Процедура производства гражданского ареста в странах англосаксонской правовой семьи

(Деева Ю. И.) ("Российский следователь", 2010, N 9) Текст документа

ПРОЦЕДУРА ПРОИЗВОДСТВА ГРАЖДАНСКОГО АРЕСТА В СТРАНАХ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ <*>

Ю. И. ДЕЕВА

Деева Ю. И., адъюнкт ВНИИ МВД России.

В статье рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся круга лиц, уполномоченных производить задержание на территории Российской Федерации, анализируется мировая практика производства гражданского ареста (ареста, производимого лицом, не наделенным для этого специальными полномочиями, но ставшего свидетелем либо жертвой уголовного преступления) на примере Великобритании. Детально описываются правовая регламентация, условия применения, последствия неправомерного применения гражданского ареста, а также описана возможная процедура самоареста в США.

Ключевые слова: задержание, гражданский арест, Великобритания, полномочия, преступление, регламентация, правонарушитель, охрана общественного порядка.

The article considers certain issues related to the set of people empowered to execute detention on the territory of the Russian Federation; analyses world practice of civil arrest (arrest executed by a person not specially empowered, but become a witness or a victim of crime) at the example of the Great Britain. The author describes in detail legal regulation, conditions of application, and consequences of illegal application of civil arrest and also describes the possible procedure of self-arrest in the USA.

Key words: detention, civil arrest, Great Britain, powers, crime, regulation, violator of law, maintenance of public order.

Реалии современного мира со всей убедительностью подтверждают настоятельную необходимость объединения усилий государства и общества в противодействии вызовам криминального характера. Постоянное сотрудничество правоохранительных органов с населением стало жизненной необходимостью в связи с учащением таких негативных явлений, как организованная преступность, терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков, и лишь совместными усилиями возможна эффективная борьба с этими преступлениями. Во многих странах одной из форм такого сотрудничества является гражданский арест, т. е. арест, производимый лицом, не наделенным для этого специальными полномочиями (в частности, не являющимся представителем исполнительной власти, например полицейским), но ставшим свидетелем либо жертвой уголовного преступления <1>. Так, граждане обладают законодательно закрепленными полномочиями пресекать преступления, а также доставлять нарушителей в органы полиции или суда. -------------------------------- <1> В данном случае имеется в виду преступление, за которое лицо подвергается преследованию путем предания суду присяжных при подаче в суд обвинительного акта с предварительным допросом, наказанием по данной категории преступлений, как правило, является лишение свободы на срок более одного года.

Российскому законодательству незнакомо такое понятие, как "гражданский арест". Конституция РФ указывает на недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности, предусматривая повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, и допускает возможность ограничения данного права лишь в той мере, в какой это необходимо в определенных Конституцией РФ целях и лишь в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 55). Закрепление в законе возможности ограничения свободы и личной неприкосновенности является в данном случае результатом законодательного разрешения коллизии между правом каждого на свободу и обязанностью государства обеспечить посредством правосудия защиту значимых для общества ценностей. Задержание как мера процессуального принуждения существует в административном и уголовном процессах Российской Федерации. В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ "административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять: 1) должностные лица органов внутренних дел (милиции); 2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; 3) должностные лица военной автомобильной инспекции; 4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции); 5) должностные лица таможенных органов; 6) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 8) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию; 9) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов" <2>. -------------------------------- <2> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. и доп. от 9 марта 2010 г. N 20-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Статья 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы <3>. -------------------------------- <3> См.: Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с изм. и доп. от 9 марта 2010 г. N 19-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

Таким образом, законодательство Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, уполномоченных производить задержание. Однако в настоящее время мы подошли к рубежу, когда использования только уголовного и административно-правового механизма воздействия на правонарушителей явно недостаточно, и в этой ситуации несомненное значение имеет изучение зарубежного опыта. Как уже упоминалось выше, во многих развитых правовых системах существует такое понятие, как "гражданский арест" <4>, а процедура его производства детально регламентируется законодательством страны. В этом случае граждане, не являясь сотрудниками правоохранительных органов, вправе производить задержание лица, совершившего преступление. -------------------------------- <4> Гражданский арест распространен в Австралии, Канаде, Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Мексике, Португалии, Швеции, США и ряде других стран.

Наибольшее распространение гражданский арест получил в странах англосаксонского права, главным образом в США и Англии. На протяжении многих лет в Великобритании отсутствовало понятие полицейских сил (вплоть до конца XVIII в.) - охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности вменялись в обязанность каждому члену общества. Еще до возникновения современной структуры правоохранительных органов Великобритании Винчестерский статут 1285 г. установил нормы общего права, которые нашли свое применение и в современном мире - право граждан осуществлять гражданский арест. В настоящее время производство гражданского ареста в Англии и Уэльсе регламентируется разделом 24А Закона о полицейских и уголовных доказательствах 1984 г. с поправками, внесенными Законом о полиции и борьбе с серьезной организованной преступностью 2005 г.; в Северной Ирландии дело обстоит так же, как в Англии и Уэльсе; в Шотландии же нет законодательного определения гражданского ареста, тем не менее нормы общего права оговаривают, что каждый правонарушитель может быть задержан лицом, не состоящим на службе в правоохранительных органах. Закон уполномочивает граждан производить арест в следующих случаях: - лицо застигнуто непосредственно в момент совершения преступления или имеются достаточные данные подозревать конкретное лицо в его совершении; - лицо, совершившее преступление, объявлено в розыск. В целях соблюдения законности производимого ареста следует учесть два условия: а) необходимо осознавать, что борьба с преступностью - прерогатива правоохранительных органов и процедура гражданского ареста является исключением, вызванным необходимостью; б) наличие достаточных данных полагать, что арест необходим, при одном из следующих обстоятельств: - причинен вред жизни и здоровью самого правонарушителя или окружающим; - причинен материальный ущерб; - а также в случае, когда есть реальная необходимость в задержании преступника до приезда полиции. Круг полномочий граждан при осуществлении ареста значительно уже, чем у полицейских, в частности, гражданский арест запрещается производить: - на избирательном участке в отношении лица, нарушившего нормы избирательного права; - в отношении нарушителей, вызывающих религиозную вражду или расовую ненависть, и некоторые другие ограничения. При осуществлении задержания правонарушитель должен быть проинформирован о происходящем, а также в совершении какого преступления он подозревается. Необходимо учитывать, что лицо, производящее гражданский арест, подвергает риску свою жизнь и здоровье, а кроме того, должно быть готово к возможным судебным искам или даже привлечению к уголовной ответственности, если в ходе задержания были нарушены гражданские права арестованного. Таким образом, проявляя гражданскую сознательность и производя арест, лицо может оказаться за чертой закона, и при этом неважно, насколько благими были его намерения. В случае задержания лица, не совершавшего преступление, арестованный вправе предъявить иск за незаконный арест, даже если все видимые признаки указывали на причастность лица к совершению преступления, а если событие произошло в общественном месте, то лицо, производившее гражданский арест, может быть обвинено в клевете. Гражданские или уголовные санкции могут также повлечь применение излишней физической силы или отсутствие достаточных оснований для ареста. Кроме того, является нарушением прав подозреваемого причинение ему вреда, явно не соответствующего тяжести правонарушения, причинение умышленного вреда жизни и здоровью, а также промедление в доставлении преступника в органы власти. Как видим, производство гражданского ареста содержит множество нюансов, которые необходимо учитывать, чтобы действовать в рамках закона. Интересна в этом плане и практика США. В американском праве также есть такое понятие, как "гражданский арест", лицо, ставшее свидетелем преступления, обязано не только сообщить об этом в правоохранительные органы, но также имеет право и по возможности даже обязано произвести задержание преступника. Студенты Оклахомского университета решили предложить свою поправку к этой норме. С их точки зрения, любой человек, совершивший преступление, обязан подвергнуть себя процедуре гражданского самоареста. В помощь тем, кто уже готов пойти на эту процедуру, они выложили на университетском сайте специальную форму, заполнив которую, человек может легко подвергнуть себя самоаресту. В анкете необходимо указать личные данные и вид преступления, в котором человек сам себя подозревает. Как и любому лицу, подвергнутому задержанию, разъясняются его права: "Я нахожусь под арестом, я имею право хранить молчание или сделать заявление, но все сказанное может быть использовано против меня...". Далее арестованному предлагается инструкция по поведению. Пункт первый гласит: "Оставайтесь дома. Если Вы вне дома, немедленно вернитесь". Далее необходимо приготовить пачкающий раствор, окунуть в него пальцы и оставить отпечатки. Можно облегчить задачу полиции: найти приемлемую фотографию и приклеить ее на этот донос на самого себя. Далее следует подписать его и отослать по почте в полицию, для чего самоарестованному разрешается совершить одну прогулку до почтового отделения <5>. -------------------------------- <5> URL: http://www. ou. edu/oupd/selfarr2.php.

Подобным образом, скорее всего, была высмеяна истовая законопослушность отдельных граждан или, скажем, несовершенство отдельных норм закона, регламентирующего производство гражданского ареста. Во всяком случае, число самоарестованных за семь лет существования этого сайта составило почти полмиллиона человек. Несмотря на комичность описанной выше ситуации, необходимо признать, что без народной поддержки милиция не может эффективно бороться с преступностью. Решение задач, стоящих перед органами внутренних дел по укреплению правопорядка и борьбе с криминальными проявлениями в обществе, невозможно без всесторонней и действенной помощи со стороны населения, и сегодня все обстоятельства располагают к тому, чтобы активно привлекать граждан, общественные формирования и общество в целом, но в настоящее время главным препятствием к этому является отсутствие закона прямого действия, предоставляющего гражданам право на участие в охране общественного порядка.

Название документа