Проблема Курильских островов
(Курицын В. М.) ("История государства и права", 2010, N 13) Текст документаПРОБЛЕМА КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ <*>
В. М. КУРИЦЫН
Курицын Всеволод Михайлович, профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный работник МВД СССР, доктор юридических наук, профессор.
Статья посвящена проблеме территориальных претензий Японии в отношении Курильских островов и острова Сахалин.
Ключевые слова: Курильские острова, Сахалин, Сан-Францисский мирный договор, Портсмутский договор 1905 г., Советско-японская декларация 1956 г.
Article is devoted a problem of territorial claims of Japan concerning Kuriles and island Sakhalin.
Key words: Kuriles, Sakhalin, the Dignity-Frantsisky the peace treaty, the Portsmouth contract of 1905, the Soviet-Japanese declaration of 1956.
В июне 2009 г. парламент Японии принял беспрецедентное решение о якобы принадлежности Японии четырех южных островов Малой Курильской гряды (Уруп, Хабомаи, Кунашир, Шикотан), утраченных Японией в результате поражения во Второй мировой войне и принадлежащих ныне Российской Федерации. Так японский парламент пытается в одностороннем порядке пересмотреть итоги Второй мировой войны и реализовать японские территориальные претензии к России. Поскольку проблема "северных территорий" (так в Японии называют сейчас эти острова) оказывает существенное влияние на взаимоотношения России с Японией и весьма искаженно излагается не только японскими и западными, но и некоторыми российскими средствами массовой информации, то есть необходимость более подробно рассмотреть данную проблему. Но по-настоящему разобраться в вопросе о Курильских островах (как и тесно связанного с Курилами острова Сахалин) возможно только на фоне более общей проблемы освоения и обороны российских владений на Дальнем Востоке с учетом различных факторов: географических, демографических, экономических, военных, оказывавших влияние на решение данной проблемы на разных этапах исторического процесса. Курильские острова, населенные местными племенами айнов, живших родоплеменным строем, были впервые открыты русскими землепроходцами (Атласов, Анциферов, Евреинов и др.) в конце XVII - начале XVIII в. В 1745 г. описание Курильских островов, составленное Крашенинниковым, было внесено в Генеральную карту Российской империи в Академическом атласе. Указом Екатерины II в 1786 г. Курильские острова были объявлены российским владением. Характерно, что русский дипломат граф Резанов, посетивший Японию в 1805 г. на корабле "Надежда" экспедиции Крузенштерна, официально известил японские власти о присоединении Курильских островов и Сахалина к России, что не вызвало у японской стороны никаких возражений. Однако в 1855 г. российской дипломатической миссией, посетившей Японию во главе с адмиралом Путятиным, был заключен российско-японский договор в г. Симода о разграничении российских и японских владений на Дальнем Востоке. По этому договору Японии уступались четыре южных острова Малой Курильской гряды, а также признавалось право совместного с Японией владения островом Сахалин <1>. -------------------------------- <1> Сахалин длительное время считался полуостровом Азиатского материка. И лишь в 1849 - 1850 гг. экспедиция Г. Невельского открыла Татарский пролив, отделявший Сахалин от материка, и установила, что Сахалин является островом. Одновременно Г. И. Невельский доказал, что устье Амура судоходно, и учредил в этом устье военный пост "Николаевский".
Чтобы понять причины заключения Симодского договора и имевшихся в нем серьезных уступок Японии, следует рассмотреть состояние российских владений на Дальнем Востоке и на американском континенте к середине 50-х годов XIX в. А эти владения включали берег Охотского моря, Курильские острова и Сахалин, Камчатский и Чукотский полуострова, а также полуостров Аляска и часть американского побережья от форта Росс (севернее Сан-Франциско) и до Аляски. Этой так называемой русской Америкой управляла Российско-Американская компания, правление которой находилось в Петербурге. Опорными пунктами России на американском побережье были уже упоминавшийся форт Росс и городок Новоархангельск на Аляске. На азиатском побережье это городок Охотск на берегу Охотского моря, поставленный еще в конце XVII в. первопроходцем Поярковым. Но главным опорным пунктом на Дальнем Востоке был военный порт и г. Петропавловск-на-Камчатке, куда в начале 50-х годов из Охотска была переведена стоянка кораблей Сибирской флотилии (фрегат "Диана", транспорт "Двина" и несколько мелких судов прибрежного плавания), там же имелся гарнизон (920 человек вместе с экипажами военных кораблей). Там же была резиденция военного губернатора Камчатки, которому были подконтрольны не только Камчатка, но также Сахалин и Курильские острова. Имелся еще в устье Амура военный пост Николаевский с "гарнизоном" в составе 16 солдат и матросов во главе с прапорщиком. В 1860 г. (т. е. уже после заключения Симодского договора) был учрежден военный пост Владивостокский, превратившийся впоследствии в морскую крепость, порт и город Владивосток. Таким образом, возможности России для реальной охраны своих владений на Дальнем Востоке были весьма ограниченны. В 40 - 50-е годы XIX в. в США завершилось освоение Западного побережья Тихого океана. Туда хлынул поток переселенцев, который буквально смел на своем пути немногочисленные отряды казаков, охранявших границы "Русской Америки", территория которой вошла в состав новых американских штатов Калифорния и Орегон. Практически в управлении Российско-Американской компании оставалась лишь Аляска. Осваивали американские китобои для своей охоты и северо-западные воды Тихого океана. Фактически они бесконтрольно хозяйничали у берегов Аляски, Камчатки и даже в Беринговом проливе. Попытки американцев использовать японские порты для стоянки и покупки провианта наталкивались на отказ японских властей, проводивших политику самоизоляции и опасавшихся, что сношения с иностранными "варварами" подорвут традиционное феодальное японское общество. Тогда правительство США решило силой заставить японцев открыть свои порты не только для стоянок кораблей китобоев, но и для торговли как рынок сбыта для американских товаров. В Японию была послана эскадра американского военно-морского флота под командованием коммодора Перри. Японцы могли противопоставить лишь отряды самураев, вооруженных мечами, копьями, луками со стрелами и старинными фитильными ружьями. Под угрозой артиллерийской бомбардировки японской столицы Перри вынудил правительство сегуна <2> подписать 31 марта 1854 г. Канагавский договор, предоставлявший американским судам право стоянки и торговли в портах Симода и Хакодате и США - право наибольшего благоприятствования. -------------------------------- <2> Сегун ("великий полководец") - глава объединения феодальных князей, которому вплоть до 1868 г. ("революции Мэйдзи") принадлежала реальная власть в стране. Императору ("тенно - сыну неба") оставались лишь религиозные функции как главе синтоистской религии.
Вслед за США интерес к японским портам и торговле проявила Великобритания. Тем более что англичане уже силой оружия "открывали" рынки Китая <3>. К берегам Японии в том же 1854 г. прибыла английская эскадра адмирала Стерлинга, который 14 октября 1854 г. под угрозой бомбардировки заставил правительство сегуна подписать договор, распространивший на англичан условия японо-американского договора. -------------------------------- <3> В этой связи можно напомнить о трех англо-китайских так называемых опиумных войнах, в которых "цивилизованные" англичане силой оружия сломили сопротивление китайского правительства и добились права свободного ввоза английскими купцами на территорию Китая опиума, производимого в английской колонии Индии.
Все эти действия американских и особенно британских властей и их флотов создавали реальную угрозу блокирования единственной коммуникации, которая связывала дальневосточные владения с Центральной Россией. Ведь не следует забывать, что как раз в это время шла Крымская война и англо-французская эскадра в составе 6 боевых кораблей под командованием английского адмирала Прайса, имевшая 218 пушек и 2600 матросов, офицеров и солдат морской пехоты, атаковала Петропавловск-на-Камчатке. Но попытки англичан и французов 18 - 24 августа (по старому стилю) 1854 г. высадить десант провалилась. Защитники Петропавловска (их было всего 960 человек при 67 пушках) не допустили высадки десанта, и, потеряв более 400 человек только убитыми, эскадра союзников ушла от берегов Камчатки, а ее командующий адмирал Прайс застрелился, ибо в Лондоне его ждал военно-морской суд за невыполнение приказа о захвате Петропавловска. Хотя нападение на Петропавловск-на-Камчатке и было отбито благодаря героизму русских моряков, солдат и офицеров гарнизона и умелому руководству камчатского военного губернатора генерала В. С. Завойко, однако положение российских владений на Дальнем Востоке было тяжелым. Главная опасность состояла в их оторванности от Центральной России. Единственный путь сообщения с Дальним Востоком был морской. И каждая посылка транспортного судна по этому пути превращалась в кругосветное путешествие. Особенно если учесть, что в то время еще не существовало ни Суэцкого, ни Панамского каналов. И транспортным судам надо было, следуя Атлантическим океаном, обогнув Европу и Африку, затем переплыть Индийский океан, выйти в Желтое море и северо-западную часть Тихого океана, добраться до Камчатки и Аляски. К тому же нужно учитывать, что навигация у Камчатки была ограничена лишь летними месяцами, так как затем море покрывалось льдами. Причем морем надо было доставлять не только пополнение, вооружение и боеприпасы гарнизонам, но и продовольствие, поскольку местное туземное население (айны, камчадалы, чукчи и эскимосы на Аляске) сельским хозяйством не занимались и хлеб не сеяли, а жили морским промыслом и охотой. И если рыбу и мясо можно было добыть на месте, то хлеб, крупу и все остальное, в том числе уголь для отопления, надо было везти морем из России. Что касается сухопутных коммуникаций, то в XIX в. они практически отсутствовали. Если до Иркутска и Нерчинска еще были дороги для гужевого транспорта, то далее на Восток не было и этого. Ведь Транссибирская железная дорога, строительство которой началось в 1891 г., была доведена лишь до Байкала. И от нее в 1898 - 1903 гг. была проведена ветка через территорию Северного Китая (Китайско-Восточная железная дорога - КВЖД) до морского порта и крепости Порт-Артур, построенной на арендованном у Китая Ляодунском полуострове и ставшей главной базой российского Тихоокеанского флота. До Владивостока Транссибирская железная дорога была доведена только к 1916 г. К тому же Транссибирская железная дорога была однопутной, с крайне низкой пропускной способностью. Двухпутной она стала в 30-е годы XX в. уже при советской власти, что значительно увеличило ее пропускную способность. Но даже в таком виде она имеет очень серьезный недостаток, так как проходит вдоль южной кромки тайги и на большом протяжении в Забайкалье идет на расстоянии не более 500 м от госграницы с Китаем. Япония в 30 - 40-е годы, оккупировавшая часть Северного Китая, держала здесь 300-тысячную Квантунскую армию, готовую в любой момент вторгнуться и перерезать Транссибирскую магистраль и лишить войска Дальневосточного фронта и Тихоокеанский флот поставок горючего, боеприпасов и даже провианта, что постоянно держало в напряжении советское правительство. Единственным решением задачи обеспечения надежной коммуникации с Дальним Востоком было строительство новой железной дороги, которая проходила бы в глубине территории Сибири через тайгу, вдали от госграницы. Такая дорога открыла бы также путь к освоению природных богатств Сибири. И такая дорога - Байкало-Амурская магистраль (БАМ) начала строиться в 30-е годы XX в. Однако ее строительство было прервано начавшейся Великой Отечественной войной, а затем внимание было отвлечено послевоенным восстановлением экономики. Строительство БАМа вновь началось в 1974 г. В "лихие" 90-е годы, в условиях "дикого" олигархического капитализма, когда на первый план вышло стремление немедленно "срубить бабки", а заботы об экономическом развитии страны отошли на задний план, уже построенный БАМ пришел в запустение, многие невежественные журналисты (и не только журналисты) в средствах массовой информации стали утверждать, что строительство БАМа происходило якобы вопреки законам природы и есть не что иное, как выброшенные якобы на ветер деньги. К чести нынешней власти надо отметить, что она наконец-то осознала стратегическое и народнохозяйственное значение БАМа как надежной коммуникации - гарантии хозяйственного освоения Дальнего Востока и удержания наших дальневосточных границ. Однако вернемся к событиям 50-х годов XIX в. Как уже говорилось выше, хотя нападение англо-французской эскадры на Петропавловск-на-Камчатке было отбито, но появление стоянок американского и особенно английского флота на Японских островах усилило опасность для российских владений на Дальнем Востоке, оторванных от Центральной России колоссальными расстояниями и бездорожьем. Поэтому крайне важной была задача, поставленная перед миссией адмирала Путятина, добиться права на стоянку российских кораблей в японских портах и права на покупку в Японии провианта и угля для русских поселений на Дальнем Востоке. Ведь ранее все попытки решить подобные задачи отвергались японской стороной. И решать эти задачи предлагалось Путятину, как говорилось в инструкции МИД России, "единственно путем переговоров мирными средствами" и "воздерживаться от всех неприязненных в отношении японской стороны действий". Путятину удалось убедить японскую сторону, что Россия окажет Японии поддержку против насилий со стороны других стран, правда, лишь "советом" и "посредничеством". Путятину даже пришлось подарить японцам 52 морских артиллерийских орудия с фрегата "Диана", потерпевшего крушение в бухте Симода из-за землетрясения. И все же Путятину удалось решить главную задачу. По подписанному 7 февраля 1855 г. Симодскому договору Россия получила статус страны наибольшего благоприятствования. Для российской торговли (покупки провианта и угля) были открыты порты Хакодате, Симода и Нагасаки. И, наконец, главное: российским кораблям (в том числе военным) была разрешена стоянка в порту Нагасаки. Этот порт фактически стал основным местом стоянки Тихоокеанской эскадры российского флота <4>. -------------------------------- <4> После заключения Пекинского договора с Китаем 1860 г., когда во владение России перешли земли Приамурья (левый берег р. Амур) и Приморья до бухты Золотой Рог включительно, Россия получила водный путь по р. Амур к Тихому океану. Возникли города Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, ставший тыловой базой российского Тихоокеанского флота, а с 1905 г. его главной базой.
Менее удачно была решена вторая задача, стоявшая перед миссией адмирала Путятина, а именно разграничение владений России и Японии. Ради получения права на закупку продовольствия и угля в японских портах и права на стоянку кораблей как торгового, так и военного флота в незамерзающем порту Нагасаки, Путятину пришлось кое-чем поступиться. Тем более что еще продолжалась Крымская война и все внимание российского правительства и Вооруженные силы России были сосредоточены на западе империи. А именно согласиться на уступку Японии четырех южных островов Малой Курильской гряды и на неразделенность совместного владения о. Сахалин. К середине XIX в. назревал кризис феодального строя в Японии, и власти уже не так строго контролировали выход в море рыболовецких судов. Японские рыбаки активно ловили рыбу у берегов Курильских островов, особенно у берегов четырех южных островов, примыкавших к японскому острову Хоккайдо, а также у берегов Сахалина. Практически совместное владение Сахалином и выражалось в освоении японскими рыбаками рыбного промысла у берегов Сахалина. Поскольку Россия располагала на Дальнем Востоке весьма ограниченными силами военно-морского флота, а пограничной службы не было вообще, то даже если бы по договору японским рыбакам было запрещено заплывать в российские территориальные воды, то все равно эти запреты некому было бы контролировать. Вопрос о разграничении японских и российских владений на Дальнем Востоке был разрешен в Петербургском российско-японском договоре 1875 г. Вопрос этот возник по инициативе Японии. Дело в том, что в ходе так называемой революции Мэйдзи 1868 г. в Японии были проведены серьезные реформы. Феодальный строй рухнул, и Япония совершила серьезный шаг к превращению в буржуазную монархию. В том числе были реформированы японские вооруженные силы, заказано строительство в Англии современных по тому времени кораблей военно-морского флота. Соответственно, существенно увеличилось судоходство в районе Курильских островов и Сахалина. Выступая с инициативой по уточнению разграничения владений России и Японии в районе Курильских островов и Сахалина, японская сторона учла ряд обстоятельств: во-первых, "военную тревогу" в Европе 1875 г. <5>, во-вторых, столкновение интересов России и Англии в Средней Азии, которое тоже грозило военным столкновением; наконец, и это самое главное, назревание кризиса на Ближнем Востоке, который привел к Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. Соответственно, Вооруженные силы России были сосредоточены на Балканском и Кавказском и частично на Среднеазиатском направлениях. Сознавая слабость своих военных сил на Дальнем Востоке, российское правительство стремилось обеспечить себе спокойный тыл на дальневосточном направлении дипломатическими мерами. Отсюда проистекала уступчивость российской стороны на переговорах с японцами. По подписанному 7 мая 1875 г. Петербургскому договору Россия уступала Японии 18 островов Курильской гряды в обмен на отказ Японии от претензий на совместное владение островом Сахалин. К тому времени Россия уже продала США полуостров Аляска за "смешную" цену в 7,2 млн. долл. США, опасаясь захвата его англичанами и не имея достаточных военных сил для его обороны. -------------------------------- <5> "Военная тревога" в Европе 1875 г. была связана с намерением Германской империи, встревоженной слишком быстрым восстановлением Франции после поражения во франко-прусской войне 1870 г., повторно нанести удар по Франции и "добить" ее. Россия воспротивилась этому намерению, пригрозив Германии войной. Эта угроза предотвратила новую франко-прусскую войну.
Позорное поражение царской России в Русско-японской войне 1904 - 1905 гг. кардинально изменило ситуацию на Дальнем Востоке. По Портсмутскому мирному договору, который вынуждено было подписать правительство царя Николая II, Россия потеряла незамерзающие порты Порт-Артур и Дальний на арендованном у Китая Ляодунском полуострове, полностью всю гряду Курильских островов и половину острова Сахалин, разделенного линией 50 град. северной широты. Причем к Японии перешла южная, наиболее плодородная и богатая ископаемыми половина. Еще на Тегеранской конференции в декабре 1943 г. Рузвельт и Черчилль обратились к Сталину с просьбой оказать помощь в разгроме сухопутной армии Японии. Сталин дал принципиальное согласие на участие СССР в войне с Японией после разгрома Германии. В феврале 1945 г. в ходе Ялтинской конференции Рузвельт и Черчилль напомнили Сталину об этом обещании. Дело в том, что в ходе войны на Тихом океане были разгромлены японский флот и японские войска на островах Океании и в Бирме. Однако в Маньчжурии и Северном Китае оставалась нетронутая сухопутная японская армия. По расчетам штаба американских сухопутных сил, представленным президенту Ф. Рузвельту, в случае, если бы американцам пришлось высаживать десант на японских островах и в Северном Китае, окончания войны можно было бы ожидать не ранее 1947 г., а потери англо-американских войск были бы не менее миллиона человек. Этими обстоятельствами и объяснялась просьба Ф. Рузвельта и У. Черчилля. Сталин пошел навстречу пожеланиям союзников. Но союзники пожелали зафиксировать эти обещания в виде официального соглашения. Такое соглашение (в то время засекреченное) было заключено 11 февраля 1945 г. и подписано Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. В нем указывался срок (не позднее трех месяцев после разгрома Германии) и условия вступления СССР в войну с Японией. Важнейшим из них было возвращение СССР южной половины острова Сахалин и Курильских островов, утраченных в свое время царским правительством России <6>. -------------------------------- <6> Тегеран - Ялта - Потсдам: Сборник документов. М., 1971. С. 499.
В апреле 1945 г. СССР денонсировал договор о ненападении, а в августе 1945 г. начал военные действия против Японии. В ходе военных действий японская армия была разгромлена в кратчайшие сроки. Советские войска заняли Северный Китай, Курильские острова и Южный Сахалин. После окончания военных действий советские войска были выведены из Северного Китая, а что касается Курильских островов и Южного Сахалина, то в феврале 1946 г. СССР объявил об их включении в состав своей территории на основании решений Ялтинской и Потсдамской конференций великих держав, определявших послевоенные границы. В представленном к подписанию на конференции в Сан-Франциско в 1951 г. мирном договоре с Японией в ст. 2 говорилось, что "Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на часть Сахалина и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г. <7>. СССР, хотя и участвовал в конференции в Сан-Франциско, мирный договор с Японией не подписал, поскольку в нем не были учтены советские предложения, и главное среди них - вывод американских войск с территории Японии. Не подписали этот договор и ряд других держав: Китай, Индия, Бирма, Чехословакия и др. Но США, Великобритания, Франция и другие его подписали. Подписала его и Япония, подтвердив тем самым свой отказ от претензии на Курильские острова и южную часть Сахалина. -------------------------------- <7> См.: Сборник документов и материалов по Японии 1951 - 1954 гг. М., 1954. С. 90.
После смерти Сталина и смены японского правительства в 1955 г. вновь встал вопрос о заключении мирного договора между СССР и Японией. Длительные переговоры, в ходе которых японская сторона выдвигала даже требования возврата ей всех Курильских островов и южной части Сахалина, завершились подписанием 10 октября 1956 г. Советско-японской декларации. В ней провозглашалось прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений между СССР и Японией. СССР отказывался от претензий по репарациям, обязывался поддержать просьбу Японии о приеме ее в ООН и т. д. Учитывая интересы Японии, советское правительство соглашалось передать Японии два острова из Курильской гряды: Хабомаи и Шикотан, наиболее близко расположенные к Японии, но при условии, что фактическая передача может быть произведена лишь после вывода иностранных войск с территории Японии и заключения мирного договора. Однако японское правительство в дополнение к пакту о безопасности заключило в январе 1960 г. с США новый договор о взаимном сотрудничестве и безопасности, в котором юридически закреплялось на неопределенный срок пребывание американских войск на территории Японии. В заявлении советского правительства, опубликованном 29 января 1960 г., вновь подчеркивалось, что непременным условием заключения мирного договора и передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан является вывод американских войск с территории Японии, которые и ныне находятся там. Однако в подписанном в 1991 г. М. Горбачевым советско-японском заявлении впервые с советской стороны был признан факт территориальных претензий Японии, ставящий под сомнение саму принадлежность Курильских островов СССР. Этот шаг можно было расценить как возможность пересмотра решений Ялтинской и Потсдамской конференций о границах, он был использован японским правительством для усиления давления на Россию как правопреемницу СССР с целью отторжения от нее в пользу Японии хотя бы части Курильского архипелага. Иногда в наших средствах массовой информации можно встретить такие рассуждения: а почему бы ради укрепления отношений с Японией и получения от нее кредитов и не отдать ей эти никому не нужные, бесплодные скалы посреди океана? Но, во-первых, это вовсе не бесплодные скалы. Острова богаты полезными ископаемыми. Ведь не зря же их японцы так домогаются. На островах имеются залежи кобальта, меди, ртути, цинка, платины, золота, серы, на острове Итуруп найден крайне дорогой редкоземельный элемент - рений, используемый в ракетах и космической технике. Во-вторых, к островам прилегает принадлежащая России 200-мильная морская экономическая зона с ее богатейшими биоресурсами (рыба, крабы и т. д.). На морском шельфе - титано-магниевые россыпи, не исключено также наличие нефти. В-третьих, стратегическое значение. Курильские острова - это естественный рубеж, прикрывающий со стороны Тихого океана Приморье, пути сообщения с Камчаткой. Это контроль за морским и воздушным пространством Охотского моря. Отдать эти острова - это запереть наш Тихоокеанский флот в ловушке. И, наконец, передача островов Японии создаст прецедент. По периметру наших границ сразу же может возникнуть множество и других территориальных претензий. Ведь обладание Курильскими островами основано на решениях Ялтинской и Потсдамской конференций, т. е. на праве войны. Но ведь и сама Япония владела ими до 1945 г. тоже по праву войны (по Портсмутскому договору 1905 г.). Нужно учитывать, что есть и другие территории, принадлежащие России на том же праве (Калининградская область, Карельский перешеек, Петсамо и т. д.). Такой прецедент способен породить хаос и в Европе. Ведь на таком же праве основаны нынешние границы Польши, не говоря уж о Балканах. Нужно ли это? Кроме того, нужно иметь в виду еще одно обстоятельство. Как сообщил в своей передаче "Постскриптум" 27 июня 2009 г. профессор МГИМО А. Пушков, в японских школьных картах вся гряда Курильских островов и даже остров Сахалин, принадлежащие Российской Федерации, обозначены как территории, государственная принадлежность которых якобы еще не определена. А это означает, что в случае уступки четырех южных островов, которая будет расценена как слабость, последуют новые территориальные претензии уже на всю гряду Курильских островов и даже на остров Сахалин. И в заключение несколько слов об уже упоминавшемся постановлении японского парламента. Конечно, этот акт японской стороны ни к чему не обязывает Российскую Федерацию. Но он требует от правительства Японии добиваться различными путями присоединения указанных островов к Японии, правда, за исключением применения военной силы. Ведь в ныне действующей японской Конституции есть ст. 9, которая гласит, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Далее в той же статье говорится, что "никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение войны не признается". Правда, вскоре после обретения Японией суверенитета в 1952 г. (после подписания Сан-Францисского мирного договора) вооруженные силы в Японии были воссозданы. Чтобы не было противоречия Конституции, вооруженные силы были переименованы в "силы самообороны". И это не вызвало возражения у США, хотя именно по настоянию штаба американских оккупационных войск в Японии ст. 9 была включена в японскую Конституцию, чтобы навсегда исключить возможность превращения Японии в военную соперницу США на Тихом океане. В настоящее время в Японии есть влиятельные силы, выступающие за пересмотр конституции и отмену ее 9-й статьи. Принятие японским парламентом упомянутого выше закона вызвало адекватную жесткую реакцию российской стороны, свидетельствующую о серьезном затруднении (или даже невозможности) дальнейшего продолжения переговоров с целью поиска путей решения данной проблемы. Однако будем надеяться, что благоразумие возобладает и стороны продолжат переговоры, тем более что Япония крайне заинтересована в экономическом сотрудничестве с Россией, учитывая тот факт, что на территории Японии совершенно отсутствуют какие-либо полезные ископаемые.
Название документа