потерпевший в уголовном процессе. М., 2007. С. 164 - 169.
В сентябре 2004 г. в Германии вступил в силу Закон о реформе прав потерпевших. Согласно внесенным в Закон поправкам уголовные суды не вправе отклонять заявленные потерпевшими гражданские иски для возмещения причиненного им морального, физического и материального ущерба, особенно если рассмотрение этих исков потерпевших не связанно с существенным продлением сроков уголовного судопроизводства. Согласно этому Закону каждый потерпевший вправе получать полную информацию от правоохранительных органов не только о ходе судебного разбирательства, но и о процессе исполнения уголовного наказания преступников, сроках и способах возмещения причиненного им ущерба. Во Франции наряду с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, регулирующим порядок защиты потерпевших и свидетелей преступления от преступников, действуют также Законы, принятые 2 февраля 1982 г. и 8 июля 1983 г. "Об усилении защиты потерпевших от преступлений". В этих Законах предусматриваются меры по оказанию всесторонней психологической, юридической и организационной помощи жертвам преступлений и участникам уголовного судопроизводства, а также полному и своевременному возмещению государством понесенных участниками уголовного процесса материальных издержек <18>. -------------------------------- <18> См.: Меньших А. А. О возмещении ущерба жертвам преступлений во Франции // Журнал российского права. 1999. N 3 - 4. С. 164 - 165.
Благоприятны для потерпевшего нормативные положения УПК Австрии. Потерпевший - это лицо, имеющее имущественные требования и понесшее имущественный вред по публичному (официальному) преступлению, путем заявления своей претензии присоединяющееся со своими частноправовыми требованиями к уголовному процессу. Суд может удовлетворить требование потерпевшего о взыскании убытков частично или полностью. Если требование удовлетворено частично, потерпевший может обратиться в порядке гражданского судопроизводства в остальной части. Законодательство других западноевропейских стран также содержит существенные ограничения для возмещения причиненного преступлением вреда в рамках уголовного процесса <19>. -------------------------------- <19> См.: Бутов В. Н. Уголовный процесс Австрии. Красноярск, 1988. С. 38 - 39.
Подводя итог, можно отметить, что защита прав потерпевших приобрела значение в международных актах лишь в последние десятилетия прошлого столетия. Многие положения данных документов являются спорными и декларативными. Законодательство зарубежных стран также не в полной мере обеспечивает права жертв преступлений (исключением можно считать США). Однако возрастающий интерес к обозначенной проблеме и тесное сотрудничество государств будут способствовать развитию наметившихся подходов к справедливой оценке вреда, причиняемого преступлениями, в частности террористами.
Название документа