Анализ террористических проявлений на территории Республики Дагестан

(Баринов А. Б., Шапиев Э. А.) ("Российский следователь", 2010, N 12) Текст документа

АНАЛИЗ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН <*>

А. Б. БАРИНОВ, Э. А. ШАПИЕВ

Баринов А. Б., референт отдела процессуального контроля следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Дагестан, младший советник юстиции.

Шапиев Э. А., аспирант кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Российского университета дружбы народов.

Проведение данного анализа обусловлено сложившейся общественно-политической обстановкой на территории Республики Дагестан, которая напряжена до предела. Исследованы формы проявления терроризма в республике. Выявлены проблемы, негативно влияющие на эффективность следствия, среди которых: низкий уровень профилактической работы по вопросам противодействия терроризму и религиозному экстремизму, недостаточное обеспечение техническими средствами экспертно-криминалистической службы и т. д. Определены способы совершения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Проведен анализ судебной практики при рассмотрении уголовных дел данной категории.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, следствие, судебная практика, НВФ, правоохранительные органы.

The current analysis is determined by the public-politics situation on the territory of the Republic of Dagestan which can be characterized as strained. The author studies the forms of terrorist activity in the republic; shows the problems which influence negatively the efficiency of investigation, among them are: low level of preventive work on the issues of counteraction of terrorism and religious extremism, inefficient provision of technical means to expert-criminalistic service and etc.; determines the methods of execution of attacks to life of officials of law-enforcement agencies; makes analysis of judicial practice in consideration of criminal cases of this category.

Key words: terrorism, extremism, investigation, judicial practice, law-enforcement agencies.

На протяжении последних лет в республике не спадает уровень террористической угрозы, участились бандитские вылазки диверсионно-террористических групп, в том числе проникших с территории Чеченской Республики и государств Закавказья. Все больше совершается посягательств в отношении должностных лиц, связанных с антитеррористической деятельностью. Объектами нападений, как правило, становятся представители государственных и правоохранительных органов, военнослужащие. Главный дестабилизирующий фактор - деятельность членов незаконных вооруженных формирований (далее - НВФ) на территории республики, которая в совокупности с религиозно-экстремистскими проявлениями и нерешенностью социальных проблем является основным катализатором террористической угрозы. Кроме того, высокий уровень безработицы среди населения и социально-экономические проблемы в республике создают благодатную почву для идей экстремизма. Проповедники религиозного экстремизма и сепаратисты используют тяжелое экономическое положение населения как один из основных козырей в свою пользу, вербуя в свои ряды безработных и малоимущих. По этим и другим причинам на протяжении длительного времени в республике сохраняется высокая вероятность совершения диверсионно-террористических актов (далее - ДТА). Мощность используемых самодельных взрывных устройств (далее - СВУ), по заключениям экспертов-взрывотехников, как правило, составляет от 0,5 кг до 3 кг, имеет место и применение взрывных устройств свыше 100 кг в тротиловом эквиваленте. Лица, причастные к данным преступлениям, в достаточной мере владеют навыками изготовления СВУ с использованием часовых механизмов и средств радиосвязи. Взрывные устройства закладываются у обочин дорог и в мусорных баках, как правило, изготавливаются из материалов, которые находятся в свободной продаже (аммиачная селитра, алюминиевая пудра, болты, гайки и т. д.). По способу совершения преступления схожи, что объясняется, с одной стороны, простотой их исполнения и, с другой стороны, возможно, плохой технической и финансовой оснащенностью преступных групп. На сегодняшний день осуществление подрывов для преступников - наиболее эффективный способ посягательств на жизнь и здоровье сотрудников милиции. Обстрел из автоматического оружия менее эффективен для нападающего, так как ему необходимо приблизиться на небольшое расстояние к цели, обладать хорошими навыками стрельбы, и, кроме того, он ставит себя под угрозу быть убитым или задержанным на месте преступления. Доказательством тому служит то, что значительная часть задержанных и уничтоженных членов ОПГ имела опыт обращения лишь со стрелковым оружием. Анализ показывает, что в г. Махачкале действует хорошо законспирированное бандитское подполье, пользующееся поддержкой определенной части населения, имеющее разветвленную сеть пособников, хорошо финансируемое, что позволяет ему, используя тактику партизанской войны, совершать покушения на сотрудников правоохранительных органов. Терроризм в республике, как правило, проявляется в форме посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Данные преступления вызывают большой общественный резонанс, что в значительной мере влияет на общественное мнение о работе правоохранительных органов республики. Основная цель бандитов - создание атмосферы страха и нестабильности в республике, деморализация сотрудников правоохранительных органов. Преступления, как правило, заранее подготавливаются и планируются с предварительным отслеживанием постоянных маршрутов передвижения нарядов ППСМ, а также при следовании на службу и возвращении с нее. Участники бандподполья совершенствуют методы диверсионно-террористической деятельности, используют тактику международных террористических организаций. Так, в нередких случаях в г. Махачкале была применена тактика, апробированная ранее иракскими террористами, которая заключается в анонимном сообщении в ОВД о готовящемся или совершаемом преступлении, указывая при этом место, где заранее подготовлен ДТА. Прибывший по сигналу наряд милиции подвергается нападению путем обстрела или подрыва. При этом наиболее уязвим наряд, передвигающийся на автомашинах. Деятельность террористических групп организована по принципу подпольных ячеек из 5 - 6 человек. Связь между группами осуществляется через старших групп. Такая организация обеспечивает надежную защиту от проникновения в их среду и позволяет быстро определить источник утечки информации. Избранная ими тактика партизанской войны позволяет укрываться среди гражданского населения, а в случае необходимости быстро сосредоточить свои силы для совершения конкретного противоправного действия. Несмотря на это, религиозные экстремисты продолжают нести серьезные потери в живой силе, лишились значительной части орудий террористической деятельности и без внешней помощи испытывают затруднения при осуществлении диверсионно-террористической деятельности. Материалы уголовных дел свидетельствуют о том, что экстремизм в республике проявляется в форме посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершаемых в связи с разоблачением экстремистского подполья и из-за мести за активную деятельность правоохранительных органов. При этом определяющим фактором данной тенденции является то, что значительная часть преступлений указанной категории членами бандформирований в последнее время совершена в форме активного вооруженного сопротивления представителям органов власти и в ходе проведения оперативных и боевых мероприятий, что характеризует активность и наступательность деятельности правоохранительных органов. Вызывает беспокойство низкая раскрываемость преступлений этой категории. Уголовные дела данной категории прекращены только по основаниям смерти подозреваемых, обвиняемых, как в ходе непосредственного совершения посягательств, так и в ходе проводимых спецопераций по их задержанию, когда виновные оказывают вооруженное сопротивление. Приостановление уголовных дел производится либо в связи с неустановлением места нахождения обвиняемых, либо в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. До принятия решения о приостановлении производства предварительного следствия по делам проводятся все возможные следственные и оперативно-розыскные мероприятия. Часто при поступлении оперативной информации, требующей проверки путем проведения следственных действий, производство по уголовным делам возобновляется. Для расследования преступлений экстремистской и террористической направленности создаются совместные следственные группы из числа наиболее подготовленных и квалифицированных сотрудников СУ СК при прокуратуре РФ по РД, МВД и ФСБ. Большинство преступников при задержании оказывают вооруженное сопротивление и уничтожаются, а задержанные всю вину за совершенные деяния в своих показаниях переводят на уничтоженных членов незаконных вооруженных формирований. При расследовании уголовных дел данной категории возникают трудности, связанные с тем, что многие свидетели не желают давать показания, боясь мести со стороны экстремистов, а сами преступники если и дают показания, то в последующем отказываются, ссылаясь на то, что в отношении их применялось физическое насилие со стороны сотрудников правоохранительных органов, хотя эти показания ими давались в присутствии защитников и в ходе досудебного разбирательства жалобы на незаконные методы расследования не поступали. В ходе проводимых мероприятий по возбужденным уголовным делам установлено, что для достижения своих преступных замыслов всеми экстремистскими силами в республике поставлена задача физического уничтожения сотрудников ОВД республики как основной стабилизирующей силы и опоры государственности в Дагестане. Всего в 2009 г. в республике совершено 201 посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. По сравнению с 2008 г. количество данных преступлений возросло на 101% (100 фактов), а по сравнению с 2007 г. - на 210% (90 фактов). Из общего числа посягательств в 2009 г. целенаправленно совершено 131 (2008 г. - 62), в том числе путем подрывов СВУ - 46 (20) и обстрелов из огнестрельного оружия - 85 (42) <1>. -------------------------------- <1> Данные информационного центра МВД по Республике Дагестан.

Остальные посягательства 69 (38) связаны с фактами оказания вооруженного сопротивления со стороны членов незаконных вооруженных формирований при проведении сотрудниками правоохранительных органов контртеррористических, специальных, разведывательно-поисковых и контрольно-досмотровых мероприятий. В результате совершенных посягательств погибли 93 (41) сотрудника правоохранительных органов и военнослужащих, из них сотрудников ОВД - 58 (27), ФСБ - 4 (4), прокуратуры - 3 (0), военнослужащих - 12 (3), гражданских лиц - 16 (7).

Наименование 2009 г. 2008 г. показателя

всего совершено 201 100 посягательств

в результате 79/164 50/100 погибло/ранено лиц (всего)

МВД 58/135 40/82

ФСБ 4/9 5/10

МО 5/5 -/-

ВВ МВД 9/12 4/8

Прокуратуры 3/0 -/-

УФСКН -/- -/-

Суд -/- -/-

Высшие должност - -/- -/- ные лица субъекта РФ

СК при 0/2 -/- прокуратуре РФ

Гражданские лица 16/30 7/14

В ходе расследования уголовных дел о преступлениях террористической направленности выявлены проблемы, негативно влияющие на эффективность следствия, а именно: 1. Способы и методы совершения посягательств (использование огнестрельного оружия, взрывных устройств) позволяют преступникам в большинстве случаев при совершении преступлений не оставлять следы, по которым в дальнейшем можно было бы проводить идентификационные исследования. Следует отметить и то, что руководителями проводимых спецопераций не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления. Экспертно-криминалистические службы недостаточно хорошо оснащены современным техническим оборудованием, в частности, используемые способы выявления следов рук малоэффективны. 2. Нередки случаи, когда после проведения спецоперации по задержанию и уничтожению преступников (боевиков), оперативными подразделениями не даются сведения о работниках правоохранительных органов, участвовавших в данных операциях. Это обстоятельство значительно осложняет установление объективной картины произошедшего, т. е. преступления, приводит к необоснованному продлению срока следствия по делам. 3. Неудовлетворительно в выявлении членов НВФ, участников террористических групп используются возможности службы участковых уполномоченных милиции, которые не владеют информацией о состоянии дел на обслуживаемых участках. Более того, их работа ориентирована не на изучение оперативной обстановки на подконтрольных участках и проживающих на участке лиц, а на достижение статистических показателей. 4. Имеются серьезные проблемы в пресечении и организации профилактической работы по вопросам противодействия терроризму и религиозному экстремизму. В решении этого вопроса, по нашему мнению, следует гибко сочетать меры государственного принуждения и убеждения. 5. Представляется целесообразным осуществить комплекс необходимых правовых и организационных мероприятий по определению судьбы оружия и боеприпасов, легализованных в республике в ходе событий 1999 г. Провести работу по перерегистрации данного оружия, проработать варианты его изъятия или выкупа. 6. Было бы полезным разработать и осуществить комплекс мероприятий по привлечению населения к охране общественного порядка, особенно к выявлению лиц, причастных к совершению преступлений террористической направленности. Предусмотреть возможности финансового стимулирования граждан за предоставление правоохранительным органам значимой информации о преступлениях террористической направленности и лицах, их совершающих. 7. Необходимо принять требуемые организационные и разъяснительные меры по социальной адаптации лиц, принимавших участие в незаконных вооруженных формированиях. Важно принять меры к тому, чтобы эти лица снова не оказались в орбите влияния экстремистских группировок. Полагаем, что для успешного противодействия организованной преступности необходимо внести изменения в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в судебную практику, значительно изменив практику добывания и оценки доказательств, активизировать работу правоохранительных и контрольных органов по выявлению указанных преступлений, в частности: - увеличить меры наказания за совершение преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ, до сроков наказания, предусмотренных ст. 210 УК РФ; - увеличить меры наказания за укрывательство преступлений террористической направленности до сроков, соответствующих примерно половине максимального срока, предусмотренного за совершение преступлений данной категории (без пресечения фактов безнаказанного укрывательства этих преступлений невозможно эффективно бороться с терроризмом); - предусмотреть возможность привлечения к уголовной ответственности за укрывательство преступлений террористической направленности не только посторонних лиц, но и близких родственников преступников; - вернуть в УК РФ норму, предусматривающую уголовную ответственность за недонесение о преступлениях экстремистской и террористической направленности и особо тяжких преступлениях; - внести изменения в УК РФ, предусматривающие, что к лицам, совершившим преступления экстремистской и террористической направленности, не могут применяться условное осуждение, отсрочка исполнения наказания и условно-досрочное освобождение; - внести изменения в УПК РФ, предусмотрев, что дела в отношении лиц, совершивших преступления экстремистской и террористической направленности, не могут рассматриваться судами с участием присяжных заседателей, а только профессиональными судьями; - внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, предусмотрев, что лица, осужденные за преступления экстремистской террористической направленности, не могут отбывать наказание в регионе постоянного проживания. 9. Заслуживающей внимания представляется проблема лучшего материального обеспечения и материального стимулирования сотрудников, задействованных при расследовании уголовных дел данной категории. Имеются серьезные проблемы при рассмотрении уголовных дел данной категории судами. При рассмотрении данной категории уголовных дел судьей единолично не возникали неустранимые проблемы на предмет доказывания вины подсудимых. Анализ статистических данных показал, что все лица, обвиняемые в совершении уголовных дел указанной категории, оправданы при рассмотрении дел с участием коллегии присяжных заседателей. Вердикты присяжных заседателей иногда не зависят ни от имеющихся доказательств, ни от качества их предъявления. По непонятным причинам присяжные заседатели выносят оправдательные вердикты при очевидных доказательствах виновности подсудимого. В основном свидетелями обвинения по данной категории уголовных дел являются сотрудники милиции, которые принимают участие при производстве следственных действий и других мероприятий оперативного характера. К сожалению, показаниям указанных лиц присяжными объективная оценка не дается. Немалую роль при вынесении судами присяжных оправдательных приговоров оказывают и председательствующие в судебном заседании, которые не информируют присяжных заседателей о том, что доказательства, добытые на предварительном следствии и представленные стороной обвинения в суде, не признанные в ходе судебного разбирательства недопустимыми доказательствами, имеют одинаковую силу с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании. Более того, в судебном заседании председательствующие не всегда принимают соответствующие меры к пресечению необоснованных, противоречащих уголовно-процессуальному законодательству заявлений подсудимых в присутствии присяжных заседателей о применении к ним непроцессуальных методов следствия, избиения, физического, психического и психологического давления, якобы оказанных на них в ходе предварительного следствия. Вердикты присяжных заседателей зачастую не зависят ни от имеющихся доказательств, ни от качества их предъявления. Оправдательные вердикты выносятся при очевидных обстоятельствах виновности подсудимых. Примером тому может служить дело Габибулаева К. Х., члена незаконного вооруженного формирования, обвинявшегося по ч. 2 ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 222 УК РФ. Доказательства по делу в ходе предварительного следствия были собраны в соответствии с требованиями УПК РФ, представлены присяжным в полном объеме, в том числе и вещественные доказательства, среди которых находилось табельное оружие убитого работника милиции. Несмотря на это, на основании вердикта присяжных заседателей подсудимый был оправдан по всем пунктам обвинения. В последнее время негативную роль в создании у присяжных заседателей предубеждения о деятельности правоохранительных органов республики играют некоторые так называемые независимые средства массовой информации (в основном печатные). В своих публикациях они голословно заявляют о применении к задержанным, арестованным противозаконных методов воздействия, пытках и т. п., выставляя в том числе и сторону обвинения в суде с неприглядной стороны, пытающуюся любым способом добиться обвинительного приговора в отношении подсудимых. Адвокаты подсудимых, пользуясь этим, при рассмотрении дела судом присяжных избирают такую тактику защиты, при которой тем или иным способом, даже в нарушение требований процессуального закона, допускают высказывания об оказанном на их подзащитных психологическом и физическом давлении в ходе предварительного расследования, тем самым заставляя присяжных ставить под сомнение законность добытых доказательств вины подсудимых. Причинами вынесения оправдательных вердиктов являются следующие: - отсутствие юридического образования у присяжных заседателей; - неумение присяжных заседателей в совокупности оценить собранные доказательства, подтверждающие вину обвиняемых в совершении преступлений; - отказ подсудимых от признательных показаний, данных на предварительном следствии; - отказ потерпевших от своих показаний, изобличающих обвиняемых в совершении преступлений. Конечно же, к числу основных трудностей, возникающих при рассмотрении в судах уголовных дел данной категории, можно отнести отказ свидетелей от первоначальных показаний или же их изменение, вызванные опасениями за свою жизнь.

Название документа