Социально-демографические проблемы международных миграционных процессов Российской Федерации: региональные аспекты

(Тарасова Н. В.)

("Миграционное право", 2010, N 3)

Текст документа

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

МЕЖДУНАРОДНЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Н. В. ТАРАСОВА

Тарасова Н. В., заведующий сектором миграции Института социально-политических исследований Российской академии наук, кандидат экономических наук.

Вопросы изучения международной миграции как внешнего фактора демографического развития в контексте обеспечения демографической безопасности РФ сохраняют свою актуальность по той причине, что иммигранты фактически уже стали неотъемлемым атрибутом российской жизни и в условиях глобализации таковым и останутся. В условиях депопуляции они представляют единственный позитивный источник демографической динамики, противостоящий естественной убыли населения, причем не только на уровне России в целом, но и большинства ее областных регионов. Поэтому основные концептуальные вопросы миграционной политики - это, с одной стороны, определение потребности страны в иммигрантах и, с другой стороны, выявление возможностей их привлечения на российские территории. Первое (потребность в иммигрантах) предполагает оценки фактически складывающихся параметров миграции в контексте их соответствия концептуальным направлениям формирования населения в рамках тех или иных критериев (демографического, трудового, геополитического). Второе (возможность привлечения иммигрантов) сопряжено с оценками величины и социально-демографических характеристик миграционного потенциала, нацеленного на Россию из других государств, а главное - с возможностями его привлечения в страну.

В демографической сфере речь идет о необходимости оценок фактических миграционных параметров на базе двух взаимосвязанных групп критериев. Первый критерий - количественный, он ориентирован на оценку вклада миграции в изменение собственно численности населения. В отечественной науке и управленческой практике его чаще всего соотносят с концепцией стабилизации численности населения России в условиях депопуляции. Второй критерий - качественный, он предполагает достижение желаемого уровня численности страны при условии ненарушения гомогенности российского населения. В основном он ориентирован на решение комплекса проблем, связанных с расселением иммигрантов на российском пространстве. Последнее неизбежно сопряжено с разработкой подходов к выбору приоритетных территорий для привлечения мигрантов как одно из важнейших условий обеспечения не только демографической безопасности страны, но и ее национальной безопасности в целом.

Другими словами, для выявления позитивных и негативных аспектов фактически складывающихся в России параметров международной миграции, выступающей в роли внешнего фактора социально-демографического развития, одного демографического критерия оценки ситуации недостаточно. Для этих целей необходима системная оценка ситуации, которая учитывала бы как природу и функциональные особенности самого миграционного процесса, так и его временные и региональные особенности. Она (системная оценка) предполагает необходимость применения триединого критерия - собственно демографического (потребности в населении), экономического (потребности в трудовых ресурсах) и геополитического (обеспечение демографической безопасности Российской Федерации как одна из важнейших составляющих ее национальной безопасности).

С позиций данных критериев международная миграция в Российской Федерации продолжает сохранять проблемный характер по причине как продолжающейся естественной убыли населения, так и по-прежнему недостаточных для ее преодоления объемов иммиграции. Причем такая ситуация с теми или иными количественными вариациями имела место на протяжении всего периода депопуляции. На протяжении большей части изучаемого периода она складывалась в рамках тенденции снижения объемов международной миграции, что имеет место с середины 1990-х гг. Исключение - ситуация последних лет, когда объемы естественной убыли населения РФ резко сократились, а миграция - выросла. В результате к 2009 г. миграция усилила свои компенсаторные функции (рис. 1 и 2). Вместе с тем отмечаемый в середине 2000-х гг. всплеск прибытия в рамках международной миграции (с 2005 г.) существенных коррективов в сам миграционный тренд не внес - их значения к концу периода остались в диапазоне значений 2000-х гг. (2000 - 2001 гг.). В 2007 - 2008 гг. в среднем по России число международных мигрантов (прибывшие) фактически составило всего лишь 32 - 33% относительно уровня 1995 г.

1000,0

800,0 *

* *

600,0 * *

* *

*

400,0 *

* *

*

*

* * *

200,0 * *

*

* *

*

* * *

0,0 ==========================================================================

-200,0

х

-400,0 х

х

-600,0 х

х

х

х х

-800,0 х х х х х

х х

х х х

х х х

х

-1000,0

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

х Естественная убыль * Миграционный прирост

Рис. 1. Динамика естественной убыли и миграционного

прироста населения РФ, 1993 - 2008 гг., тыс. человек

100,0

о

90,0

80,0

о

70,0

60,0 о

о

о

50,0

о

о

40,0 о

30,0

о о

20,0

о

о

о

10,0 о о

о

0,0

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Миграционный прирост населения РФ в % к его

естественной убыли, 1993 - 2008 годы

В итоге рассмотренные выше позитивные сдвиги на уровне двух компонентов демографического развития (естественного движения и миграции) принципиальных изменений в ситуацию не внесли. Несмотря на отмечаемое во второй половине 2000-х гг. падение темпов депопуляции и увеличение объемов иммиграции, Россия продолжает терять свой "демографический" вес не только на мировом уровне, но и на постсоветском пространстве. Во второй половине 2000-х гг. удельный вес РФ в населении государств нового зарубежья впервые упал ниже уровня 50%, что указывает на изменение демографических паритетов на постсоветском пространстве, причем не в пользу России. Отметим, что такая динамика в основном сложилась за счет продолжающегося снижения демографического потенциала самой России и его быстрого наращивания в Среднеазиатском регионе и Азербайджане.

Одновременно произошли существенные изменения в международном миграционном обмене - они выразились не только в новой иммиграционной волне в РФ, спровоцированной международным экономическим кризисом, но и смещении акцентов в структуре ее основных миграционных доноров. Если в конце 1990-х гг. и первой половине 2000-х гг. наибольшую долю сальдо РФ в обмене с государствами нового зарубежья представлял Казахстан, то во второй половине 2000-х гг. - уже Узбекистан. В среднем за 2005 - 2008 гг. среднеазиатские государства совокупно сформировали 2/5 миграционного сальдо РФ, причем половина из них - это выходцы из Узбекистана. Принципиально, что данные изменения почти повсеместно (исключение - Казахстан) сопровождались уменьшением долевого участия русских в сальдо. Отметим и то, что ко второй половине 2000-х гг. иммиграция в Россию с постсоветского пространства в большинстве случаев утратила абсолютную доминанту русских в сальдо (50% и выше) - в 2005 - 2007 гг. ее сохранили только Казахстан, Туркмения и государства Балтии. В то же время налицо повсеместно выраженная тенденция роста миграционной активности титульных национальностей, особенно в государствах Средней Азии, хотя их долевое участие в сальдо намного ниже, чем русских. Исключение - Азербайджан, Армения и Таджикистан, где доля титульных иммигрантов превысила долю русских, причем в Азербайджане и Армении они составили не только относительное, но и абсолютное большинство (рис. 3).

100%

******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* *******

******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* *******

******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* *******

******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* *******

******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* *******

******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* *******

75% ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* *******

******* ******* ******* ******* ******* ******* ******* *******

ххххххх ******* ******* ******* ******* *******

ххххххх ******* ******* ******* *******

ххххххх ******* ******* *******

ххххххх ххххххх ******* *******

ххххххх ххххххх ******* *******

50% ххххххх ххххххх ******* *******

ххххххх ххххххх ******* *******

ххххххх ххххххх ******* *******

ххххххх ххххххх ******* ******* ххххххх

ххххххх ххххххх ******* ******* ххххххх

ххххххх ххххххх ******* ******* ххххххх

ххххххх ххххххх ххххххх

25% ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх

ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх

ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх

ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх

ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх

ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх

ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх ххххххх

0%

Азербайджан Армения Грузия ххххххх Киргизия Молдавия Таджикистан Туркмения Узбекистан Украина

Казахстан

-25%

Белоруссия

-50%

х Титульная национальность Русские * Другие

Рис. 3. Этническая структура сальдо международной миграции,

2005 - 2007 годы

В такой ситуации обеспечение мер демографической безопасности России не может не учитывать, с одной стороны, по-прежнему высоких потребностей страны в стабилизации численности населения за счет иммиграционного компонента и, с другой стороны, новых возможностей их удовлетворения - меняющейся не столько региональной, сколько этнодемографической структуры миграционного потенциала, нацеленного на Россию с постсоветского пространства. Последнее обстоятельство, как никогда раньше, выводит в ряд первоочередных проблемы не только экономической, но также и этнокультурной адаптации иммигрантов к российским условиям. При этом основным гарантом толерантного отношения россиян к иммигрантам (независимо от их национальной принадлежности) является экономическое возрождение российских территорий.

Далее. При выборе приоритетных территорий для привлечения мигрантов следует учитывать и то, что миграция - это закономерный процесс, имеющий социально-экономическую природу. Его направления и результативность во многом складываются под воздействием факторов долговременного характера (размещения производительных сил и региональной дифференциации условий жизнедеятельности населения). Одновременно миграция - это поведенческий процесс, направления которого в значительной мере определяет информационный фактор на уровне межличностных отношений. Другими словами, разработка региональных аспектов расселения мигрантов при прочих равных условиях не может не учитывать территориальных предпочтений мигрантов, и с этим нельзя не считаться. Это тем более важно, что роль международной миграции в региональном демографическом развитии РФ оставалась значимой и широко распространенной не только на пике их значений (первая половина 1990-х гг.), но даже на их минимальном уровне (первая половина 2000-х гг.).

Сказанное выражается в первую очередь в том, что данный миграционный компонент сохранил ведущие позиции на многих территориях страны. По итогам миграции за 2002 - 2006 гг. они лидировали в сальдо 21 областного региона РФ (это около 24% общей численности постоянного российского населения). Еще в 13 областных регионах (это почти 20% постоянных жителей страны) доля международной миграции составляла более 50% относительно внутрироссийского сальдо. В последующие годы (2007 - 2008 гг.) их позиции вновь резко укрепились - по итогам данного периода их лидерство распространилось уже на 39 областных регионов, или 49,5% постоянных жителей РФ на начало 2009 г. Еще на 9 территориях (это 26,3% россиян) сальдо международной миграции составляло более половины его совокупной величины. Кроме того, с середины 2000-х гг. в РФ резко расширился ареал тяготения международных мигрантов. В 2007 г. в Российской Федерации единственно Чеченская Республика имела отрицательное сальдо международного обмена; а в 2008 г. оно повсеместно было положительным. Для сравнения: в 2003 - 2004 гг. таких территорий было 24 - 26, в 2005 - 2006 гг. - соответственно 14 и 7.

Данная тенденция, безусловно, позитивна для демографического развития российских регионов в условиях депопуляции, тем более что она сложилась в основном за счет выросшего притока международных мигрантов в РФ и одновременного сокращения оттока населения за ее пределы (рис. 3). Однако она не может быть долговременной ввиду постепенного уменьшения данного миграционного потенциала в странах его традиционного выхода. В пользу данного вывода, в частности, говорит тот факт, что уже в 2008 г. миграционный оборот международной миграции России не превысил уровня 2007 г. Сказанное означает, что в дальнейшем внутрироссийская миграция не только вернет, но и, скорее всего, усилит свои лидирующие позиции в региональном демографическом развитии.

Международный миграционный баланс российских областных регионов демонстрирует достаточно пеструю и в типовом, и региональном отношении картину, касающуюся особенностей вклада международной миграции в территориальную динамику численности населения. В целом здесь важно то, что в рамках изучаемого периода (1997 - 2008 гг.) их роль чаще была позитивна, чем негативна. Это выразилось в том, что в ареалах притока населения международная миграция практически повсеместно усиливала эффект внутрироссийской межрайонной миграции, а в ареалах его оттока она в большинстве случаев сдерживала миграционные потери (регионы постоянной группы оттока, а в 2000-е гг. - подавляющее большинство регионов новой группы). Противоположная ситуация, когда международная миграция усиливала интенсивность межрайонных миграционных потерь населения, в целом не получила широкого распространения в российских регионах.

Другими словами, на региональном уровне демографический вклад стационарной международной миграции в целом позитивен - они при прочих равных условиях в той или иной мере сглаживают либо естественные потери населения, либо еще и межрайонную миграционную убыль населения. Во второй половине 2000-х гг., после долговременного спада объемов и интенсивности международной миграции в РФ, она усилила свои лидирующие позиции в качестве компонента демографической динамики. В первую очередь это коснулось так называемых новых регионов межрайонных миграционных потерь населения в европейской части страны. Вместе с тем принципиальных (качественных) изменений в миграционной ситуации в российских регионах не произошло в том смысле, что типовые характеристики территориальных миграционных балансов (регионы-доноры и регионы-реципиенты) в большинстве случаев продолжают складываться под воздействием внутрироссийской межрайонной миграции. И в этом смысле в настоящее время на российском пространстве международная миграция чаще всего остается хотя и значимым, но все-таки второстепенным компонентом не только миграционной, но и демографической динамики в целом.

Название документа