Вопросы обеспечения национальной безопасности субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа
(Лялякин Ю. А.)
("Миграционное право", 2010, N 3)
Текст документа
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Ю. А. ЛЯЛЯКИН
Лялякин Ю. А., преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, национальные интересы России - это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Социально-экономическое и геополитическое положение Дальневосточного федерального округа (ДФО) определяет заинтересованность иностранных государств, в частности стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в распространении своего влияния на Дальний Восток.
Дальний Восток является стабильным потребителем иностранной рабочей силы, и количество иностранных граждан, въезжающих по рабочим визам, ежегодно увеличивается. В 2009 г. в округе сохранилась тенденция к увеличению притока иностранных граждан и лиц без гражданства, используемых в качестве рабочей силы в различных сферах производственной деятельности.
На территорию ДФО ежегодно въезжает в среднем 400 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Основная доля иностранных граждан, в том числе граждан КНР, въезжает в приграничные, являющиеся наиболее экономически активными, регионы: Приморский и Хабаровский края; Амурская, Сахалинская и Еврейская автономная области.
В соответствии с задачами, определенными решениями Совета Безопасности Российской Федерации, органами внутренних дел по Дальневосточному округу во взаимодействии с правоохранительными органами и контролирующими структурами реализуется целый комплекс мер по обеспечению правопорядка, национальной и общественной безопасности в регионе.
В 2009 г. проведено 23 687 оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства и проверен 135 081 объект народного хозяйства. Выявлено 141 076 нарушений миграционного законодательства. Кроме этого, в период с 2004 по 2009 г. количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, увеличилось на 9,0% (рост отмечен во все годы, за исключением 2007 г.). В свою очередь, в период с 2004 по 2009 г. также возросло (на 9,8%) количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (рост отмечен во все года, за исключением 2007 и 2008 гг.).
Хотя и преступная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства не оказывают какого-либо влияния на оперативную обстановку на территории округа, в общем массиве преступлений их количество составляет 0,6%, однако наличие на территории округа значительного количества иностранных граждан, в основной своей массе готовых трудиться, в том числе и нелегально, на условиях, неприемлемых для российских граждан, в период кризисных проявлений в экономике страны и увеличения безработицы, может оказать негативное влияние на состояние социальной обстановки в субъектах Федерации округа. Некоторая часть населения округа начинает считать мигрантов виновниками своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентами на рынке труда и жилья, на которых они сами испытывают немалые трудности.
Общность интересов транснационального криминала при совершении преступлений по усилению своего влияния в экономике региона и органах управления требует от правоохранительных органов приграничных государств активизации работы по противодействию международным организованным преступным группам.
В этой связи основным направлением деятельности органов внутренних дел на территории ДФО является организация международного сотрудничества и осуществление взаимодействия с правоохранительными органами Китайской Народной Республики (КНР) и Японии по вопросам противодействия трансграничной преступности.
В связи с тем, что особенностью экономики ДФО является преобладание в ней ресурсной составляющей, особое внимание сосредоточено на бюджетообразующих отраслях экономики. Межведомственное взаимодействие осуществляется в рамках исполнения Плана декриминализации основных отраслей экономики Дальнего Востока на 2008 - 2010 гг. Совместно с таможенными и пограничными подразделениями организована работа оперативных групп по контролю за сохранностью и экспортом лесных и водных биологических ресурсов, проведение совместных специальных операций.
Международное взаимодействие Главного управления МВД России по ДФО с правоохранительными органами КНР осуществляется на основании Соглашения от 26.06.2002 о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства общественной безопасности Китайской Народной Республики в приграничных районах двух стран, Протокола международной встречи от 2 марта 2006 г. "О создании совместной рабочей группы по сотрудничеству МВД РФ и МОБ КНР в борьбе с трансграничной преступностью", подписанных в г. Пекине.
В целях обеспечения успешного и эффективного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью между руководством ГУ МВД России по ДФО, МВД, УВД округа и Управлением общественной безопасности (УОБ) провинции Хэйлунцзян КНР ежегодно проводятся рабочие встречи, поочередно на территории Дальневосточного федерального округа и провинции Хэйлунцзян КНР.
В течение 2001 - 2009 гг. руководителями ГУ МВД России по ДФО, МВД, УВД округа проведено 27 встреч с руководителями правоохранительных органов КНР, в том числе 14 встреч проходило на территории Российской Федерации. Основными направлениями сотрудничества являются: борьба с терроризмом, незаконным оборотом и контрабандой биоресурсов и лесопродукции, контрафактом и фальшивомонетничеством, преступлениями в кредитно-финансовой сфере, а также перекрытие наркотрафика и каналов ввоза оружия, организации обмена оперативной информацией в отношении транснациональных группировок.
В целях своевременного реагирования на изменение криминогенной ситуации в округе, а также выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с деятельностью преступных групп на территории приграничных районов, в рамках единого банка данных оперативно-розыскной информации ГУ МВД России по ДФО, на базе программно-прикладного комплекса управления базами данных "Кронос-Плюс" формируется массив о транснациональных преступлениях, гражданах КНР и России, задержанных на сопредельных территориях.
Согласно правилам обмена информацией о ситуации, связанной с преступностью, закрепленным в протоколах совещаний 2004 - 2005 гг. между Управлением общественной безопасности провинции Хэйлунцзян КНР и органами внутренних дел Дальневосточного федерального округа, направлены сведения о преступной деятельности граждан КНР на территории Дальневосточного федерального округа.
В текущем периоде 2005 - 2010 гг. взаимодействие ГУ МВД России по ДФО с УОБ провинции Хэйлунцзян КНР осуществлялось в рамках дел оперативного учета и уголовных дел, находящихся в производстве ГУ МВД России по ДФО и органов внутренних дел субъектов ДФО, в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями об обмене информацией.
В результате принимаемых правоохранительными органами Дальневосточного региона мер по реализации принятых решений доля преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, работающими по найму (т. е. категория лиц, деятельность которых наиболее подвержена контролю правоохранительных органов), а также прибывшими на территорию Российской Федерации нелегально (выявление и пресечение деятельности которых также является задачей правоохранительных органов), постоянно снижается и составляет в среднем 20% от общего количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Помимо этого, на результатах служебной деятельности по реализации государственной миграционной политики положительно сказывается тесное взаимодействие территориальных подразделений органов внутренних дел и миграционной службы на основе планов взаимодействия, предусматривающих взаимный обмен информацией, проведение совместных проверок мест режима пребывания иностранных граждан, физических и юридических лиц, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, инструктаж патрульно-постовых нарядов по применению миграционного законодательства.
Органами внутренних дел ДФО осуществляется работа по совершенствованию механизма практического взаимодействия в рамках межгосударственных соглашений по наиболее важным направлениям:
- борьба с терроризмом и транснациональными организованными преступными группами, занимающимися незаконным оборотом оружия;
- взаимодействие в сфере противодействия незаконному обороту и контрабанде биоресурсов, лесоматериалов и контрафактной продукции;
- перекрытие каналов транспортировки наркотиков через Государственную границу;
- совершенствование организации информационного обмена при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- выявление и пресечение каналов незаконной миграции.
Примерами взаимодействия правоохранительных органов приграничных государств могут служить следующие факты:
- в адрес ГУ МВД России по ДФО из УОБ провинции Хэйлунцзян КНР поступила информация о российских гражданах, задержанных на пропускном пункте г. Хэйхэ КНР при попытке въехать на территорию КНР с оружием. Информация об изъятии оружия российского производства, поступившая из УОБ провинции Хэйлунцзян КНР, использована в целях своевременного предупреждения и пресечения фактов, связанных с незаконным оборотом оружия на территории России и возможного совершения диверсионно-террористических актов;
- в адрес ГУ МВД России по ДФО из УОБ провинции Хэйлунцзян КНР поступил ответ на запрос на установление местонахождения и рода деятельности гражданки Российской Федерации, ее связей среди граждан КНР, которые, по имеющейся информации, организовали переправку девушек из России в КНР, с дальнейшим насильственным вовлечением в занятие проституцией;
- в прокуратуру Хабаровского края обратились сотрудники прокуратуры г. Фуюань провинции Хэйлунцзян КНР по вопросу установления местонахождения гражданки Ли Чунчен, которая совершила тяжкое преступление экономического характера на территории КНР и по поддельному паспорту въехала на территорию РФ, отстала от своей туристической группы и осталась на территории России. В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками УВД по Хабаровскому краю Ли Чунчен была обнаружена и сопровождена в КНР.
Реализация в ДФО широкомасштабных социально-экономических проектов потребует привлечения в регион значительных трудовых ресурсов из других государств и территорий нашей страны. Несмотря на сокращение выделенных квот на использование иностранной рабочей силы, в связи с малочисленностью местного населения и нехваткой трудовых ресурсов, в субъекты Федерации округа продолжится приток мигрантов, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Для правоохранительных органов округа проблемными в работе с иностранцами являются ситуации при их задержании без документов, удостоверяющих личность. Время нахождения доставленных в дежурные части органов внутренних дел граждан, в том числе и иностранцев, законодательно ограничено тремя часами, что недостаточно для процедуры установления их личности, документирования и привлечения к административной ответственности. Как правило, иностранные граждане умышленно не представляют документы, удостоверяющие личность, с целью избежания административного наказания и последующего выдворения.
В 2009 г. за грубое нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации по решениям судов выдворены в административном порядке более полутора тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Практика применения данной процедуры показала, что на сегодняшний день выдворение за пределы Российской Федерации является наиболее действенным инструментом в вопросе противодействия незаконной миграции.
Однако в субъектах Федерации округа до настоящего времени не решен вопрос о создании центров временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих по решению суда депортации или административному выдворению.
Прогноз развития криминогенной ситуации среди иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях кризисных проявлений в экономике страны и показатели состояния преступности в 2004 - 2009 гг. среди иностранных граждан и лиц без гражданства дают основание полагать, что в 2010 г. будет отмечен дальнейший рост преступлений экономической направленности, в том числе в виде хищений чужого имущества (кражи, мошенничества, грабежи, разбои) и контрабанды.
В этой связи анализ ситуации показывает на необходимость комплексного решения вопросов нормативного, политического и социально-экономического характера; правовые, экономические, организационные и другие меры, которые необходимо предпринять по совершенствованию деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по обеспечению бесконфликтного разрешения противоречий, возникающих в связи с возможным перенасыщением рынка труда иностранной рабочей силой.
Учитывая, что основная доля преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, совершается гражданами стран Содружества Независимых Государств (СНГ), целесообразно развивать сотрудничество с правоохранительными органами этих государств.
В целях совершенствования совместной с государствами - участниками СНГ деятельности по борьбе с преступностью необходимо оптимизировать взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ, в частности упростить процедуры выполнения следственных и оперативно-розыскных мероприятий на территории других стран в целях выявления, закрепления и использования доказательной информации о регистрации предприятий, движении материальных ценностей и денежных средств, местонахождении отдельных лиц и пр.
В реализации решений, направленных на комплексное развитие Дальневосточного региона, вопросы обеспечения безопасности, для активизации принимаемых мер по профилактике правонарушений и борьбы с преступностью целесообразно:
с целью обеспечения национальной безопасности и защиты интересов России в экономической сфере внести изменения и дополнения в нормативно-правовые акты (в административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты в сфере международных отношений):
- о запрете условно-досрочного освобождения иностранных граждан и лиц без гражданства;
- о порядке закрепления иностранных граждан и лиц без гражданства за предприятиями и организациями, исключающем самостоятельный поиск ими места работы;
- о дактилоскопической регистрации прибывающих иностранных граждан и лиц без гражданства;
- о механизме легализации иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих пребывать и трудиться в Российской Федерации на законных основаниях;
- о внесении изменений и дополнений в миграционное законодательство Российской Федерации с целью более четкого регламентирования механизма постановки на учет иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе понятий "место временного пребывания иностранного гражданина" и "ответственность приглашающей стороны";
- о закреплении полномочий по созданию и содержанию центров временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих по решению суда депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, за уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- повысить эффективность мониторинга в сфере трудовой миграции, отслеживания процессов высвобождения иностранной рабочей силы и оперативно вносить предложения по корректировке квот на ее использование;
- в целях предупреждения преступлений и правонарушений в сфере межнациональных отношений принять региональные программы по противодействию экстремизму;
в целях профилактики преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства и корректировки миграционной политики Российской Федерации подразделениям ФМС России, органам внутренних дел во взаимодействии с другими правоохранительными структурами и ведомствами организовать проведение оперативно-профилактических мероприятий:
- в местах массового пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран СНГ, с целью выявления нарушений паспортного режима и других нарушений миграционного законодательства, установления фактических целей пребывания и рода деятельности иностранных граждан;
- на предприятиях промышленного, лесопромышленного, строительного, транспортного, жилищного комплекса, в сфере потребительского рынка, торговли и общественного питания с целью выявления нарушений миграционного и налогового законодательства как иностранными гражданами, так и российскими физическими и юридическими лицами, деятельность которых связана с привлечением иностранной рабочей силы;
- по выявлению деятельности юридических и физических лиц, преступных групп, связанных с организацией незаконной трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляющих подделку миграционных документов, а также организацией торговли людьми;
- по выявлению и пресечению противоправной деятельности должностных лиц, оказывающих содействие в перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации, осуществлении данной категорией лиц незаконной трудовой деятельности, а также способствующих их легализации на территории Российской Федерации.
Название документа