Ответственность агрессора за нарушение норм международного права на примере югоосетинского вооруженного конфликта в августе 2008 г

(Миняйленко Н. Н.) ("Военно-юридический журнал", 2010, N 6) Текст документа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АГРЕССОРА ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ПРИМЕРЕ ЮГООСЕТИНСКОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В АВГУСТЕ 2008 Г.

Н. Н. МИНЯЙЛЕНКО

Миняйленко Н. Н., начальник адъюнктуры (очного и заочного обучения) Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, полковник юстиции, доцент, кандидат юридических наук.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. началась грузинская агрессия против Республики Южная Осетия с использованием регулярной армии, вооруженной самым современным оружием и обученной США и их союзниками по НАТО. Сама дата начала операции с циничным названием "Чистое поле", с точки зрения достижения внезапности, грузинским руководством была подобрана очень удачно. Восьмое августа 2008 г. - день открытия пекинской Олимпиады в Китайской Народной Республике, что свидетельствует о коварстве агрессора, его стремлении добиться своих целей любыми средствами. Даже в раздираемой междоусобными войнами Древней Греции на время Олимпиады прекращались все войны. В Тбилиси решили, что Москва и Цхинвал не будут ожидать начала масштабной военной операции в этот день. Численность грузинских вооруженных сил перед началом конфликта составляла немногим более 30000 человек. Мобилизационные возможности до 100000 человек. На вооружении сухопутных войск имелось 106 танков Т-72, 105 БТР и БМП, более 100 артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня "Град". На вооружении военно-воздушных сил состояли 10 штурмовиков СУ-25, 2 - МИГ-21, 4 - ЯК-52 и вертолетная эскадрилья из двух десятков вертолетов. Систему ПВО представляли ракетные установки "БУК-М1" (не менее 7 дивизионов) <1>. -------------------------------- <1> Аналитический обзор по обобщению вооруженного конфликта на территории Южной Осетии и Абхазии (ч. I). М.: ГКВВ МВД России, 2008. С. 20 - 21.

Вооруженные силы Грузии в нарушение Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, подписанного в Дагомысе 24 июня 1992 г. Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Грузия <2>, начали масштабные атаки на населенные пункты Южной Осетии, включая столичный г. Цхинвал, с применением авиации, тяжелого артиллерийского вооружения, в том числе и реактивных систем залпового огня "Град", а также танков и другой бронетехники. -------------------------------- <2> Барциц И. Н. Становление современной абхазской государственности: вызовы, векторы, вопросы. К выступлению на международной научно-практической конференции "Россия и Абхазия: история государственно-правовых отношений (начало XIX - XXI в.)". М.: Издательство РАГС, 2009. С. 65.

К утру 8 августа 2008 г. грузинские войска заняли Знаурский район непризнанной Республики и перешли к штурму г. Цхинвал. Было захвачено 11 осетинских сел: Грони, Ацеви, Цинагара, Знаури, Сарабуки, Хетагурово, Атоци, Квемо Акуна, Дмениси, Бубуки, Дидмуха. В них было уничтожено почти все гражданское население. Цхинвал практически превращен в руины <3>. В результате "пятидневной войны", развязанной Саакашвили, кроме мирных жителей погибли российские миротворцы. Зона вооруженного конфликта стала территорией гуманитарной катастрофы <4>. -------------------------------- <3> Аналитический обзор по обобщению вооруженного конфликта на территории Южной Осетии и Абхазии (часть I). М.: ГКВВ МВД России, 2008. С. 3. <4> Миняйленко Н. Н. Россия и Грузия: история и современность (историко-правовой анализ российско-грузинских отношений) // История государства и права. 2008. N 23. С. 5.

Исходя из главы 7 ООН, которая санкционирует использование в случае необходимости военной силы для принуждения агрессора к миру, Россия приняла меры с использованием собственных Вооруженных Сил, которые привели не только к прекращению агрессии Грузии против Южной Осетии, но и не допустили масштабных действий против Абхазии. Быстрота и успешность действий российской армии оказались неожиданными для грузинского руководства. Уже 12 августа 2008 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев объявил о том, что операция по принуждению Грузии к миру завершена - Южная Осетия освобождена от грузинских войск. В ходе отражения нападения грузинских вооруженных сил на Южную Осетию погибли 74 российских военнослужащих <5>. -------------------------------- <5> Военно-промышленный курьер. 2008. 12 - 18 ноября. N 44 (260).

12-тысячная грузинская группировка вторжения <6>, в нарушение Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. применявшая оружие против мирного населения с особой жестокостью, мародерствующая и бесчинствующая, получив надлежащий отпор от военнослужащих Вооруженных Сил России и местных ополченцев, поддалась хаосу и страху. Под воздействием понесенных потерь и отступления на собственную территорию грузинские вояки оказались совершенно деморализованными, потеряли волю к сопротивлению, поэтому отход превратился в беспорядочное бегство (бросали совершенно не поврежденную боевую технику, оружие, боеприпасы, обмундирование и снаряжение). -------------------------------- <6> Военно-промышленный курьер. 2008. 10 - 16 сентября. N 36 (252).

По данным Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, только легкого стрелкового оружия было брошено около 4 тыс. единиц. Впоследствии, 19 августа 2008 г., грузинская сторона официально сообщила о своих потерях среди военнослужащих и представителей других силовых структур: погибло 215 человек, ранены 1469 человек <7>. -------------------------------- <7> Артюшкин А. Крах операции "Чистое поле" // Войсковой вестник: Сборник учебно-методических материалов. Приложение к журналу "На боевом посту" Внутренних войск МВД России. 2009. N 1.

Военная операция в Южной Осетии - это самая крупная и безумная авантюра президента Грузии М. Саакашвили. Иначе как геноцидом против осетинского народа ее и не назовешь. Военный конфликт, произошедший по вине грузинского руководства в августе 2008 г., послужил причиной того, что Президент России Д. Медведев подписал Указы от 26 августа 2008 г. N 1260 "О признании Республики Абхазия" и N 1261 "О признании Республики Южная Осетия", согласно которым Россия, учитывая волеизъявление абхазского и осетинского народов, признает республики Абхазия и Южная Осетия в качестве суверенных и независимых государств <8>. А 17 сентября 2008 г. в Кремле Президентом России Д. Медведевым и главами Абхазии и Южной Осетии С. Багапшем и Э. Кокойты подписаны Договоры "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия" и "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия" соответственно. "Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - это начало формирования правовой базы двухсторонних отношений России с Абхазией и Южной Осетией на основе международного права", - заявил на церемонии подписания Президент России, он назвал это событие историческим. "К этому событию мы шли очень непросто, а народы республик, по сути, его в буквальном смысле выстрадали", - подчеркнул Президент России <9>. -------------------------------- <8> Российская газета. 2008. 29 августа. N 183 (4740). <9> Омельченко И. С поля боя на поле права // Российская газета. 2008. 18 сентября. N 196 (4753).

Третьего сентября 2008 г. президент Никарагуа Даниэль Ортега, выступая на празднике по случаю 29-й годовщины создания никарагуанской армии, заявил, что правительство Никарагуа признает независимость Южной Осетии и Абхазии, а также полностью поддерживает позицию России по этому вопросу (официальные декреты были изданы через два дня). Десятого сентября 2009 г. в Москве президент Венесуэлы Уго Чавес во время официального визита в Россию заявил, что его страна признает независимость двух государств - республик Абхазия и Южная Осетия. Под эгидой Евросоюза была создана международная независимая комиссия под руководством швейцарского дипломата Хайди Тальявини, которая со 2 декабря вела независимое расследование войны в Закавказье в августе 2008 г. Полный текст доклада состоит из трех томов и составляет 1120 страниц. Главный вывод экспертов - причиной крупномасштабной войны в Южной Осетии стало нападение Грузии на столицу республики - Цхинвал. В докладе отмечается, что это нападение не может быть оправдано с точки зрения международного права. Авторы доклада также указывают, что после того как российские миротворцы, находившиеся в Южной Осетии, были атакованы грузинскими войсками, Россия получила право на защиту, "используя военные меры, пропорциональные масштабу нападения" <10>. Военный ответ России признан законным действием. Комиссия ЕС указала: "Ни одно из объяснений, предоставленных властями Грузии для того, чтобы найти какую-либо форму юридического оправдания, не следует считать обоснованной" <11>. Начальная реакция российской стороны, заявлено в документе, носила оборонительный характер. -------------------------------- <10> Грузия - Россия: причины и последствия августовской войны (СНГ и регионы). Русская служба "Голоса Америки". URL:http:// www. voanews. com/ russian/ news/ for-mer_ussr/ russia-georgia_wqr_2009_09_30_62887887.php. <11> Конфликт на Кавказе начала Грузия. URL:http:// www. actualcomment. ru/ news/6710/.

Что можно сказать об итогах вооруженного конфликта? Достаточно убедительно стала выглядеть позиция России. Защитив Южную Осетию от физического уничтожения, Россия показала, что обладает политической волей и военными возможностями для того, чтобы играть свою традиционную роль на Кавказе - быть гарантом мира и спокойствия в регионе. Официальная позиция России по проблеме грузино-абхазского и грузино-югоосетинского урегулирования всегда носила сдержанный характер. Последовательно выполняя свои международные обязательства по сокращению военного присутствия в Грузии, продолжая играть ключевую роль в миротворческой операции в Абхазии и Южной Осетии, Россия постоянно заявляла как о своей поддержке территориальной целостности Грузии, так и об абсолютной недопустимости любых попыток решения абхазской и югоосетинской проблемы силовыми методами. Вместе с тем созданный усилиями США прецедент создания независимого государства Косово без учета мнения Сербии и международного сообщества, а также непредсказуемая, зачастую деструктивная линия поведения Грузии вынуждала руководство России корректировать свою прежнюю позицию и расширять контакты, прежде всего экономические, с республиками Абхазия и Южная Осетия, где более 90% жителей имеют российское гражданство. При этом в первую очередь Российская Федерация исходила из соблюдения основополагающих прав российских граждан, проживающих на территории до недавнего времени непризнанных республик. Российская Федерация как постоянный член Совета Безопасности ООН несет особую ответственность за поддержание мира и безопасности и на деле участвует в международных примирительных действиях на Кавказе. Российские миротворцы в рамках КСПМ СНГ в Абхазии и Смешанных сил по поддержанию мира в Южной Осетии до самого начала грузинской агрессии выполняли функции по предотвращению военных столкновений посредством разъединения противоборствующих сил, поддержанию режима безопасности, а также по созданию необходимых условий для осуществления политического урегулирования конфликтов. Уроки так называемой пятидневной войны, в результате которой на карте мира появились два новых независимых государства - Республика Абхазия и Республика Южная Осетия, будут еще долго изучать и анализировать политики, ученые-правоведы, историки и военные. Но уже всем очевидно, что планировавшаяся грузинским руководством "маленькая победоносная война" обернулась крахом для Грузии и свободой для народов Абхазии и Южной Осетии.

Название документа