Острова преткновения

(Иванов А. В.) ("История государства и права", 2010, N 13) Текст документа

ОСТРОВА ПРЕТКНОВЕНИЯ <*>

А. В. ИВАНОВ

Иванов Андрей Владимирович, старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, редактор отдела политики еженедельника "Эхо планеты" (ИТАР-ТАСС).

Статья посвящена истории территориального спора между Россией и Японией в период с 1985 по 2010 г. и его влиянию на двусторонние отношения.

Ключевые слова: Курильские острова, двусторонние отношения Японии и России, стратегическое партнерство.

Article is devoted to a history of territorial dispute of Russia and Japan in 1985 - 2010 and it's influence on.

Key words: Kuril Islands, bilateral relations of Japan and Russia, strategic partnership.

Тридцатого августа 2009 г. в Японии состоялись выборы в палату представителей - нижнюю и ключевую палату парламента. Их результаты оказались поистине революционными. Из 480 мест в нижней палате подавляющее большинство - 308 мест - получила оппозиционная Демократическая партия Японии (ДПЯ). Либерально-демократическая партия Японии (ЛДПЯ), управлявшая Японией со времени своего основания в 1955 г., за исключением 11-месячного периода в 1993 - 1994 гг., набрала всего 119 мест и уступила власть демократам. 16 сентября парламент Японии избрал премьер-министром лидера ДПЯ Юкио Хатояму, который еще до избрания заявил о намерении построить новые отношения с Россией. Однако, несмотря на обещание обновить отношения, кое-что в японском подходе к России остается старым. Речь идет о подходе Токио к решению так называемой проблемы северных территорий, как в Японии называют Южные Курилы. Напомним, что в 1956 г. дед нынешнего главы японского правительства, премьер-министр Итиро Хатояма подписал в Москве Совместную советско-японскую декларацию, которая была ратифицирована парламентами СССР и Японии. В соответствии с этой декларацией СССР был готов передать Японии два из четырех спорных островов, т. е. Хабомаи и Шикотан, но только после подписания мирного договора и только на условии, что оставшиеся два острова, т. е. Итуруп и Кунашир, навсегда останутся под советской юрисдикцией, т. е. вопрос об их принадлежности больше не будет подниматься никогда. Сейчас трудно сказать, насколько серьезно Москва была настроена следовать этому договору, если бы Токио пошел на подписание мирного договора и пообещал забыть об Итурупе и Кунашире. Есть версии, что СССР действительно был готов пожертвовать двумя меньшими островами, чтобы радикально улучшить отношения с Японией и вырвать ее из-под влияния США. Однако сбыться этим планам было не суждено. США надавили на Японию, пригрозив, что если та откажется от требования к Советскому Союзу вернуть все четыре спорных острова, то США никогда не отдадут японцам Окинаву. В 1960 г. Япония и США обновили свой двусторонний договор об оборонном сотрудничестве, после чего СССР отказался от дальнейших переговоров по заключению мирного договора. Японцы, впрочем, тоже стали говорить о том, что, подписывая декларацию 1956 г., они вовсе не собирались навсегда отказываться от Итурупа и Кунашира. По этой причине советское руководство вообще отказалось от обсуждения с Токио территориальной проблемы, заявив, что такой проблемы просто не существует. Снова о проблеме территорий Москва вспомнила лишь в эпоху М. С. Горбачева, заинтересованного в привлечении японских инвестиций и технологий для модернизации советской экономики. Почувствовав этот интерес, Япония начала все активнее поднимать территориальный вопрос. В июле 1988 г. во время визита в Москву бывший премьер-министр Японии Я. Накасонэ изложил принявшему его М. С. Горбачеву доводы японской стороны относительно необходимости решения территориального спора. В ответ М. С. Горбачев призвал Японию развивать экономическое сотрудничество. Однако Я. Накасонэ заявил, что японцев еще надо заинтересовать иметь дело с СССР. С этого момента обозначилась суть расхождения российского и японского подходов к двусторонним отношениям. Москва стремилась сделать приоритетом развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества, а Токио - решение территориальной проблемы. Причем нажим со стороны Японии непрерывно рос. Так, по словам Э. А. Шеварднадзе, во время его визита в Токио в декабре 1988 г. в рамках подготовки визита в эту страну Президента СССР М. С. Горбачева, тема территориального спора не просто занимала значительное место, но и "фактически во все времена блокировала любые переговоры" <1>. Во время визита в Токио М. С. Горбачева в апреле 1991 г. японская сторона жестко поставила вопрос о северных территориях, стремясь добиться от российской стороны хоть каких-то уступок по этому вопросу. М. С. Горбачев придерживался тактики, рекомендованной ему советским МИДом: он признал наличие территориального вопроса, но далее попытался привлечь внимание премьер-министра Т. Кайфу к необходимости прежде всего создать атмосферу доверия в отношениях двух стран путем развития экономических, научных и культурных связей. Но японцы на предложения об активизации экономического сотрудничества отреагировали без энтузиазма, ссылаясь на необходимость сначала решить проблему территорий и заключить мирный договор. -------------------------------- <1> URL: http:// magazines. russ. ru/ druzhba/ 2006/ 12/ sh9.php.

После распада СССР Япония возобновила работу по возвращению островов с новой силой. Как отмечает бывший посол в Японии, ректор Дипломатической академии МИД РФ А. Н. Панов, в Токио считали, что руководство новой, демократической России, заинтересованное в улучшении отношений с Японией, может пойти на передачу ей Южных Курил, поскольку после распада СССР многие бывшие советские территории получили независимость и стали самостоятельными государствами, и, кроме того, Россия передала Украине права на Крым <2>. В марте 1992 г. в ходе переговоров в Токио о подготовке визита в Японию Б. Н. Ельцина глава МИД РФ А. В. Козырев заявил о готовности Москвы обсуждать заключение мирного договора на основе Декларации 1956 г., предусматривавшей передачу Японии всех островов гряды Хабомаи и острова Шикотан. Однако ему было сказано, что, если Россия не даст твердого обещания вернуть в будущем Кунашир и Итуруп, подписание соглашения о мире невозможно. Поэтому переговоры А. В. Козырева закончились провалом <3>. -------------------------------- <2> Панов А. Н. Прояснение после грозы. Токио, 2004. С. 17 (на японском языке). <3> Там же. С. 18 (на японском языке).

В ходе визита Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 г. тема территориального спора была включена в п. 2 Токийской декларации, который всего лишь признал нерешенность территориального спора. Однако, как отмечает А. Н. Панов, "часть японских ученых, а также дипломатов высокого ранга начали толковать п. 2 Декларации как признающий, что "все четыре острова являются территорией Японии", "проблема Хабомаи и Шикотана была решена Декларацией 1956 г., а предметом нынешних переговоров являются условия возвращения Кунашира и Итурупа" <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 28.

Правда, одновременно в умах части японской элиты начинало укореняться осознание выгоды от развития связей с Россией, что нашло отражение в так называемой Доктрине Хасимото (1997). Она признавала невозможность "решить проблему северных территорий путем победы только одной стороны и проигрыша другой" <5>. -------------------------------- <5> Ryutaro Hashimoto. Address to the Japan Association of Corporate Executives. 24 July 1997. The Office of the Prime Minister of Japan. URL: http://www. kantei. go. jp.

Однако поиски взаимоприемлемого решения оказались непростыми. В марте 2001 г. во время встречи в Иркутске премьер Японии И. Мори предложил В. В. Путину "параллельные переговоры" о передаче Шикотана и Хабомаи в соответствии с Советско-Японской декларацией 1956 г. и о судьбе Кунашира и Итурупа. Однако встреча в Иркутске не дала нужного Японии результата, что ускорило отставку И. Мори, а сменивший его Дз. Коидзуми единственно возможным путем к заключению мирного договора назвал возвращение всех четырех спорных островов. Однако В. В. Путин заявил, что Южные Курилы оказались под суверенитетом России в результате войны, это закреплено международными договорами и обсуждать тут нечего <6>. Такое различие в подходах появилось и во время визита В. В. Путина в Токио в ноябре 2005 г. На итоговой пресс-конференции Дз. Коидзуми аж дважды затронул тему "северных территорий", зато В. В. Путин, отметив необходимость подписания мирного договора, не упомянул о территориальном споре, а приоритетом двусторонних отношений назвал "развитие торгово-инвестиционного партнерства" <7>. -------------------------------- <6> URL: http:// www. vibory2008.ru/ 609.php. <7> Путин В. В. Заявление для прессы по окончании российско-японских переговоров на высшем уровне. 21.11.2005. Токио. URL: http:// www. kremlin. ru/ appears/ 2005/ 11/ 21/ 1509_ty-pe63377type82634_ 97788.shtml.

И действительно, несмотря на нерешенность территориальной проблемы, торгово-экономическое сотрудничество России и Японии с 2005 по 2009 г. развивалось хорошими темпами. Японские компании приняли участие в ряде проектов на территории России, и не только связанных с энергоресурсами, но и товарным производством, в частности, компании "Тойота" и "Ниссан" открыли в России свои сборочные производства. Значительно, в разы, выросли объемы двусторонней торговли, активизировалось научно-техническое сотрудничество. Фактически российско-японские отношения развивались так, как предлагала Москва, т. е. с упором на взаимовыгодное экономическое сотрудничество, которому не должна мешать нерешенность территориального вопроса. Такое положение, естественно, устраивало российскую сторону и японских предпринимателей, получающих прибыли от сотрудничества с Россией, но вызывало раздражение в среде японских мидовских чиновников и политиков. Понимая это, В. В. Путин предложил обсудить возможность решить территориальный спор на основе российской трактовки Декларации 1956 г., т. е. передачи Японии Шикотана и Хабомаи после подписания мирного договора. Японскую сторону это не устроило, обсуждение проблемы снова зашло в тупик. Однако давление со стороны собственного общественного мнения и СМИ вынуждали руководство Японии изображать активность в поиске решения территориального вопроса, создавать видимость, что диалог продолжается. Например, после визита на Сахалин в феврале 2009 г. премьер-министра Т. Асо, принявшего участие в открытии завода по сжижению природного газа, в японские СМИ была вброшена информация, что на встрече с Д. А. Медведевым Т. Асо договорился "ускорить работу на переговорах по территориальному вопросу, используя творческие, нешаблонные, новые подходы" <8>. -------------------------------- <8> URL: http:// search. japantimes. co. jp/ cgi-bin/ nn20090219a1.php.

Пример такого "нешаблонного подхода", казалось, подал спецпредставитель правительства Японии С. Яти, который в конце апреля 2009 г. в интервью газете "Майнити" призвал решить территориальную проблему, поделив спорные острова пополам по площади, как это было сделано при территориальном размежевании между Россией и КНР. На него тут же обрушился огонь критики со стороны СМИ и правительства, и С. Яти отказался от своих слов. При этом, правда, демонстрируя явное вольнодумство, он подчеркнул, что для переговоров с Россией нужен новый подход: "Необходима стратегическая схема отношений, включая энергетическое сотрудничество и строительство нефтепровода к Тихому океану, совместную защиту окружающей среды, освоение Сибири, интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Нужно напрячь мозги над тем, как в рамках этой большой схемы выработать такое решение вопроса о северных территориях, которое бы удовлетворило наш народ" <9>. -------------------------------- <9> Премьер Японии Таро Асо в очередной раз указал Москве, кому принадлежат Южные Курилы // Коммерсант. 22.05.2009. N 90 (4145). URL: http:// www. kommersant. ru/ doc. aspx? fromsearch= ad3175e3- c0e9- 4543- 84cc-f1f23c8e51f4&docsid= 1173624.

Но вместо "напряжения мозгов" с японской стороны последовали новые заявления на разных уровнях о том, что "северные территории" являются исконно японскими территориями, незаконно оккупированными Россией. В июне 2009 г. парламент Японии принял поправки к закону о специальных мерах по содействию решению "проблемы северных территорий", чтобы активизировать усилия для скорейшего "возвращения" Японии "северных территорий". Инициатором принятия поправок была демократическая партия Ю. Хатоямы, которая, как говорилось выше, в конце августа 2009 г. стала правящей. Сам Ю. Хатояма, встречаясь с лидерами России уже после вступления в должность премьер-министра, несколько раз подчеркнул, что видит возможность решения территориальной проблемы только путем возвращения Японии всех четырех спорных островов, поскольку японский народ не поймет отказа правительства от прав на два острова. Сложность положения, в котором сейчас находится правящая демократическая партия Ю. Хатоямы, раздававшая перед выборами популистские обещания, скорее всего, исключает возможность каких-либо уступок со стороны нынешнего кабинета в территориальном вопросе. Ю. Хатояма в официальных заявлениях вынужден будет придерживаться прежней линии Токио: заключение мирного договора с Россией невозможно без решения вопроса о принадлежности всех четырех спорных островов. Тем не менее, как прагматик и бывший успешный предприниматель, Ю. Хатояма не может не понимать, что в настоящий момент для Японии развитие взаимовыгодных отношений с Россией, облегчающих доступ к российским энергоресурсам и открывающих для японских компаний выход на обширный российский рынок, гораздо важнее призрачных побед в борьбе за возвращение "северных территорий". Это понимание уже проявилось в появлении в декабре 2009 г. рекомендаций министерства образования Японии о том, чтобы с 2012 г. исключить из японских учебников по истории для старшеклассников упоминание о том, что Южные Курилы являются "территорией Японии, незаконно оккупированной Россией" <10>. -------------------------------- <10> URL: http://www. newsru. com/world/25dec2009/manuals. html.

Парадоксально, но даже японские дипломаты, работающие в России, не понимают, что заявления о незаконности оккупации Южных Курил нашей страной, столь часто звучавшие в последние время из Токио, вызывают в России раздражение и снижают мотивацию развития сотрудничества с Японией. При этом японские дипломаты искренне верят, что они обязаны напоминать России о том, что "северные территории" являются японскими, чтобы Россия, не дай Бог, не забыла об этом или не подумала, что японцы потеряли интерес к территориальной проблеме, увлекшись развитием экономического сотрудничества. С другой стороны, и чрезмерная реакция в России на японские заявления по Курилам может нанести ущерб развитию сотрудничества с Японией, важность которого сейчас возрастает в связи с рядом очевидных причин. Во-первых, Япония может оказать России значительное содействие в выполнении президентской программы развития Сибири и Дальнего Востока, столь важной ввиду роста экономического, политического и военного могущества нашего друга и стратегического партнера - Китая. Нынешний дисбаланс в развитии восточных районов РФ и северных районов КНР затрудняет равноправное трансграничное сотрудничество, а его углубление может создать угрозу для территориальной целостности России. Во-вторых, сотрудничество с Японией может стать для России средством проникновения и утверждения в динамично развивающемся регионе Восточной Азии. И в связи с этим России необходимо обратить самое пристальное внимание на инициативу Ю. Хатоямы по созданию Восточно-Азиатского сообщества, уже получившую одобрение правящих элит Китая и Южной Кореи и вызвавшую интерес еще в ряде стран региона. Ю. Хатояма призвал к участию в реализации этого непростого проекта все заинтересованные в этом и готовые внести свой посильный вклад страны, а значит, и Россию. И это шанс для нее не только не отстать от набирающего скорость "восточноазиатского экспресса", но и укрепить свои отношения с соседями по Азии. И в том числе создать такую атмосферу в отношениях с Японией, в которой будет гораздо проще решить пресловутую проблему мирного договора.

Название документа