Административно-правовое регулирование противодействия коррупции на Украине

(Редкоус В. М.) ("Административное и муниципальное право", 2010, N 7) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА УКРАИНЕ

В. М. РЕДКОУС

Редкоус Владимир Михайлович - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Международной академии бизнеса и управления.

В данной статье проанализированы правовая основа, состояние административно-правового регулирования и положительный опыт борьбы с коррупцией на Украине, определены возможности его учета в целях совершенствования российского антикоррупционного законодательства.

Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; коррупционные правонарушения; административно-правовое регулирование; национальная безопасность; государства - участники СНГ; совершенствование законодательства.

Administrative and legal regulation of anti-corruption measures in the Ukraine V. M. Redkous

The article analyzes the legal framework and the condition of administrative and legal regulation and positive experience of anti-corruption measures in the Ukraine. The author of the article also defines the opportunities of recording those measures in order to improve the Russian anti-corruption laws.

Key words: corruption, national security, constituents of the CIS, improvement of legislation.

В Российской Федерации активно идет работа по совершенствованию правовой основы противодействия коррупции. В своем выступлении на третьем заседании Совета по противодействию коррупции Президент РФ Д. А. Медведев не только подвел итоги проделанной работы, но и наметил перспективы совершенствования законодательства в данной области. По словам Д. А. Медведева, "подготовлен проект Национальной стратегии противодействия коррупции. Это базовый документ, рассчитанный на более длительную перспективу" <1>. С принятием данной Стратегии правовая основа противодействия коррупции в России пополнится важнейшим документом программного нормативно-ориентирующего характера, на основе которого будет строиться государственная антикоррупционная политика. В данной статье будет рассмотрен опыт административно-правового регулирования противодействия коррупции на Украине в контексте обеспечения национальной безопасности и определены перспективы его учета в российских условиях. -------------------------------- <1> См.: Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции. URL: http://www. kremlin. ru/transcripts/7365. Дата обращения 07.04.2010.

Украина относится к государствам с достаточно развитым антикоррупционным законодательством. Несмотря на сложности и противоречия политического развития на Украине, руководство данной страны уделяет большое внимание совершенствованию законодательства в области противодействия коррупции с учетом западноевропейского опыта. Еще в 1995 г. на Украине был принят Закон Украины от 5 октября 1995 г. N 356/95-ВР "О борьбе с коррупцией" <2>, который действует и по настоящее время. Под коррупцией в настоящем законе понимается деятельность лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ. Коррупционными деяниями являются: незаконное получение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, в связи с исполнением таких функций материальных благ, услуг, льгот, преимуществ, в том числе принятие либо получение предметов (услуг) путем их приобретения по цене (тарифу), которая существенно ниже их фактической (действительной) стоимости; получение лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, кредитов или ссуд, приобретение ценных бумаг, недвижимости либо иного имущества с использованием при этом льгот или преимуществ, не предусмотренных действующим законодательством. Статья 3 Закона устанавливает, что борьбу с коррупцией ведут соответствующие подразделения: Министерства внутренних дел Украины; Службы безопасности Украины <3>; органов прокуратуры Украины; другие органы и подразделения, которые создаются для борьбы с коррупцией согласно действующему законодательству. -------------------------------- <2> Закон Украины от 5 октября 1995 г. N 356/95-ВР "О борьбе с коррупцией" // Ведомости Верховного Совета Украины (далее - ВВСУ). 1995. N 34. Ст. 266. <3> Закон Украины от 25 марта 1992 г. N 2229-XII "О службе безопасности Украины" // Ведомости Верховной Рады Украины (далее - ВВР). 1992. N 27. Ст. 382.

Достоинствами данного Закона, несмотря на имеющиеся недостатки, являются <4>: конкретное определение круга субъектов коррупционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупцией; введение данным Законом административной и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупцией; установление антикоррупционных ограничений для лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, невыполнение которых влечет для них административную ответственность в виде штрафа и увольнение с должности либо иное отстранение от исполнения функций государства; введение ответственности за умышленное неисполнение своих обязанностей по борьбе с коррупцией; закрепление оснований и порядка административного производства по делам о коррупционных деяниях или иных правонарушениях, связанных с коррупцией; регламентация порядка отмены или признания незаконными нормативно-правовых актов и решений, принятых вследствие коррупционных деяний. -------------------------------- <4> Законодательное обеспечение национальной безопасности Украины (сравнительно-правовое исследование) / Под ред. В. М. Редкоуса. Орск: Издательство ОГТИ, 2005. С. 198 - 205.

В юридической литературе такими учеными, как М. В. Костенников, А. В. Куракин, А. В. Марьян, и рядом других справедливо отмечается ведущая роль административно-правовых средств в борьбе с коррупцией <5>. И это подтверждают результаты анализа названного Закона Украины, в котором а качестве важнейших средств предотвращения коррупции и борьбы с ней выделены институты административной и дисциплинарной ответственности, ограничений и запретов для лиц, уполномоченных на исполнение функций государства. -------------------------------- <5> Костенников М. В., Куракин А. В., Марьян А. В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы: Учебный курс. М.: NOTA BENE, 2010. 328 с.; Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ // Гражданин и право. 2007. N 8; и др.

Дальнейшее развитие антикоррупционного законодательства на Украине идет именно по пути усиления роли административно-правовых средств борьбы с коррупцией. Так, Указом Президента Украины от 11 сентября 2006 г. N 742/2006 утверждена Концепция преодоления коррупции на Украине "На пути к добропорядочности" <6>. Принят Закон Украины от 11 июня 2009 г. N 1506-VI "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" <7>, который должен был вступить в силу с 1 апреля 2010 г., однако в связи с внесенными изменениями в законодательство Украины он вступит в силу с 1 января 2011 г. <8>. То же самое касается и Закона Украины от 11 июня 2009 г. N 1507-VI "Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений". Важным этапом в развитии административно-правовых основ борьбы с коррупцией является дополнение Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 г. N 8073-X <9> (далее - КУоАП) главой 15-Б, которая называется "Коррупционные административные правонарушения". -------------------------------- <6> Указ Президента Украiни вiд вересня 2006 року N 742/2006 "Про Концепiю подолання корупцii в Украiнi "На шляху до доброчесностi" // "Офiцiйний вiсник Украiнi" вiд 27.09.2006 - 2006 р. N 37. Стор. 9. Ст. 2540. <7> Закон Украiни вiд 11.06.2009 р. N 1506-VI "Про засади запобiгання та протидii корупцii" // "Офiцiйний вiсник Украiни" вiд 24.07.2009 - 2009 р. N 53. Стор. 15. Ст. 1822. <8> Закон Украины от 10 марта 2010 года N 1962-VI "О внесении изменений в некоторые законы Украины о предотвращении и противодействии коррупции". Официальное интернет-представительство Президента Украины. URL: http:// www. president. gov. ua/ ru/ documents/ 10756.php. Дата обращения: 8 апреля 2010 года. <9> Ведомости Верховной Рады Украинской ССР (ВВР). 1984. Приложение к N 51. Ст. 1122.

С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере предотвращения и противодействия коррупции Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 декабря 2009 г. N 1422 утверждено Типовое положение о подразделении органа исполнительной власти по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 декабря 2009 г. N 1419 утвержден порядок информирования о результатах работы в сфере предупреждения и противодействия коррупции <10>. Также в соответствии со ст. 8 Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" Кабинет Министров Украины утвердил Порядок накопления и обнародования информации о юридических лицах, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения <11>. В соответствии со ст. 13 Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" Кабинет Министров Украины утвердил Методологию проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов <12>. -------------------------------- <10> Постанова Кабiнету Мiнiстрiв Украiнi вiд 8 грудня 2009 р. N 1419 "Питання iнформування про результати роботи у сферi запобiгання та протидii корупцii" // "Офiцiйний вiсник Украiнi" вiд 22.01.2010 - 2010 р. N 1. Стор. 46. Ст. 12. <11> Постанова Кабiнету Мiнiстрiв Украiнi вiд 8 грудня 2009 р. N 1315 "Про затвердження Порядку накопичення та оприлюднення iнформацii про юридичних осiб, притягнутих до вiдповiдальностi за корупцiйнi правопорушення" // "Офiцiйний вiсник Украiнi" вiд 18.12.2009 - 2009 р. N 95. Стор. 50. Ст. 3263. <12> Постановление Кабинета Министров Украины от 8 декабря 2009 г. N 1346 "Об утверждении Методологии проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов" // "Урядовий кур'ер" вiд 17.12.2009. N 235.

На ведомственном уровне принята Инструкция о порядке организации обмена информацией между структурными подразделениями МВД Украины, СБУ, ГНА Украины, ГПС Украины, ГТС Украины в деятельности по выявлению и пресечению коррупционных деяний в правоохранительных органах <13>. -------------------------------- <13> Наказ МВС Украiнi, Служби безпеки Украiни, ДПА Украiни, Адмiнiстрацii держкордонслужби, Держмитслужби Украiни вiд 23.03.2009 N 124/936/139/199/250 "Про затвердження Iнструкцii про порядок органiзацii обмiну iнформацiю мiж структурними пiдроздiлами МВС, Служби безпеки Украiни, Державноi податковоi адмiнiстрацii Украiни, Державноi прикордонноi служби Украiни, Держмитслужби в дiяльностi з виявлення та припинення корупцiйних дiянь в правоохоронних органах" // "Офiцiйний вiсник Украiнi" вiд 07.08.2009 - 2009 р. N 57. Стор. 149. Ст. 2009.

Таким образом, следует говорить о формировании на Украине многоуровневой правовой основы борьбы с коррупцией, ведущую роль в которой играют административно-правовые средства. В своей статье Ю. Бутусов, кратко характеризуя суть вопроса в отношении принятия антикоррупционных законов <14>, сказал: "С 2005 г. под влиянием международных организаций, противодействующих коррупции и незаконному отмыванию денег (прежде всего FATF и Совета Европы), Украина занимается разработкой нового антикоррупционного законодательства. Главное отличие этой системы от действующего Уголовного кодекса - она содержит не только санкции, но - и это принципиально важно - впервые вводит современные механизмы контроля финансовой деятельности государственной власти и каждого государственного служащего. А правоохранительные органы получают (могли бы получить) реальные и современные инструменты выведения на чистую воду коррупционеров любого ранга". -------------------------------- <14> Бутусов Ю. Янукович против коррупции: неравная борьба // Зеркало недели. 13.03.2010. N 10 (790). С. 2.

К мерам организационного характера, которые уже были приняты на Украине, следует отнести создание Национального антикоррупционного комитета (далее - НАК) <15>. В Указе Президента Украины НАК создан как консультативно-совещательный орган при Президенте Украины. Основной задачей НАК является обеспечение исполнения Президентом Украины его полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 102, п. 1 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины. Для реализации своего предназначения НАК: осуществляет системный анализ состояния коррупции в Украине и принимаемых мер по ее предупреждению и противодействию; разрабатывает антикоррупционные меры, в том числе с целью гармонизации и устранения существующих в нем противоречий; готовит предложения по упрощению разрешительных и иных процедур в отношении ведения малого и среднего бизнеса и ликвидации причин, которые обусловливают правонарушения в данной сфере; разрабатывает с учетом отечественного и международного опыта рекомендаций ведущих международных организаций, проекты законодательных актов по вопросам усиления борьбы с коррупцией; принимает участие в подготовке проектов посланий Президента Украины к народу, ежегодных и внеочередных посланий к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении на Украине в части, касающейся вопросов предотвращения и противодействия коррупции. -------------------------------- <15> Указ Президента Украины N 275/2010 от 26 февраля 2010 г. "Об образовании Национального антикоррупционного комитета". URL: http:// www. president. gov. ua/ ru/ documents/ 10557.php. Дата обращения: 08.04.2010.

В своей статье Ю. Бутусов говорит, что "НАК спроектирован по образу института генеральных инспекторов США. Комитет по идее является организацией, координирующей работу всех правоохранительных, специальных фискальных и надзорных органов. В каждую структуру исполнительной власти вводится сотрудник комитета - антикоррупционный уполномоченный, который, по замыслу американцев, обладает широкими правами. Однако его основной задачей является оперативный аудит государственных решений, то есть не только финансовых расходов, а любых решений" <16>. Говоря об эффективности деятельности генеральных инспекторов в США, Ю. Бутусов делает вывод, что "США обладают эффективной системой финансового контроля доходов и расходов. Взаимодействие налоговой службы, контролирующей расходы государственных служащих, и генеральных инспекторов радикально сужает возможности у американских чиновников украсть и разбазарить". -------------------------------- <16> Подробнее см.: Бутусов Ю. Указ. соч. С. 2.

Рассмотрим содержание основных антикоррупционных документов, принятых на Украине. В Концепции преодоления коррупции на Украине говорится, что коррупция является одной из проблем, которые нуждаются в безотлагательном разрешении. Она составляет значительную угрозу демократии, реализации принципа верховенства права, социальному прогрессу, национальной безопасности, становлению гражданского общества. Указываются характерные черты коррупции на Украине: зависимость уровня и форм коррупции от общего состояния формирования демократических институтов; несистемное, часто научно необоснованное реформирование основных институтов (административные процедуры, налоговая система, регулирующая деятельность государства, разрешение социальных проблем и тому подобное); приобретение коррупцией признаков системного явления через поражение жизненно важных институтов общества и превращения ее на функционально важный способ их существования; неэффективность политических инициатив в сфере борьбы с коррупцией; укрепление в обществе стереотипов терпимого отношения к коррупции, сочетанию в массовом сознании признания общественного вреда коррупции и готовности избирать коррупционные пути разрешения проблем, что привело к неспособности граждан принимать активное участие в антикоррупционных действиях; поражение коррупцией органов государственной власти, органов местного самоуправления; слабость институтов гражданского общества. В Концепции проанализированы факторы, влияющие на возникновение коррупционных рисков, предложены мероприятия по их устранению. Указывается, что основными направлениями решения проблемы добропорядочности в органах исполнительной власти является совершенствование института государственной службы, административных процедур в этих органах и порядке осуществления государственных закупок. Самостоятельные разделы Концепции посвящены усилению роли гражданского общества и средств массовой информации в выявлении и предотвращении коррупции, а также наказаниям за коррупционные деяния. Указывается, что законодательство об ответственности за коррупционные правонарушения и о деятельности правоохранительных органов в этой сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании в таких направлениях, как: учет международных стандартов в сфере ответственности за коррупционные деяния и другие связанные с коррупцией правонарушения; придание антикоррупционному законодательству системности и завершенности, концептуальной обоснованности, исключение в нем пробелов и коллизий; устранение недостатков в процедуре привлечения к ответственности за коррупционные деяния; наличие единой системы ведения межведомственной статистики деятельности судебных и правоохранительных органов в данной сфере. В Концепции определены основные направления повышения эффективности деятельности органов, которые осуществляют борьбу с коррупцией. Для этого необходимо: сконцентрировать их усилия на предотвращении, выявлении и пресечении проявлений коррупции в государственных органах, важнейших областях общественной жизни и в отраслях, где коррупционные деяния получили наибольшее распространение; подготовить предложения по совершенствованию деятельности органов, которые ведут борьбу с коррупцией, в частности в части специализации в соответствующей сфере работников, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, следователей, прокуроров, обеспечение надлежащими ресурсами подразделений, что противодействуют коррупции, и предоставление им права самостоятельно принимать соответствующие решения; определить механизмы взаимодействия органов, которые ведут борьбу с коррупцией, с другими органами, на которые согласно законодательству возлагается оперативное, техническое, информационное и другое обеспечение борьбы с коррупцией; изучить вопрос о возможности создания в большинстве органов государственной власти специальных подразделений внутренней безопасности, которые бы обеспечивали соблюдение требований антикоррупционного законодательства в этих органах, эффективное взаимодействие с соответствующими специальными подразделами правоохранительных органов и связи с общественностью; внедрить порядок и механизм надлежащей оценки оперативной информации о коррупционных деяниях, согласно которой руководители соответствующих правоохранительных органов или их подразделений будут иметь исключительные полномочия и нести персональную ответственность за принятие решений в отношении предусмотренных законом мер реагирования на такую информацию; определить порядок проведения полной и своевременной регистрации сообщений о коррупционных деяниях и связанных с ними правонарушениях; унифицировать и конкретизировать в едином законодательном акте условия и порядок предоставления отмеченной информации правоохранительным и другим органам с учетом необходимости сохранения информации с ограниченным доступом; внедрить методики выявления, проверки и предоставления информации о фактах коррупции в разных областях общественной жизни; наладить сотрудничество правоохранительных органов с населением относительно выявления фактов коррупции в органах государственной власти, внедрить механизмы поощрения населения за предоставление объективной информации о фактах коррупции; обеспечить эффективную защиту и безопасность лиц, которые сообщают о фактах коррупционных деяний и принимают участие в уголовных делах при их рассмотрении; внедрить единую государственную систему учета лиц, которые были привлечены к ответственности за совершение коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией, с классификацией информации по профессиональной принадлежности и региону деятельности; подготовить предложения о внедрении единой системы межведомственной статистики о делах о коррупционных деяниях и других правонарушениях, связанных с коррупцией; разработать методику оценки распространения коррупции и эффективности мероприятий по предотвращению и противодействию ей. Целый ряд интересных положений содержит Закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции". Так, давая определения основных понятий, Закон установил, что коррупция - использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещания/предложения или предоставления неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей; коррупционное правонарушение - преднамеренное деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное лицом, указанным в ч. 1 ст. 2 Закона, за которое установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Статья 2 Закона установила перечень субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, к которым отнесены: 1) лица, уполномоченные на выполнение функций государства или органов местного самоуправления; 2) лица, которые для целей настоящего Закона приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или органов местного самоуправления; 3) лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительских или административно-хозяйственных обязанностей, или лица, специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах, а также физические лица - предприниматели; 4) должностные лица юридических лиц, физические лица - в случае получения от них лицами, указанными в пунктах 1 - 2 части первой этой статьи, или при участии этих лиц другими лицами неправомерной выгоды; 5) юридические лица - в определенных законом случаях. Наиболее интересна по составу группа лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Субъектами ответственности за коррупционные правонарушения могут быть: Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины и его заместители, Премьер-министр Украины и другие члены Кабинета Министров Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым; народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов; государственные служащие; должностные лица местного самоуправления; военные должностные лица Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законами воинских формирований; судьи Конституционного Суда Украины, профессиональные судьи, народные заседатели и присяжные; лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, налоговой милиции, государственной уголовно-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины; должностные лица и работники органов прокуратуры, дипломатической службы, таможенной службы, государственной налоговой службы; должностные и служебные лица других органов государственной власти. Достаточно представительный список. Специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции являются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, если другое не предусмотрено законом (п. 4 ст. 3 Закона). Координацию деятельности правоохранительных органов по вопросам противодействия коррупции осуществляют в пределах предоставленных полномочий, определенных законами, Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры. Закон Украины устанавливает меры относительно предотвращения и противодействия коррупции. В частности, установлены запреты на совершение определенных действий и видов деятельности; ограничения относительно работы близких лиц; ограничения относительно получения подарков; ограничение относительно лиц, которые освободились от должностей или прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства, органов местного самоуправления; вводится специальная проверка в отношении лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или органов местного самоуправления. Специальной проверке подлежат сведения о: привлечении лица к уголовной ответственности и ответственности за коррупционные правонарушения; достоверность информации о доходах, их источниках и обязательствах финансового характера, в том числе за границей, относительно лица, претендующего на должность, и близких ему лиц; наличие у лица и близких ему лиц корпоративных прав и т. д. В нормах Закона Украины устанавливаются: порядок осуществления финансового контроля, требования к служебному поведению должностных лиц; процедура урегулирования конфликта интересов; основания и порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов; требования относительно прозрачности информации в частной сфере. Раздел III Закона Украины посвящен участию общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции. В соответствии со ст. 17 Закона Украины лица, предоставляющие помощь в предотвращении и противодействии коррупции, находятся под защитой государства. Государство обеспечивает осуществление правоохранительными органами правовых, организационно-технических и других мероприятий, направленных на защиту от противоправных посягательств на жизнь, жилье, здоровье и имущество лиц, предоставляющих помощь в предотвращении и противодействии коррупции, а также близких им лиц. Однако не все положительное, закрепленное в Законе Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", может быть применено в российских условиях. На Украине и в России пусть и похожие, но все-таки различные правовые системы, и простой перенос норм одного законодательства в другое достаточно проблематичен. Следует учитывать, что в течение нескольких лет законодательство Украины постепенно адаптировалось к западноевропейским стандартам. По мнению автора, в российских условиях можно адаптировать положения ст. 8 Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", устанавливающей ограничения в отношении юридических лиц, привлеченных к ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Так, например, статья 8 Закона Украины установила, что органы государственной власти или органы местного самоуправления, юридические лица публичного права, юридические лица, которые финансируются из государственного или местного бюджета, не могут предоставлять юридическим лицам, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, средства и имущество в течение пяти лет со дня вступления решения суда в законную силу. Юридическим лицам, привлеченным к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, в течение пяти лет со дня вступления решения суда в законную силу запрещается осуществлять деятельность от имени государства или какую-либо иную деятельность по предоставлению государственных услуг на договорных основах. Перспективным может стать внесение в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <17> статьи об участии общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции. Так, в соответствии с названным Законом Украины общественным объединениям, их представителям и гражданам можно предоставить право, если это не будет противоречить действующему законодательству: участвовать в деятельности по выявлению фактов совершения коррупционных правонарушений и установления лиц, их совершивших, в пределах полномочий, определенных законом; сообщать о выявленных фактах совершения коррупционных правонарушений специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции; запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о деятельности относительно предотвращения и противодействия коррупции; проводить, заказывать проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, подавать по результатам экспертизы предложения в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления; вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по совершенствованию законодательного регулирования отношений, возникающих в сфере предотвращения и противодействия коррупции; проводить, заказывать проведение исследований, в том числе научных, социологических и тому подобное, по вопросам предотвращения и противодействия коррупции; проводить мероприятия относительно информирования населения по вопросам предотвращения и противодействия коррупции; осуществлять общественный контроль за соблюдением законов, направленных на предотвращение и противодействие коррупции, с использованием при этом таких форм контроля, которые не противоречат действующему законодательству, и т. д. -------------------------------- <17> СЗ РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6228.

Интерес представляет практика реализации на Украине установленного Кабинетом Министров Украины порядка накопления и обнародования информации о юридических лицах, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения <18>. По мнению автора, в России в целях профилактики коррупции целесообразно широко информировать общественность о выявленных фактах коррупционных правонарушений, возведя это в обязанность соответствующих государственных органов. -------------------------------- <18> Постанова Кабiнету Мiнiстрiв Украiни 8 грудня 2009 р. N 1315 "Про затвердження Порядку накопичення та оприлюднення iнформацii про юридичних осiб, притягнутих до вiдповiдальностi за корупцiйнi правопорушення" // "Офiцiйний вiсник Украiнi" вiд 18.12.2009 - 2009 р. N 95. Стор. 50. Ст. 3263.

Также целесообразно законодательно закрепить государственную защиту лиц, предоставляющих помощь в предотвращении и противодействии коррупции, внеся соответствующие изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" и в Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <19>. -------------------------------- <19> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

В российских условиях положительным может оказаться создание Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения, куда будут заноситься сведения о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в том числе к гражданско-правовой и дисциплинарной. Особое внимание в плане возможной адаптации в российских условиях следует обратить на положения главы 15-Б КУоАП от 7 декабря 1984 г. N 8073-X, которая устанавливает административную ответственность за совершение коррупционных административных правонарушений. В соответствии с нормами данной главы коррупционными административными правонарушениями признаются следующие: получение неправомерной выгоды (ст. 212-21 КУоАП); подкуп (ст. 212-22 КУоАП); незаконное содействие физическим или юридическим лицам (ст. 212-23 КУоАП); нарушение ограничений относительно занятия предпринимательской деятельностью и требований относительно совместительства (ст. 212-24 КУоАП); незаконное вхождение в состав правления или других руководящих органов субъектов ведения хозяйства (ст. 212-25 КУоАП); непредоставление информации или предоставление недостоверной или неполной информации (ст. 212-26 КУоАП); неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (ст. 212-27 КУоАП); нарушение требований финансового контроля (ст. 212-28 КУоАП); непринятие мер относительно предотвращения и противодействия коррупции (ст. 212-29 КУоАП); нарушение установленного законодательством порядка финансирования политических партий и избирательных кампаний в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 212-30 КУоАП); незаконное использование информации, ставшей известной в связи с выполнением должностных полномочий (ст. 212-31 КУоАП); незаконное получение подарка (дара) (ст. 212-32 КУоАП); нарушение требований относительно декларирования личных интересов (ст. 212-33 КУоАП). Рассмотрим, как вопросы борьбы с коррупцией отражены в законодательстве о национальной безопасности Украины. Большое внимание борьбе с коррупцией уделено в Стратегии национальной безопасности Украины <20>, в Законе Украины от 19 июня 2003 г. N 964-IV "Об основах национальной безопасности Украины" <21>. Распространение коррупции, взяточничества в органах государственной власти, сращивание бизнеса и политики, организованной преступной деятельности в вышеназванном Законе названо в качестве реальной угрозы национальной безопасности Украины в сфере государственной безопасности. -------------------------------- <20> Указ Президента Украiни 12 лютого 2007 р. N 105/2007 "Про Стратегiю нацiнальноi безпеки Украiни" // "Офiцiйний вiсник Украiнi" вiд" 23.02.2007 - 2007 р. N 11. Стор. Ст. 389. <21> ВВРУ. 2003. N 39. Ст. 351.

Закон Украины от 25 марта 1992 г. N 2229-XII "О Службе безопасности Украины" <22> устанавливает, что в задачи СБУ также входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики, иных противоправных действий, непосредственно создающих угрозу жизненно важным интересам Украины. -------------------------------- <22> ВВСУ. 1992. N 27. Ст. 382.

В соответствии с Законом Украины от 20 октября 2005 г. N 3014-IV "Об общей структуре и численности Службы безопасности Украины" <23> для обеспечения выполнения возложенных на СБУ задач в Центральном управлении СБУ и подчиненных ему органах создаются и действуют функциональные подразделения: контрразведки; защиты национальной государственности; контрразведывательной защиты экономики государства; борьбы с коррупцией и организованной преступностью, а также иные. -------------------------------- <23> ВВРУ. 2006. N 4. Ст. 53.

Таким образом, можно сделать вывод, что противодействие коррупции на Украине рассматривается в тесной связи с проблемами обеспечения национальной безопасности, что приводит к принятию соответствующих правовых и организационных мер, наделению соответствующими полномочиями органов безопасности и правоохранительных органов. Однако и для Украины, и для России совершенствование деятельности в данной сфере является насущной задачей, требующей своего решения. В своем выступлении на третьем заседании Совета по противодействию коррупции Президент РФ Д. А. Медведев констатировал, что "практически завершено формирование той нормативной базы, которая должна являться основой для противодействия коррупции в ближайшее время" <24>. Однако эта высокая оценка результатов законотворческой деятельности не должна привести к остановке процесса поиска новых и развития традиционных форм и методов противодействия коррупции, потому что коррупция была, есть и будет одной из основных угроз национальной безопасности. И учет положительного зарубежного опыта правового регулирования в данной области, учет результатов сравнительных исследований законодательств государств - участников СНГ просто необходим для создания эффективной правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации. -------------------------------- <24> Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции. URL: http://www. kremlin. ru/transcripts/7365.

Библиографический список

1. Аминов Д. И., Гладких В. И., Соловьев К. С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. М., 2002. 2. Бельский К. С. Полицейское право / Под ред. А. В. Куракина. М., 2004. 3. Васильев С. В., Зубков А. Ю., Аленкин С. В. Белая книга о борьбе с коррупцией. М., 2007. 4. Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ // Гражданин и право. 2007. N 8. 5. Костенников М. В., Куракин А. В., Марьян А. В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы: Учебный курс. М., 2010. 6. Редкоус В. М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Республики Азербайджан // Международная академия бизнеса и управления. М., 2009. 7. Редкоус В. М. Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках СНГ и его учет в российских условиях. Пятигорск, 2008. 8. Тихомиров Ю. А., Трикоз Е. Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. N 5.

Название документа