Административно-правовые и экономические проблемы противодействия коррупции в органах власти и управления

(Макаров А. А., Чупров В. М.) ("Административное и муниципальное право", 2010, N 6) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

А. А. МАКАРОВ, В. М. ЧУПРОВ

Макаров Алексей Анатольевич - кандидат экономических наук, заместитель начальника временного филиала учебного центра ГИБДД ГУВД по Московской области при УВД по Одинцовскому муниципальному району.

Чупров Владимир Михайлович - кандидат юридических наук, заместитель начальника Академии экономической безопасности МВД России.

В статье рассмотрены исследования латентных коррупционных отношений в России. Описано отрицательное влияние коррупции на предоставление и распределение экономических ресурсов. Перечислены основные процессы, способствовавшие экономизации коррупции.

Ключевые слова: коррупция, взятка, индекс, латентность, экономизация, рейдерство, злоупотребление, хищение, правоохранительные органы, противодействие, экономизация коррупции в органах власти и управления.

Administrative, legal and economic issues of anti-corruption measures in the bodies of authority and management A. A. Makarov, V. M. Chuprov

The article is devoted to the consequences of latent corruption relations in Russia. The authors described the negative impact of corruption on distribution of economic resources and mentioned the main processes contributing to economization of corruption.

Key words: corruption, bribery, index, latency, economization, corporation raid, abuse, steal, law-enforcement agencies, economization of corruption in the bodies of authorities.

Россия в числе первых стран подписала Конвенцию ООН против коррупции, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. <1>. Цель Конвенции - предупреждение и искоренение во всем мире коррупции, которая, по мнению ООН, подрывает экономическое развитие стран, ослабляет демократические институты, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества. В результате процветают организованная преступность, терроризм и другие угрозы всеобщей безопасности. -------------------------------- <1> См.: Конвенция Организации Объединенных Наций по противодействию коррупции, одобренная Правительством РФ 20 октября 2005 г. // Коммерсантъ. 2005. 21 октября. Конвенция ратифицирована 8 марта 2006 г. ФЗ N 40 "О ратификации Конвенции ООН против коррупции".

Объем ежегодного коррупционного "рынка" в России достиг 300 миллиардов долларов, говорится в новом рейтинге Всемирной коалиции по борьбе с коррупцией Transparency International. Речь идет лишь о самой малой части этого оборота, низовой коррупции - банальных взятках и подношениях, а 90% коррупционного оборота - это перераспределение бюджета, управление госсобственностью, продажа должностей, контроль за финансовыми потоками и силовое прикрытие бизнеса. Россия оказалась в числе стран, которые заблокировали принятие на конференции стран - участниц Конвенции ООН против коррупции действенного механизма контроля за выполнением требований этой Конвенции, где предполагается проведение независимых проверок, участие в таких проверках гражданского общества и публичного обсуждения докладов о состоянии дел с коррупцией в странах, ратифицировавших Конвенцию ООН. Мотив отказа - недопустимость вмешательства во внутренние дела. В качестве фактора, влияющего на состояние преступности в стране, коррупция в первую очередь оказывает негативное влияние на отношение населения к деятельности гражданских институтов и правоохранительных органов. Согласно данным исследования, проведенного НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, большинством российских граждан эффективность работы судебной системы и правоохранительных органов в части борьбы с коррупцией оценивается как имитационная (58% опрошенных), а 21% опрошенных полагают, что их деятельность вовсе безрезультатна. При этом 45% опрошенных полагают, что к уголовной ответственности привлекаются почти исключительно чиновники "низшего уровня", а еще 33% считают, что в большинстве случаев лица, уличенные в коррупции, не привлекаются к уголовной ответственности, а лишь увольняются с работы. "Левада-центр" провел исследование среди москвичей: насколько коррумпирован город и кому они в основном дают взятки. Опрос был проведен среди 1002 человек в возрасте от 18 лет с 22 октября по 18 ноября 2009 г. Москвичи признались, что чаще всего дают взятки врачам и сотрудникам ГИБДД. На вопрос "Приходилось ли вам в течение последних 12 месяцев решать проблемы в поликлинике, больнице при помощи взяток?" утвердительно ответили 28,6% (еще 6,5% затруднились с ответом). Вопрос о решении проблем с ГИБДД с помощью денег дал 20,3% положительных ответов и еще 8,8% "затруднившихся". На третьем месте сотрудники государственных учреждений - 14,5% опрошенных. В детских садах дают взятки 7,4% москвичей, в школах - 6,7%, в вузах - 7,1%, в милиции - 7,3%. Самой некоррумпированной сферой оказались суды - лишь 1,7% (в абсолютных цифрах - 17 человек) признались, что "заносили" судьям за нужные решения. В столице взяточничество и коррупция распространены больше (сообщили 57% москвичей, причем треть опрошенных сказали "значительно больше"), чем в других городах России. Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные) и в конечном счете экономический рост. Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, общепризнанно, ведет к несправедливости - к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. К примеру, в системе сбора налогов коррупция позволяет богатым уклоняться от налогов и перекладывать налоговое бремя на плечи более бедных граждан. В соответствии с общими выводами экономических исследований отрицательное влияние коррупции на предоставление и распределение ресурсов заключается в следующем: 1. Размеры транзакционных издержек при нелегальном обмене имеют важное значение для поддержания секретности. Поскольку "коррупционные" контракты не предоставляют имущественных прав, коррумпированная сторона, участвующая в них, может не предоставить предусмотренную контрактом услугу, запросить больше денег, предоставить эту услугу конкуренту. В связи с тем что отсутствует третья сторона, к которой партнеры по коррупционной сделке могли бы апеллировать в случае спора, такие контракты являются рискованными, особенно если не ожидается совершения дальнейших сделок или если задействованы крупные суммы. Существует три пути смягчения этих рисков. Можно подбирать партнеров по коррупционной сделке по критериям, отличным от экономических, полагаясь на семейные, этнические, религиозные или социальные связи. Можно установить социальные нормы ("воровская честь"). И, наконец, можно возложить контроль и обеспечение обязательного выполнения контрактов на преступную организацию, использующую угрозы и насилие. Эти варианты способствуют тому, что коррупция становится очень латентной. 2. Усиливая неопределенность и повышая стоимость законных операций, коррупция приводит к сокращению инвестиций, и, как следствие, к замедлению экономического роста. По расчетам сотрудников Центрального экономико-математического института РАН изъятие средств у предпринимателей в форме взяток напрямую влияет как на темпы прироста ВВП страны, так и на уровень инфляции. Так, выплата взяток в размере 70 млрд. долл. ежегодно снижает темпы прироста ВВП страны примерно на 1% и увеличивает индекс потребительских цен на 0,7% <2>. А увеличение индекса коррупции на один пункт приводит к росту "теневой" экономики на 7,6%. -------------------------------- <2> См.: Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Бахтизина Н. В. CGE модель социально-экономической системы России со встроенными нейронными сетями. М., 2005; Бахтизин А. Р. Моделирование эффектов коррупции и теневой экономики с помощью вычислимой модели общего равновесия // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2007. С. 292.

3. В результате того, что правительствами заключаются контракты с коррумпированными фирмами, которые возмещают свои затраты (на откаты), включив в представляемые ими сметы суммы выплаченных взяток, происходит неэффективное распределение государственных ресурсов. Политический и экономический сговор между государственными должностными лицами и людьми, которые стремятся "нагреть руки" на получении ренты, препятствует прогрессу и обновлению страны. 4. Коррупция приводит к искажению распределительной роли государства, поскольку побуждает к направлению государственных средств на проекты, позволяющие легче получить взятки, и это происходит за счет действительно приоритетных программ. Возможен рост числа бесконечных и ненужных проектов, где суммы расходов на такие проекты никогда не будут компенсироваться потенциальной прибылью от их реализации. При крупных международных сделках предпочтение отдается приобретению самого современного оборудования, разработанного специально по заказу покупателя, поскольку в этом случае отсутствуют рыночные цены на сходное оборудование, с которыми можно было бы сопоставить затраты, и контроль правильности и обоснованности расходования средств становится затруднительным. Кроме того, коррупция увеличивает дефицит бюджета, поскольку контракты заключаются не предлагающими наиболее низкие цены. Вследствие коррупции государственные расходы направляются туда, где будет обеспечено благоприятствование заключению коррупционных сделок - как правило, расходы направляются на оборону, а не на образование. 5. Коррупция приводит к искажению перераспределительной роли государства, способствует распространению мошенничества и уклонения от уплаты налогов. В результате того, что она сокращает доходы государственного бюджета, все более усиливается финансовое бремя, испытываемое постоянно сокращающимся числом налогоплательщиков. Это еще более стимулирует деятельность в неформальной сфере, создает порочный круг, полностью искажая реализацию программ по борьбе с нищетой, приводя к тому, что международная помощь оказывается гораздо менее эффективно, поскольку все большие суммы перенаправляются в обход развития инфраструктуры, выполнения программ борьбы с нищетой или проведения восстановительных работ после землетрясений и социальных коллизий. 6. Коррупция приводит к снижению качества оказываемых администрациями услуг и товаров, приобретаемых гражданами. 7. В системах, где получение ренты является более прибыльным делом, чем производительный труд, человеческие таланты будут направлены на ущербные цели, а самые лучшие люди займутся непроизводительным трудом, что вызовет негативные последствия для социального развития и роста. 8. Коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (милиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою "грабительскую" деятельность в частном секторе. Она способствует созданию симбиоза организованной преступности и политиков, который является дополнительным фактором, способствующим злоупотреблению властью. Вышеперечисленные экономические издержки дополняются комплексом социально-политических последствий: утратой легитимности, нестабильностью в отношениях или, наоборот, более тесным сотрудничеством между соперничающими субъектами. Трудность количественной оценки издержек, наносимых коррупцией, заключается в том, что ее политические и экономические последствия могут отличаться большим разнообразием. Можно заключить, что коррупция объективно присуща всем моделям социального устройства, предполагающим делегирование обществом властных возможностей отдельным социальным институтам или лицам либо узурпацию последними таких возможностей. Коррупция является не только интернациональным, но и национальным явлением, формы которого во многом зависят от менталитета нации, находящего свое отражение в законодательстве. Явление коррупции многообразно. С одной стороны, оно включает неправовые этические коррупционные нарушения (этические проступки), с другой - коррупционные правонарушения (гражданско-правовые деликты; административные, в том числе дисциплинарные проступки, преступления). Коррупция - это не только продажность и подкупаемость муниципальных и госслужащих, она содержит в себе эксплуатацию должностных полномочий. В свою очередь, коррупция в системе муниципальной и госслужбы качественно более опасное явление. Следует перечислить основные процессы, способствовавшие экономизации коррупции: 1. Приватизация государственной собственности. Она сопровождалась многочисленными нарушениями: заниженной стоимостью объектов приватизации, манипуляциями условиями приватизации, скупкой объектов приватизации чиновниками через посредников. 2. Распределение бюджетных средств. Различного рода нарушения при распределении бюджетных средств, при выдаче государственных кредитов, создание различного рода внебюджетных фондов и манипуляция их средствами. 3. Предоставление различного рода эксклюзивных прав, льгот, в том числе по экспорту и импорту, налогам, лицензирование, злоупотребления правами и т. п. 4. Взаимовыгодная деятельность чиновников и коммерческих банков. При приватизации некоторой части государственного банковского сектора, передаче в управление бюджетных средств в систему уполномоченных банков (прокрутка и вывод бюджетных средств). 5. Противозаконный лоббизм в законодательных, исполнительных органах. Непринятие необходимых нормативных правовых актов или необязательность, неопределенность их применения. 6. Сращивание правоохранительных органов и экономической преступности, участие правоохранительных органов в рейдерстве. Произвол в области контроля и надзора со стороны правоохранительных органов за бизнесом. 7. Неэффективность государственного контроля при реализации принятых законов и налоговой системы прямо влияет на рост теневого бизнеса. 8. Таможенная сфера, контрабанда. Неофициальное растаможивание, занижение стоимости товара, сокрытие товара. Все это создало питательную среду для коррупции. Последствиями экономизации коррупции являются: - спад эффективности и компетентности власти в государственном управлении, падение авторитета власти внутри и на международном уровне; - общее снижение инвестиций и низкий экономический рейтинг России; - рост экономических издержек, нездоровое развитие экономики; - недобросовестная конкуренция и слабый рыночный прогресс; - нарушения в распределении национальных ресурсов, плохое социально-психологическое состояние населения; - неэффективность правоохранительной деятельности, правосудия. Из вышесказанного можно заключить, что на современном этапе экономического развития произошло взаимопроникновение коррупции и экономики, и все в большей степени экономические отношения стали учитывать фактор коррупции. Возникла экономизация коррупции. Данный термин характеризует степень коррумпированности экономических отношений, степень зависимости экономики от коррупции. Профилактика коррупции существенно осложняется и затрудняется наличием серьезных дефектов массового правосознания, низкой правовой культурой государственных, муниципальных служащих и граждан, широко распространенным и глубоко укоренившимся правовым нигилизмом, что, в свою очередь, во многом связано с отсутствием в стране системы правового просвещения и воспитания. Это просвещение и воспитание должно включать весьма значительный антикоррупционный компонент и играть заметную роль в профилактике коррупции, выявлении и устранении ее причин, недопущении формирования мотивации коррупционного поведения, преодолении терпимого отношения к коррупции <3>. -------------------------------- <3> См.: Состояние законности и правопорядка в РФ и работа органов прокуратуры 2008 г.: Информационно-аналитический доклад / Под общ. ред. И. Э. Звечаровского. М., 2009. С. 46.

Анализируя исследования национальных и международных организаций, специализирующихся на проблемах коррупции, можно заключить: 1. По оценке экспертов Всемирного банка объем коррупционных сделок в суммарном выражении к ВВП России составляет 40 - 50%. 2. Определяемый фондом "ИНДЕМ" коррупционный бюджет страны составляет 33,5 млрд. долл. США ежегодно, в результате чего потери только федерального бюджета оцениваются в 10 - 20 млрд. долл. США в год. 3. Индекс восприятия коррупции (ИВК) (высчитан Transparency International): в 2009 г. Россия заняла 146 место среди 180 стран (2,1), в 2005 - 126 среди 158 стран (2,4), в 2004 г. - 90 место среди 146 стран (2,8). 4. По индексу непрозрачности (PricewaterhouseCoopers) среди 48 крупнейших держав в 2005 г. Россия заняла 40-е место. Также по исследованию, проведенному PWC в 2009 г., 71% компаний в России пострадали от экономических преступлений (это первое место в мире и на 12% больше, чем в 2007 году). Также стоит отметить, что наиболее распространенным видом экономических преступлений - 64% - стало незаконное присвоение активов (рейдерство). А взяточничество и коррупция составили 48%. За Россией в рейтинге экономических преступлений следуют Кения (67%) и ЮАР (62%). Самый низкий уровень экономической преступности установлен в Японии (9,6%), Гонконге (13%) и Нидерландах (15%). 5. По индексу взяткодателей (Transparency International) в 2006 г. Россия занимала 28 место среди 30 стран (5,16), в 2002 г. - последнее место среди 21 страны (3,2). 6. По индексу GRICS (Всемирный банк) по эффективности государственного управления в 209 странах Россия в 2005 г. заняла 89 место (в 2004 г. - 81 место). 7. По данным Всемирного банка, рейтинги инвестиционного (доклад "Бизнес в 2007 г.") и предпринимательского климата (доклад "Борьба с коррупцией в странах с переходной экономикой") указывают на ухудшение позиций России, а именно: в докладе "Бизнес в 2007 г." Россия занимает 97 место из 175 стран; в докладе "Борьба с коррупцией в странах с переходной экономикой" - 16 из 26 стран с переходной экономикой. Коррупционные отношения позволили криминалитету внедриться в ключевые отрасли экономики страны, в числе которых такие высокодоходные, как топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, горнорудная и металлургическая промышленность, добыча биоресурсов, производство и реализация подакцизных товаров. Наличие ПГ и ОПС отмечается практически во всех субъектах РФ. В ОВД на оперативном контроле состоит более 430 ОПС, в их состав входит свыше 10 тыс. участников, в том числе 723 лидера, 182 "вора в законе". Ими контролируется более 3 тыс. объектов экономики. 134 ОПС обладают межрегиональными, 12 - международными связями. По данным МВД России средняя сумма крупной взятки составила 927 тыс. руб., а средняя сумма всех взяток в 2009 году увеличилась в 3 раза и составила 27 тыс. руб. <4>. Всего же в России выявлено почти 44 тысячи преступлений в коррупционной сфере, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В общем количестве коррупционных преступлений 7856 связаны с получением взятки. К уголовной ответственности привлечен 2351 взяточник. Еще 4300 преступлений раскрыто против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Из них 1697 связаны с коммерческим подкупом. -------------------------------- <4> По данным начальника оперативно-розыскного бюро N 3 МВД России генерал-майора милиции Александра Назарова. ОРБ N 3 МВД России занимается выявлением и пресечением наиболее крупных фактов коррупции. См. [Электронный ресурс]: URL: http:// www. gazeta. ru/ politics/ 2009/ 09/ 23_a_3264350.shtml.

В свою очередь, и в МВД России жестко спрашивают с начальников за неукоснительное соблюдение принципа неотвратимости наказания, если сотрудник совершил правонарушение. В 2009 году сотрудники российской милиции совершили около 104 тысяч правонарушений, что на 17 процентов больше, чем годом ранее. Из них уголовных преступлений - 5190, к уголовной ответственности привлечено 4202 теперь уже бывших милиционера. Наказано более 9 тысяч руководителей, в отношении 552 возбуждены уголовные дела. Судами различных инстанций осуждено около 2 тысяч сотрудников органов внутренних дел. Из них 1309 - за совершение должностных преступлений, 446 - за взяточничество. В период с 1 января - по 28 февраля 2010 года в структурные подразделения Минюста России поступило 442 проекта нормативных правовых актов для проверки на выявление в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в том числе 245 законопроектов, 23 проекта указов Президента России, 159 проектов постановлений Правительства России, 15 проектов поправок в законопроекты <5>. Из 431 рассмотренного проекта нормативных правовых актов (с учетом оставшихся за прошлый год) в 23 (5,3%) выявлено наличие коррупциогенных факторов, в том числе в 15 (3,5%) законопроектах, 7 (1,6%) проектах постановлений Правительства России. Из 683 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, поступивших на регистрацию в Минюст России, 649 рассмотрено Департаментом регистрации ведомственных нормативных правовых актов, в 37 (5,7%) выявлено наличие коррупциогенных факторов. За этот же период в территориальные органы Минюста России поступило 17109 документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе, в том числе 13204 нормативных правовых актов субъектов РФ, 715 уставов муниципальных образований, 2779 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Из 16066 рассмотренных документов в 430 (2,7%) выявлено наличие коррупциогенных факторов, в том числе в 293 (1,8%) нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, 62 (0,4%) уставах муниципальных образований, 67 (0,4%) муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований. -------------------------------- <5> См.: [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: URL:http:// www. minjust. ru/ ru/ activity/ corruption/ index. php? id19=579. Дата обращения 31.03.10.

Соглашаясь с тем, что коррупция сама по себе явление довольно сложное, обладающее высокой степенью латентности, допустимо предположить, что тенденции роста фиксируемых коррупционных правонарушений в ближайшее время кардинально не изменятся. Сохраняется неизменность и даже углубление социальных объективных факторов и условий, порождающих коррупцию и ее причины. Низкая эффективность противодействия коррупции и взяточничеству обусловлена рядом обстоятельств, в частности отсутствием четкого регулирования порядка прохождения государственной службы, должного контроля со стороны государства за источниками доходов должностных лиц, а также соответствующих уголовно-правовых мер. Существуют и иные объективные и субъективные причины, которые должны учитываться при разработке действенных мер борьбы с коррупцией. Среди объективных причин следует отметить сложность выявления данных преступлений, что вытекает из самой их природы. Коррупционные деяния, прежде всего взяточничество, относятся к таким преступлениям, в которых нет потерпевшего, нет стороны, заинтересованной в установлении истины по делу, в выявлении преступления, в наказании виновных. Стороны стремятся скрыть преступление не только от правоохранительных органов, но и от окружающих. Именно этим объясняется столь высокая латентность коррупции. Официальная статистика показывает лишь ничтожно малый процент фактически совершенных правонарушений. По мнению В. И. Омигова, российская уголовная статистика заражена вирусом лукавства и страдает значительными погрешностями. Она сознательно искажается под воздействием отдельных руководителей правоохранительных органов, как правило, в целях собственной карьеры <6>. Так, латентность мошенничества оценивается равной 65, должностных хищений - 925, взяточничества - 2935, вымогательства - 17500, разбойных нападений - 34, грабежей - 58, краж личной собственности - 152 (если зарегистрированные преступления принять за единицу, то латентность отдельных видов преступлений составит приведенные цифры) <7>. -------------------------------- <6> См.: Омигов В. И. Закономерности развития преступности в Российской Федерации на рубеже веков // Государство и право. 2000. N 6. С. 52. <7> См.: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 59.

Все эти данные в своей совокупности свидетельствуют, что коррупция в России достигла угрожающих масштабов, но сохраняет латентный характер. И эту угрозу можно отметить по всем фронтам: феномен коррупции поразил политическую, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России <8>. -------------------------------- <8> См.: Отчет ИВК 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: URL: http:// www. transparency. org. ru/ doc/ CPI%202008_Russia_ press_01216_2.pdf. Дата обращения 31.03.10.

Законодательство в сфере противодействия коррупции продолжает развиваться. Предлагаемое законодателем определение коррупции не до конца соответствует Уголовному кодексу России, так как в его ст. 285 речь идет не о "злоупотреблении служебным положением", а о "злоупотреблении должностными полномочиями"; не упомянуты интересы личности (человека, гражданина); нет некорыстного (неимущественного) целеполагания <9>. Отчитываться же о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера закон требует только за супругу (супруга) и несовершеннолетних детей, что также не соответствует перечню близких родственников данных в УПК РФ, Семейном кодексе РФ. Непредставление служащим сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений повлечет лишь освобождение государственного или муниципального служащего от занимаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности. -------------------------------- <9> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", в котором судам, рассматривающим дела о преступлениях против госслужбы, рекомендовано оценивать не только корыстную заинтересованность чиновника, но и "иную личную заинтересованность".

В целях борьбы с коррупцией, безусловно, необходима оптимизация форм, методов и средств противодействия экономической преступности и экономизации коррупции (деэкономизация коррупции) путем объединения усилий правоохранительных, контролирующих, фискальных, финансовых, надзорных органов и других структур правоохранительной деятельности.

Рис. 1. Количество выявленных и пресеченных нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. По данным Генеральной прокуратуры РФ

25000

Свыше 200 тыс. 20000

15000

106,5 тыс.

10000 Около 90 тыс.

5000 24 тыс.

0 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год

Библиографический список

1. Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. М., 2009. 2. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р., Бахтизина Н. В. CGE модель социально-экономической системы России со встроенными нейронными сетями. М., 2005. 3. Бахтизин А. Р. Моделирование эффектов коррупции и теневой экономики с помощью вычислимой модели общего равновесия // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2007. 4. Состояние законности и правопорядка в РФ и работа органов прокуратуры 2008 г.: Информационно-аналитический доклад / Под общ. ред. И. Э. Звечаровского. М., 2009. 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: URL: http:// www. gazeta. ru/ politics/ 2009/ 09/ 23_a_3264350.shtml. Дата обращения 31.03.10. 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: URL: http:// www. minjust. ru/ ru/ activity/ corruption/ index. php? id19=579. Дата обращения 31.03.10. 7. Омигов В. И. Закономерности развития преступности в Российской Федерации на рубеже веков // Государство и право. 2000. N 6. 8. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. 9. Отчет ИВК 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: URL: http:// www. transparency. org. ru/ doc/ CPI%202008_Russia_ press_01216_2.pdf. Дата обращения 31.03.10.

Название документа