Электронный парламент в Азербайджане
(Азизов Р.)
("Информационное право", 2010, N 2)
Текст документа
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАРЛАМЕНТ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Р. АЗИЗОВ
Азизов Рашад - кандидат юридических наук, руководитель службы по информационным вопросам Милли Меджлиса (Парламента) Азербайджанской Республики.
В статье дается толкование таких понятий, как "электронное государство" и "электронный парламент", разграничиваются данные институты, указывается значение официальных сайтов государственных органов, оказывающих влияние на взаимодействие государства и общества, на примере официального сайта Милли Меджлиса (Парламента) Азербайджанской Республики.
Ключевые слова: информационное общество, электронное правительство, электронный парламент, сайт.
Electronic Parliament in Azerbajdzhan
Azizov R.
The article interprets such concepts as "electronic state" and "electronic parliament", delimits these institutes, and shows the importance of official web sites of state agencies, making impact on cooperation of the state and society at the example of official web site of the Milli Medzhlis (Parliament) of the Republic of Azerbajdzhan.
Key words: informational society, electronic government, web site.
Современный этап развития цивилизации отличается бурным ростом информационных технологий, что, в свою очередь, привело к возникновению новых форм существования человеческого общества. Новые формы человеческого взаимодействия привнесли в нашу жизнь новые явления, новые институты, новые понятия - киберпреступность, электронная торговля, электронное правительство и т. д. Многие из этих терминов уже стали повседневным лексиконом государственного чиновника. При этом, заметим, термин "электронный парламент" не так распространен, как, скажем, "электронное правительство".
Можно предположить, что термин "электронное правительство" выходит за пределы деятельности правительства и исполнительной власти. С учетом всеобъемлемости информатизации всего государственного аппарата было бы удобнее применять термин "электронное государство". А "электронный парламент" как информационно-коммуникационную систему, направленную на повышение эффективности деятельности законодательного органа, при этом следует воспринимать как неотъемлемую составляющую часть института "электронного государства".
"Электронное государство" - это прежде всего новая форма информационных взаимоотношений в сфере государственного администрирования в направлениях "государство - граждане", "государство - бизнес", "государство - государство".
Таким образом, создание "электронного государства" должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. "Электронное государство" должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге - с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает "электронное государство" не только доступным, но и интерактивным.
Основным инструментарием интерактивного взаимодействия государства и общества на данном этапе выступают официальные сайты. Все чаще слышатся слова о необходимости создания единого портала "электронного правительства". В то же время следует заметить, что и при наличии единой информационной площадки, и в ее отсутствие эффективность информационных ресурсов различных органов зависит только от них самих. Это связано с тем, что каждый орган несет ответственность за своевременность, актуальность информации, связанной с его деятельностью, за качество услуг, осуществляемых в режиме онлайн.
Таким образом, официальный сайт государственного органа - это универсальная информационно-коммуникационная площадка для быстрого, качественного и, что самое главное, непосредственного доведения до населения правовой информации, а также оказания услуг по обеспечению прав и свобод, закрепленных в законодательстве. При этом государственный орган должен быть крайне заинтересован в развитии своего информационного онлайн-ресурса, который на порядок повышает эффективность взаимодействия с общественностью, улучшает как финансово-материальные, так и технические, содержательные показатели деятельности органа.
Милли Меджлис - один из первых государственных органов в Азербайджане, обзаведшихся официальным сайтом. Проводимые по инициативе Спикера Милли Меджлиса господина Огтая Асадова административные преобразования структурных единиц ведутся под личным контролем руководства Аппарата Парламента с целью реализации принципов, закрепленных в утвержденной Всенародным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым "Национальной стратегии развития ИКТ во благо Азербайджана".
Долгое время функционирование сайта, как и иных информационно-коммуникационных ресурсов парламента, входило в компетенцию Отдела по информационным ресурсам и информационным технологиям. После принятия Закона "О доступе к информации" встал вопрос о необходимости реструктуризации сайта. Для решения этого вопроса и дальнейшего администрирования сайта в составе Аппарата Милли Меджлиса была создана интернет-служба, которая в последующем была преобразована в Сектор по информационным вопросам Милли Меджлиса. К компетенции Сектора отнесены ведение сайта, контроль за исполнением Закона "О доступе к информации", подготовка аналитических материалов по вопросам формирования информационного общества и внедрения элементов электронного государственного администрирования.
В конце 2007 г. была представлена новая, значительно улучшенная, как по дизайну, так и по навигации, версия сайта. Был создан ряд новых интерактивных сервисов взаимодействия с населением, увеличен объем публикуемой информации. Количество виртуальных обращений к сайту резко возросло, увеличился объем анализируемой информации, что потребовало не только технической, но и аналитической подготовленности кадрового состава структурного подразделения.
Одним из важных показателей динамики развития инфраструктуры сайта является рейтинг мониторинга открытости официальных сайтов государственных органов, который уже несколько лет проводится в стране независимыми организациями. За 2008 г. сайт Милли Меджлиса показал лучший результат роста, поднявшись в первую десятку. При этом эксперты полагают, что к концу текущего года показатели улучшатся.
В Парламенте развитие официального сайта ведется согласно двум ключевым принципам - "концепции трех кликов" и "для нужд депутата". Остановимся поподробнее на каждом в отдельности.
Концепция трех кликов подразумевает под собой не просто максимально возможное информативное насыщение сайта, но и четкую структуризацию этой информации и создание удобной навигации по сайту, для того чтобы любую интересующую информацию пользователь мог найти на сайте тремя нажатиями кнопки либо при ее отсутствии был соответственно перенаправлен.
Этот принцип направлен в первую очередь на то, чтобы минимизировать отрицательный эффект от фактора цифрового неравенства, когда зачастую даже бывалые интернет-пользователи неадекватным образом воспринимают использование ИКТ.
Принцип развития сайта для нужд депутата предполагает, что на сайте должна быть вся актуальная информация, необходимая депутату в связи с его непосредственной работой, т. е. информация о заседаниях, законопроектах, стенограммах, новостях и мероприятиях.
Принцип общественной вовлеченности обеспечивается за счет того, что целый ряд общественных организаций привлекается к обсуждению нововведений на официальном сайте Парламента, при этом рассматриваются и получаемые от граждан предложения, в первую очередь анализируются информационные запросы с целью определения актуальности и востребованности той или иной информации.
Деятельность структур, занимающихся информационным и техническим поддержанием сайта, строго регламентирована (Закон о доступе к информации, Внутренний регламент Милли Меджлиса, локальные акты).
Деятельность Милли Меджлиса связана прежде всего с правовой информацией, и объем таковой на официальном ресурсе Парламента в разы отличается от многих государственных ресурсов вместе взятых. А это требует соответствующей технической готовности, так как внедрение информационных технологий, разработка безопасного программного обеспечения - крайне дорогостоящий процесс. И здесь важную роль играет и общественная заинтересованность в конкретных сервисах.
В качестве примера приведем практику ведения онлайн-трансляции заседаний Парламента, которая экспериментально была недавно запущена. Однако этот сервис так и не был востребован, в то же время требовал много затрат как на наращивание мощностей, так и на трафик. Причина невостребованности этих онлайн-услуг - открытый доступ СМИ к заседаниям Парламента. Однако эти технологии были разработаны и ждут своего часа. То есть разработка программных продуктов Парламента предполагает ряд проектов, нацеленных на будущее.
Сайт Милли Меджлиса - один из наиболее посещаемых государственных информационных ресурсов, в особенности из-за рубежа. Одним из ключевых вопросов, связанных с функционированием сайта, является его техническая безопасность. В последнее время участились кибератаки на сайты государственных органов, и сайт Милли Меджлиса - не исключение. За техническую безопасность сайта, как и других информационно-коммуникационных технологий, отвечает целая команда высококвалифицированных специалистов Отдела информационных ресурсов и информационных технологий, которые круглосуточно занимаются мониторингом системы.
Так, на сайте своевременно публикуется рабочий план сессии, повестка каждого заседания, обсуждаемые проекты. На сайте размещается также информация о деятельности каждой комиссии, включая их решения, повестки и т. д., что дает возможность быть в курсе законодательного процесса.
В соответствии с положениями Закона "О доступе к информации" и Внутреннего регламента Милли Меджлиса в соответствующем разделе сайта можно ознакомиться со стенограммами всех заседаний парламента.
Кроме того, на сайте выставлен огромный объем статичной информации, в том числе об Азербайджане, роли Всенародного лидера Азербайджанской Республики в формировании независимой законодательной власти, о составе Парламента, его руководстве. Отдельный раздел посвящен деятельности Председателя Милли Меджлиса господина Октая Асадова, где представлена его биография, тексты выступлений, отчеты о поездках и встречах.
Официальная интернет-приемная Милли Меджлиса обеспечивается отлаженным механизмом функционирования электронных сервисов, представленных на сайте.
К основным электронным сервисам на сайте следует отнести возможность электронного обращения в Милли Меджлис. При этом для удобства пользователя выделены разделы для желающих записаться на прием, подать обращение либо подать информационный запрос. В зависимости от того, в каком разделе было заполнено обращение, оно рассматривается в соответствующих структурных подразделениях Аппарата в соответствии с законодательством страны.
Очень часто приходят запросы с целью толкования законов или же указов Президента о применении данных норм, которые согласно Закону "О доступе к информации" направляются в соответствующие органы для исполнения. Если информационные запросы касаются непосредственно текстов законов и иных законодательных актов, то на сайте Милли Меджлиса существует соответствующий раздел, где публикуются все принятые законы сразу же после подписания их Президентом страны. В настоящий момент в разделе размещены все законы с 2003 г., параллельно идет процесс оцифровки и перекодировки электронных текстов законов, принятых с момента обретения Азербайджаном независимости. В целом следует заметить, что проблема кодировки шрифтов является одной из основных, требует долгой, кропотливой работы, так как работа с текстами, содержащими правовую информацию, имеет крайне важную информационную значимость и аутентичность текстов является непременным условием их размещения.
Кроме того, на сайте размещаются тексты законопроектов, которые намечается обсудить на ближайших заседаниях Парламента, при этом выставляются тексты, представленные на разных чтениях, дабы посетители могли визуально сравнить принимаемые изменения и дополнения. В настоящий момент идет усовершенствование раздела, планируется максимально связать обсуждаемые законопроекты с повесткой заседаний и принимаемыми в связи с этим законопроектом в комиссиях документами. Это направлено на облегчение навигации по разделам и оптимизацию доступа к необходимой "информации за три клика".
Информационные запросы по поводу иного законодательства разрешаются по мере возможности на сайте Парламента либо перенаправляются на сайт e-qanun. az с базой нормативных актов, которая функционирует под контролем Министерства юстиции Азербайджанской Республики.
Подводя итог в связи с функционированием официального сайта Милли Меджлиса, важно учитывать:
- данный информационный ресурс отвечает стандартам, установленным законодательством Азербайджанской Республики;
- работа над развитием и усовершенствованием сайта не останавливается и стремится к достижению высоких стандартов, применяемых в наиболее развитых странах;
- система скоординированной ответственности за безопасность ресурса обеспечивает его надежное бесперебойное функционирование;
- важную роль играет разработка эффективного механизма администрирования сайта и правил внутриведомственного информационного обмена;
- сайт Милли Меджлиса предназначен для нужд гражданина, существенно облегчает вовлечение населения в законодательный процесс.
Таким образом, сделаны первые важные шаги в направлении формирования электронного парламента, что вкупе с формированием элементов электронного правительства (системы информационных ресурсов органов исполнительной власти) создает базис для ускорения процесса формирования института электронного государства и информационного общества в стране.
Название документа