Эволюция современной концепции "Обслуживающее правительство КНР"
(Цзычэн В., Цзюэ Ч.) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 6) Текст документаЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ "ОБСЛУЖИВАЮЩЕЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КНР" <*>
В. ЦЗЫЧЭН, Ч. ЦЗЮЭ
Ван Цзычэн, профессор Нанкинского промышленного университета, доктор юридических наук.
Чжан Цзюэ, доцент Нанкинского промышленного университета, доктор юридических наук.
Понятие "обслуживающее правительство" возникло в научных кругах китайского общества, с надеждой взирающего на созидание китайского правительства. Однако сведения о том, кто же первый предложил такую концепцию, в настоящее время неконкретны и зачастую ошибочны. Путем исследования имеющихся литературных источников и документов нам предстоит выяснить: концепция "Обслуживающее правительство" является плодом совместных исследований ученого сообщества Китая.
Ключевые слова: обслуживающее правительство, административное служение, обновленное правительство.
Evolution of the contemporary conception of "Servicing Government of the PRC" Van Tsychen, Chzhan Tzyue
The conception of "servicing government" appeared in the scientific circles of the Chinese society with hope looking at the positive activities of the Chinese Government. However the information who was the first to propose such a conception is not concrete and is even incorrect nowadays. By research of the existing literary sources we are going to find out that the conception of "servicing government" is the result of joint studies of the scholar community of China.
Key words: servicing government, administrative service, renewed government.
Концепция "Обслуживающее правительство" впервые выдвинута органами местной власти, а затем была признана центральной государственной властью. В мае 2000 г. в городе Чэнду муниципальное правительство начало реформу административной системы, включая реформу системы инвестиций и финансирования, институциональную реформу и другие реформы, на основе которых была выдвинута идея "обслуживающего правительства". После октября 2003 г. на основе подведения итогов экспериментального опыта вышли в свет документ "О всестороннем подходе к содействию созданию обслуживающего правительства" и восемь дополнительных документов. В муниципальных органах власти и в различных округах и районах повсеместно начали проводиться мероприятия по созданию обслуживающего правительства. В начале 2002 г. в г. Нанкине муниципальное правительство в отчете о работе правительства четко определило цель создания обслуживающего правительства, выдвинув в качестве ключевой из четырех основных задач для города "эффективное ускорение создания обслуживающего правительства, проявление инициативы по адаптации к новым условиям, возникшим при вступлении в ВТО". Работы по созданию правительства, ориентированного на служение, начатые местными органами власти, привлекли внимание центральных органов власти. 21 февраля 2004 г. Председатель Государственного Совета КНР Вэнь Цзябао выступил с речью, где впервые было четко определено, что необходимы "усилия по созданию обслуживающего правительства". После 8 марта на Второй сессии Десятого Всекитайского собрания народных представителей Вэнь Цзябао повторно подчеркнул: "Управление - это и есть служение, мы должны превратить управляющий аппарат в правительство, ориентированное на служение, для обслуживания рынка, для обслуживания общества, в конечном счете - для служения народу". В октябре 2005 г. в документе "Решения ЦК КПК по ряду основных вопросов строительства гармоничного социалистического общества" было указано: "Создание обслуживающего правительства укрепит управление обществом и функции государственной службы", таким образом, эта концепция поднялась до уровня руководящей воли правящей партии. В 2008 г. Политбюро ЦК КПК в четвертый раз организовало специализированное обучение и обсуждение вопросов создания обслуживающего правительства. Начиная с этого времени, процесс создания обслуживающего правительства в целом завершился, пройдя путь от инициативы на местах до центральной власти и от центральной власти до распространения на местах, превратившись в официальную политическую цель ЦК КПК и решение Госсовета по созданию правительства такого типа. Очень быстро термин "создание обслуживающего правительства" превратился в часто употребляемую формулировку на всех уровнях центральной и местной власти.
Кто первый предложил данную концепцию?
Из литературных источников следует, что концепция "Обслуживающее правительство" была предложена китайскими учеными на рубеже XXI в., именно в этот период китайские ученые столкнулись с резкими изменениями в международной и отечественной ситуации, и были предприняты смелые новаторские исследования в области государственного управления. Кто же первый предложил эту концепцию? В 2007 г. Ли Чуаньцзюнь в своей докторской работе представил более подробное заключение: концепция "Обслуживающее правительство" была впервые предложена профессором Чжаном Каном в 2000 г. в статье "Концепция модели ограничения правительства", опубликованной в "Трибуне правительства" (2000, изд. 4). В последнее время в средствах массовой информации подобного рода сообщения появляются все чаще, например: "В 2000 г. профессор Чжан впервые выдвинул концепцию "Обслуживающее правительство" и т. д. При этом наблюдается тенденция сближения точек зрения ученых и средств массовой информации, и похоже, профессор Чжан публично не опровергает этого. Но все ли действительно так? Авторы не могут согласиться с данным подходом и формулировкой. Говоря объективно, профессор Чжан Кан детально описал концепцию "Обслуживающее правительство", его значение, природу, социальный стандарт, административный персонал и структуру и для того, чтобы мы глубоко уяснили, что такое правительство, ориентированное на служение, предложил полезный опыт заимствования. Однако авторы полагают, что в отношении понимания сущности обслуживающего правительства профессор все же лишь приоткрыл управленческий аспект и не затронул вопроса, какими должны быть требования, которые предъявляются к правительству, ориентированному на служение, чтобы правительство обладало определенными способностями, позволяющими осуществлять должностные функции, какие возможны приемы для улучшения выполнения функций обслуживания и с помощью чего реализуются функции обслуживания, гарантируемые системой. Поскольку мнение авторов отличается от общепринятого в том, что именно профессор Чжан Кан впервые предложил концепцию "обслуживающее правительство", предстоит выяснить, кто же впервые выдвинул эту концепцию.
Термин, употребляемый в сфере экономических наук
В 1986 г. Юй Тунцзун в журнале "Идеологическое и политическое обучение" опубликовал статью "Обсуждение политических реформ в Китае". Юй Тунцзун, исходя из точки зрения, что реформа политической системы должна соответствовать экономической реформе, указал: "Необходимо посредством высокой централизации власти изменить устаревшую путаницу между функциями государства и предприятий, посредством замены старого режима управления предприятиями способствовать тому, чтобы государство и правительство с уровня микроуправления, непосредственного управления, использования административных средств для управления как основной ориентации правительства перешли на уровень макроуправления, опосредованного управления, использовали экономические рычаги для управления как основную ориентацию правительства, ориентированного на служение". Хотя в тексте данной статьи Юй Тунцзун и не дал конкретного определения "обслуживающего правительства", однако было затронуто понимание и содержание понятия "обслуживающее правительство".
Термин, употребляемый в сфере административного права
Профессора Китайского народного университета, эксперт по современному административному праву профессор Пи Чуньсе и другие авторы написали в 1993 г. статью, где в примечании к понятию "обслуживающее правительство" указали: "В действительности реформы экономической системы и реформы, политической системы, и в особенности административные реформы дополняют друг друга. Создание системы социалистической рыночной экономики требует от правительства коренного поворота в управлении экономикой, в связи с этим преобразование функций также становится сутью реформы административной системы. Изменение функций означает создание соответствующей структуры в соответствии с функциями управления, имеющей определенное положение в системе управления. Государственный департамент экономического управления должен с непосредственного управления в качестве основного инструмента перейти на косвенное управление (в качестве основного инструмента), укрепить макроэкономические функции управления, при этом ослабив микроэкономические функции. Его требования к функциям управления заключаются в переходе от "модели контроля и принуждения" к "модели обслуживания", правительство усиливает макрорегулирование и отраслевое управление, создает условия как для повышения активности рынка, так и для существования системы макрорегулирования для упорядоченного функционирования экономики. Также необходимо, чтобы правительство развивало и укрепляло рыночную систему, выполняя функцию регулирования рынка, кроме того, необходимо, чтобы правительство создавало и улучшало систему социального обеспечения, систему коммунальных услуг, связанных с рыночными отношениями, общественно-полезную деятельность, уменьшая при этом социальную нагрузку на участников рынка". Хотя профессор Пи Чуньсе и др. и не употребляют термина "правительство, ориентированное на служение", однако формулировка о переходе функции от "модели контроля и принуждения" к "модели обслуживания" непосредственно затрагивает вопрос "обслуживающего правительства". Содержание понятия "обслуживающее правительство", предложенное профессором Пи Чуньсе и др., включало не только впервые обнародованное научными кругами понимание модели государственного управления, но также и требования к функциям государства по регулированию рыночной экономики и взаимоотношений государственных и рыночных структур и другим функциям государства, имеющим отношение к инновациям, которые воплощают ценностные ориентиры, взятые на вооружение государством, служащим народу. Такое содержание понятия очень близко к рассмотренной нами концепции "обслуживающее правительство". Исходя из этого, автор считает, что Пи Чуньсе и ученые административного права обосновали понятие "обслуживающее правительство" раньше, чем профессор Чжан Кан. В 2002 г. профессор Государственного института управления Лю Сижуэй опубликовал статью в журнале "Государственное административное управление", коэффициент цитирования которой до сих пор чрезвычайно высок: "Обслуживающее правительство - выбор цели реформирования китайского правительства на фоне экономической глобализации". В своей статье он ясно демонстрирует: "Что такое обслуживающее правительство? Это правительство, которое существует под руководством концепции гражданского и социального стандарта, в рамках демократического устройства общества в целом, с помощью юридического процесса, сформированного в соответствии с волей граждан, ставящего своей целью и принимающее на себя ответственность за служение гражданам. Такое правительство и та государственная служба, о которой зачастую говорили люди ранее, не одно и то же". По мнению автора, концепция профессора Лю Сижуэя содержит несколько важных аспектов понимания внутреннего смысла этого понятия: во-первых, обслуживающее правительство должно принимать гражданина как основную единицу, на которую ориентировано его управление, это является наиболее существенной характеристикой, в отличие от любой другой модели управления. Во-вторых, руководящей мыслью правительства, ориентированного на служение, является служение, это отличается от ценностных ориентиров правительств другого типа. В-третьих, обслуживающее правительство есть правительство под верховенством закона, это институциональные гарантии правительства, ориентированного на служение. В-четвертых, обслуживающее правительство берет на себя бремя ответственности, это осуществление разумного риска правительства, ориентированного на служение. Это определение профессора Лю Сижуэя не только всеобъемлюще и содержательно, но также несет абстрактный и общий характер и соответствует формальным требованиям научных формулировок, именно с этого времени термин "обслуживающее правительство" может существовать как действительно научная концепция. Таким образом, автор считает, что, строго говоря, именно профессор Лю Сижуэй может считаться первым ученым, который дал нормативное и полное научное определение понятия "обслуживающее правительство". С этого момента, вслед за массовой практикой создания правительства, ориентированного на служение, ученые один за другим дают множество определений обслуживающего правительства, и эта тенденция по-прежнему продолжается.
Краткие выводы
Подводя итоги, следует сказать, что время появления понятия "обслуживающее правительство" в качестве научного термина можно определить как 80-е гг. XX столетия в период возникновения рыночной экономики. Научное определение "обслуживающее правительство" было дано в 90-х гг. XX столетия в процессе исследования административного права. Как научная концепция "обслуживающее правительство" стало рассматриваться в начале XXI в. в рамках исследований государственного управления. Поэтому концепцию "Обслуживающее правительство" можно считать уникальным явлением сферы социальных наук Китая, кристаллом коллективной мудрости ученых Китая в области административного права, государственного управления и других социальных наук.
Название документа Интервью: Расследование обстоятельств грузино-югоосетинского вооруженного конфликта (интервью со старшим следователем по особо важным делам при Председателе следственного Комитета России, генерал-майором юстиции А. А. Дрымановым) ("Международное публичное и частное право", 2013, N 6) Текст документа
РАССЛЕДОВАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
(ИНТЕРВЬЮ СО СТАРШИМ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПО ОСОБО ВАЖНЫМ ДЕЛАМ ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ, ГЕНЕРАЛ-МАЙОРОМ ЮСТИЦИИ А. А. ДРЫМАНОВЫМ)
Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ
Трунцевский Юрий Владимирович, главный редактор журнала "Международное публичное и частное право".
Дрыманов А. А., старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета России, генерал-майор юстиции.
В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации (название на тот период времени) 08.08.2008 было возбуждено уголовное дело по факту убийства на территории Республики Южная Осетия военнослужащих миротворческого батальона от Российской Федерации из состава Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-югоосетинского конфликта. В интервью со старшим следователем по особо важным делам при Председателе Следственного комитета России, генерал-майором юстиции Александром Александровичем Дрымановым характеризуются некоторые итоги расследования обстоятельств грузинско-югоосетинского вооруженного конфликта августа 2008 г.
Ключевые слова: вооруженный конфликт, уголовное дело, геноцид, наемничество, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.
The investigation of the Georgian-South Ossetian armed conflict (interview with senior investigator on especially important cases under the chairman of the Investigative Committee of Russia, general-major of justice A. A. Drymanov) Yu. V. Truncevskij
In the Investigatory Committee at office of public Prosecutor of the Russian Federation (the name at that time) 08.08.2008 criminal case was initiated on the fact of murder on the territory of the Republic of South Ossetia servicemen of the peacekeeping battalion of the Russian Federation from the composition of the Mixed forces on peacekeeping in the zone of the Georgian-South Ossetian conflict. In an interview with a senior investigator for particularly important cases under the Chairman of the Investigative Committee of Russia, general-major of justice Alexander Alexandrovich Drymanov some results of investigation of the Georgian-South Ossetian armed conflict of August 2008 are characterized.
Key words: armed conflict, the criminal case, genocide, mercenary activities, criminal and criminal-procedural legislation.
В августе этого года исполнилось пять лет с момента трагических событий, происшедших на территории Республики Южная Осетия, в ходе которых в результате авантюрных действий высшего военного и политического руководства Грузии пострадали сотни мирных граждан, были убиты российские миротворцы, огнем реактивных систем залпового огня уничтожены объекты бытового, социального и культурного назначения осетинской части населения Республики. В сегодняшнем номере журнала о некоторых итогах расследования обстоятельств грузино-югоосетинского вооруженного конфликта мы поговорим со старшим следователем по особо важным делам при Председателе Следственного комитета России, генерал-майором юстиции Александром Александровичем Дрымановым, в производстве которого находится уголовное дело о событиях в Республике Южная Осетия в августе 2008 г.
- Уважаемый Александр Александрович, первый вопрос. По каким статьям возбуждено уголовное дело? - В Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации (название на тот период времени) 8 августа 2008 г. было возбуждено уголовное дело по факту убийства на территории Республики Южная Осетия военнослужащих миротворческого батальона от Российской Федерации из состава Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта по п. п. "а", "б", "е" ч. 2 ст. 105 УК РФ. Созданная по уголовному делу следственная группа Следственного комитета под непосредственным руководством Председателя Следственного комитета Российской Федерации, генерал-полковника юстиции Александра Ивановича Бастрыкина уже 12 августа 2008 г. прибыла в г. Цхинвал и приступила к выполнению первоначальных следственных действий на территории Республики Южная Осетия: осмотрам мест происшествия, допросам свидетелей и потерпевших, назначению судебно-медицинских, криминалистических и иных экспертиз. На основании полученных дополнительных доказательств в Следственном комитете были возбуждены уголовные дела по п. п. "а", "б", "е", "л" ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц в связи с выполнением служебной деятельности, общеопасным способом по мотивам национальной ненависти или вражды), ст. 357 (геноцид), ч. 1 ст. 356 (применение запрещенных средств и методов ведения войны), ч. 2 ст. 359 (наемничество) и ч. 1 ст. 360 (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой) Уголовного кодекса Российской Федерации. В связи с наличием достаточных оснований полагать, что преступления на территории Республики Южная Осетия в отношении мирного населения и военнослужащих совершены в соучастии одной группой лиц, уголовные дела в соответствии со ст. 153 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации соединены и расследуются в одном производстве.
- Какие правовые основания были у российских следователей на проведение следственных действий и возбуждение уголовных дел о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации? - Правовыми основаниями проведения следственных и иных процессуальных действий, а также возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных за пределами Российской Федерации, являются положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, закрепленные в ч. 3 ст. 12 УК РФ (действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации) и ч. 2 ст. 2 УПК РФ (действия уголовно-процессуального закона в пространстве). Кроме того, в соответствии со ст. 25 Договора от 9 октября 1993 г. между Российской Федерацией и Грузией "О правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Грузии" по делам о преступлениях, совершенных против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, а также по делам о воинских преступлениях применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее прокуратура, судебные и другие компетентные органы.
- Что сделано по уголовному делу за истекший период? - В ходе расследования признаны потерпевшими более 7,5 тысяч лиц из числа гражданского населения Республики Южная Осетия и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Назначены и проведены около 900 судебно-медицинских, почерковедческих, взрывотехнических и иных судебных экспертиз. Признаны вещественными доказательствами свыше 1000 предметов и документов, осмотрено более 300 мест происшествия: жилых домов, административных зданий, объектов энергетики, связи, социальной инфраструктуры, расположенных в г. Цхинвале, с. Хетагурово и других населенных пунктах Южной Осетии, а также мест дислокации российского миротворческого батальона. В зоне конфликта обнаружены и изъяты официальные документы вооруженных сил Грузии, в т. ч. подробные аэрофотоснимки местности и топографические карты с условными обозначениями тактической обстановки, военно-штабные планы и приказы, свидетельствующие о подготовке к вторжению грузинских вооруженных формирований на территорию Южной Осетии, в ходе которого предусматривалось уничтожение сел с преимущественным проживанием граждан осетинской национальности, а также штаба и полигона российских миротворцев. Осмотрены подбитая и брошенная бронетехника, применявшаяся грузинской стороной при нападении, большое количество фрагментов реактивных снарядов к системам залпового огня "Град". Зафиксированы акты вандализма, уничтожения и повреждения памятников истории и культуры, уничтожения и осквернения мест захоронений и надмогильных сооружений. Объем уголовного дела составляет более 400 томов.
- Александр Александрович, какие факты установлены следствием? - В ходе проведенной следственной работы было установлено, что в период с 8 по 10 августа 2008 г. военнослужащие грузинских вооруженных формирований, выполняя преступные приказы высшего политического и военного руководства Грузии, при обстрелах г. Цхинвала и других населенных пунктов Республики Южная Осетия умышленно с целью убийства гражданских лиц применяли системы залпового огня "Град" и "Град-Лар" с реактивными снарядами, имеющими кассетную головную часть, в результате чего были убиты и получили телесные повреждения сотни мирных жителей республики, большинство из которых являлись гражданами Российской Федерации, полностью разрушено и сожжено 655 жилых домов, подверглись частичному разрушению 2139 жилых строений и помещений. Помимо этого были полностью либо частично разрушены объекты коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, больницы, детские и общеобразовательные учреждения, памятники архитектуры и старины, вследствие чего более 20 тыс. жителей Республики Южная Осетия, большинство из которых составляли женщины, люди преклонного возраста и дети, вынужденно покинули места своего постоянного проживания. Грузинские военнослужащие в период с 8 по 11 августа 2008 г. умышленно совершили похищение не участвовавших в вооруженном конфликте граждан Российской Федерации, проживающих в населенных пунктах Республики Южная Осетия, которых незаконно удерживали до 22 августа 2008 г., при этом причинили им физические и психические страдания путем систематического нанесения побоев и иных насильственных действий. Кроме этого, военнослужащие Вооруженных сил Грузии в нарушение Женевской Конвенции об обращении с военнопленными в период с 14 по 19 августа 2008 г. систематически наносили побои захваченным в плен российским военнослужащим. Помимо изложенного, в нарушение Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. в ходе вооруженного конфликта на территории Республики Южная Осетия в период с 8 по 11 августа 2008 г. на стороне грузинских вооруженных формирований принимали участие наемники из числа представителей украинской националистической организации УНАУНСО, действовавшие против интересов Российской Федерации и граждан Российской Федерации, вербовка, финансирование и иное материальное обеспечение которых были организованы и осуществлялись сотрудниками МВД Грузии в июле 2008 г. на территории населенного пункта Ачабети Республики Южная Осетия. Особого внимания заслуживает установленный следствием факт нападения грузинских военнослужащих на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой - военнослужащих миротворческого батальона от Российской Федерации из состава Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, дислоцировавшихся в г. Цхинвале на основании Соглашения "О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта" от 24 июня 1992 г. и Положения "О смешанных силах по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта" от 12 июля 1992 г. Так, в период 8 - 9 августа 2008 г. военнослужащие Вооруженных сил Грузии умышленно с целью убийства систематически обстреливали территорию российского миротворческого батальона из различных видов стрелкового оружия и тяжелого вооружения, в результате чего были убиты 10 военнослужащих российского миротворческого батальона, причинен вред различной степени тяжести здоровью 42 военнослужащих-миротворцев, а также полностью уничтожена инфраструктура военного городка российских миротворческих сил, в результате чего Российской Федерации причинен крупный материальный ущерб.
- Пожалуйста, расскажите подробнее об установленных следствием обстоятельствах начальной стадии операции по нападению Вооруженных сил Грузии на мирные города и села Южной Осетии. - В течение 6 - 7 августа 2008 г. подразделения министерств обороны и внутренних дел, дислоцированные в зоне грузино-осетинского конфликта, а также в некоторых других районах Грузии, были приведены в высшую степень боевой готовности и приступили к выдвижению в районы оперативного применения. В районе северной окраины г. Гори сосредотачивались подразделения артиллерии, в т. ч. реактивной. На территории артиллерийской бригады в г. Гори был развернут объединенный штаб силовых структур Грузии, действующих на цхинвальском направлении. К концу дня 7 августа 2008 г. у границ Южной Осетии грузинским руководством в нарушение Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта была создана объединенная группировка вооруженных сил и министерства внутренних дел Грузии. Установлено, что общая численность грузинских вооруженных формирований при осуществлении войсковой операции на территории Южной Осетии составляла около 17 тыс. военнослужащих, в т. ч. до 2 тыс. резервистов. На вооружении группировки находились около 100 танков, 70 бронированных машин, 110 артиллерийских орудий и минометов, 30 систем залпового огня, 10 средств ПВО, 9 боевых самолетов Су-25. Кроме этого, для достижения стратегической и тактической внезапности президент Грузии Саакашвили около 20 часов 7 августа 2008 г. объявил по телевизору о прекращении огня и о неприменении оружия грузинскими войсками. Заведомо зная, как установило следствие, что приказы воинским подразделениям о начале проведения операции были отданы в 5 час. 7 августа 2008 г., и первый массированный ракетно-авиационный удар было намечено нанести в 23.30 7 августа 2008 г. В 23.35 начальник штаба миротворческих операций объединенного штаба Вооруженных сил Грузии бригадный генерал Мамука Курашвили в телеинтервью объявил "о начале военных действий против осетинских сепаратистов по наведению конституционного порядка". С 23.36 силовые структуры Грузии приступили к операции по установлению контроля над территорией Южной Осетии под условным наименованием "Чистое поле". С началом операции велся массированный огонь ствольной и реактивной артиллерией по жилым кварталам г. Цхинвала, н. п. Хетагурово, Дминиси, Кохати и других. Затем вооруженные силы Грузии созданной группировкой приступили к штурму г. Цхинвала. Направлением главного удара был г. Цхинвал. Одновременно ставилась задача по нанесению двух других ударов: первый - в направлении н. п. Мугути, Хетагурово с задачей блокировать Дзарскую дорогу, второй - в направлении н. п. Эредви, Дминиси.
- Александр Александрович, как известно, в зоне конфликта находился российский миротворческий контингент. Расскажите, пожалуйста, об основаниях нахождения, задачах и правовом статусе Миротворческих сил, находившихся на территории Южной Осетии. - С распадом СССР дискриминация и угрозы со стороны Грузии по отношению к населению Южной Осетии переросли в вооруженную агрессию. С ноября 1989 г. по июль 1992 г., к моменту введения в зону грузино-осетинского конфликта миротворческих сил, погибло свыше 3 тыс. мирных жителей Южной Осетии, около 300 человек пропало без вести, свыше 100 осетинских сел были сожжены, более 40 тыс. человек стали беженцами. С целью урегулирования конфликта между осетинами и грузинами Российская Федерация и Грузия 24 июня 1992 г. в г. Сочи подписали Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. В целях обеспечения контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в указанной зоне была учреждена смешанная Контрольная комиссия (СКК) в составе сторон, вовлеченных в конфликт. Решением заседания СКК от 12 июля 1992 г. утверждено Положение о смешанных силах по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта. Также на основании решения заседания СКК от 12 июля 1992 г. в зону конфликта 14 июля 1992 г. были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трех мотострелковых батальонов от Российской Федерации, Грузии и Северной Осетии. С целью создания правовой основы для временного пребывания российских воинских формирований на территории Грузии 9 октября 1993 г. заключен Договор между Российской Федерацией и Грузией о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Грузии. Согласно Положению от 4 июня 2004 г. N 1270 "Об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта", миротворческие силы и военные наблюдатели подчиняются объединенному военному командованию, состоящему из представителей российской, грузинской и осетинской сторон. Объединенное военное командование возглавляет командующий от российской стороны. Основными задачами ССПМ являлись разъединение противоборствующих сторон и недопущение открытого вооруженного противостояния между ними. В соответствии с Соглашением "О группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств" (Киев, 20 марта 1992 г.) и ст. 5 Протокола "О статусе групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств" (Ташкент, 15 мая 1992 г.) Коллективные силы по поддержанию мира пользуются статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией "О привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 г.
- Александр Александрович, в ряде грузинских средств массовой информации сообщалось о том, что российские миротворцы сами спровоцировали нападение с стороны Грузии. К каким выводам в свете данных заявлений пришло следствие? - К сожалению, грузинская сторона не впервые прибегает к искажению действительных фактов с целью ввести мировое сообщество в заблуждение. Так, например, было и с многочисленными заявлениями властей Грузии о том, что это именно Россия совершила акт агрессии в отношении "маленькой" Грузии. Вместе с тем, как Вы знаете, эти утверждения грузинского руководства были опровергнуты не только выводами российских следователей, но и заключениями ведущих европейских экспертов и международных правозащитных организаций, которые проводили собственное расследование. Так, своим решением от 2 декабря 2008 г. Совет Европейского союза учредил независимую миссию по установлению фактов, связанных с конфликтом в Грузии. Возглавила расследование известный швейцарский дипломат, эксперт по России и Северному Кавказу в ОБСЕ Хайди Тальявини. (В период работы миссии Х. Тальявини встречалась с российскими следователями.) Из итогового отчета миссии (п. 20) следует, что Россия не предпринимала вооруженного нападения до начала грузинской операции. Не подтверждены заявления Грузии о масштабном присутствии российских вооруженных сил в Южной Осетии до нападения со стороны Грузии с 7 на 8 августа. Ничем не подтверждены также любые заявления относительно того, что российские миротворческие подразделения в Южной Осетии грубо нарушали свои обязательства, предусмотренные соответствующими международными соглашениями, подобными Сочинскому соглашению, и таким образом, могли утратить свой международный правовой статус. Следовательно, применение Грузией силы против российских миротворческих сил в Цхинвале в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. противоречит международному праву. Таким образом, выводы данной авторитетной международной комиссии в этой части полностью соответствуют выводам, к которым пришли российские следователи. Так, следствием установлено, что российские миротворцы в ходе вооруженного конфликта действовали в строгом соответствии с Соглашением "О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта" от 24 июня 1992 г. и Положением "О смешанных силах по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне конфликта" от 12 июля 1992 г. Ценой собственной жизни военнослужащие миротворческого батальона от Российской Федерации пытались не допустить прямого столкновения между грузинскими и югоосетинскими силами. Однако масштабы нападения, использование грузинскими вооруженными формированиями против российских миротворцев тяжелого наступательного вооружения и авиации свидетельствуют о том, что действия грузинской стороны были направлены на полное подавление и уничтожение российского миротворческого контингента.
- Александр Александрович, какие нормы международного права, по мнению следствия, нарушены Грузией? - Как установлено следствием, грузинские военнослужащие при обстрелах г. Цхинвала и других населенных пунктов Республики Южная Осетия умышленно с целью убийства гражданских лиц применяли системы залпового огня "Град" и "Град-Лар" с реактивными снарядами, имеющими кассетную головную часть, в результате чего были убиты и получили телесные повреждения сотни мирных жителей республики, большинство из которых являлись гражданами Российской Федерации, полностью разрушено и сожжено 655 жилых домов, подверглись частичному разрушению 2139 жилых строений и помещений. Грузинские военнослужащие при нападении на российские Миротворческие силы использовали реактивные системы залпового огня, самолеты Су-25, тяжелое вооружение, уничтожили из танковых орудий легкобронированную технику российского миротворческого батальона, военнослужащие которого выполняли задачу по разъединению противоборствующих сторон - грузин и осетин. Кроме того, следствием задокументированы факты интенсивного обстрела различными видами оружия медицинского пункта и медицинских автомобилей российского миротворческого батальона, снабженных соответствующей символикой Международного Красного Креста, а также обстрела российских военнослужащих, пытавшихся спасти своих раненых из подбитой бронетехники. Следует отметить, что на всей боевой технике и обмундировании российских миротворцев имелись хорошо различимые эмблемы Миротворческих сил "МС". Изложенные объективно установленные факты свидетельствуют о том, что Грузией грубо нарушены ряд общепризнанных принципов и норм международного права, в т. ч. содержащихся в Уставе ООН 1945 г., Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г., Женевской конвенции "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" 1949 г., Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям, касающемся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) 1977 г., Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г., Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в т. ч. дипломатических агентов 1973 г., Конвенции о специальных миссиях 1969 г. и др. Кроме того, Грузией также грубо нарушены ряд норм международных договоров, в т. ч.: Соглашения о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта 1992 г., Договора между Российской Федерацией и Грузией о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 1994 г., Положения об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта 1994 г., и др.
- Александр Александрович, расскажите, поступали ли от граждан Грузии заявления на действия российских военнослужащих? - Да, такие жалобы активно стали поступать только со второй половины 2009 г. Причем поступали они не от граждан, а от различных правозащитных организаций. В настоящее время в рамках расследования проводится работа по проверке более 80 таких обращений в интересах более 600 граждан Грузии, якобы пострадавших во время вооруженного грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г. от действий российских военнослужащих. Вместе с тем для проведения полноценной проверки этих жалоб необходимо, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, получить объяснения от заявителя и лиц, которые были очевидцами событий, получить в установленном порядке материалы компетентных органов Грузии, которыми могут быть: протоколы осмотров мест происшествия, заключения экспертиз, опросы очевидцев и т. д. Однако данных документов представлено не было. В этой связи для подтверждения сведений, изложенных в обращениях, и получения дополнительных материалов, необходимых для принятия обоснованного процессуального решения по ним, Следственным комитетом Российской Федерации компетентным органам Грузии неоднократно направлялись запросы о правовой помощи. Главная прокуратура Министерства юстиции Грузии по надуманным основаниям отказалась оказать российской стороне правовую помощь. Несмотря на явное нежелание грузинской стороны сотрудничать с российскими компетентными органами по правовым вопросам, следственная работа по проверке жалоб граждан Грузии продолжается. Согласно полученным данным, командование российских войск с первого дня проведения операции по принуждению Грузии к миру предприняло исчерпывающие меры для предотвращения и недопущения противоправных действий по отношению к грузинскому населению. Следствием установлено, что применение авиации и артиллерии в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г. было вызвано необходимостью подавления реактивных артиллерийских и минометных батарей грузинских вооруженных формирований, осуществлявших ведение огня по российским миротворцам и населенным пунктам Республики Южная Осетия. При этом места дислокации огневых позиций реактивной артиллерии грузинских вооруженных формирований располагались на удалении не более 500 метров от населенных пунктов Гори, Вариани, Земо-Никози и других. На сегодняшний день в ходе проделанной следственной работы по проверке жалоб граждан Грузии объективных доказательств о причастности российских военнослужащих к совершению каких-либо противоправных действий на территории Грузии или Республики Южная Осетия не получено. Не представила их и грузинская сторона.
- Александр Александрович, каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы расследования? - Реальное привлечение к уголовной ответственности на территории Российской Федерации в соответствии с российским уголовным законодательством должностных лиц высшего политического и военного руководства Грузии (президент, министр обороны и т. п.) невозможно в силу действия иммунитета должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции, закрепленного нормами международного права, нашедшими свое отражение в ч. 2 ст. 3 УПК РФ. В этой связи наиболее перспективным направлением для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности высших должностных лиц Грузии, виновных в геноциде и массовых убийствах граждан Российской Федерации, является инициирование российскими компетентными органами процедуры расследования в международных уголовных инстанциях. Для этих целей в МИД России и Аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека направлены полученные по уголовному делу доказательства совершения военнослужащими грузинских вооруженных формирований и высшими должностными лицами Грузии военных преступлений и преступлений против человечества. Предварительное следствие по уголовному делу продолжается.
Название документа