Ассоциация государств Юго-Восточной Азии: становление и развитие
(Ле Ван Бинь) ("Российский юридический журнал", 2010, N 3) Текст документаАССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ЛЕ ВАН БИНЬ
Ле Ван Бинь - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры международного права юридического факультета Ханойского государственного университета, докторант кафедры международного и европейского права юридического факультета Казанского государственного университета (Вьетнам, Ханой).
Предложен краткий анализ базовых документов АСЕАН, рассмотрены основные направления деятельности и развития этой международной организации.
Ключевые слова: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Устав, Бангкокская декларация, Балийские соглашения.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations - ASEAN) была основана 8 августа 1967 г. в Бангкоке пятью государствами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. Позже присоединились Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. В настоящее время АСЕАН включает 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея, заявку на получение такого статуса подал Восточный Тимор. Бангкокская декларация АСЕАН 1967 г. <1> установила следующие цели: -------------------------------- <1> Тексты Декларации и других документов АСЕАН приводятся по электронной публикации на официальном сайте организации: URL: http://www. aseansec. org.
ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса государств Юго-Восточной Азии; укрепление мира и региональной стабильности; расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров; развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства; расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц; установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями. В Бангкокской декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом был зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по вопросам реализации положений Декларации, приема новых членов, обсуждать проблемы деятельности Ассоциации. Юридической основой взаимоотношений стран Ассоциации служат также Декларация согласия АСЕАН 1976 г. ("Балийское согласие-1"), вторая Декларация согласия АСЕАН 2003 г. ("Балийское согласие-2"), а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), допускающий возможность присоединения к этому договору внерегиональных государств. В октябре 2003 г. к Балийскому договору присоединились Китай и Индия, в июле 2004 г. Япония и Пакистан, в ноябре 2004 г. Российская Федерация и Южная Корея, в июле 2005 г. Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. Австралия. Ежегодно проводимые мероприятия АСЕАН - конференция министров иностранных дел АСЕАН, совещание регионального форума АСЕАН, встречи по диалогу с внерегиональными партнерами. Регулярный характер приобрели ежегодные встречи с представителями внерегиональных партнеров (США, Канада, Япония, Южная Корея, Китай, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Индия, ЕС) по схемам "10 + 1", "10 + 3", "10 + 10", т. е. асеановская "десятка" плюс один, три, десять партнеров. Такие встречи являются важными формами сотрудничества для получения взаимной выгоды и сохранения мира, достижения стабильности и развития Юго-Восточной Азии и всего мира. Первоначальная роль Ассоциации была скорее политической, нежели экономической. Наиболее значительные соглашения заключались государствами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности. К таким соглашениям относятся Декларация 1971 г., определяющая Юго-Восточную Азию как зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. и Декларация согласия АСЕАН. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и создание сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Декларация согласия АСЕАН содержит принципы сотрудничества внутри АСЕАН в политической, экономической и других областях. В 2004 г. для укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г. в ходе 13-го Саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, проект устава был формально вынесен на обсуждение. Группе из десяти лидеров АСЕАН (по одному от каждого государства-члена), названной "Группа выдающихся людей АСЕАН", поручили подготовить рекомендации по проекту Устава. Принятие Устава стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. Устав АСЕАН официально вступил в силу 15 декабря 2008 г. после ратификации государствами-членами. В ст. 1 Устава закреплены, в частности, следующие цели: поддержание и укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе; укрепление стабильности в регионе путем развития сотрудничества в области политики, безопасности, экономики и социально-культурной сфере; сохранение статуса Юго-Восточной Азии как региона без ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения; обеспечение мирного сосуществования народов и государств - членов АСЕАН с другими странами в обстановке справедливости, демократии и согласия; создание единого рынка, стабильной, экономически успешной промышленной базы с высокой конкурентоспособностью и экономически связанной с эффективной помощью торговле и инвестициям, при которой обеспечивается свободный оборот товаров, услуг, капиталов; снижение масштабов нищеты и сокращение разрыва в уровне развития между государствами - членами АСЕАН на основе взаимной помощи и сотрудничества; развитие демократии, повышение эффективности государственного управления, обеспечение верховенства закона, защита и укрепление прав человека и основных свобод с учетом прав и обязанностей государств - членов АСЕАН; эффективное реагирование на любые угрозы, транснациональные преступления, трансграничные вызовы в соответствии с принципами всесторонней безопасности; содействие устойчивому развитию для обеспечения охраны окружающей среды региона, поддержания запасов природных ресурсов, сохранения культурного наследия и высокого уровня жизни населения; развитие людских ресурсов посредством более тесного сотрудничества в области образования, науки и технологий для расширения возможностей населения АСЕАН и развития сообщества АСЕАН; развитие сотрудничества в создании для населения АСЕАН благоприятных и безопасных условий жизни; сохранение центральной и инициативной роли АСЕАН как главной движущей силы в отношениях и сотрудничестве с внешними партнерами в рамках региональной структуры, открытой для всех, построенной на принципах недискриминации и транспарентности. После вступления Устава в силу АСЕАН становится истинной межправительственной организацией. При этом Устав - правовая база для развития внутренней и внешней политики АСЕАН. Поскольку Устав служит основанием компетенции АСЕАН, то любое его изменение также должно производиться в договорном порядке согласно правилам, предусмотренным Уставом. В ст. 48 Устава установлена следующая процедура внесения изменений: "1) всякое государство-член имеет право предлагать внести изменения в Устав; 2) предложенные изменения решением Координационного совета, принятым на основе консенсуса, передаются на Саммит АСЕАН; 3) изменения в Уставе должны быть приняты на Саммите АСЕАН на основе консенсуса и ратифицированы всеми государствами - членами АСЕАН в соответствии со статьей 47; 4) изменения вступают в силу через 30 дней с момента сдачи в архив Генеральным секретарем АСЕАН последнего документа о ратификации". В Уставе АСЕАН еще нет положений о международной правосубъектности, которые закреплены в учредительных документах многих межправительственных организаций. Статья 3 Устава лаконична: "С настоящего времени в качестве межправительственной организации АСЕАН является юридическим лицом". Статья 41 констатировала, что АСЕАН вправе "заключать договоры со странами, организациями и институтами микрорегиона, региона и всего мира". Таким образом, АСЕАН обладает договорной правоспособностью. В ближайшем будущем, очевидно, будет рассмотрен вопрос о правосубъектности АСЕАН, а затем она будет закреплена в Уставе или других основополагающих актах. Примером для АСЕАН в этой области может быть ст. 15 Хартии Шанхайской организации сотрудничества ("Правоспособность"): "ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач. ШОС пользуется правами юридического лица..." <2>. -------------------------------- <2> Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.) // СЗ РФ. 2006. N 43. Ст. 441.
Ранее отмечалось, что в АСЕАН участвуют 10 государств, но организация не является закрытой. Вопрос о приеме в АСЕАН новых членов решается следующим образом. Государство, желающее стать членом АСЕАН, должно отвечать четырем критериям: 1) располагаться в Юго-Восточной Азии; 2) иметь согласие всех государств - членов АСЕАН; 3) признавать и соблюдать Устав; 4) иметь возможность выполнять обязанности члена АСЕАН и быть готовым к этому. Органы АСЕАН определены в гл. 4 Устава: Саммит АСЕАН (высший орган АСЕАН), Координационный совет, советы сообщества (совет сообщества политики и безопасности, совет экономического сообщества и совет социально-культурного сообщества), специальные (отраслевые) органы министерского уровня, генеральный секретарь и секретариат АСЕАН, Комитет постоянных представителей государств - членов АСЕАН, национальные секретариаты АСЕАН, орган прав человека и фонд АСЕАН. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который назначается высшим органом АСЕАН сроком на пять лет и является высшим административным лицом АСЕАН. Именно генеральный секретарь может выполнять функции примирения, посредничества и контроля за соблюдением рекомендаций и актов, разрешающих споры по процедурам АСЕАН. В гл. 5 Устава "Институты, связанные с АСЕАН" урегулированы вопросы взаимодействия с институтами, которые могут содействовать АСЕАН, в том числе в достижении ее целей и реализации принципов. К таким институтам Устав отнес Межпарламентскую ассамблею АСЕАН, ассоциации и союзы промышленников и предпринимателей в различных сферах деятельности (транспорт, химическая промышленность, туризм, страхование и т. п.), международные неправительственные организации АСЕАН. Порядок взаимодействия органов АСЕАН с этими институтами определяется Комитетом постоянных представителей по рекомендации генерального секретаря АСЕАН. В гл. 6 Устава урегулированы вопросы привилегий и иммунитетов АСЕАН и его должностных лиц. В целом предложенное регулирование традиционно для международных организаций. В соответствии с гл. 7 решения в органах АСЕАН принимаются на основе обмена мнениями и консенсуса. В АСЕАН Устав закрепляет, что в отличие от других международных организаций если вопросы не были решены таким способом, то они выносятся на Саммит лидеров АСЕАН. В гл. 8 Устава, посвященной разрешению споров, отражены в том числе следующие вопросы: общие принципы; добрые услуги, посредничество и примирение; механизмы разрешения споров, определенные в международных соглашениях; создание механизмов разрешения споров; порядок разрешения споров, не урегулированных названными механизмами; исполнение решений. Устав предлагает разнообразные средства разрешения споров в АСЕАН. Подчеркивается преимущество разрешения споров между государствами-членами путем диалога, обмена мнениями и переговорными средствами, с помощью посредничества, примирения, арбитража. Стороны могут самостоятельно создавать соответствующие механизмы. Для разрешения споров, связанных с экономическими соглашениями, в которых не указано, какими средствами они должны быть урегулированы, используются средства, закрепленные во Вьентьянском протоколе об усовершенствованном механизме разрешения споров в АСЕАН. Иные споры разрешаются на основе Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Устава АСЕАН. Споры, не урегулированные названными средствами, направляются Саммиту АСЕАН. Подводя итоги краткого обзора Устава АСЕАН, можно отметить, что он стал первым документом за 40 лет с момента создания организации, имеющим обязательную юридическую силу для всех стран-членов, а также главной юридической гарантией существования сообщества государств Юго-Восточной Азии.
Название документа