Становление британской системы колониального управления в Панджабе в первые годы после аннексии

(Демичев К. А.) ("История государства и права", 2010, N 16) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ БРИТАНСКОЙ СИСТЕМЫ КОЛОНИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПАНДЖАБЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ АННЕКСИИ <*>

К. А. ДЕМИЧЕВ

Демичев Кирилл Андреевич, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Нижегородского филиала Университета Российской академии образования, кандидат исторических наук.

В статье анализируются основные направления британской политики в Панджабе, связанные с процессом формирования колониальной системы управления в первые годы после аннексии Сикхского государства. Делаются выводы о симбиозе англо-сикхских государственно-правовых традиций.

Ключевые слова: система колониального управления, смешанная форма управления, симбиоз государственно-правовых традиций.

The article analyses the basic directions of British policy in Punjab related to the process of formation of colonial system of government during the first years after annexing of Sikh state; makes conclusions on the symbioses of Anglo-Sikh state-law traditions.

Key words: system of colonial government, mixed form of government, symbioses of state-law traditions.

В настоящее время ни у историков, ни у правоведов практически не вызывает сомнений факт, что определяющим фактором в развитии Индии во второй половине XVIII - XIX в. стал фактор англо-индийского межцивилизационного взаимодействия, обусловленного последствиями завоевания субконтинента британской Ост-Индской компанией (далее - ОИК). При этом очевидно, что результаты этого взаимодействия не могут быть сведены исключительно к негативным последствиям. Одним из интереснейших результатов межкультурного и межцивилизационного взаимодействия англичан и народов Индии стало зарождение феномена симбиоза индо-британских традиций, определивших характер и структуру многих государственных и правовых институтов Индостана. Ярким примером зарождения, становления и развития такого феномена в результате англо-сикхского взаимодействия стал Панджаб, обладавший исключительным геополитическим значением среди индийских провинций ОИК. Во второй четверти XIX в. процесс британского завоевания Индии вступил в свою завершающую стадию. В это время основным объектом завоевательной политики англичан стало Сикхское государство, располагавшееся в Панджабе. Держава сикхов была последним независимым государством, которое могло представлять реальную угрозу для владений ОИК в Индии. В результате двух англо-сикхских войн держава сикхов потерпела поражение и была аннексирована ОИК в 1849 г. Еще до окончания боевых действий второй англо-сикхской войны (1847 - 1849) перед новым генерал-губернатором Индии лордом Дальхузи встал вопрос о форме колониальной администрации в Панджабе после его присоединения к британским владениям в Индии. По этому вопросу среди чиновников Ост-Индской компании единства не было. Так, главнокомандующий индо-британской армии генерал Ч. Нэпир и его сторонники придерживались мнения, что лучшей формой администрации является военная форма, которая хорошо себя зарекомендовала в Синде. Их противники, в число которых входили влиятельные представители совета генерал-губернатора, занимали диаметрально противоположную позицию, считая военную форму неприемлемой для британской провинции <1>. Их идеалом была регулярная гражданская администрация по примеру бенгальского президентства. -------------------------------- <1> См.: Hunter W. W. The marques of Dalhousie. Oxf., 1890. P. 86.

Однако лорд Дальхузи не поддержал ни одну из сторон, придя к выводу, что лучшей формой административного устройства Панджаба будет смешанная форма, в которой, на разумных началах, будут сочетаться как гражданские, так и военные элементы <2>. В результате после аннексии сикхской державы в конце марта 1849 г. в Панджабе был создан Совет администрации (далее - Совет. - К. Д.) в составе трех человек, которые сосредоточили в своих руках всю полноту гражданской, финансовой и судебной власти <3>. -------------------------------- <2> См.: Kaye J. W. The administration of the East India Company. (Repr. 1853). Allahabad, 1966. P. 450. <3> См.: The Imperial Gazetteer of India. 1881. Vol. XI. Pali to Ratia. L., 1886. P. 270.

Следует отметить, что такая система управления была в целом нехарактерна для британской Индии. Обычные приемы регуляции в этой сфере считались генерал-губернатором малопригодными для Панджаба в силу недостаточной изученности провинции, социальной напряженности и особого геополитического значения региона. Кроме того, колониальная администрация исходила из того, что недавно завоеванная область должна "управляться энергично и в то же время дешево" <4>. -------------------------------- <4> См.: Banerjee A. C. The constitutional history of India. Vol. I. 1600 - 1858. Calcutta, 1977. P. 290.

Для обоснования новой формы правления было принято решение рассматривать Панджаб в качестве колонии Короны. А в силу того, что правительство Индии, как агент королевы, имело практически неограниченную законодательную и исполнительную власть (правда, английский парламент мог изменить или отменить любой закон, изданный генерал-губернатором) <5>, то оно получило право делегировать эту власть Совету администрации <6>. В целом же властные полномочия Совета точно определены не были. -------------------------------- <5> См.: Левковский А. И. Английский колониальный государственный аппарат Индии накануне Народного восстания 1857 - 1859 гг. // Индия. Статьи по истории: Ученые записки Института востоковедения. Т. XX. М., 1959. С. 110. <6> См.: Banerjee A. C. English law in India. New Delhi, 1984. P. 155, 156.

Во главе Совета был поставлен бывший политический резидент Лахора Генри Лоуренс, который сосредоточил в своих руках гражданскую и военную власть; финансовые же вопросы находились в ведении его брата Джона Лоуренса. За судебные отвечал Чарльз Мансэл, которого в конце 1850 г. сменил Роберт Монтгомери <7>. Дж. Лоуренс и Ч. Мансэл были чиновниками гражданской службы, в то время как Г. Лоуренс - военной, что отразило планы лорда Дальхузи по созданию смешанной администрации. Несмотря на четкое распределение полномочий, решения по основным вопросам принимались коллективно, после подготовки письменного заключения от имени каждого члена Совета и совместного обсуждения <8>. -------------------------------- <7> См.: Gough Ch., Innes A. The Sikhs and the Sikh wars: the rise, conquest and annexation of the Punjab State. L., 1897. P. 377. <8> См.: Kaye J. W. Op. cit. P. 453.

Административный аппарат Панджаба первоначально был сформирован из 56 чиновников, из которых 27 принадлежали к гражданскому ведомству, а 29 - к военному <9>. Из штата этих чиновников назначались специальные уполномоченные, их помощники и заместители. Кроме того, необходимо отметить, что местное панджабское чиновничество не было полностью исключено из сферы управления после аннексии Панджаба. Многие из тех, кто сумел заслужить доверие и доказать свою полезность, были интегрированы в британскую систему администрации, правда, заняв при этом подчиненное положение по отношению к англичанам <10>. -------------------------------- <9> См.: Hunter W. W. Op. cit. P. 96. <10> См.: Trotter L. J. History of India under Queen Victoria. From 1836 - 1880. Vol. I. L., 1886. P. 272.

Для удобства управления провинция была разделена на четыре крупные административные единицы - подразделения, в каждое из которых назначался специальный уполномоченный, лично ответственный перед Советом в Лахоре <11>. Специальные уполномоченные цис-Сатледжских и транс-Сатледжских государств, которые перешли во владение ОИК еще после первой англо-сикхской войны, были также подчинены Совету <12>. -------------------------------- <11> См.: Gough Ch., Innes A. D. Op. cit. P. 268. <12> См.: The Imperial Gazetteer of India. 1881. Vol. XI. P. 270.

В состав каждого из подразделений входило от 4 до 5 округов. Правда, необходимо отметить, что уже в 1852 г. округа Хазара и Пешавар были выделены в самостоятельные подразделения <13>. -------------------------------- <13> См.: Kaye J. W. Op. cit. P. 453.

В каждый из округов были направлены заместители специальных уполномоченных, которые отвечали за организацию гражданской, налоговой и судебной системы на подконтрольных им территориях. Обладание такими полномочиями, по меткому наблюдению С. Торбарна, превращало британских чиновников в "маленьких королей своих владений" <14>. В помощь им назначались один или два помощника. В свою очередь, округа были разделены на несколько административных единиц - тахсилов, во главе которых стояли, как правило, местные чиновники тахсилдары, которые имели заместителей - наиб-тахсилдаров <15>. Тахсилы чаще всего были разделены на парганы - небольшие административно-территориальные единицы, как правило, совпадавшие с территорией крупной сельской общины, во главе которых были поставлены ламбардары <16>. В некоторых пограничных округах административной единицей были признаны таппа и илака - небольшие племенные округа, во главе с вождем клана, или подразделения клана <17>. Низшей административно-налоговой единицей была деревня - мауза. -------------------------------- <14> Thorburn S. S. The Punjab in Peace and War. Edinburgh; L., 1904. P. 165. <15> См.: Douie J. Panjab, North-West Frontier Province and Kashmir. Cambridge, 1916. P. 214. <16> См.: Gazetteer of the Simla District, 1888 - 1889. Compiled and published under the authority of the Punjab Government. Calcutta, 1889. P. 45. <17> См.: Gazetteer of the Bannu District, 1883 - 1884. P. 74; The Imperial Gazetteer of India. 1881. Vol. V. Ganjam to Indi. London, 1885. P. 367.

Таким образом, в системе управления Панджаба было начато строительство четкой вертикали власти. Главой выделенной провинции Панджаб являлся генерал-губернатор, который делегировал власть и функции управления Совету. Под контролем Совета находились специальные уполномоченные, возглавлявшие четыре подразделения провинции, которые были разделены на административные округа во главе с заместителями специальных уполномоченных. Под контролем же заместителей специальных уполномоченных находились тахсилдары, которые возглавляли административные подразделения округов - тахсилы. При этом следует особо отметить, что чиновники всех этих уровней сосредоточивали в своих руках основные виды власти - административную, финансовую и судебную. В условиях формирования британской системы управления в недавно завоеванной провинции такая форма являлась наиболее эффективной, так как она оказалась совместима с местными добританскими институтами и не была скована жесткими инструкциями и предписаниями регулярных провинций. Совету администрации были также подчинены правители небольших княжеств, которые ранее находились в зависимости либо от Лахорского государства, либо от самих англичан (т. е. это были те княжества, которые в 1808 г. попросили защиты Ост-Индской компании от Ранджит Сингха. После аннексии Лахорского государства англичане сохранили независимость этих княжеств, однако установили в них свой политический контроль. Крупнейшими среди этих государств были: Бхавальпур, Джамму-Кашмирское княжество Гуляб Сингха, Патиала, Джинд, Набха, Капуртхала и пр. <18>. -------------------------------- <18> См.: The Imperial Gazetteer of India. 1881. Vol. XI. P. 294.

Аннексия Лахорского государства привела к ликвидации буферной зоны, которую представлял из себя Панджаб, отделяя британские владения в Индии от Афганистана и Средней Азии. В связи с этим перед руководством ОИК встала задача установления северо-западной границы провинции и ее защита. Для реализации этой задачи на границе к западу от Инда началось возведение фортов от Хазары к Дера-Исмаил-Хану и вниз к Синду, которые были объединены сетью военных дорог. "Таким образом, стена из стали и камня была воздвигнута между британскими территориями и дикими патанами и Афганистаном", - писал по этому поводу биограф лорда Дальхузи В. Хантер <19>. -------------------------------- <19> Hunter W. W. Op. cit. P. 96.

Другим важнейшим направлением деятельности Совета администрации стало реформирование судебной системы. При этом необходимо подчеркнуть преемственность этого курса тем мероприятиям, которые осуществлял Генри Лоуренс, находясь на посту политического резидента. Заслугой Совета было то, что он не искоренял существующие институты, навязывая западные принципы и формы судебного устройства, а эффективно их использовал, иногда модернизируя традиционные учреждения, в результате чего можно говорить о складывании феномена симбиоза британских и панджабских судебных традиций. Прежде всего, новой администрацией были признаны деревенские панчаяты, которые еще в Лахорском государстве разбирали деревенские споры, регулировали межкастовые отношения, занимались вопросами наследования, брачно-семейных отношений и многими другими. Однако теперь надзор над панчаятами осуществляли британские чиновники. Для максимально эффективного управления работой панчаятов окружные чиновники получали детальные инструкции. Вопросы назначения арбитров, регистрации, проведения запросов и все прочие тщательно контролировались <20>. Помимо панчаятов судебными полномочиями, впрочем, так же как и полицейскими, были наделены тахсилдары, контроль за которыми осуществляли заместители специальных уполномоченных. Как и до аннексии, в отдельных округах Панджаба продолжали осуществлять свою деятельность и британские судьи <21>. -------------------------------- <20> См.: Khilnani N. M. British power in the Punjab. Bombay, 1972. P. 177. <21> См.: Marsham J. C. The history of India, from the earliest period to the close of Lord Dalhouse administration. Vol. III. L., 1869. P. 354.

За время правления Совета администрации с апреля 1849 по январь 1853 г. был выпущен ряд законов, регулирующих нормы гражданского и уголовного права. Позднее эти законы, дополненные другими правительственными распоряжениями, составили основу законодательной базы провинции. Таким образом, в отличие от большинства индийских областей, Панджаб в это время управлялся на основе постановлений, издаваемых местными колониальными чиновниками <22>. -------------------------------- <22> См.: Banerjee A. C. Op. cit. P. 156.

Особое внимание Совет администрации уделил созданию надежной и эффективной полицейской власти. Стремясь к скорейшему умиротворению населения недавно завоеванной провинции, Совет сумел достаточно быстро создать полицейскую службу. Был создан корпус военной и гражданской полиции. Военная полиция была сформирована из тех солдат Хальсы, которые остались верными англичанам и дарбару во время второй англо-сикхской войны. Она состояла из 6 пехотных полков и 27 отрядов кавалерии общей численностью 7 тысяч человек, и в ее задачи входило патрулирование дорог, а также охрана казначейств и тюрем <23>. Кроме того, одной из функций военной полиции было несение гарнизонной службы в пограничных округах, таких как Хазара, Банну и др. <24>. Комплектовалась полиция, как правило, из числа сикхов и мусульман, что, с одной стороны, конечно, отражало состав бывшей армии Хальсы, но с другой - стало отражением той социальной политики, которую начали осуществлять британские власти в Панджабе после аннексии. -------------------------------- <23> См.: Marsham J. C. Op. cit. P. 354. <24> См.: Nijjar B. S. Panjab under the British rule (1849 - 1947). Vol. I. 1849 - 1902. New Delhi, 1974. P. 43.

Гражданская полиция провинции также состояла из 7 тысяч человек, которые были распределены по 230 тханам - небольшим полицейским округам в составе тахсилов. В среднем в состав тахсила входило от 2 до 6 полицейских округов <25>. Гражданская полиция занималась расследованием преступлений, поиском и поимкой преступников, конвоем заключенных, охраной поставок в армейские подразделения и судов при навигации, а также паромов <26>. -------------------------------- <25> См.: Gazetteer of the Bannu District, 1883 - 1884. P. 159; Gazetteer of the Shahpur District, 1883 - 1884. Compiled and published under the authority of the Punjab Government. Calcutta, 1884. P. 81. <26> См.: Nijjar B. S. Op. cit. P. 44.

В деревнях была восстановлена традиционная часовая служба, причем сторожа, которые выбирались из представителей общины, действовали под контролем как деревенских старшин, так и британских чиновников <27>. Как уже упоминалось, полицейскими функциями были наделены и тахсилдары, которые отвечали за правопорядок на территории своих тахсилов. -------------------------------- <27> См.: Marsham J. C. Op. cit. P. 354.

В целом реформирование системы судебной власти и организация полиции позволили за три года существенно сократить уровень преступности в провинции. Благодаря эффективной полиции была ликвидирована торговля детьми, уничтожено внутреннее рабство, а также был практически искоренен бандитизм (dakoity), широко распространенный в предшествующие годы <28>. -------------------------------- <28> См.: Ibid. P. 355, 356.

К маю 1852 г. в работе Совета администрации наметился кризис, вызванный жестким столкновением позиций, с одной стороны, Г. Лоуренса, а с другой - Джона Лоуренса и лорда Дальхузи, по вопросу о судьбе джагирдаров и их владений. Первоначально положение джагирдаров было достаточно неопределенным, особенно тех, кто владел служебными джагирами. После присоединения Панджаба к владениям ОИК они перестали нести службу при дворе махараджи и выставлять военные отряды, в результате чего их владения были конфискованы. Впрочем, при изъятии этих служебных пожалований джагирдарам предоставлялась пожизненная пенсия <29>. Полностью джагиры были конфискованы только у тех, кто принял участие во второй англо-сикхской войне на стороне восставших. -------------------------------- <29> См.: Семенова Н. И. Земельно-налоговая политика английских колониальных властей в Пенджабе в 50 - 60-х годах XIX в. // Ученые записки Института востоковедения АН СССР. Т. XVIII. М., 1957. С. 152.

Споры между братьями Лоуренсами парализовали работу Совета администрации, так как коллегиальный принцип принятия решений в условиях острых противоречий не позволял эффективно принимать решения. В результате в записке от 26 января 1853 г. лорд Дальхузи рекомендовал ликвидировать Совет администрации и передать все властные полномочия в руки одного чиновника <30>. Четвертого февраля того же года Совет администрации Панджаба был окончательно упразднен, а вместо него вводилась должность главного специального уполномоченного, который единолично возглавил систему управления провинции <31>. -------------------------------- <30> См.: Misra B. B. The administrative history of India. 1834 - 1947. L., 1970. P. 294. <31> См.: The Imperial Gazetteer of India. 1881. Vol. XI. P. 270.

В целом в первые годы после аннексии Сикхского государства Совету администрации удалось создать в Панджабе действенную систему колониального управления, которая органично осуществляла симбиоз англо-сикхских государственно-правовых традиций.

Название документа