О специфике мер административной ответственности в области винодельческого виноградарства, производства и оборота винодельческой продукции в зарубежных странах
(Берзин В. А.) ("Административное право и процесс", 2010, N 4) Текст документаО СПЕЦИФИКЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОГО ВИНОГРАДАРСТВА, ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ <*>
В. А. БЕРЗИН
Берзин В. А., докторант кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук.
В статье исследуются особенности винодельческой индустрии и специфика мер административной ответственности в области винодельческого виноградарства, производства и оборота винодельческой продукции.
Ключевые слова: виноделие, виноградарство, алкоголь, государственная политика, правовой режим, административная ответственность.
Article is about the features of the wine industry and about the specific measures of administrative responsibility in the field of wine viticulture, production and trade of wine production.
Key words: winemaking, viticulture, alcohol, public policy, administrative responsibility.
Винодельческая индустрия - это комплексный сектор экономики, включающий сегмент сельского хозяйства (винодельческое виноградарство), сегмент сельскохозяйственной продовольственной промышленности (виноделие) и сегмент торговли (оборот винодельческой продукции), а также сопряженные секторы иных отраслей экономических отношений (реклама, авторские отношения и пр.). Специфику винодельческой индустрии с правовой точки зрения и с точки зрения государственного управления в области винодельческого виноградарства, производства и оборота винодельческой продукции придают: 1) специфика предметной области правового регулирования; 2) совершенно уникальный набор направлений, мер, механизмов и средств государственного воздействия в исследуемой области; 3) крайне сложный, нелинейный характер зависимости государственного воздействия на указанную область или какой-либо из ее сегментов и последствий такого воздействия. К числу характерных свойств этой нелинейности прежде всего можно отнести мультипликативность целого ряда параметров состояния исследуемой области или ее сегментов. Мультипликативность - это возможность увеличивать свою силу в геометрической или иной прогрессии при приложении воздействия линейного характера. Суть его состоит в том, что эффект, полученный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т. д., в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе вызывает цепную реакцию и, распространяясь по всей системе, увеличивает ее продуктивность. Мультипликационный эффект является системным, интегральным, превышающим действие нововведения в какой-либо одной части <1>. -------------------------------- <1> Система государственного и муниципального управления: Учебник. 2-е изд-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 123 - 124.
Сам этот эффект мультипликативности обусловлен следующими факторами: - крайней неоднородностью рынка винодельческой продукции, обусловленной в том числе крайней природно-климатической, ресурсной и иной неоднородностью виноградарской отрасли, обслуживающей виноделие; - сложными и подчас непредсказуемыми проявлениями сопровождающего виноделие на протяжении последних по крайней мере ста лет перепроизводства продукции; - монополистическими действиями крупных винодельческих "игроков" рынка; - особой чувствительностью механизма ценообразования на рынке винодельческой продукции к погодно-климатическим условиям, к способностям и умениям крупных "нетерруарных игроков", производящих продукцию средней и нижней ценовых категорий, управлять издержками, сочетать интеграцию и диверсификацию своего бизнеса; 4) сочетание особой чувствительности отрасли как к инновациям, так и к сохранению традиций; 5) существенное воздействие имиджевых интересов на данную область; 6) перепроизводство винодельческой продукции и перенасыщенность участниками отношений в области производства винодельческой продукции. Но особую специфику исследуемой области винодельческого виноградарства, производства и оборота винодельческой продукции придает совершенно уникальный набор мер административной ответственности в этой области. Государственная политика и правовое регулирование в области производства и оборота винодельческой продукции, как справедливо отмечают Жан-Марк Баан и Мишель Манжюк, не были бы результативными, если бы не была внедрена система контроля качества вина, снабженная эффективными санкциями, особенно на стадии производства <2>. -------------------------------- <2> Bahans J.-M., Menjucq M. Droit du marche viti-vinicole [Правовое регулирование рынка виноделия]. Bordeaux (France): Editions Feret, 2003 (Collection des Usuels Feret de la Vigne et du Vin). P. 63.
Действительно, специфика метода правового регулирования в области винодельческого виноградарства, производства и оборота винодельческой продукции весьма ярко характеризуется мерами ответственности, санкциями за нарушение законодательства в этой области. Это совершенно специфические административно-правовые меры, не свойственные в таком сочетании более ни для каких иных отраслей и сегментов сельского хозяйства, иных областей экономических отношений. Более того, в законодательстве зарубежных стран имеются меры ответственности, сами по себе совершенно уникальные. Считаем обоснованным на основе анализа и обобщения зарубежного опыта правового регулирования в исследуемой области выделить следующие виды административных наказаний. 1. Денежные штрафы. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - § 39 Закона Чешской Республики N 321/2004 от 29 апреля 2004 г. о виноградарстве и виноделии и внесении изменений в некоторые взаимосвязанные законы; - статья 24 "Общего закона о винах и других напитках" Аргентины от 6 ноября 1959 г. N 14.878; - § 42 Закона Словацкой Республики N 182 от 17.03.2005 "О виноградарстве и виноделии"; - § 62 и 66 Федерального закона Австрии от 1999 г. о вине и виноделии. 1.1. Фиксированный размер штрафа. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - часть 1 ст. 48 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха"; - часть 1 § 66 Федерального закона Австрии от 1999 г. о вине и виноделии; - пункты "b" и "c" ст. 24 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878; - статья 42, ч. 2 и 3 ст. 43 Закона Испании "О виноградниках и вине" от 10 июля 2003 г. N 24/2003; Так, в соответствии с ч. 1 § 66 Федерального закона Австрии от 1999 г. о вине и виноделии тот, кто: 1) повторно в нарушение § 3 ч. 6 реализует вино в условиях, не соответствующих требованиям гигиены; 2) реализует виноградное сусло в нарушение положений § 8; 3) нарушает положения § 34 о транспортировке винодельческой продукции; 4) не направляет уведомление о начале сбора урожая в соответствии с § 35 ч. 1 или уведомление об имеющихся запасах в соответствии с § 35 ч. 2 в предписанный срок; 5) сбывал или хранит с целью продажи качественное вино в нарушение положений § 36; 6) не ведет в соответствии с установленным порядком учетную документацию в соответствии с § 37 ч. 1 - 4 или нарушает положения постановлений в соответствии с § 37 ч. 5; 7) не ведет в соответствии с установленным порядком книги учета в соответствии с § 49 или не хранит их в течение предписанного времени - совершает, если деяние согласно иным положениям не подлежит более строгому наказанию, административное правонарушение и должен быть наказан окружным административным органом денежным штрафом в размере до 1820 евро. 1.2. Штраф в размере, исчисляемом исходя из долей или кратных размеров стоимости урожая или стоимости оцененных продуктов или товаров. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - части 1, 2, 3 и 4 ст. 48 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха"; - части 2 и 3 ст. 42 Закона Испании "О виноградниках и вине" от 10 июля 2003 г. N 24/2003. Так, в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 48 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха" сумма штрафа определяется путем умножения средней годовой выработки с гектара за пять лет до нарушения на земельном участке, в отношении которого было совершено нарушение, на среднюю стоимость винограда в той же самой зоне в течение года, предшествующего нарушению. Когда налагаемый штраф зависит от стоимости продукции или товара, он считается в соответствии со средней стоимостью за месяц, когда было совершено нарушение, если возможно определить дату совершения, и в других случаях за месяц, когда нарушение было выявлено. Если нарушение состояло в том, чтобы выдать категорию или качество продукта или товара за более высокое, то считается средняя стоимость продукта более высокой категории или качества. Согласно ст. 24 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878, штрафы, не исчисляемые в суммах за литр, устанавливаются исходя из, соответственно, производственной мощности винодельни, среднемесячного объема розлива за последний квартал или объема продаж за последний квартал, а также тяжести нарушения и рецидива, последний является отягчающим фактором. 1.3. Увеличенный размер штрафа в случае рецидива. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - части 1 и 2 ст. 49 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха"; - часть 5 § 42 Закона Словацкой Республики N 182 от 17.03.2005 "О виноградарстве и виноделии". Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 49 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха", рецидив наблюдается, когда в течение 365 дней после объявления санкции совершается нарушение такого же типа и классификации, если только санкционированное решение вступило в силу путем административного разбирательства. В случае рецидива размер налагаемой санкции может быть вдвое больше санкции, соответствующей совершенному нарушению, ни в коем случае не превышая 50% от максимальных сумм, предусмотренных данным Законом для каждого типа нарушений. 2. Санкция в виде возложения обязанности раскорчевать незаконно засаженный предназначенный для виноделия виноградарский участок, уничтожить виноградник. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - пункт "a" ч. 2 ст. 50 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха"; - часть 1 § 10 Закона Чешской Республики N 321/2004 от 29 апреля 2004 г. о виноградарстве и виноделии и внесении изменений в некоторые взаимосвязанные законы; - часть 1 § 7 и ч. 1 § 43 Закона Словацкой Республики N 182 от 17.03.2005 "О виноградарстве и виноделии"; - статья 6 Ордонанса Швейцарии о виноделии и об импорте вина ("Ордонанса о вине") от 14 ноября 2007 г.; - части 2 и 3 ст. 43 Закона Испании "О виноградниках и вине" от 10 июля 2003 г. N 24/2003. Так, в соответствии со ст. 6 "Виноградники, посаженные незаконно" Ордонанса Швейцарии о виноделии и об импорте вина ("Ордонанса о вине") от 14 ноября 2007 г. кантон выносит постановление об уничтожении виноградников, посаженных вопреки положениям указанного Ордонанса. Пользователь или владелец заинтересованного участка должен уничтожить виноградник в течение двенадцати месяцев после получения извещения о решении кантона. По истечении этого срока кантон уничтожает виноградник за счет нарушителя. 3. Санкция в виде возложения обязанности уничтожения или переработки незаконной или опасной винодельческой продукции. 3.1. Санкция в виде возложения обязанности уничтожить вредную винодельческую продукцию либо переработать ее. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - часть 2 § 43 Закона Словацкой Республики N 182 от 17.03.2005 "О виноградарстве и виноделии"; - часть 1 ст. 43 Закона Испании "О виноградниках и вине" от 10 июля 2003 г. N 24/2003. 3.2. Санкция в виде возложения обязанности провести дистилляцию или уничтожение винодельческой продукции, произведенной с нарушением законодательства. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - пункт "b" ст. 24 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878; - § 64 Федерального закона Австрии от 1999 г. о вине и виноделии. 3.3. Запрет введения в оборот винодельческой продукции, изготовленной с виноградарского участка, засаженного в нарушение законодательства. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - часть 2 § 7 Закона Словацкой Республики N 182 от 17.03.2005 "О виноградарстве и виноделии". 4. Временное или полное лишение права заниматься видом деятельности. 4.1. Временное приостановление или прекращение деятельности производителя винодельческо-виноградарского сырья или производителя винодельческой продукции либо его подразделения. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - часть 3 ст. 49 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха"; - пункт "с" ч. 5 ст. 42 Закона Испании "О виноградниках и вине" от 10 июля 2003 г. N 24/2003; - статьи 25 и 33 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878. 4.2. Санкции в форме временного или окончательного лишения юридического лица права заниматься соответствующей деятельностью (отзыва лицензии). Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - статья 25 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878; - часть 5 § 62 Федерального закона Австрии от 1999 г. о вине и виноделии. 4.3. Санкции в форме временного или окончательного лишения физического лица (должностного лица, специалиста) права заниматься соответствующей деятельностью. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - статья 24 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878. Так, согласно ст. 24 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878, в случае фальсификации, разбавления или изменения Национальный институт виноградарства и виноделия налагает на ответственного технического специалиста взыскание в форме утраты права заниматься соответствующей деятельностью в течение от 6 (шести) месяцев до 5 (пяти) лет; в случае рецидива лишение права заниматься соответствующей деятельностью является окончательным. 5. Аннулирование свидетельства о категорировании винодельческой продукции. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - часть 3 § 43 Закона Словацкой Республики N 182 от 17.03.2005 "О виноградарстве и виноделии". 6. Временное или полное прекращение прав на использование защищенного наименования винодельческой продукции. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - часть 4 ст. 42 Закона Испании "О виноградниках и вине" от 10 июля 2003 г. N 24/2003. 7. Приостановление ввоза и вывоза промежуточной или готовой винодельческой продукции. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - статья 24bis Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878. 8. Конфискация товаров, продукции, упаковки, этикеток и прочих объектов, связанных с правонарушением, или в случае неидентифицированных продуктов. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - пункт "b" части 5 статьи 42 Закона Испании "О виноградниках и вине" от 10 июля 2003 г. N 24/2003; - пункты "b" и "c" статьи 24 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878; - § 55, 63 и 67 Федерального закона Австрии от 1999 г. о вине и виноделии. 9. Прекращение или приостановление деятельности государственных учреждений или контрольных органов. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - пункт "d" ч. 5 ст. 42 Закона Испании "О виноградниках и вине" от 10 июля 2003 г. N 24/2003. 10. Лишение виновных лиц свободы. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - части 1, 2 и 4 § 62 Федерального закона Австрии от 1999 г. о вине и виноделии; - статья 31 Закона Аргентины "Общий закон о винах и других напитках" от 6 ноября 1959 г. N 14.878. 11. Введение ограничений на получение субвенций, иных форм государственной поддержки. 11.1. Автоматическая потеря субвенций, дотаций и иных форм государственной поддержки в рамках государственных программ начиная с даты совершения нарушения. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - пункт "a" части 1 статьи 50 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха". 11.2. Санкция в виде возложения обязанности полностью или частично возвратить ранее незаконно полученные субвенции, дотации или иные формы государственной поддержки в рамках государственных программ, в полном или частичном объеме. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - пункт "b" ч. 1 и п. "d" ч. 2 ст. 50 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха". 12. Обязанность восстановления в случаях прививки неразрешенных видов. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - пункт "b" ч. 2 ст. 50 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха". 13. Возмещение расходов по уничтожению виноградников, которые несет владелец земельного надела; расходов по инспекции, хранению, конфискации, транспортировке и уничтожению товаров, которые несет нарушитель; расходов по проведению анализа, которые несет инициатор, и расходов по проведению состязательных и аннулирующих анализов. Примеры закрепления указанной санкции в зарубежных законах: - пункт "е" ч. 2 ст. 50 Закона автономной области Ла-Риоха Испании от 18.10.2002 N 8/2002 "О виноградарстве и виноделии автономной области Ла-Риоха".
Название документа