Вопросы уголовной ответственности и наказания за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем в зарубежном законодательстве
(Магомедов Т. М.-С.) ("Российский следователь", 2010, N 12) Текст документаВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ НЕЗАКОННОГО ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИЛИ УЧАСТИЕ В НЕМ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ <*>
Т. М.-С. МАГОМЕДОВ
Магомедов Т. М.-С., доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук.
В настоящей статье исследуются нормы зарубежного уголовного законодательства, касающиеся организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем. Выявляются схожие и отличительные признаки рассматриваемых составов преступлений. Приводятся примеры удачного формулирования поощрительных норм к таким составам. В заключительной части формулируются значимые выводы и вносятся предложения по совершенствованию конструкции состава ст. 208 УК РФ и соответствующих норм зарубежного законодательства.
Ключевые слова: незаконное вооруженное формирование, уголовная ответственность и наказание, зарубежное законодательство, выводы, предложения.
The present article studies the norms of foreign criminal legislation analogous or similar to organization of illegal armed formation or participation therein; reveals similar and distinctive features on considered elements of crimes; cites examples of successful formulation of incentive norms to these elements. At the end the author makes important conclusions and proposals to improve the construction of elements of article 208 of the Criminal Code of the RF and relevant norms of foreign legislation.
Key words: illegal armed formation, criminal responsibility and punishment, foreign legislation, conclusions, proposals.
Уголовное право ряда стран ближнего зарубежья - бывших республик в составе СССР предусматривает нормы, аналогичные либо схожие со ст. 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" главы 24 "Преступления против общественной безопасности" раздела IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает аналогичную норму в ст. 287 "Создание незаконного вооруженного формирования" главы 27 "Преступления против общественной безопасности" раздела X "Преступления против общественной безопасности и здоровья населения". Данная статья устанавливает уголовную ответственность за создание незаконного вооруженного формирования (далее - НВФ) при отсутствии признаков бандитизма, либо руководство таким формированием, либо участие в нем. Ее санкция предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет <1>. -------------------------------- <1> См.: Уголовный кодекс Республики Беларусь. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 330.
Статья 287 УК Беларуси в отличие от ст. 208 УК РФ состоит из одной части и не проводит дифференцированную ответственность создателей, руководителей НВФ и участников НВФ. Она предусматривает более строгое наказание за участие в НВФ и несколько более высокий нижний предел наказания в виде лишения свободы за создание либо руководство НВФ. Обращает внимание, что в названии статьи вместо термина "организация" используется термин "создание", а в диспозиции не раскрывается понятие "формирование" через иные виды групповых образований. В диспозиции используется термин "незаконное вооруженное формирование" вместо термина "вооруженное формирование, не предусмотренное федеральным законом", хотя, по сути, они являются одним и тем же. Также нельзя не заметить отсутствие в санкции ст. 287 такого вида уголовного наказания, как арест. Несмотря на определенные отличия, ст. 287 УК Беларуси остается очень близкой по содержанию к ст. 208 УК России. Она тоже располагается в главе преступлений против общественной безопасности (с соответствующим объектом), не содержит указания на конкретные мотивы и цели преступления, не содержит квалифицирующие признаки и предусматривает одинаковый верхний предел наказания в виде лишения свободы за создание либо руководство НВФ. Статья 287, как и ст. 208, имеет примечание (поощрительную норму), предусматривающее освобождение от уголовной ответственности за участие в НВФ при выполнении указанных в ней условий. Уголовный кодекс Грузии содержит аналогичную норму в ст. 223 "Создание или руководство незаконным вооруженным формированием либо участие в нем" главы 30 "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" раздела IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Данная статья устанавливает уголовную ответственность за создание или руководство НВФ либо участие в нем. Ее санкции предусматривают за создание или руководство НВФ (ч. 1) наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, а за участие в НВФ (ч. 2) наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до пяти лет <2>. -------------------------------- <2> См.: Уголовный кодекс Грузии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 252.
Статья 223 УК Грузии, в отличие от ст. 208 УК РФ, предусматривает значительно более строгое наказание в виде лишения свободы за создание либо руководство НВФ и несколько более высокий верхний предел наказания в виде ограничения свободы за участие в НВФ. В названии статьи вместо термина "организация" используются термины "создание" и "руководство". В диспозиции ч. 1 ст. 223 понятие "формирование" раскрывается через различные виды групповых образований с той разницей, что в грузинском УК вместо группового образования "дружина" указано "ополчение". Последнее отличие мы склонны рассматривать не более как лексическое, так как вряд ли представляется возможным провести четкие различия между данными понятиями и их признаками на практике. В диспозициях используется термин "незаконное вооруженное формирование" вместо термина "вооруженное формирование, не предусмотренное федеральным законом", но по сути они одинаковые. Статья 223 имеет примечание (поощрительную норму), предусматривающее освобождение от уголовной ответственности, но только не за участие, а за деятельность в НВФ. Понятие "деятельность в НВФ" является, на наш взгляд, более широким, нежели "участие в НВФ", и позволяет распространять указанное примечание как на участников, так и на создателей и руководителей НВФ. Несмотря на некоторые отличия, ст. 223 УК Грузии также является очень близкой по содержанию к ст. 208 УК России. Она тоже находится в главе преступлений против общественной безопасности (с соответствующим объектом), не содержит указания на конкретные мотивы и цели преступления, состоит из двух частей, проводит дифференцированную ответственность за создание, руководство НВФ и участие в НВФ, не содержит квалифицирующие признаки и предусматривает одинаковые виды (размеры редко) наказаний. Уголовный кодекс Республики Кыргызстан предусматривает аналогичную норму в ст. 229 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" главы 24 "Преступления против общественной безопасности" раздела IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Данная статья устанавливает уголовную ответственность за незаконное создание вооруженного формирования, а равно руководство таким формированием или участие в нем. Ее санкции предусматривают за незаконное создание, а равно руководство вооруженным формированием (ч. 1) наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет, а за участие в вооруженном формировании (ч. 2) - наказание в виде ареста на срок до шести месяцев либо лишения свободы на срок до пяти лет <3>. -------------------------------- <3> См.: Уголовный кодекс Республики Кыргызстан. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 234 - 235.
Статья 229 УК Кыргызстана в отличие от ст. 208 УК РФ в диспозициях использует термин "вооруженное формирование" вместо термина "вооруженное формирование, не предусмотренное федеральным законом". Также в санкции ст. 229 отсутствует уголовное наказание в виде ограничения свободы (последнее не предусмотрено в системе наказаний УК Кыргызстана). Статья 229 УК Кыргызстана является максимально близкой по содержанию к ст. 208 УК России. Она также находится в главе преступлений против общественной безопасности, не содержит указания на конкретные мотивы и цели преступления, состоит из двух частей, проводит дифференцированную ответственность за создание, руководство НВФ и участие в НВФ, не содержит квалифицирующие признаки и предусматривает одинаковые (за исключением одного) виды и размеры наказаний. Статья 229, как и ст. 208, имеет примечание, предусматривающее освобождение от уголовной ответственности за участие в НВФ при выполнении указанных в ней условий. В целом рассматриваемая норма киргизского уголовного законодательства (где условно можно отметить отличий - 2, сходств - 7) относительно грузинского (где условно можно отметить отличий - 7, сходств - 7) и белорусского законодательства (где условно можно отметить отличий - 7, сходств - 5) наиболее приближена к отечественной. Наличие в УК этих стран аналогичных ст. 208 УК РФ норм и большая степень их сходства объясняется во многом тем, что приняты они были в 1997 и 1999 гг., т. е. уже после и в определенной мере с учетом УК РФ 1996 г. Излишне говорить о том, что российская, белорусская, грузинская и киргизская правовые системы являли в недавнем прошлом единую советскую социалистическую правовую систему. Уголовный кодекс Литвы не содержит отдельную статью, устанавливающую ответственность за создание или участие в НВФ. Не встречается в нем и сам термин "незаконное вооруженное формирование". При этом ч. ч. 2, 3 ст. 249 "Преступное сообщество" главы 35 "Преступления против общественной безопасности" УК Литвы содержат нормы, схожие со ст. 208 УК РФ. В них установлена уголовная ответственность соответственно за участие в деятельности преступного сообщества, вооруженного огнестрельным оружием, взрывными устройствами либо взрывчатыми веществами, и организацию либо руководство подобным преступным сообществом. Санкции предусматривают за участие в деятельности данного преступного сообщества наказание в виде лишения свободы на срок от шести до двенадцати лет либо пожизненное лишение свободы (ч. 2), а за организацию либо руководство им наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет либо пожизненное лишение свободы (ч. 3) <4>. Таким образом, речь идет об уголовной ответственности и наказании за участие, а равно организацию или руководство вооруженным преступным сообществом, которое схоже с НВФ. -------------------------------- <4> См.: Уголовный кодекс Литвы. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 326 - 327.
Сходство ч. ч. 2, 3 ст. 249 УК Литвы со ст. 208 УК России заключается в общности их родового объекта (видовые литовское уголовное право не предусматривает), формальной конструкции объективной стороны, неуказании конкретных мотивов и целей, отсутствии квалифицирующих признаков, дифференцированной ответственности участников и организаторов, руководителей указанного преступного сообщества. Статья 249 УК Литвы имеет поощрительную норму (ч. 4), предусматривающую освобождение от уголовной ответственности за участие в вооруженном преступном сообществе и совершенных в его составе преступлениях (за исключением случаев убийства и когда ранее уже применялось такое освобождение от уголовной ответственности). На организаторов и руководителей подобных преступных сообществ она не распространяется. Представляется верным положение ч. 4 ст. 249 УК Литвы об освобождении от уголовной ответственности только лиц, к которым поощрительная норма ранее не применялась. Подобное правило, по нашему мнению, можно закрепить в примечаниях к ст. ст. 208, 210 УК РФ. Некоторыми специалистами высказывались близкие точки зрения и предлагалось применять поощрительную норму ст. 208 только к лицам, впервые совершившим данное преступление <5>. -------------------------------- <5> См.: Абдулатипов А. М. Отзыв официального оппонента на дис. ... канд. юрид. наук Т. М-С. Магомедова "Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований (по материалам Республики Дагестан)". Махачкала, 2004. 197 с. С. 5; Зейналов М. М. Отзыв на автореф. дис. ... канд. юрид. наук Т. М-С. Магомедова "Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований (по материалам Республики Дагестан)". Махачкала, 2004. С. 2.
Схожие с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем нормы предусмотрены в уголовных законодательствах ряда зарубежных европейских государств. Уголовный кодекс Польши содержит норму об ответственности за участие в организованной группе либо сообществе вооруженного характера, имеющих целью совершение преступлений, а также за создание или руководство такой группой либо сообществом (§ 2, 3 ст. 258 главы 32 "Преступления против публичного порядка"). Санкции предусматривают для участников подобных групп либо сообществ наказание в виде лишения свободы на срок от трех месяцев до пяти лет, а для создателей или руководителей - в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до восьми лет <6>. -------------------------------- <6> См.: Уголовный кодекс Польши. Мн.: Тесей, 1998. С. 90.
Статья 258 (§ 2, 3) УК Польши имеет схожий со ст. 208 УК РФ объект посягательства, признак вооруженности и дифференцированную ответственность разных соучастников. В то же время в ст. 258 указана цель организованной группы либо сообщества вооруженного характера - совершение преступлений, а в ст. 208 цель НВФ отсутствует. УК Польши содержит поощрительную норму (ст. 259), предусматривающую освобождение от уголовного наказания за участие в организованной группе либо сообществе вооруженного характера. На создателей и руководителей подобных групп и сообществ она не распространяется. При этом в УК Польши речь идет об освобождении от уголовного наказания, а не от уголовной ответственности. Уголовный кодекс Германии содержит норму об ответственности лиц, не имея на то права, организующих или руководящих вооруженной группой (имеющей в своем распоряжении оружие или другие опасные орудия), или присоединяющихся к такой группе, снабжающих ее оружием или деньгами, или поддерживающих ее другими способами (§ 127 "Создание вооруженных групп" раздела 7 "Наказуемые деяния против общественного порядка"). Санкция указанной нормы предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или денежный штраф <7>. -------------------------------- <7> См.: Уголовный кодекс ФРГ. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 283 - 284.
§ 127 УК ФРГ отличается от ст. 208 УК РФ отсутствием дифференцированной ответственности соучастников вооруженных групп, а также значительно менее строгими мерами (видами и размерами) наказания. Подобный либерализм санкции, по всей видимости, объясняется отсутствием в современной Германии серьезных проблем, связанных с НВФ и, как следствие, меньшей общественной опасностью данного преступления на ее территории. Уменьшает общественную опасность и то, что признак вооруженности для вооруженных групп образуют также опасные орудия, не относящиеся к оружию. Другие объективные и субъективные признаки данных преступлений совпадают. § 129 "Создание преступных объединений" и § 129а "Создание террористических объединений" УК Германии ближе по содержанию к ст. 205 "Террористический акт", ст. 205.1 "Содействие террористической деятельности", ст. 210 "Организация преступного сообщества (преступной организации)", ст. 282.1 "Организация экстремистского сообщества" УК РФ. Уголовный кодекс Франции устанавливает ответственность за участие в сборище, совершенное вооруженным лицом, и за прямое провоцирование вооруженного сборища... (ст. 431-5 и 431-6 отдела 1 главы I "О посягательствах на общественное спокойствие" раздела III книги 4 "О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия"). Санкции ст. 431-5 предусматривают наказание в виде трех лет тюремного заключения и штрафа в размере трехсот тысяч франков, а если вооруженное лицо умышленно продолжает участвовать в сборище после требования разойтись - в виде пяти лет тюремного заключения и размере 500 тыс. франков штрафа. Санкции ст. 431-6 предусматривают наказание в виде одного года тюремного заключения и штрафа в размере 100 тыс. франков, а если провокация привела к результату - в виде семи лет тюремного заключения и 700 тыс. франков штрафа <8>. -------------------------------- <8> См.: Уголовный кодекс Франции. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 370.
Основное сходство ст. 431-5 и 431-6 УК Франции со ст. 208 УК РФ состоит в том, что предусмотренные в них деяния имеют объектом посягательства прежде всего общественное спокойствие, предполагают вооруженность и приблизительно одинаковые размеры наказания, связанного с изоляцией от общества. Однако не содержат признаков устойчивости и незаконности. Статья 412-1 отдела 1 "О посягательстве и заговоре" и ст. 412-5 отдела 2 "О восстании" главы II раздела I книги 4 УК Франции ближе по содержанию к ст. 279 "Вооруженный мятеж" УК РФ. В этой связи трудно согласиться с мнением отдельных исследователей, рассматривающих ст. ст. 412-1, 412-5 УК Франции в качестве наиболее близких по содержанию к ст. 208 УК РФ <9>. -------------------------------- <9> См.: Павлинов А. В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 25 - 26.
Проведенный краткий обзор соответствующих законоположений зарубежного уголовного законодательства приводит к определенным выводам и позволяет внести отдельные предложения: 1) в основном нормы, аналогичные либо схожие со ст. 208 УК РФ, расположены в главах или разделах о преступлениях против общественной безопасности, порядка и спокойствия; 2) все рассматриваемые нормы, в том числе отечественная, не содержат квалифицирующие признаки (связанные, например, со специальным субъектом или характером вооруженности формирования), что можно рассматривать как законодательный пробел, требующий устранения прежде всего в действующем УК РФ путем дополнения ст. 208 ч. 3; 3) УК России, Беларуси, Грузии и Кыргызстана в примечаниях рассматриваемых норм предусматривают освобождение от уголовной ответственности лиц независимо от того, применялась или нет к ним поощрительная норма ранее. По нашему мнению, поощрительная норма в указанных статьях должна распространяться только на лиц, к которым она ранее не применялась или впервые совершившим соответствующее преступление. В связи с этим необходимо изменение редакций указанных примечаний, в частности примечания к ст. 208 УК РФ.
Библиография
1. Абдулатипов А. М. Отзыв официального оппонента на дис. ... канд. юрид. наук Т. М.-С. Магомедова "Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований (по материалам Республики Дагестан)". Махачкала, 2004. 2. Зейналов М. М. Отзыв на автореф. дис. ... канд. юрид. наук Т. М-С. Магомедова "Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований (по материалам Республики Дагестан)". Махачкала, 2004. 3. Павлинов А. В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
Название документа