Проблемы соотношения частных и публичных интересов в условиях формирования правовой базы Таможенного союза

(Бакаева О. Ю.) ("Юридический мир", 2010, N 6) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>

О. Ю. БАКАЕВА

Бакаева О. Ю., заведующая кафедрой публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор юридических наук, профессор.

Решение правовых вопросов, возникающих в процессе создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, представляется весьма актуальным, учитывая значение Таможенного союза для развития народного хозяйства России. Статья посвящена решению проблемы соотношения частных и публичных интересов в условиях формирования правовой базы Таможенного союза. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: Таможенный союз, Таможенный кодекс, таможенная служба, таможенное законодательство.

Solution of legal issues arising in the process of creation of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan are topical taking into consideration the importance of the Customs Union for development of People's economy in Russia. The article is devoted to solution of the problem of correlation of private and public interests in conditions of formation of legal base of the Customs Union. The author's conclusions may be used in law-application practice.

Key words: Customs union, Customs code, customs service, customs legislation.

Революционные преобразования в области таможенного дела связаны с формированием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и планируемым введением с 1 июля 2010 г. в действие Таможенного кодекса Таможенного союза <1>. Образование единой таможенной территории трех стран требует качественного преобразования нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, складывающиеся в таможенной сфере. -------------------------------- <1> В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭс от 27 ноября 2009 г. N 17 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят данный документ, вступает в силу с 1 июля 2010 г. при наличии информации депозитария о выполнении сторонами Договора внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора.

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) является актом прямого действия. Правовая база Таможенного союза состоит из трех частей: 1. ТК ТС. 2. Международные соглашения по вопросам, не урегулированным ТК ТС. 3. Решения Комиссии Таможенного союза как наднационального регулирующего органа. Единообразие таможенного регулирования не означает отсутствия национального таможенного законодательства. Так, Федеральной таможенной службой РФ опубликован проект Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (находится на официальном сайте ФТС России). Планируется, что с 1 июля 2010 г. он заменит действующий в настоящее время Таможенный кодекс РФ. Аналогичные изменения произойдут в Белоруссии и Казахстане. С помощью национальных законодательных норм можно будет восполнить пробелы - отношения, не регламентированные Таможенным кодексом Таможенного союза. Приоритет в таможенном регулировании отдается законодательству Таможенного союза. Если этим законодательством какие-либо отношения не урегулированы, то применяются нормы национального законодательства, но до урегулирования данных отношений на уровне Таможенного союза. При этом если в ТК ТС установлено, что какие-либо отношения регулируются национальными нормативными актами, то такое законодательство действует на территории этого государства - члена Таможенного союза (например, обжалование регулируется в каждом государстве внутренними нормами - ст. 9 ТК ТС, аналогично решается вопрос с организацией консультирования таможенными органами - ст. 11 ТК ТС и пр.). В настоящее время в Правительство РФ внесен пакет из семи международных договоров, направленных на формирование правовой базы Таможенного союза. К ним, в частности, относятся: Договор об основных принципах уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза; Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин и другие. Остановимся на основных нововведениях Кодекса. Во-первых, законодатель отказался от традиционного термина "таможенный режим" и заменил его на понятие "таможенная процедура". Под ней понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Сохранилось понятие таможенных операций. Во-вторых, место таможенного брокера заняло лицо, именуемое таможенным представителем. Его статус практически не изменился. Реестры таможенных представителей ведутся раздельно в каждом государстве, но Комиссией Таможенного союза формируется их общий реестр, который публикуется не реже 1 раза в квартал. Аналогично решается вопрос с таможенными перевозчиками, владельцами СВХ, таможенных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли. В-третьих, в союзном Кодексе вводится институт уполномоченного экономического оператора. Такому лицу выдается свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. Данный статус могут получить лица, соответствующие следующим условиям: - предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, но если лицо осуществляет деятельность по производству и (или) экспорту товаров - то на сумму, эквивалентную 150 тысячам евро; - осуществление внешнеторговой деятельности не менее одного года; - отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней, а также недоимки в соответствии с налоговым законодательством; - отсутствие фактов привлечения в течение одного года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела; - наличие "прозрачной" системы учета товаров. Аналогичные положения содержатся в настоящее время в ст. 68 Таможенного кодекса РФ. В-четвертых, уточняется статус предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД ТС (Федеральной таможенной службой разработан проект Административного регламента по предоставлению данной государственной услуги). Оно принимается таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное решение является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение. Таким образом, решение, принятое на территории Республики Казахстан, для Российской Федерации обязательную силу иметь не будет. Общий срок его принятия - 90 дней со дня регистрации заявления, и действует оно, как правило, в течение трех лет. В-пятых, в Кодексе устанавливается, что если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров (при этом срок отложения решения не устанавливается). В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости (ст. 64 ТК ТС). Порядок декларирования и контроля таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. В-шестых, увеличен срок хранения документов, необходимых для таможенного контроля, с 3 лет до 5 лет (ст. 98 ТК ТС). Кроме того, устанавливается, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом национальным законодательством могут устанавливаться более продолжительные сроки пост-контроля, но в пределах 5 лет. В Российской Федерации увеличение 3-летнего срока не предполагается. В-седьмых, изменен и расширен перечень форм таможенного контроля. Так, получение пояснений изменено на получение объяснений; в названиях таких форм контроля, как таможенный осмотр и таможенный досмотр, исключены слова "товаров и транспортных средств", а личный досмотр назван личным таможенным досмотром. Изменилось и название осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля на "таможенный осмотр помещений и территорий". Появились новые формы: учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности (проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; лиц, пользующихся специальными упрощениями; лиц, пользующихся (владеющих) иностранными товарами), таможенная проверка. При этом таможенная ревизия заменена на таможенную проверку, осуществляемую как в камеральной, так и в выездной формах (глава 19 ТК ТС). Формы актов таможенного осмотра, досмотра и других форм контроля устанавливаются Комиссией Таможенного союза. В-восьмых, уточнены понятия и элементы, входящие в систему управления рисками. Важно, что область рисков теперь может определить не только ФТС России, но и Комиссия Таможенного союза. В-девятых, существенные изменения коснулись порядка осуществления таможенного оформления, а именно: - исключена процедура внутреннего таможенного транзита. Доставка товаров до места оформления осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; - с одной стороны, представление различных документов в электронной форме устанавливается как право, а не обязанность лица, а с другой - в п. 6 ст. 180 определено: подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии Таможенного союза либо законодательством государств - членов Таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза; - установлен срок регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, - не более одного часа после их подачи, после чего лицу выдается подтверждение о регистрации документов; - максимальный срок временного хранения (4 месяца) не изменился, но он дополнен предельным сроком временного хранения в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 месяцев; - исключены устная и конклюдентная формы декларирования; - установлены следующие виды деклараций: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство. Все формы таможенных документов (в т. ч. деклараций) и порядок их заполнения определяются решением Комиссии Таможенного союза; - срок подачи декларации на ввезенные товары ограничен сроком временного хранения товаров. Установлен срок декларирования товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате, - 30 дней со дня вступления в силу решения суда или таможенного органа. Срок регистрации декларации таможенным органом или отказа в ее регистрации - 2 часа с момента ее подачи; - регистрация транзитной декларации и иных документов должна быть завершена в течение одного часа с момента представления их перевозчиком (ранее этот срок равнялся двум часам). А в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием; - увеличен срок предъявления товаров в случае их предварительного декларирования с 15 до 30 календарных дней. Однако если за это время были введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров; - срок выпуска товаров сокращен до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации (ст. 196 ТК ТС), а для экспортируемых и временно вывозимых товаров он не может превышать 4 часов. Эти сроки включают время проведения таможенного контроля. Продление сроков до 10 рабочих дней допускается с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих. В-десятых, классификация таможенных процедур (ранее - режимов) на основные, экономические, завершающие и специальные отменена. Режим "временный ввоз" заменен на процедуру "временный ввоз (допуск)"; "международный таможенный транзит" на "таможенный транзит". Исключены перемещение припасов (особенности этой процедуры установлены главой 50 ТК ТС) и иные специальные таможенные режимы. Введена специальная таможенная процедура - таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются международными договорами государств - членов Таможенного союза. Кроме того, увеличены сроки переработки товаров на таможенной территории - с 2 до 3 лет; вывоза реэкспортируемых товаров - с 6 месяцев до 1 года. В-одиннадцатых, приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, допускается и без заявления правообладателя на срок до 10 рабочих дней. Он может быть продлен еще на 10 дней по заявлению правообладателя. А сам срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности составляет не более двух лет при условии включения объекта в таможенный реестр. Возможно продление такого срока еще на 2 года неограниченное число раз, т. е. каждый раз по 2 года. Рамки статьи не позволяют раскрыть все новшества нового таможенного законодательства, однако наиболее важные из них были охарактеризованы. Изменения нормативно-правовой базы не могут не отразиться на интересах лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, а особенно - субъектов внешнеторговой деятельности. Ускоренный период формирования Таможенного союза наверняка создаст массу проблем, обусловленных несовершенством норм права. Весьма затруднительным представляется участие в процессе разработки новых таможенных правил предпринимательского сообщества, в первую очередь ввиду довольно сжатых сроков. Такая поспешность уже привела к принятию поправок в Таможенный кодекс ТС (наверняка не последних), что свидетельствует о его недоработанности, недостаточной взвешенности заложенных в него мер. К сожалению, создание Таможенного союза как, кстати, весьма удачной формы интеграции предшествовало формированию правовой базы. Противоположная процедура (разработка и принятие законодательной основы и, как следствие, начало функционирования Таможенного союза) позволила бы снять многие проблемы и нормотворческого, и правоприменительного характера. Уже сейчас таможенными органами трех стран выявлена масса проблем, требующих скорейшего разрешения. Вот несколько примеров. Конституционными нормами России, Белоруссии и Казахстана установлены различные государственные языки, с помощью которых, в частности, производится и заполнение документов для таможенных целей. В настоящее время не выработан единый подход к использованию какого-то одного языка на территории Таможенного союза. Неясной остается ситуация со сроками таможенного оформления. Однодневный срок, установленный в ТК ТС, может быть продлен до 10 дней (ст. 196), что приводит к ухудшению положения субъектов внешнеторговой деятельности по сравнению с ныне действующими нормами. Кроме того, основания продления сроков таможенного оформления отсутствуют, а это значит, что данная норма будет применяться по усмотрению должностных лиц таможенных органов, что недопустимо. В настоящее время актами национальных законодательств устанавливаются различные суммы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами: в Российской Федерации - 65 тысяч рублей, в Белоруссии - 1 тысяча евро, в Казахстане сумма варьируется в зависимости от вида товара. В случае перемещения таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза граждане будут искать лазейки для ввоза товара через ту страну, где действуют более выгодные условия. Также не решен вопрос о таможенном обложении при ввозе иностранных автомобилей. Учитывая, что на территории Белоруссии действуют пониженные ставки таможенных пошлин, уже сейчас многие частные субъекты с целью минимизации таможенных издержек планируют их ввоз через эту страну с последующей регистрацией на территории России. По данному вопросу компромисса пока не достигнуто. Несомненно, ухудшает положение субъектов внешнеторговой деятельности и положение ст. 99 ТК ТС, разрешающее проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. В настоящее время такой срок ограничивается одним годом. Установленный трехлетний период проведения таможенной проверки представляется излишним. Среди новшеств Кодекса следует отметить введение института уполномоченного экономического оператора. Однако затруднительным для исполнения представляется одно из условий получения соответствующего статуса - предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро. Исполнение данной нормы делает указанную таможенную услугу практически недоступной для большинства хозяйствующих субъектов, в первую очередь мелких и средних организаций. Кроме того, законодатель исключил из сферы правового регулирования Кодекса традиционное для таможенного законодательства понятие "таможенный режим", заменив его на более широкую категорию "таможенная процедура", что можно признать недостаточно обоснованным. Такая трансформация потребует в первую очередь внесения целого ряда изменений в нормативные акты различного уровня, оперирующие термином "таможенный режим". Например, в главе 16 КоАП РФ поправки коснутся статей 16.9 и 16.10 (поскольку в них упоминается о таможенном режиме международного таможенного транзита), статьи 16.19 "Несоблюдение таможенного режима". В целом же Таможенный кодекс ТС содержит массу отсылочных норм (около 200) к национальному законодательству, что может быть оценено негативно как минимум по двум причинам. Во-первых, это усложняет изучение и использование положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенных органов, так и частными субъектами таможенных правоотношений. Во-вторых, регламентация ряда важнейших таможенных процедур на уровне государств - членов Таможенного союза может привести как к разнообразному правовому регулированию, так и к отсутствию единообразия в рамках реализации тех или иных норм. В такой ситуации бизнес оперативно среагирует на различия в нормативных документах и будет находить всевозможные способы для применения законодательства того государства, какое видится ему более выгодным в ракурсе минимизации таможенных издержек.

Название документа