Инновационные подходы социальной и демографической политики: Швеция, Швейцария, Бельгия, Австрия

(Калинкина М. Ю.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 4) Текст документа

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ШВЕЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, БЕЛЬГИЯ, АВСТРИЯ <*>

М. Ю. КАЛИНКИНА

Калинкина М. Ю., кандидат политических наук, Москва.

Статья посвящена анализу международного опыта в социальной политике Швеции, Швейцарии, Бельгии и Австрии. Затронуты демографические, образовательные, правовые аспекты в отношении подрастающего поколения. Особый акцент сделан на институт семьи и охрану материнства и детства.

Ключевые слова: дети, молодежь, демография, инновации, интеграция, семья, ЕС, закон, право, политика.

The article deals with analysis of international experience in social policy of Sweden, Switzerland, Belgium, Austria; touches upon demographic, educational and legal aspects related to the younger generation. The special attention is drawn to the institute of family and protection of motherhood and childhood.

Key words: children, youth, demography, innovations, integration, family, EC, law, law, policy.

В настоящее время в Евросоюзе в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике. Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы. В докладе указано, что суммарный коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 г. 1,48 ребенка на женщину, в то время как для поддержания численности населения он должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 г. в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 млн. В целом с 2025 до 2030 г. население ЕС сократится с 469 млн. до 468 млн. человек (без учета мигрантов). (Для сравнения: население США, наоборот, увеличится за тот же период на 25,6%, причем демографический взрыв в Штатах вызван как раз притоком мигрантов из Латинской Америки.) Социальная интеграция в городах, основанная на политике в области жилья и на местной практике установления контактов с соседями, является важнейшим фактором для содействия интеграции в целом. Качество и характер жилья представляют собой определяющий аспект интеграции, так как они влияют не только на благополучие мигрантов, но и на их отношения внутри общества и доступ к местным ресурсам и услугам (к рынку труда, образованию, здравоохранению и т. д.). В соответствии с проектом резолюции Совета Европы предлагается местным властям государств - членов Совета Европы разработать политику интеграции долгосрочного характера на местном уровне и обеспечить доступ к обновленной и надежной информации. В соответствии с этим необходимо разработать индикаторы, используемые в статистическом анализе, для оценки качества жилья мигрантов, их возможностей доступа к жилью и распределения в городском пространстве и гарантировать мигрантам равный доступ к жилищным ассоциациям и кооперативам, предоставляя последним муниципальные земли в обмен на фиксированные квартплаты и квоту на квартиры, которые муниципалитет будет сдавать в наем непосредственно. Интересным является и тот факт, что в основе документа лежит положение о создании информационных центров с "одним окном" для консультирования граждан о местном рынке жилья, по финансовым и юридическим вопросам и распространения информационных документов на разных языках. Не случайно Комитет по экономической и социальной политике Совета Европы (ECOS) поддержал полезную деятельность по интеграции мигрантов в области жилья, особенно в аспекте предоставления напрямую муниципальных земель по дотационной цене семьям с низкими доходами для оказания им помощи в строительстве дома или частным застройщикам, которые берут на себя обязательства продавать квартиры целевым группам по цене ниже рыночной <1>. -------------------------------- <1> См.: Мауэр Э. Улучшение интеграции мигрантов благодаря политике в сфере жилья на местном уровне // Проект резолюции. Комитет по социальной сплоченности. 15-я Пленарная сессия CPL (15) 5 RES Конгресса местных и региональных властей Совета Европы от 5 мая 2008 года.

Швеция имеет сложившуюся национальную систему молодежной политики, хорошо интегрированную в механизмы планирования и осуществления национальной политики, и располагает сильным потенциалом для ее реализации. История молодежной политики насчитывает более 50 лет. Вначале главной целью было создание благоприятных возможностей для трудовой деятельности после окончания школы. С тех пор цели изменились. Основы интегрированной национальной молодежной политики были заложены в середине 1980-х годов, и с тех пор политика постоянно развивается. В результате последнего пересмотра содержания политики в 2004 г. был принят новый закон о молодежной политике под названием "Право решать" и создана новая структура национальной молодежной политики. Было определено, что молодежь - это группа людей в возрасте от 13 до 25 лет, и выделено пять направлений: образование и развитие личности, здоровье и уязвимость, влияние и представительство, самостоятельность, культура и отдых. Осуществлению национальной молодежной политики способствует наличие сильной институциональной структуры. Отдел молодежной политики в министерстве образования, научных исследований и культуры занимается координацией молодежной политики в рамках правительства. Министр по вопросам дошкольного воспитания, по делам молодежи и вопросам обучения взрослых возглавляет систему, в которой более 20 органов государственной власти осуществляют мониторинг условий жизни молодых людей. Большая часть ответственности за условия жизни молодежи в Швеции лежит на муниципалитетах. Специальный орган - Шведский национальный совет по делам молодежи - оказывает содействие в разработке молодежной политики на уровне муниципалитетов и в мониторинге задач национальной молодежной политики <2>. -------------------------------- <2> См.: Forum 21, European Journal on Youth Policy. URL: www. coe. int/youth/forum21.

Понятие "семья" одинаково как в Швеции, так и в других странах. Изучение детского взгляда на то, кто входит в семью, свидетельствует о различиях между этим понимаем в Швеции и России. Русские дети относят к такому понятию значительно больше родственников, чем шведские дети. Сейчас в Швеции существует тенденция относительно узкого понимания ее толкования. Так называемая типовая семья (мама-папа-ребенок) в современной Швеции является не столь господствующей, как она была десятилетия назад. В настоящее время из-за возросшего количества разводов создаются новые типы семей: мама-ребенок или папа-ребенок. После вступления в силу закона о партнерстве все чаще стали создаваться открытые гомосексуальные семьи, где развилось совершенно иное понятие семьи. Закон уравнивает сожительство гомосексуальных и гетеросексуальных пар, но усыновление в первых семьях не разрешается. Несмотря на то что альтернативные формы в современной Швеции увеличиваются, доминирующей все же остается типовая семья <3>. -------------------------------- <3> См.: Бергстен Биргитта. Социальная политика Швеции. М.: Социальная защита, 1999. С. 58.

Рост населения в последние годы в Швеции - следствие щедрой демографической политики; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран - это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции. Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке - каждая женщина имеет реальные возможности заработка. По мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей. Больше всего обращений в юридическую службу омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касается защиты прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту. Практически все конфликты решаются в интересах женщин. Обеспечивается необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 г. - на 13 месяцев, в том числе 2 месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах - стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет. Большое внимание уделяется в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия. В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов. Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи. Обеспечивают нуждающихся контрацептивами (бесплатно и на льготной основе). Помогают разобраться с сексуальной ориентацией, не навязывая своей точки зрения. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги. Развитие сексуального образования в Швеции имеет длительную историю. Впервые вопрос о необходимости его обеспечения в школе обсуждался в 1905 г. на съезде Союза шведских педагогов. С 1942 г. введено половое воспитание в школах. При этом осуждались добрачные связи, одинокие матери и ничего не говорилось о сексуальных отношениях. Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже - ответственности мальчиков за аборты и однополые связи. В Швеции осуждаются термины "сексуальные меньшинства" и "нетрадиционная сексуальная ориентация" как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 г. принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране). Одной из самых острых проблем в сфере семейных отношений Швеции в настоящее время признана проблема сексуального насилия. Согласно законодательству предусмотрено право супругов обращаться в суд по вопросам сексуального насилия в семье. Сексуальное насилие часто сочетается с серьезным физическим насилием. Эта же проблема обсуждается в шведском обществе применительно к проституции. В связи с ростом безработицы от 3,6 к 3,7% и 5,3% среди молодежи Швейцарии органы местного самоуправления стимулируют предприятия по увеличению мест школьникам и студентам для практики и стажировки <4>. -------------------------------- <4> См.: Silberstreifen fur die Jungen // Der Landbote, Dienstag, 8. November 2005. S. 9.

Каждая газета в Швейцарии уделяет особое внимание проблемам молодежи <5>. Этот вопрос поднимается на 1, 3, 5, 9, 18-й страницах средств массовой информации. Некоторыми причинами являются: -------------------------------- <5> См.: "10 Приоритетов к действию", "Национальная программа по улучшению окружающего мира для детей и здоровья детей", предусмотрен комплекс необходимых мероприятий по защите прав детей, по воспитанию детей дома, в школе.

- 25 - 30% испытывают недомогание (заболевание гиподинамию) или имеют избыточный вес; - каждый пятый <6> среди молодежи в возрасте от 14 до 20 лет курит <7>; -------------------------------- <6> См.: Концепция в школе "У нас не курят", "Цюрих, свободный от курения". <7> См.: Strahm, Phillip. Wer jung raucht, bleibt langer suchtig // Der Landbote, Freitag, 4. November 2005. S. 15.

- 6000 - 7000 девочек и девушек в Швейцарии подвергаются опасности или у них сделано обрезание <8>. -------------------------------- <8> См.: Mehr Schutz fur Kinder. Der Landbote, Dienstag, 8. November 2005. S. 5.

В Швейцарии в учебных заведениях для школьников местными властями разработана программа по домохозяйству и труду. Для подростков в возрасте до 14 лет организуются специальные занятия: снимают дом и под руководством специалистов (по труду, кулинарии и пр.) проживают в нем в течение 21 дня. В группе максимум 15 школьников. Они строят, моют полы, вкручивают лампочки, стирают, красят, шьют, готовят еду и проч. По окончании выдается сертификат о приобретенных навыках. Благодаря этой программе, разработанной органами местного самоуправления, несовершеннолетние становятся самостоятельными и могут о себе сами позаботиться во время отсутствия взрослых. В соответствии с Уголовным кодексом Швейцарии (ст. 182) тот, кто участвует в продаже детей и подростков и находится на территории этой страны, чье преступление было совершено за рубежом, а жертва независимо от наличия швейцарского гражданства пострадала, тот будет немедленно арестован <9>. -------------------------------- <9> См.: Kinderhandel bekampfen. Der Landbote, Freitag, 4. November 2005. S. 3.

В связи с тем что при бракоразводных процессах в Швейцарии, как правило, право на воспитание детей получает мама (в 2004 г. - в 65,5% случаев права на ребенка предоставлены маме и только в 5,5% случаев - папе), то органы местного самоуправления, общественные организации, ведомство по опеке и суд организовывают комплекс мероприятий по преодолению этого кризиса в семье. Для пап организуют специальные курсы, консультации, необходимую информацию по воспитанию ребенка. Обоих родителей информируют о праве посещения ребенка (Besuchsrecht) <10>. -------------------------------- <10> См.: Wenn Kinder zwischen Mutter und Vater geraten // Tages-Anzeiger, Freitag, 4. November 2005. S. 12.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и т. д. Пособие увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет. В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет. В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет.

Вывод

За последние 40 лет уровень рождаемости существенно снизился почти во всех промышленно развитых странах. Большинство демографов и экономистов связывают этот процесс с: - периодом либерализации социальных и общественных отношений в 60 - 70-е годы прошлого столетия, когда стала реализовываться политика гендерного равенства на рынке труда, ослабли ограничения, связанные с возможностью развода, и произошли революционные изменения в технологиях контрацепции; - политикой неолиберализма 80 - 90-х годов XX в., когда работники получили больше возможностей в повышении уровня жизни за счет более производительного и квалифицированного труда. В результате люди все большее внимание уделяли накоплению капитала, отказываясь или откладывая реализацию таких планов, как создание семьи и рождение детей <11>. -------------------------------- <11> См.: Новые меры поддержки материнства и детства: рост уровня жизни семей с детьми или рост рождаемости. Анализ мер поддержки материнства и детства, внедренных в 2007 году в Российской Федерации / Сост. Л. Н. Овчарова, А. И. Пишняк, Д. О. Попова. М.: ЮНИСЕФ, 2007.

Осознав это, большинство стран объявило о реализации политики, направленной на повышение рождаемости. Процесс формирования и реализации такой политики сопровождался дискуссией об эффективности таких мер, как материнские и детские пособия, жилищные субсидии и ссуды на жилье, развитие сферы услуг по уходу за детьми, развитие гибких форм занятости <12>. -------------------------------- <12> См.: Макдональд П. Низкая рождаемость и государство: эффективность политики: Материалы международного семинара "Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы", Москва, 14 - 15 сентября 2006 г. UNFPA. С. 27 - 56.

Название документа