Международно-правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина
(Усольцева А. Г.) ("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 5) Текст документаМЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА <*>
А. Г. УСОЛЬЦЕВА
Усольцева А. Г., аспирантка кафедры конституционного и административного права Института ювенальной юстиции Российского государственного социального университета.
В статье приводится краткий исторический обзор международных соглашений по правам человека. Анализируются права и свободы человека и гражданина в различные исторические периоды, приводится классификация международных соглашений в данной сфере. Составлен список базовых международных договоров по правам человека, участником которых является Российская Федерация. В статье права и свободы человека и гражданина рассматриваются как один из важнейших институтов международного и конституционного права.
Ключевые слова: международные договоры, права и свободы человека и гражданина, международные соглашения, ООН, декларация.
In article the historical review of the international agreements under human rights is resulted. The are analyzed the rights and freedom of the person and the citizen during the various historical periods, classification of the international agreements in the given sphere is resulted. The list of base international contracts under human rights which participant is the Russian Federation is made. In article of the rights and freedom of the person and the citizen are considered as one of the major institutes international and a constitutional law.
Key words: international contracts, the rights and freedom of the person and the citizen, the international agreements, the United Nations, the declaration.
В современном мире в условиях глобализации все более пристальное внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. В свою очередь, права и свободы человека и гражданина являются одним из важнейших институтов международного и конституционного права. В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства - участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции <1>. В настоящее время вопросы, связанные с правами человека, регулируются в первую очередь международными соглашениями, в том числе посредством имплементации норм международного права в правовую систему государства, создан ряд международных институтов, обеспечивающих защиту этих прав. При этом государства сами устанавливают пределы действия внутригосударственного и международного права путем издания нормативных актов, определяющих место и роль международных соглашений в их правовой системе. -------------------------------- <1> См.: Права человека: Учебник / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2009. С. 460.
К первым международным соглашениям в сфере прав и свобод человека следует отнести ряд соглашений, заключенных в рамках Лиги Наций, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, на защиту беженцев и предоставление им убежища, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. В этот период разрабатываются и специальные международно-правовые меры для защиты религиозных, этнических и языковых меньшинств. После Первой мировой войны главными союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство предоставить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии и языку, те же права, что и остальным своим гражданам. Соответствующие обязательства позднее были также приняты Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги. Так, например, согласно ст. 2 Договора главных союзных и объединившихся держав с Польшей ее правительство обязалось "предоставить всем жителям Польши полную и совершенную защиту их жизни и их свободы без различия происхождения, национальности, языка, расы или религии". За всеми жителями признавалось равенство перед законом, право на свободу религии и вероисповедания, пользования одинаковыми гражданскими и политическими правами (ст. 7 Договора). "Польские граждане, принадлежащие к меньшинствам этническим, по религии или по языку, - подчеркивалось в ст. 8 Договора, - будут пользоваться тем же режимом и теми же правовыми и фактическими гарантиями, что и другие польские граждане". Аналогичные статьи содержались и в других соглашениях о национальных меньшинствах <2>. -------------------------------- <2> См.: Там же. С. 463.
Согласно ст. 12 Договора с Польшей (и аналогичным статьям других соглашений) каждый "член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств... Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными... В случае расхождения мнения по вопросам права или факта... расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер, подлежащий передаче Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и оно будет иметь ту же силу, что и решение, вынесенное в силу ст. 13 Статута". Согласно же ст. 13 Статута члены Лиги Наций имели право прибегать к войне против тех государств, которые не выполняют "добросовестно вынесенные решения" <3>. -------------------------------- <3> См.: Там же. С. 464.
Таким образом, в период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения. К их числу относятся договоры и конвенции, содержащие положения о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также о соблюдении ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. К середине XX в. вопрос регулирования международным сообществом основных прав и свобод стал ключевым, чему в немалой мере способствовали беды Второй мировой войны. На Нюрнбергском процессе виновными в нарушении норм международного права были признаны частные лица. Приговор Нюрнбергского трибунала закрепил новый порядок защиты прав отдельного человека на международно-правовом уровне. Принятием Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. права и свободы человека были учреждены в качестве ведущего института международного права и получили адекватное развитие в конституционном праве передовых государств. Таким образом, Устав ООН явился первым в истории международных соглашений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. Если рассматривать международные соглашения в области прав и свобод человека и гражданина, то можно увидеть определенные тенденции и закономерности в их составлении. Следует выделить акты общего характера, которые касаются всех или большей части прав человека и приняты на мировом уровне. Условно их можно назвать универсальными. К такого рода актам следует отнести в первую очередь Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Она содержит широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав и направлена на неопределенный круг лиц, признавая естественный характер прав человека, она в первой статье провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах. Как отмечают ряд авторов, данная Декларация является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Также в отдельную группу можно выделить международные соглашения, регулирующие определенный круг прав и свобод человека и гражданина. К такого рода актам следует отнести Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт провозглашает такие права, как право на труд, право каждого на благоприятные и справедливые условия труда, право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, право каждого на достойный уровень жизни, образование, и много других прав, являющихся неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Также к международным соглашениям, регулирующим определенную группу прав, следует отнести Международный пакт о гражданских и политических правах. Помимо закрепления прав и свобод человека и гражданина, международные соглашения могут содержать и указания на случаи их ограничения. Так, например, в п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение, согласно которому во время чрезвычайного положения государство вправе ограничить определенные права и свободы граждан и таким образом нарушить свои международные обязательства в данной области. Но при этом в п. 2 ст. 4 указанного Пакта содержится перечень прав, которые ни при каких условиях не могут ограничиваться. Международные соглашения в области прав и свобод человека могут быть направлены не на определенные права, а ориентированы на определенную группу лиц (например, этнические и религиозные меньшинства) или определенные условия применения (например, условия военного положения), в отношении которых эти права будут действовать. Также следует подразделить международные соглашения в области прав человека по территориальному признаку. Согласно этому делению можно выделить акты, созданные на мировом уровне (т. е. акты, затрагивающие интересы всего мирового сообщества и подписанные большинством стран мира, например Конвенция о правах ребенка) и на региональном уровне (т. е. акты, затрагивающие интересы и заключенные в рамках определенного региона, например Конвенция Содружества СНГ о правах и основных свободах человека). В отдельную группу можно выделить двусторонние соглашения в указанной сфере. Помимо этого, выделяют международные соглашения обязательного действия (например, Устав ООН) и международные соглашения, носящие рекомендательный характер (например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). Приведенная выше градация является условной, а в целом в научной литературе принято следующее подразделение международных актов в области прав и свобод человека и гражданина на четыре категории: 1) акты общего характера, касающиеся всех или большей части прав и принятые на мировом или региональном уровнях; 2) документы специального характера, направленные на защиту отдельных прав и касающиеся: геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности; рабства, торговли людьми, пыток, исчезновений, убежища, свободы информации, частной жизни, социального обеспечения; 3) документы по защите отдельных групп населения, соответствующие (отвечающие) их специальным нуждам: беженцев, апатридов, эмигрантов, меньшинств, туземного населения, рабочих, женщин и детей, комбатантов, заключенных и др.; 4) акты, относящиеся к дискриминации и направленные на предотвращение расовой дискриминации, по признаку пола, в области образования, труда, занятости и т. д. Российской Федерацией были подписаны следующие международные соглашения и нормативно-правовые акты, регулирующие сферу прав и свобод человека и гражданина: 1) Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.); 2) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); 3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); 4) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); 5) Декларация социального прогресса и развития (1969 г.); 6) Конвенция о правах ребенка (1989 г.); 7) Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.); 8) Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (1998 г.); 9) Всемирный план действий по обучению правам человека и демократии (1993 г.); 10) Венская декларация и программа действий (1993 г.); 11) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.); 12) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); 13) Европейская социальная хартия (1961 г.); 14) Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.); 15) Устав Содружества СНГ (1993 г.); 16) Конвенция Содружества СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.); 17) Протоколы N 1, 4, 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952, 1963 и 1984 гг. соответственно); 18) Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и Протоколы к ней N 1 и 2 (1993 г.); 19) Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.); 20) и другие. Многие положения указанных международных соглашений нашли свое отражение во внутреннем законодательстве Российской Федерации.
Название документа