Опыт прокуратуры Королевства Дания в сфере подготовки кадров
(Андреев Г. В.) ("Законность", 2014, N 5) Текст документаОПЫТ ПРОКУРАТУРЫ КОРОЛЕВСТВА ДАНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Г. В. АНДРЕЕВ
Андреев Геннадий Владимирович, старший прокурор отдела подготовки и повышения квалификации кадров управления штатов, методического обеспечения и подготовки кадров Главного управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, доцент, старший советник юстиции.
В статье рассмотрены различные аспекты подготовки лиц, впервые назначенных на должности прокуроров в системе прокуратуры Королевства Дания.
Ключевые слова: Генеральный прокурор Российской Федерации, Генеральная прокуратура Королевства Дания, наставничество.
The experience of the attorney general's office of the Kingdom of Demark in training of human resources G. V. Andreyev
The article examined various aspects of training of persons who were first appointed to the posts of attorneys within the Danish Attorney Service.
Key words: Prosecutor General of the Russian Federation, Attorney General's Office of the Kingdom of Denmark, coaching.
В системе прокуратуры Дании действует положение, в соответствии с которым на должности прокуроров назначаются лица, имеющие магистерскую степень, а на должности административных работников - лица, которые прошли обучение по программе бакалавриата <1>. -------------------------------- <1> См.: Справка о проведенном 30 марта 2011 г. в Академии Генеральной прокуратуры РФ семинаре в соответствии с распоряжением Генерального прокурора РФ от 1 января 2009 г. N 372/35р "О порядке выполнения Программы сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Королевства Дания на 2010 - 2012 годы". Верховный Суд РФ придерживается аналогичного мнения в контексте уровня образования лиц, претендующих на судейские должности (Определения Верховного Суда РФ от 11 ноября 2009 г. N 41-Г09-21 и от 23 мая 2012 г. N 53-АПГ12-3).
Проводится основательная работа при реализации программ дополнительного профессионального образования работника при его вхождении в должность и освоении профессии, адаптации к работе. Кадровое подразделение Генеральной прокуратуры Королевства с участием ведущих датских специалистов в области образования составляет схему "Образование и повышение квалификации персонала в прокуратуре Дании" и регулярно выпускает тематический альбом (журнал) "Стратегия подготовки и повышения квалификации кадров". В настоящее время реализуется принятая в 2010 г. программа развития дополнительного профессионального образования до 2015 г., что позволяет наступательно и последовательно повышать квалификацию работников, формируя у них профессионально значимые качества. По мнению специалистов прокуратуры Дании, к основным профессиональным качествам, которыми должен обладать прокурорский работник, относятся: "встроенность в систему" (интегрированность), навыки сотрудничества, энергичность, выносливость, умение расставлять приоритеты, нацеленность на результат. С целью обеспечения преемственности поколений, изучения личных и деловых качеств впервые назначенных прокуроров широко применяется институт наставничества. За работниками в обязательном порядке закрепляются наставники из числа опытных прокуроров (за исключением руководителей), которые в течение трех лет оказывают практическую помощь в освоении профессии прокурора, уделяя внимание формированию и развитию морально-этических принципов. Необходимо отметить, что работа прокурорского работника в качестве наставника учитывается при рассмотрении его кандидатуры при назначении на вышестоящую должность. Впервые назначенные прокуроры в течение трех лет в составе учебных групп согласно программе дополнительного профессионального обучения (называемой "Девять модулей") изучают соответствующие дисциплины и выполняют практические работы по модульным программам, которые, являясь относительно самостоятельными, составляют единую систему. Наставники оказывают постоянное содействие молодым коллегам в освоении учебных программ. В обязательном порядке составляется индивидуальный план и ведется тетрадь "Базовое образование". В проведении занятий (деловых играх, круглых столах и т. д.) принимают участие судьи, адвокаты и иные специалисты. Впервые назначенные прокуроры проходят недельную стажировку в органах полиции Дании, где изучают различные аспекты несения полицейскими патрульной службы, их действий при осмотре мест происшествий, а также при разрешении жалоб, обращений граждан. Обучение по каждому модулю завершается написанием контрольной работы и экзаменом, на который приглашаются наставники впервые назначенных прокуроров. Итоговым экзаменом считается подготовка наставляемым при участии прокурора (государственного обвинителя) речи для выступления прокурора (государственного обвинителя) в суде <2>. Как правило, после завершения судебного разбирательства прокурор (государственный обвинитель) и, по возможности, судья высказывают мнение о качестве подготовленной молодым специалистом речи для прокурора (государственного обвинителя). -------------------------------- <2> См.: Справка о проведенном 30 марта 2011 г. в Академии Генеральной прокуратуры РФ семинаре в соответствии с распоряжением Генерального прокурора РФ от 1 декабря 2009 г. N 372/35р "О порядке выполнения Программы сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Королевства Дания на 2010 - 2012 годы".
При общем положительном мнении руководитель соответствующего подразделения прокуратуры Дании принимает решение о допуске впервые назначенного прокурора к самостоятельной работе. В контексте вопроса о подготовке молодых специалистов следует отметить, что приказами Генерального прокурора РФ наряду с квалификационными требованиями к должностям прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и его заместителя определена квалификационная характеристика к должности помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора, которой должен соответствовать кандидат на эту должность. Кроме того, установлен перечень необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора моральных качеств и психологических свойств личности, введены требования к его профессиональным знаниям. Учрежден институт наставничества. Установлен порядок профессионального обучения прокурорских работников и гражданских служащих в соответствующих учебно-методических отделах прокуратур четырех субъектов Российской Федерации (Хабаровский край, Саратовская и Свердловская области, город Санкт-Петербург). Определены квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников Академии Генеральной прокуратуры РФ (далее - Академия) для прохождения службы в органах прокуратуры. Необходимо отметить, что к выпускникам магистратуры квалификационные требования применяются при наличии у них базового высшего юридического образования, подтвержденного присвоением квалификации (степени) "бакалавр", "бакалавр юриспруденции", "специалист", "дипломированный специалист". Распоряжением Генерального прокурора РФ регламентирован порядок участия работников Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур в учебных занятиях по программам дополнительного профессионального образования, реализуемым в Академии и ее институтах (филиалах). Необходимо отметить, что при подготовке указанных документов учтен опыт некоторых прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур и международный опыт. На основе традиций отечественной прокуратуры создана соответствующая современным требованиям система подготовки кадров прокуратуры России. Однако, на наш взгляд, в целях конкретизации (детализации) порядка профессиональной подготовки работников в органах прокуратуры, Академии и ее институтах (филиалах), учебно-методических отделах - межрегиональных центрах представляется целесообразным разработать схемы, отражающие стадии такой работы, определив совокупность действий, правил для решения поставленной задачи (алгоритмы). Кроме того, необходимо, по возможности, предусмотреть в установленном порядке проведение занятий по соответствующей тематике в судах, в следственных органах и органах внутренних дел. Уверен, что реализация указанных и иных мер позволит обеспечить подготовку прокурорских кадров на уровне, соответствующем сложности и ответственности задач, стоящих перед системой прокуратуры РФ.
Название документа