Техрегулирование 2012. Инструментарий формирования единого экономического пространства

(Терещенко Л. К., Калмыкова А. В.) ("Журнал российского права", 2010, N 5) Текст документа

ТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ 2012. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Л. К. ТЕРЕЩЕНКО, А. В. КАЛМЫКОВА

Терещенко Л. К., заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП, заслуженный юрист РФ.

Калмыкова А. В., старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП.

Формирование единого экономического пространства направлено на эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, создание условий для стабильного и эффективного развития экономики, повышения уровня жизни населения. Единое экономическое пространство позволяет снять барьеры, мешающие развитию межгосударственных хозяйственных связей; расширить рынок сбыта товаров; способствует восстановлению и созданию новых производственных связей; предполагает снижение производственных издержек, эффективное использование и распределение ресурсов, освоение новых технологий и видов продукции. В то же время перед каждым государством стоит проблема создания такого механизма взаимодействия в рамках интеграции, при котором повышалась бы конкурентоспособность выпускаемой продукции, обеспечивалась безопасность граждан, сокращались административные барьеры для ведения бизнеса. Большая роль при формировании единого экономического пространства отведена техническому регулированию. Именно этим вопросам была посвящена Международная конференция "Техрегулирование 2012. Инструментарий формирования единого экономического пространства", которая прошла 25 марта 2010 г. в г. Москве. Организаторами конференции выступили Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Конференция проходила при поддержке представительства Европейского союза в России. На конференции присутствовали вице-премьеры России, Казахстана и Белоруссии - участников Таможенного союза. С обращением к участникам конференции выступили первый заместитель Председателя Правительства РФ И. И. Шувалов, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь А. В. Кобяков и первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан У. Е. Шукеев, отметившие важность происходящих интеграционных процессов для государств постсоветского пространства. Формирование единого Таможенного союза должно опираться на правовую базу, обеспечивающую свободное перемещение безопасных товаров на рынках трех стран. "Общее пространство - это унифицированное законодательство, одинаковые институты, которые это законодательство регламентируют. Формируя единое экономическое пространство на три государства, мы, по сути, как бы расширяем идею общего экономического пространства, мы адаптируем цивилизованные нормы ВТО и ЕС в экономической жизни к экономическому пространству трех государств", - отметил И. И. Шувалов <1>. -------------------------------- <1> URL: http://www. minprom. gov. ru/ activity/metrology/news/175/ Stenogramma_vystupleniya_Pervogo_zamestitelya_Predsedatelya_ Pravitelystva_ Rossijskoj_Federatcii_I. I._Shuvalova. pdf.

Участников конференции приветствовали также Фернандо М. Валенсуэла, глава представительства Европейского союза в Российской Федерации, и Флоранс Николя, директор по международным отношениям AFNOR Group, которые отметили, что регламентирование вопросов в сфере технического регулирования в рамках Таможенного союза строится на принципах, схожих с принципами Европейского союза. Министр промышленности и торговли РФ В. Б. Христенко в своем докладе отметил: "Интеграционное движение на постсоветском пространстве имеет два понятных вектора. Первый - это интеграция в ЕврАзЭС. Решением Президентов Белоруссии, Казахстана и России определены задачи в сфере технического регулирования в рамках формирования единого экономического пространства. Соответствующий план действий предусматривает подготовку соглашения о единых принципах и правилах в этой сфере и принятие единых технических регламентов ЕврАзЭС. Второй вектор - гармонизация норм между Россией, Белоруссией и Казахстаном, с одной стороны, и Евросоюзом - с другой" <2>. -------------------------------- <2> URL: http://www. minprom. gov. ru/activity/metrology/news/175.

В рамках конференции проходила работа трех круглых столов, один из которых - "Общее техническое регулирование на пространстве Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан" - представляет особый интерес для правоведов. Предметом его обсуждения стали вопросы правового обеспечения формирования единого экономического пространства в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, эффективности правового регулирования безопасности продукции, совершенствования и гармонизации законодательства в сфере технического регулирования в связи с участием Российской Федерации в интеграционных сообществах. Работа Круглого стола открылась приветственным выступлением заместителя Министра промышленности и торговли РФ В. Ю. Саламатова, который подчеркнул, что техническое регулирование становится эффективным инструментом формирования единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. По его словам, создание условий и стимулов для активизации отечественных производителей в направлении постоянного повышения качества и конкурентоспособности российской продукции невозможно без эффективной системы технического регулирования, которая обеспечивает многовариативность выбора технических решений, не создавая при этом необоснованных ограничений и не оказывая на бизнес излишнее административное давление. Вместе с тем В. Ю. Саламатов отметил и факторы сдерживания интеграционных отношений. Первый фактор - это отсутствие единых требований к продукции, а также процедур подтверждения ее соответствия, взаимного признания органов по сертификации и испытательных лабораторий, единых оснований ответственности за правонарушения в сфере технического регулирования. Вторым фактором следует назвать отсутствие должной координации в разработке базовых соглашений по гармонизации технических регламентов государств - участников объединений. Различная степень применения международных и европейских подходов в системах технического регулирования - третий сдерживающий фактор. "Сегодня особенно актуально изучение опыта применения международных подходов при формировании национальной системы технического регулирования, решение наболевших вопросов взаимного признания результатов подтверждения соответствия и в конечном итоге - проблемы создания единого правового регулирования безопасности продукции и связанных с требованиями к ней процессов на пространстве Таможенного союза и ЕврАзЭС с учетом перспектив вступления в ВТО", - подчеркнул В. Ю. Саламатов. В работе Круглого стола приняли участие сотрудники ИЗиСП. Доклад заместителя заведующего отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП заслуженного юриста РФ Л. К. Терещенко был посвящен правовым проблемам гармонизации законодательства в сфере технического регулирования. Применительно к сфере технического регулирования формирование единого экономического пространства, отметила она, предполагает установление единых и обязательных на всем пространстве Таможенного союза требований к продукции, имеющих прямое действие, запрет на установление требований к продукции в одностороннем порядке. Но этого недостаточно. Должны быть также сформированы единые подходы к оценке соответствия продукции, к аккредитации, к проведению контроля, решены другие вопросы, без которых единство экономического пространства не может быть полноценным. Л. К. Терещенко обратила внимание на то, что законодательство государств - участников Таможенного союза в сфере технического регулирования имеет довольно серьезные отличия по сфере и объектам технического регулирования, принципам установления требований, системе оценки соответствия, терминологии. В связи с этим остается актуальным вопрос о дальнейшем совершенствовании российского законодательства о техническом регулировании. Непростой вопрос - применение требований к продукции, установленных нормативными правовыми актами других государств или их союзов. Введение обязательных требований к продукции, содержащихся в технических регламентах иностранного государства, должно происходить с учетом норм российского законодательства. В выступлении старшего научного сотрудника отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП А. В. Калмыковой были затронуты вопросы влияния международной интеграции на законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования. Эффективная экономическая интеграция невозможна без гармонизации правовых систем отдельных стран и формирования единого правового регулирования в рамках межгосударственных объединений. Выполнение заключенных в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза соглашений в сфере технического регулирования предполагает ряд изменений российского законодательства. Можно выявить несколько направлений подобных изменений, отметила в своем докладе А. В. Калмыкова. Во-первых, законодательство государств - участников Таможенного союза в сфере технического регулирования имеет довольно серьезные отличия по ряду принципиальных вопросов, в связи с чем остается актуальным вопрос о дальнейшем совершенствовании сферы действия Федерального закона "О техническом регулировании". Во-вторых, необходима модернизация системы аккредитации органов, выполняющих работы по подтверждению соответствия. Зарубежный опыт совершенствования системы оценки соответствия в сочетании с европейской практикой диктует необходимость создания единого национального органа по аккредитации, что предполагает определение правового статуса такого органа, его полномочий и принципов деятельности, порядка взаимодействия как с органами власти, так и с органами по сертификации и испытательными лабораториями и т. д. В-третьих, разработка технических регламентов ЕврАзЭС ставит вопрос о пересмотре системы нормативных актов в сфере технического регулирования и правовом статусе национальных технических регламентов. Вопросы разработки технических регламентов ЕврАзЭС и их взаимосвязь с национальными регламентами Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь вызвали активную дискуссию. Высказывались мнения о возможности разработки технических регламентов в рамках Таможенного союза и нецелесообразности разработки в таком случае национальных технических регламентов. Участниками Круглого стола обсуждались формы и порядок принятия и разработки технических регламентов Таможенного союза. Среди возможных способов принятия технических регламентов Таможенного союза назывались принятие международным договором и утверждение наднациональным компетентным органом. В работе Круглого стола приняли участие представители государств - членов Таможенного союза, затронувшие наиболее острые проблемы в сфере технического регулирования в Казахстане и Белоруссии. Выступление первого заместителя председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь В. В. Назаренко было посвящено признанию работ по подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства. Принятые в рамках ЕврАзЭС в сфере технического регулирования международные соглашения <3>, по мнению докладчика, влекут установление и применение единых обязательных требований к продукции, определение единых правил проведения работ по оценке соответствия, а также установление порядка применения мер технического регулирования в отношении третьих стран. -------------------------------- <3> Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер ЕврАзЭС; Соглашение об основах гармонизации технических регламентов ЕврАзЭС; Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке ЕврАзЭС; Соглашение о создании информационной системы ЕврАзЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на территории Таможенного союза; Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

В качестве первоочередных задач В. В. Назаренко отметил: разработку технических регламентов ЕврАзЭС; выработку единого подхода к процедурам подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕврАзЭС с учетом опыта Европейского союза; разработку межгосударственных стандартов на основе международных требований; формирование единых перечней продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия; реформирование национальных систем аккредитации; сокращение количества разрешительных процедур, в том числе в сфере санитарных и фитосанитарных мер; повышение на законодательном уровне ответственности изготовителя (поставщика) за соответствие продукции обязательным требованиям и объективность принятия декларации о соответствии. Председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан Г. М. Мухамбетов рассказал о ходе работ в сфере технического регулирования в Казахстане. Показав тенденции развития законодательства о техническом регулировании в Республике Казахстан, он продолжил полемику относительно взаимного признания результатов оценки соответствия и подтверждения соответствия продукции: "Государствам - членам Таможенного союза единого экономического пространства необходимо создать условия не только для взаимного признания результатов оценки соответствия и подтверждения соответствия продукции, но и для признания единых сертификатов Таможенного союза за рубежом". В этом плане, по его мнению, неоценимую пользу окажут проводимые в Таможенном союзе меры, направленные на унификацию процедур аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в национальных системах аккредитации, а также создаваемая Ассоциация органов по аккредитации ЕврАзЭС. Особый интерес вызвали выступления зарубежных коллег, которые в первую очередь касались надзора за рынком и декларирования соответствия. Выступление генерального директоре Технического союза электричества Изабель Софии Эллер было посвящено сравнительному исследованию положений Федерального закона "О техническом регулировании" и европейского подхода в сфере установления обязательных требований к продукции. В качестве положительной тенденции развития законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования докладчик отметила: ограничение обязательного подтверждения соответствия основными требованиями; уровень участия третьей стороны в подтверждении соответствия обязательным требованиям в зависимости от степени риска; растущую роль декларации соответствия; возможность признания результатов оценки соответствия, осуществляемой за рубежом; большое значение стандартов. Ключевой эксперт AFNOR Group Хан Зудервейк особо отметил, что наиболее действенным механизмом контроля за безопасностью продукции на рынке является сертификация и декларирование соответствия. При этом, отвечая на вопросы участников Круглого стола, он подчеркнул, что в Европе, в отличие от Российской Федерации, отсутствует процедура регистрации деклараций соответствия в едином реестре. В процессе проверки соответствия в странах Европейского союза применяются различные модули по оценке соответствия товаров, закрепленные в директивах. Это позволяет производителю иметь возможность выбора между модулями, которые предлагаются в директиве, при условии обеспечения установленных требований. Бывший руководитель Департамента свободного движения товаров Министерства экономики, финансов и занятости Франции Серж Арондель в своем выступлении подчеркнул, что эффективность реализации государственной политики в сфере обращения безопасной продукции на рынке обеспечивается также широким привлечение к решению вопросов в сфере технического регулирования субъектов экономической деятельности и скоординированной деятельности ответственных органов государственной власти. Выступления зарубежных коллег вызвали острую полемику о том, какие меры надзора за рынком, используемые на территории Европейского союза, применимы на территории Российской Федерации и в рамках Таможенного союза. Особую роль промышленности в разработке единых требований к продукции и формировании единого экономического пространства отметил А. Н. Лоцманов, первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Докладчик позитивно оценил характер изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 385-ФЗ в Федеральный закон "О техническом регулировании": "Очень важным является обращение внимания на необходимость расширения применения международных стандартов, которые успешно применяются сегодня в металлургии, нефтегазовой отрасли, автомобилестроении и других отраслях". По его мнению, решение следующих вопросов требует совместных усилий государства и бизнеса: планирование работ по стандартизации; организация взаимодействия производителей и потребителей продукции по разработке и внедрению новых стандартов; участие в международной стандартизации; финансирование работ по стандартизации; ускорение внедрения инновационных технологий на базе создания новых стандартов. Новой формой взаимодействия бизнеса и государства А. Н. Лоцманов назвал межотраслевые советы по стандартизации, создаваемые совместно РСПП и Ростехрегулированием. Министр промышленности и торговли РФ В. Б. Христенко подвел итоги конференции и проведенных в ее рамках круглых столов. Несомненно, подобные совместные обсуждения позволяют не только ставить острые и наболевшие вопросы, но и совместными усилиями находить пути их решения.

Название документа