Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей как фактор обеспечения интеграционных процессов России

(Грачев О. В.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 4) Текст документа

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ <*>

О. В. ГРАЧЕВ

Грачев О. В., кандидат юридических наук, Федеральная таможенная служба.

В статье проведен анализ результатов сравнительного исследования уголовных законов зарубежных стран по вопросам уклонения от уплаты таможенных платежей.

Ключевые слова: уголовная ответственность, уклонение от уплаты таможенных платежей, интеграционные процессы уголовного законодательства.

The article analyses the results of comparative research of criminal laws of foreign countries on the issues of evasion of customs duties.

Key words: criminal responsibility, evasion of payment of customs duties, integration processes, criminal legislation.

Результаты сравнительного исследования уголовных законов зарубежных стран по вопросам уклонения от уплаты таможенных платежей позволяют разработать предложения и рекомендации о внесении изменений в законодательство Российской Федерации с целью исключения неудачных, с точки зрения опыта зарубежных стран, нормативных предписаний, препятствующих процессам сближения национальных законодательств государств Таможенного союза. В мировой практике давно существует разделение налогообложения на две сферы правового регулирования. В США, например, вопросы налогового права при осуществлении внешнеэкономической деятельности регулируются специальным Международным налоговым кодексом. Наряду с данным документом действует Внутренний налоговый кодекс. В Польше наряду с УК применяются и другие законы, предусматривающие уголовную ответственность, в частности за уклонение от уплаты таможенных платежей - Кодекс о налоговых преступлениях ("Kodeks karny skarbowy"). В Швейцарии и Германии самостоятельный раздел уголовного права - налоговое уголовное право ("Steuerstrafrecht") <1>. -------------------------------- <1> См.: Шулепова Л. Ф. Дополнительное уголовное право Федеративной Республики Германия (понятие, система, источники): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 37.

Так, в Германии налоговое мошенничество наказывается штрафом до 5 млн. немецких марок или лишением свободы сроком до пяти лет. Статья 38 Британского финансового статута 1972 г. за уклонение от уплаты пошлин содержит наказания, предусматривающие лишение свободы до двух лет или штраф до 1000 фунтов стерлингов, или оба наказания. В случае неуплаты штрафа с виновного взыскивается троекратный размер неуплаченного штрафа. В законодательстве США отдельно таможенные преступления не выделены, преследование уголовно-правовыми методами происходит за неуплату налога вообще. Уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена Уголовным кодексом (разд. 18 Свода законов США). Уклонение от уплаты налогов, в том числе и таможенных платежей, предусмотренное в законодательстве США как уголовное преступление, отличается от легитимного, законного снижения налоговых платежей. Уклонение в уголовном праве США - это умышленное, намеренное невыполнение обязанностей по уплате в части или полностью федерального налога, известного налогоплательщику, совершенное путем обмана, мошенничества либо искажения. Жесткость санкций за таможенно-налоговые правонарушения в законодательстве США достигается не только использованием такого уголовного наказания, как тюремное заключение, но и "эффективным" применением штрафных санкций, способных вызвать ощутимые материальные последствия для правонарушителя. Так, за недоплату налогов из-за несоблюдения правил Кодекс о внутренних доходах предусматривает комбинированный штраф: 5% от неуплаченной суммы плюс 50% от суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк, исходя из стандартных банковских ставок. Вторая часть штрафной санкции нацелена прежде всего на обеспечение действенности наказания и избежание профанации штрафного воздействия: нередко абсолютный размер уплачиваемых штрафов несоизмеримо мал по сравнению с потенциальным доходом, могущим быть полученным в случае выгодного вложения неуплаченных налогов. Существует прямая зависимость размера штрафа от результатов возможной капитализации налоговых сумм - надежный метод предотвратить ситуацию, когда налогоплательщику становится выгоднее не платить налог, а вкладывать "сэкономленные" средства в оборот и получать доходы, намного превышающие размеры установленных законом санкций. То есть в США акцент в санкциях по таможенно-налоговым преступлениям смещен от наказаний в виде лишения свободы к наказаниям в виде штрафов и конфискации имущества, которые осуществляются в административном, гражданско-правовом и уголовном порядке. Сравнительный анализ уголовного законодательства зарубежных стран по вопросам борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей позволит лучше изучить возможности международного сотрудничества с иностранными коллегами, проведения комплекса совместных с правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию данного вида преступлений. Таким образом, формирование национальной системы противодействия уклонениям от уплаты таможенных платежей должно основываться с учетом специфики ситуации, складывающейся в России, на положительных результатах опыта зарубежных стран. Актуальность анализа таможенно-налогового законодательства в странах СНГ определяется необходимостью совершенствования как общего правового режима в рамках СНГ, так и законодательных актов стран СНГ в целях обеспечения единого рынка, устранения противоречий, касающихся финансов и инвестиций. Правовая система стран Содружества находится под влиянием постоянно меняющихся факторов экономического развития и представляет собой комплекс во многом схожих норм, имеющих одинаковые преимущества и недостатки. В настоящее время наиболее тесное экономическое сотрудничество осуществляется в рамках Таможенного союза, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Подчеркивается, что Таможенный союз является основой реализации соглашений по созданию единого экономического пространства. В ближайшее время планируется, что помимо указанных государств в него войдут и другие страны ЕврАзЭС - Таджикистан, Киргизия и Узбекистан, образующие костяк интеграционного лагеря в составе СНГ и активно занимающиеся унификацией экономической деятельности - согласованием документов по тарифам, нормам, экономическому законодательству, чтобы организовать зону Таможенного союза на территориях всех этих стран <2>. -------------------------------- <2> См.: Дугин А. Интервью. URL: http://www. unian. net/rus/news/news-179466.php.

Несмотря на схожесть регулирования основ организации налоговой системы, таможенных платежей, таможенных органов, серьезным препятствием в согласовании таможенно-налогового законодательства являются отдельные различия в правовой регламентации общих принципов налогообложения, налоговых обязательств, объектов налогообложения, правового положения налогоплательщиков, таможенных органов, ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Такие различия связаны с особенностями развития таможенного и других отраслей законодательства, разными подходами к использованию зарубежного опыта, спецификой формирования таможенных и налоговых отношений. Отсутствие единого подхода уголовной политики в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей является дополнительным криминогенным фактором. Рассмотрение зарубежного опыта в сфере уголовно-правового регулирования уклонений от уплаты таможенных платежей позволило заключить следующее. 1. Использование зарубежного опыта борьбы с таможенными преступлениями позволяет сформулировать комплекс эффективных национальных уголовно-правовых мер по противодействию данному виду преступности. 2. Самый богатый опыт в противодействии уклонениям от уплаты таможенных платежей имеют США, поскольку в 1970 г. там был принят Акт о докладах по транзакциям с национальной и иностранной валютой. Также большое значение для России в совершенствовании национального законодательства имеет пример удачного опыта стран ЕС - еще в 1984 г. Комиссия ЕС приняла Меморандум "О совместных действиях против обмана и уклонения от налогов в межнациональных отношениях" <3>. -------------------------------- <3> Независимая газета. 1998. 29 янв.

3. В мировой законодательной практике налогообложение разделяется на две сферы правового регулирования: внутреннее налогообложение (налоговые преступления) и налогообложение внешнеэкономической деятельности (преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей). 4. Определения уклонения от уплаты таможенных платежей содержатся в большинстве уголовных кодексов иностранных государств, все они схожи по своему содержанию. Трактовка же предмета преступного посягательства, квалифицирующих признаков данного преступления, размеры наказаний рассматриваются по-разному. 5. Унификация российского уголовного законодательства заключается в приведении его норм в такое соотношение с правовыми актами международных сообществ, национальным законодательством каждого его члена, при котором нормы национального акта идентичны (полностью совпадают) правоустанавливающим нормам и положениям правовых актов Сообществ. Результатом деятельности по унификации таможенного законодательства является создание общего правового пространства, в частности ЕврАзЭС, - как совокупности согласованных режимов правового регулирования и правоприменительной практики, соответствующих действующим международным договорам и решениям органов ЕврАзЭС. В целях координации правовой помощи по уголовным делам как формы гармонизации национальных законодательств ЕврАзЭС на уровне правоприменения необходимо согласование норм уголовного и административного законодательства, которыми обеспечивается ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Такую же связь, а равно и ее нарушения можно проследить между конституционным, финансовым, налоговым, таможенным законодательством и отраслями законодательства в области правоохранительной деятельности.

Название документа